Здавалка
Главная | Обратная связь

Учиться говорить и писать



Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль. (Д.Лихачев)

? Почему за своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно? Как нужно говорить, чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком? Каково второе правило при устном выступлении?

4. Восстановите ответные реплики вопросо-ответных диалогов. Составьте устно данный тип диалога.

А. – Простите, когда состоится презентация вашего медицинского центра?

-…..

Б. – Вы говорите, он(а) –лучший(ая) врач года. А почему именно он(а)?

- …..

5.Прочитайте запись телефонного разговора. Что вы можете сказать о возрасте и отношениях говорящих. В какой сфере общения происходит данный вопросо-ответный диалог: бытовой, социально-культурной, профессиональной?

- Привет, дружище! Это Мурат, узнал?

- Здорово! Давненько ты мне не звонил. Рад, рад тебя слышать.

- До тебя не дозвониться – всегда «занято».

- Да это моя сестра постоянно висит на телефоне.

-Давай махнем за город на выходные на озеро?

- Я согласен. А как добираться будем?

- Выйдем на шоссе и будем голосовать, кто-нибудь подбросит.

-Да, так быстрее и дешевле. Зачем лишний раз сорить деньгами?

- Тогда до встречи в субботу!

- Пока, до встречи.

6.Прочитайте.Составьте по данным образцам диалоги.

А.Пациент:Доктор, вы мне выписали препарат “Конкор” и предупредили, что он только-только появился в аптеках. А что это за лекарство?

Врач: Конечно! Это препарат – последняя новейшая разработка фармацевтической компании “Никомед”. Он отличается от других препаратов этой группы продолжительностью действия – 24 часа, его можно принимать 1 раз в сутки, у него отсутствуют такие побочные действия, как брадикардия и бронхоспазм.

Б. Пациент: Доктор, вы мне прописали антибиотик “Амоксицилин”. Как его принимать?

Врач:Вы должны его принимать 4 раза день по 1 таблетке до еды. Но антибиотики всегда пьют с противоаллергическими препаратами. Возьмите “Кларитин” - он длительного действия и не вызывает сонливости. С антибиотиками обязательно надо принимать поливитамины. Я Вам рекомендую взять “Алфавит”, например. Кроме этого, антибиотики влияют на микрофлору кишечника. Поэтому после лечения амоксицилином пропейте “Линекс”. Он способствует восстановлению микрофлоры.

Пациент:Спасибо большое за консультацию.

7.Продолжитедиалоги, вместо точек вставляя подходящие реплики,

следующим образом: 1)удивитесь сказанному; 2) уточните утверждение; 3) опровергните.

1)- Мне удалось побывать в новой клинике.

- ….

2)- Я получила полезную информацию о БАДах.

- …

3)- Считаю, что не следует увлекаться БАДами.

-….

8. Ознакомьтесь. Что вы узнали о технике речи? Что включает техника речи? Какова ее роль в речевой деятельности? Для чего необходимо овладение техникой чтения?

Техника речи

Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи.

Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью.

Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.

Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение.

Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности.

Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи.

9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.

Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.

10. Прочитайте текст и озаглавьте его. Что вы узнали из текста? Передайте кратко своими словами его основное содержание.

Отношение к воздействию ионизирующего излучения на людей и медицинского облучения изменилось в мире после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Люди, попавшие в условия проживания на фоне хронического облучения небольшими дозами, заставили мировое сообщество гораздо внимательнее отнестись к радиационному фактору и его влиянию на здоровье человеческой популяции. Появились убедительные доказательства возникновения радиационно-индуцированного рака щитовидной железы у детей и взрослых от воздействия радиоактивного йода, выброшенного Чернобыльским реактором. И вот здесь выявилось, что медицинское облучение в своих масштабах, а именно по количеству облучаемых людей и по величине получаемой ими годовой коллективной эффективной дозы, в несколько раз превосходит облучение населения от Чернобыльских выпадений. Выяснилось также, что медицинское облучение вносит преобладающий вклад в общую дозу, создаваемую всем техногенным облучением. В разных странах этот вклад оценивается от 60 до 90% годовой эффективной дозы.

В итоге в мире началось повсеместное принятие законов и других нормативных актов по радиационной безопасности населения, в которых впервые были включены разделы по ограничению медицинского облучения. Появились международные стандарты и рекомендации по различным аспектам обращения с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами. В них обобщен опыт передовых стран мира, ранее других занявшихся упорядочением законодательства, управления деятельностью организаций и фирм, занимающихся применением радиации во всех сферах человеческой деятельности, включая здравоохранение. Разработаны унифицированные международные требования к различным видам выпускаемой продукции, связанной с применением излучений, и обязательные для выполнения.

Страны СНГ несколько позже других развитых стран мира вступили на этот путь, но уже во многих из них законы, нормы радиационной безопасности, различные санитарные правила приведены в соответствие с международными документами.

11.Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?

Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?

Врач: Да, правильно, эта.

Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.

Врач: Можно и эту настойку.

Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?

Врач: Конечно, срок годности не истек.

Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?

Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.

Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?

Врач: Пожалуйста!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.