Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ И РЕЧЕВАЯ НОРМА



Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:

1) правильность речи; 2) речевое мастерство.

Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Языкознание (лингвистика) – наука о языке.

Культура речи— это раздел языкознания, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Литературный язык – нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, телевидения, театра, науки, государственных учреждений и др.

Языковая норма (норма литературная) –– это правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в языковой практике.

Правильность речи – это соблюдение норм, свойственных литературному языку.

 

1.Прочитайте выразительно высказывания о культуре речи, соблюдая правильную интонацию.Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

 

1.Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора.

(По В. Виноградову)

2.По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

( По К.Паустовскому)

3.Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа.

(По К. Ушинскому)

 

2.Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Выпишите ключевые слова и словосочетания, относящиеся к понятию «культура речи». Поставьте в них ударение.

Культура речи (от лат. cultura – «возделывать») – неотъемлемая часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Под культурой речи понимается умение правильно, точно, выразительно говорить и писать. Чем правильнее речь, тем убедительнее и доступнее она для слушателей.

Культура речи как раздел языкознания изучает языковую норму и речевые ошибки. В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи, речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Речевое мастерство – это умение, соблюдая языковые нормы, выбрать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения своей мысли.

Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры. Языковая норма- это образец, то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения, запрещает другие. Для того чтобы речь была правильной, важно знать языковую норму.

 

3.Ознакомьтесь с текстом. Составьте сиквейн к ключевому слову нормы. Приведите примеры речевых ошибок.

Норма охватывает все уровни языка и обязательна как для устной, так и для письменной речи. Различают нормы орфоэпические (произносительные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные.

Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения (орфоэпия). Они определяют, как произнести тот или иной звук, поставить ударение в словах. Например, сдал (здал), красивее, звонят, позвонят, позвонишь.

Лексические нормы предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения. Так, неправильно выражение желаю хороших успехов, так как успехи не могут быть плохими. Нормативны словосочетания пожилой человек, карие глаза, ненормативны - «пожилая лошадь», «карие волосы».

Грамматические нормы подразделяются на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы устанавливают правильность образования и употребления форм слова. Например, нельзя говорить «носков, местов, делов» (правильно: носок, мест, дел); не следует изменять несклоняемые существительные: «в новом пальте» (правильно: в новом пальто). При ненормативном словоизменении возникают морфологи­ческие ошибки, например: «нет время», «красившее», «ляжь» и т. п. Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений. Наиболее часто встречаются ошибки в составлении словосочетаний, тип связи в которых – управление (главное здесь - выбор предлога и падежа зависимого слова):согласно (чему?) приказу, заведующая (чем?) кафедрой.

Орфографические нормы – это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях.

Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

?Что такое языковая норма? Какие нормы обязательны для устной и письменной речи? Для чего необходимы языковые нормы? Какова основная функция литературного языка?

4.Прочитайте по ролям два диалога. В какомиз них речь врача не соответствует языковой норме, т.е. построена не по общепринятым правилам русского языка? Обоснуйте свой ответ, указав ошибки. Какие нормы нарушены? Скажите, для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи?

А. Врач: На что жалуетесь? Что вас беспокоит?

Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?

Врач: Давайте измерим давление. Да, у вас поднялось давление. Сейчас возьмите андипал или раунатин и выпейте одну таблетку. Не волнуйтесь! Все будет хорошо. Нужно только сдать анализ.

Б.Врач: Ну, что у вас? С утра уже столько народу! Достали! Идут и идут, будто мне, дохтору, делать нечего.

Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?

Врач: Здрасьте, я что вам икстрасенс? Сдайте анализ. А сейчас идите!

5. Прочитайте текст. Прокомментируйте устно окончания имен прилагательных. Найдите и запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Помните слова А.Н. Толстого: “Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чист …, хорош… богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плох… и бедном языке”.

 

Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения норм речев… этикета нет культурн… человека.

Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылат … выражениями. Этому поможет чтение произведений лучш … писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.

Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

?

Для чего нужно глубокое знание родного языка?Как вы понимаете выражение «слово – одежда мысли»?Чем должен отличаться культурный человек? Что нужно делать для того, чтобы речь становилась богаче и выразительнее?

 

6.Прочитайте выразительно стихотворение.О чем пишет автор?Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов и постановку знаков препинания, вспомнив правила. Объясните значение выделенных существительных с помощью перевода на родной язык.

 

Кто дал однажды клятву Гиппократа, Ты на оши … ку (не) имеешь права,

Избрал на век профессию врача – Хоть ты не бог, а человек пр … стой,

Перед людьми свой долг исполнил свято, И не корысть, награда или слава –

Как бой, твоя работа горяча. Приказ души руководит тобой.

 

К сражению с недугом все готово, Обо всех, о нас, тревожась, беспокоясь,

Но нет порой целебней ничего, Лишь сам себе пощады не даешь:

Чем теплое и ласковое слово, Сне … или дождь, экватор или полюс –

Идущее от сер…ца твоего. Ты вышел в путь, - ты вовремя придеш ...!

(Михай Вадим)

 

7.Ознакомьтесь с информацией. Объясните название текста.Какие виды словарей вам известны и каковы их функции? Почему необходимо обращаться к словарям? Составьте сиквейн к ключевому слову словарь. Почему мы произносим «славарь», а пишем «словарь»?

 

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке !

 

Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себе все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё… Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного … Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал … воздухом, которым мы дышим теперь в свою очередь; подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества!»

Основным способом регистрации слов является составление словарей различных типов. Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов, словосочетаний, морфем и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т.п. Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, дается их характеристика, тогда как в лингвистических указываются нормы правописания и произношения слов, объясняются их лексические значения, стилистические и грамматические особенности.

Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.

8. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род, число и падеж именных частей речи. Составьте с любыми двумя словосочетаниями распространенные предложения.

Казахск… национальн… медицинск… университет, факультет фармац… , степень бакалавр… , степень магистр…, зав.кафедр… русск… языка, декан факультет…, учиться в университет… , заниматься в библиотек…, учебник по терап… .

9.Прочитайте данную аннотацию, соблюдая интонацию перечисления однородных членов предложения. Выпишите термины- слова и терминосочетания по специальности «Общая медицина» в начальной форме и поставьте ударение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.