Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2.4.Конкуренция и конкурентоспособность АТП



Неотъемлемыми элементами деятельности предприятий на рынке являются конкуренция и взаимодействие между ними.

Конкуренцией принято называть состояние борьбы производителей товаров и услуг за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов.

Конкуренция на автомобильном транспорте выполняет пять важнейших функций:

• Функция мотивации. Конкуренция рассматривается как фактор совершенствования производимой продукции и предоставляемых услуг, обновления их ассортимента. На современном рынке услуг автомобильного транспорта отставание в качестве оказываемых услуг может привести к частичной или полной потере предприятием этого рынка.

• Функция регулирования. Конкуренция способствует тому, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы деятельности, где в них наибольшая потребность и где они могут приносить наибольший экономический эффект. Автотранспортные предприятия стремятся приобретать более современный подвижной состав, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование, внедрять современные методы управления, применять более эффективные технологии организации перевозок.

• Функция приспособления услуг к потребностям потребителей для завоевания рынка. Конкуренция заставляет АТП предоставлять клиентам комплекс дополнительных услуг, расширяя тем самым сферу своей деятельности.

• Функция контроля. Конкуренция не позволяет какому-либо предприятию достигать безраздельного господства на рынке и потребитель имеет возможность выбора услуг.

• Функция обеспечения безопасности. При наличии большого количества АТП всех их нейтрализовать или уничтожить невозможно, что ведет к снижению криминализации экономики.

В теории маркетинга в зависимости от формы различают:

функциональную конкуренцию. Это постоянный фактор, влия­ющий на деятельность предприятия вне зависимости от того, име­ются ли на рынке предприятия-конкуренты, предлагающие аналогич­ные товары или услуги. Функциональная конкуренция связана с существованием принципиально иных услуг или "внерыночных" способов удовлетворения той потребности, на ко­торую ориентирована деятельность данного предприятия. Например, если АТП занимается автобусными перевозками пассажиров в сельс­кой местности, фактором функциональной конкуренции для него яв­ляется привычка местных жителей ездить на велосипеде;

видовую конкуренцию, которая возникает при наличии нескольких разновидностей одного товара или услуги, предлагаемых конкурирующими предприятиями. Видовая конкуренция на транспорте имеет место, например, на рынке междугородных перевозок грузов, которые могут выполняться автомобильным, железнодорожным, речным, морским и воздушным транспортом;

межфирменную конкуренцию, которая охватывает предприятия, предлага­ющие на рынке однотипные товары или услуги. Примером межфирмен­ной конкуренции на транспорте является конкуренция между АТП общего пользования (АТОП) и хозрасчетными ведомственными автопредприятиями. Эти два типа предприятий работают по единому тарифу и правилам, имеют однотипный подвижной состав и, следовательно предлагают на рынке сходные автотранспортные услуги.

В зависимости от методов ведения конкурентной борьбы различают ценовую (прямую и скрытую) и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. При прямой ценовой конкуренции АТП широко оповещает о снижении тарифов, стараясь привлечь потребителей. При скрытой ценовой конкуренции предприятие предлагает новые товары и услуги с улучшенными потребительскими свойствами при незначительном повышении цены.

Неценовая конкуренция реализуется на основе предложения автотранспортных и сопутствующих услуг более высокого качества, с большей скоростью, с гарантированной доставкой грузов к определенному сроку и т.д. Именно неценовая конкуренция сейчас играет ведущую роль, так как затраты на неё при правильном подходе меньше.

Таким образом, конкуренция создаёт предпосылки для развития автотранспортных услуг, расширения сферы их применения в рыночных условиях, а также стимулирует переход на эффективные технологии перевозочного процесса и способствует снижению цен и тарифов.

Вместе с тем, конку­рентная борьба мажет вести и к негативным последствиям как для самих конкурирующих предприятий, так и для потребителей. Процесс конкуренции порождает, в частности, такие явления, как промышленный шпионаж, подделка фирменной продукции, обман потребителей и ряд других. Как уже отмечалось, нейтрализация негативных последствий конкуренции – задача органов государственного регулирования Государственное регулирование процесса рыночной конку­ренции проявляется в трех принципиальных аспектах.

Во-первых, система регулирования должна защищать пред­приятия от подавлении конкурентами. Речь здесь идет не о за­щите от деятельности конкурентов вообще, а о возможном наруше­нии теми или иными предприятиями "правил игры". Например, на автомобильном транспорте ряда западных стран такие правила достаточно жестки и определяют сферу деятельности АТП, уро­вень тарифов, круг клиентов, которых обязано обслуживать дан­ное предприятие и т.д. Вторжение в сферу деятельности других предприятий, нарушение предписанного уровня тарифов и другие неправомерные действия могут повлечь за собой весьма серьез­ные последствия для предприятия-нарушителя, вплоть до лишения лицензии на выполнение перевозок.

Во-вторых, государственное регулирование призвано защи­щать потребителей от возможных негативных результатов процес­са конкурентной борьбы. При этом контролируются три главных момента: качество обслуживания, уровень цен и соответствие рекламы действительному характеру услуг, предоставляемых предприятием.

Наконец, в-третьих, государственное регулирование конкуренции призвано защищать от возможных отрицательных послед-
ствий деятельности конкурирующих предприятий общество в це­лом. Речь здесь идет об истощении ресурсов, загрязнении среды, негативных социальных последствий и т.п.

Сегментом рынка автотранспортных услуг, где конкуренция проявляется наиболее ощутимо, являются межобластные и меж­республиканские грузовые перевозки.

Рассмотрим конкуренцию на данном сегменте с позиций АТП общего пользования. Автомобильные перевозчики относятся к организациям автомобильного транспорта общего пользования, если: основным видом их экономической деятельности являются автомобильные перевозки грузов или пассажиров, осуществляемые на основании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина или юридического лица, по регулируемым или объявленным тарифам; удельный вес выручки (валового дохода), полученной от основного вида экономической деятельности (коммерческих автомобильных перевозок грузов или пассажиров), составляет в общем объеме выручки(валового дохода) от всех видов деятельности не менее 51%.

Основными их конкурентами являются предприятия железно­дорожного транспорта. Важнейшие особенности их как конкурен­та следующие:

перевозки выполняются по существенно более низким, не­жели АТП, тарифам, что в настоящее время является привлека­тельным для очень многих грузовладельцев, работающих в усло­виях хозрасчета и предающих большое значение величине транс­портных издержек;

железнодорожные перевозки удобны для грузоотправителей, имеющих собственные подъездные пути;

предприятия МПС привязывают к себе многих клиентов, которые изъявляют принципиальную готовность передать часть грузов на автомобильный транспорт угрозой неподачи вагонов под остальную часть грузов;

в последнее время, в связи с общим снижением объема перевозок, отменен ряд ранее существовавших практических огра­ничений и предприятия MПС охотно принимают к перевозке мелко-партионные грузы, а также грузы, адресуемые на короткие расстояния.

Наряду с перечисленными особенностями предприятий железнодорожного транспорта, затрудняющими АТП АТОП конкурен­цию с ними, следует иметь в виду и использовать ряд благоприят­ных для автотранспортников особенностей, в частности:

исключительная "жесткость" во взаимоотношениях с грузоотправителями, безоговорочное применение суровых штрафных санкций за сверхнормативные простои вагонов, контейнеров и т.д., не всегда оправданных с точки зрения клиентуры;

низкая скорость железнодорожного сообщения;

высокая вероятность порчи, утраты или неправильной адресации грузов;

неразвитость системы дополнительных неперевозочных услуг, сопутствующих подготовке и выполнению перевозок;

невозможность во многих случаях (при отсутствии у от­правителя или получателя подъездных путей) прямой доставки;

небольшая в ряде случаев разница в стоимости железно­дорожной и автомобильной доставки, связанная с "необходимостью железнодорожной перевозки по "обходным" маршрутам.

Менее серьезным конкурентом для предприятий АТОП на межобластных и межреспубликанских перевозках является речной транспорт. Основной его сильной стороной как конкурента является исключительно низкая стоимость перевозок. Главные ограничивающие факторы - неизбежная привязанность к водным путям, сезонность, низкая скорость сообщения. Фактором конку­ренции со стороны речного транспорта, которому следует уде­лять внимание, является возможность более раннего, чем пред­полагается открытия навигации или, наоборот, более позднего ее закрытия, что может изменить фактическую картину грузо­потоков в пользу речников.

Изложенное справедливо, в основном, и для морского транспорта. Учет возможной конкуренции с предприятиями этих видов транспорта важен, главным образом, для автотранспортных предприятий, которые обслуживает магистрали, расположенные вдоль судоходных рек и морских побережий.

Воздушный транспорт является конкурентом для АТП АТОП в еще меньшей мере, нежели речной или морской, поскольку грузо­вые перевозки по воздуху носят весьма ограниченный характер. Следует учитывать, что главным фактором, привлекающим клиенту­ру к воздушным перевозкам, является исключительно высокая скорость сообщения, а основным ограничивающим фактором - доро­говизна доставки.

Предприятия железнодорожного, речного, морского и воз­душного транспорта находятся в сфере видовой конкуренции от­носительно АТП АТОП. Не менее важным для работы коммерческой службы является и анализ деятельности конкурентов, относящих­ся к сфере межфирменной конкуренции. Речь идет, прежде всего, о хозрасчетных ведомственных АТП.

Наиболее существенными сильными сторонами ведомствен­ных АТП как конкурентов АТП АТОП является:

отсутствие принудительной "привязки" к ряду обязатель­ных грузооправителей, характерной для многих АТП АТОП;

наличие в ряде случаев дополнительных источников снаб­жения и финансирования, отсутствующих у АТП АТОП. Это харак­терно, например, для АТП агропромышленного комплекса, под­вижной состав которого нередко закрепляется за колхозами, совхозами или агропредприятиями, которые и осуществляют дополнительное обеспечение;

оснащенность во многих случаях более новым подвижным составом, в том числа специализированным; наличие парка прицепов, полуприцепов и т.д.;

несколько большая свобода относительно административных указаний территориальных органов.власти, связанных с внеплано­выми отвлечениями подвижного состава.

Ограничением в деятельности ведомственных АТП является отсутствие собственной системы организа­ции обратной и попутной загрузки подвижного состава.

Наконец, факторами функциональной конкуренции на рас-­
сматриваемом сегменте рынка автотранспортных услуг являются
наличие у грузоотправителей собственного автотранспорта и
возможность организации грузов самовывозом, т.е. средствами
грузополучателя.

Конкуренция на других сегментах рынка (местные перевоз­ки и т.д.) проявляется менее ярко и носит, в основном, функ­циональный и межфирменный характер (предприятия других видов транспорта, но понятным причинам, на данных сегментах конку­рентами не являются).

Изучение конкурентов должно быть предметом повседневной заботы коммерческой службы АТП. Эта деятельность может вес­тись по следующим основным направлениям:

выявление всех конкурирующих транспортных предприятий в зоне деятельности данного АТП и основных факторов функциональ­ной конкуренции, влияющих на транспортно-сбытовую деятель­ность обслуживаемой клиентуры;

анализ всех сильных сторон и слабостей каждого конкури­рующего предприятия. Выявление особенностей хозяйственного положения, технического оснащения, уровни подготовки персона­ла и других характеристик;

постоянный учет всех документов, изменяющих порядок деятельности конкурирующих транспортных предприятий;

анализ конкретных причин, по которым те или иные грузо­владельцы предпочитают обращаться к услугам конкурентов или, наоборот, обращаться к данному АТП.

Проводимый анализ должен заканчиваться разработкой программ конкретных мероприятий, направленных на "завоевание" отдельных перевозок или клиентов и предусматривающих конкрет­ные организационно-технические мероприятия (введение льготных цен, предоставление дополнительных услуг и т.п.), которые за­ставят того или иного грузовладельца изменить решение о выбо­ре перевозчика в пользу данного АТП.

Процессом, сопутствующим конкуренции, является взаимо­действие предприятий в их рыночной деятельности. Существова­ние этих двух, на первый взгляд, взаимоисключающих тенденций на самом деле не является противоречием и носит объективный характер.

Рассмотрим процесс рыночного взаимодействия на примере компаний-перевозчиков, действующих на транспортном рынке США. Практика перевозок и рыночной конкуренции привела большинст­во перевозочных компаний к осознанию следующих объективных предпосылок к сотрудничеству:

• производственные возможности каждой компании, взятой в
отдельности, ограниченны (для автотранспортного бизнеса вообще
характерен средний и малый размер предприятия), поэтому увели­-
чение спроса, превышающего эти возможности в пиковые периоды,
может потребовать привлечения в той или иной форме предприятий-
партнеров; специализация, характерная для любой отрасли развитой экономики вообще, заставляет перевозчиков в ряде случаев сосредотачивать свои усилия на том или ином виде деятельности, который будучи взят сам по себе, недостаточен для качествен­ного обслуживания того или иного-грузовладельца. Поэтому со­трудничество диктуется и чисто технологическими требованиями. Например, одна компания может заниматься подвозом-развозом отправок между грузовладельцами и терминалом, а другая - вы­полнять магистральные перевозки между терминалом. Чрезвы­чайно распространенотакже сотрудничество между предприятиями-перевозчиками и транспортно-экспедиционными предприятиями;

• система лицензий ограничивает деятельность предприятий-перевозчиков территориально. Поэтому, если у "клиента" возника­ет необходимость в отправлении груза за пределы зоны деятель­ности того или иного ATП, оно может вступить в сотрудничество с "сопредельными" предприятиями, организуя эстафетную пере­дачу груза;

• выгодные для многих грузовладельцев смешанные перевозки вообще невозможны без взаимодействия транспортных предприятий различных типов.

Указанные причины делают сотрудничество предприятий на транспортных рынках достаточно широким. В ряде случаев оно носит весьма развитый характер (например, предприятия могут публиковать совместный тариф) и считается взаимовыгодным.

 

 

В современных условиях при различных методах ведения конкурентной борьбы, способах доставки заказа транспортная компания должна внимательно относиться к клиенту. Конкурентоспособность системы, в которой неизбежно участие клиента, соотносится с конкурентоспособностью самой компании как частное и целое. Поэтому важны все элементы маркетинговой деятельности компании по предоставлению услуг населению, тарифной политике, стимулированию спроса и каналам распределения. Одной из составляющих стратегии

продвижения транспортных услуг на рынке железнодорожных перевозок является повышение качества услуг и внедрение инноваций в действующий бизнес.

Инновационная деятельность в сфере транспортных услуг, должна быть связана с прогнозируемым результатом, который приводит к изменениям как внутри организации, так и во внешней среде. Выявив наиболее значимые направления повышения эффективности деятельности, транспортная компания обязана постоянно адресно воздействовать на базовые элементы и строить систему, ори-ентированную на достижение целевой, стратегически выверенной конкуренто-

способности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.