Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация погрешностей измерений



 

Цель любого исследования – установление связи между различными физическими явлениями и характеризующими их величинами. Каждая из лабораторных работ физического практикума посвящена изучению определенного физического явления, измерению той или иной величины, характеризующей данное явление или свойства тела, воспроизведению опытов по установлению основных законов природы. Как правило, всякое такое исследование состоит из одного или нескольких измерений.

Под измерениемпонимают сравнение измеряемой величины с однородной величиной, принятой за единицу измерения. Измерения делят на прямые и косвенные.

При прямых измерениях определяемая величина сравнивается с единицей измерения непосредственно или при помощи измерительного прибора, проградуированного в соответствующих единицах. К таким измерениям относятся измерения длины линейкой, штангенциркулем, микрометром и т.п.; измерения промежутков времени при помощи часов или секундомера; измерения температуры термометром, силы электрического тока амперметром и т.д. При этом значение измеряемой величины отсчитывается по шкале прибора или подсчитывается число и значение используемых мер.

Мера представляет собой средство воспроизведения физической величины определенного размера с заданной точностью.

Измерительные приборы – устройства, предназначенные для измерений и имеющие части, которые воспринимают измеряемую величину и преобразуют ее в показание (весы, штангенциркуль, термометр, амперметр и т.п.).

При косвенных измерениях измеряемая величина определяется (вычисляется) из результатов прямых измерений других величин, которые связаны с измеряемой величиной определенной функциональной зависимостью.

Примерами косвенных измерений могут служить вычисления скорости равномерного (или равноускоренного) движения по измерениям длины пройденного пути и промежутков времени; вычисления плотности тела по измерениям массы и объема тела; вычисления объема цилиндра по измерениям его высоты и диаметра и т. п.

При измерении любой величины мы никогда не получаем ее истинного значения, т.е. результат измерения дает лишь приближенное значение. Это объясняется с одной стороны принципиально ограниченной возможностью точности измерения, с другой – природой объектов исследования. Таким образом, мы получаем результаты с некоторыми погрешностями.

Погрешности измерений – это отклонение результатов измерений от истинных значений, измеряемых величин.

Причины появления ошибок измерений различны, и в зависимости от них погрешности можно классифицировать по ряду оснований. Для наглядности представим следующую схему.

 

      Погрешности      
           
Случайные   Систематические   Промахи
                 

       
   


Рассмотрим перечисленные ошибки измерений более подробно.

Случайные погрешностиобусловлены рядом неконтролируемых обстоятельств, случайных причин, влияние которых на каждое измерение различно и не может быть заранее учтено.

Типичным примером подобных погрешностей может служить так называемая ошибка параллакса, которая состоит в следующем. Для отсчета делений шкалы прибора необходимо, строго говоря, расположить глаз наблюдателя на перпендикуляре к шкале, проходящем через конец стрелки прибора или через край измеряемого предмета (рис. 1). Однако, это не всегда возможно, и при отсчетах можно получить либо завышенные, либо заниженные значения (рис. 2).

К случайным относят и субъективные погрешности – это погрешности, обусловленные индивидуальными свойствами наблюдателя. Например, запаздывание реакции человека на световой сигнал колеблется в пределах от 0,150 до 0,225 секунды, на звуковой – от 0,082 до 0,195 секунды. Субъективная погрешность может быть обнаружена при проведении одинаковых измерений несколькими экспериментаторами.

Развитие измерительной техники привело к появлению разнообразных приборов, отличающихся своей точностью. Точность прибора – это свойство измерительного прибора, характеризующее степень приближения показаний данного измерительного прибора к действительным значениям измеряемой величины. Она связана с физическим явлением, на основе которого построен метод измерения, и с допусками при изготовлении отдельных частей прибора. Точность прибора либо задается классом точности прибора, либо указана в паспорте, прилагаемом к прибору. Погрешность, вносимая прибором при каждом отдельном измерении, связана с точностью прибора. Эта погрешность равна той доле деления шкалы прибора, до которой с уверенностью в правильности результата можно производить отсчет[1]. Погрешность не может быть больше цены деления измерительного прибора.

Точность и погрешность связаны обратной зависимостью – измерение тем более точно, чем меньше его погрешность. Количественно точность выражается числом, равным обратному значению относительной погрешности. Например, если погрешность измерения составляет 2×10-5, то точность его 5×104.

При обработке результатов измерений студенческого физического практикума, если нет возможности определить класс точности прибора, в качестве систематической погрешности будем брать минимальную цену деления прибора.

Часто стараются произвести измерения с наибольшей достижимой точностью, т.е. сделать погрешность измерения по возможности малой. При этом следует иметь в виду, что чем точнее мы хотим измерить ту или иную величину, тем труднее это сделать, тем больше времени и затрат потребуют эти измерения. Поэтому не следует требовать от измерений большей точности, чем это необходимо.

Погрешности измерительных приборов относят к случайным, т.к., во-первых, случаен выбор прибора экспериментатором, а следовательно и задаваемая точность. И во-вторых, состояние и работа отдельных узлов прибора зависят от внешних факторов. Так, с течением времени на деталях прибора накапливается пыль, что приводит к увеличению трения между ними. Повышенная влажность воздуха приводит к более быстрому стеканию заряда с обкладок конденсатора и уменьшению напряжения на нем. Все это отражается на показаниях приборов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.