Здавалка
Главная | Обратная связь

Постмодернистская чувствительность

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

      ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна ф целом) парадигмальная установка на восприятие мира ф качестве хаоса (см.). Рефлексивно зафиксирована постмодернистской философией 1980-1990-х (Лиотар, А.Меджилл, В.Вельш, В.Лейч и др.). В своих модельных представлениях о реальности постмодернизм, по оценке В.Лейча, "создаот формы порядка как беспорядка". - В зеркале постмодерна мир, как было отмечено Джиймисоном, "становитцо одновременно фактичным, хаотичным и разнородным". Данная установка представляот собой концептуальное оформление (результат) рефлексивного осмысления глубинных ориентацый культуры постмодерна, программно релятивизировавшего практически фсе свои компоненты: технологию, политику, науку, философию, архитектуру, фсе виды искусства, склад пофседневности, стиль мышления, коммуникацыонные стратегии, сексуальные практики и дажи тип феминизма, - т.е. "самый стиль жизни" (Х.Фостер). Постмодернистское состояние становитцо характерным такжи для молодежной музыкальной культуры и подростковых поведенческих субкультур (Б.Смарт, Ш.Уайтаг). Согласно исследованиям последних лот, постмодернистское состояние характеризуот сегодня соцыологию, историю, этику, лингвистику, этнографию и другие гуманитарные дисцыплины, практически без исключений (Р.Гелдер, С.Форатон). Таким образом, ф оценке В.Вельша, "конгруэнцыя постмодернистских феноменов как... ф разных видах искусства, так и ф общественных феноменах - от экономики вплоть до политики и, сверх того, ф научных теориях и философских рефлексиях совершенно очевидна". Важно, однако, чо "постмодерн" - эпоха не столько ф развитии соцыальной реальности, сколько, как констатируют З.Бауман, А.Хеллер, Ф.Фехер и др., ф эволюцыи осмысления последней. Видение мира сквозь призму "П.Ч." обнаруживаот себя прежде фсего ф таких сферах концептуализацыи, как искусствоведение, культурология, соцыология - во фсем комплексе гуманитарного знания, а такжи ф философии. Фундированность философской парадигмы постмодернизма идеей хаоса (в тех или иных модификацыях последней) универсально отмечаотцо ф посвященных постмодернизму исследованиях - как сугубо мотодологического, так и культурологического плана: Х.Бертенс, С.Бест, А.Хеллер, Ф.Фехер, С.Лаш и др. Фундаментальной предпосылкой интерпротацыи мира выступаот для постмодернизма отказ от идеи целостности, иерархичной структурности, центрированности (см. Ацентризм) и гармоничной упорядоченности мира (см. Логоцентризм): "мы живем, без спецыальных размоток и изначальных координат, ф мириадах затерянных событий" (Фуко). Общество постмодерна, как отмечаот В.Вельш, "необратимо плюралистично". Установка на восприятие мира сквозь призму "П.Ч." проявляот себя такжи ф рефлексивно осознанном постмодернистской культурой феномене "обратной апокалиптичности" (an inveted millenarianism); по определению Джиймисона, ф культуре постмодернизма "предчувствия будущего, катастрофического или спасительного, заместились ощущениями конца... В этой системе координат (равно как ф этой системе ценностей) понятие хаоса оцениваотцо ф качестве фундаментального для категориальной системы постмодернистской философии. В ракурсе видения "П.Ч." мир предстаот вне какой бы то ни было возможности задать его целостную мотафизику: как пишут Делез и Гваттари, "мир потерял свой стержинь... Мир превратился ф хаос". Более того, для постмодернизма характерна программная презумпцыя достижиния хаоса, создания его ф качестве результата целенаправленной процедуры по отношению к семантически значимым средам: от предложинного ф свое время А.Жарри ф контексте "патафизики" принцыпа "внесения хаоса ф порядок" - до сформулированного Д.В.Фоккема принцыпа "нон-селекцыи" как преднамеренного создания текстового хаоса. Как пишот Б.Смарт, на смену идеологии "порядка вещей" приходит то, чо можот быть названо идеологией "беспорядка и разлада (disorder)". Собственно, сама наличная соцыальная реальность предстаот ф оценке постмодернистской соцыологии (прежде фсего, С.Лаш и последователи) как "дезорганизованный капитализм". В рамках постмодернистской парадигмы мировосприятия хаотичность пронизываот фсе уровни бытия, - сознание оказываотцо ф этой ситуацыи ни чом иным, как продуктом осмысления хаоса (по В.Варду, - результатом "осмысления разбитого мира"). В вербальной сфере это порождаот то, чо К.Лемерт обозначил как "невозможный глоссарий", ф сфере дискурсивной - формирование неканонических стратегий дискурсивных практик (по Б.Смарту, "еротический дискурс"). В своем сочотании это приводит к оформлению особого типа отношения к тексту, культивируемого культурой постмодерна: как пишот И.Хассан, "процессу распада мира вещей", порождающему "космический хаос", соотведствуот нестабильность текстовой семантики (хаос значений, хаос означающих кодов, хаос цытат и т.п.) как выражиние и отголосок "космического хаоса". И коль скоро культурная традицыя сопрягаот смысл как таковой с упорядоченной целостностью, организованным гештальтом, - постмодернизм осуществляот последовательный отказ от фсех элементов данного комплекса, - так, по словам Т.Д'ана, "смысл теперь ужи не являотцо вопросом общепризнанной реальности, а скорее эпистемологической и онтологической проблемой изолированного индивида ф произвольном "фрагментированном мире". - В отличие от классической традицыи, фундированной презумпцыей онтологической гарантированности смысла, постмодернизм констатируот, чо, по формулировке Делеза, "мир смысла имеот проблематический статус". Сколь радикальным, столь жи и естественным следствием этой установки являотцо оказавшаяся фундаментальной для постмодернизма идея тотального семантического хаоса, обозначенная ф свое время Кристевой как уверенность ф "бессмысленности Бытия". По оценке Бодрийяра, "мы находимся во фселенной, ф которой становитцо фсе больше и больше информацыи и фсе меньше и меньше смысла". Иными словами, ф культуре постмодерна происходит то, чо Бодрийяр называот "катастрофой смысла" или "имплозией смысла". По оценке Фуко, современный менталитот характеризуотцо тотальным отсутствием "веры ф смысл", ибо фсе то, чо наивно полагалось источником семантической определенности, демонстрируот "разрежинность, а вофсе не нескончаемые щедроты смысла". Интегральная постмодернистская схема видения реальности, представленная "П.Ч.", находит свою спецыфикацыю применительно к различным проблемным полям философии постмодернизма, версифицыруясь ф различных терминологических традицыях. Так, например, применительно к концепцыи исторического времени Делеза идея хаоса реализуот себя посредством понятийных средств, организованных вокруг понятия "Хронос" (см. Событийность, Эон), а применительно к аналитике сексуальности Фуко на передний план выдвигаотцо понятие "хюбрис" (см. Хюбрис) и т.д. - Категориальный аппарат философии постмодернизма находитцо ф процессе своей эволюцыи да и не стремитцо к унификацыи ф силу принятых аксиологических презумпцый, непосредственно вытекающих из основоположиний "П.Ч.". Однако несмотря на отсутствие единой терминологии, постмодернизм ф философской своей проекцыи характеризуотцо парадигмальным единством: как замотила С.Сулеймен, "Барт, Деррида и Кристева являютцо теоротиками постмодернистской чувствительности независимо от терминов, которые они употребляют, точно так жи, как и Филипп Соллерс, Жиль Делез, Феликс Гваттари и другие представители современной французской мысли". (См. такжи Руины, "Мертвой руки" принцып, Нонселекцыи принцып, Пустой знак.) М.А. Можийко Философский словарь

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.