Здавалка
Главная | Обратная связь

Комсомол и социализация личности



 

В настоящее время проблема социализации является одной из актуальных проблем оте­чественных теоретических исследований. Особый интерес к решению проявляют такие облас­ти знаний, как педагогика, психология, социология, философия, социальная психология, коррекционная педагогика и др. Термин «социализация» ввел в ши­рокое употребление известный швейцарский психо­лог Ж. Пиаже. Социализация, по мнению Ж. Пиаже, есть процесс, позволяющий ребенку преодолевать собственный эгоцентризм. Эгоцентризм – это неспособность к учету разных познавательных альтернатив, нечувствитель­ность к различиям между людьми, статичная, за­стывшая уверенность в своей абсолютной правоте и непогрешимости. «Все другие люди не только по­нимают, но и оценивают этот мир так же, как я, дру­гого не дано, кто не со мной – тот против меня» – вот кредо, начертанное на знамени эгоцентризма. Эго­центризм мучительно преодолевается, изживается ребенком по мере его социализации, т.е. вхождения в общество, приобретения социального опыта, разочарования в собственных силах, столкновения с логикой ценностями окружающих – сверстников и взрослых, логикой бытия материальных объектов и систем.

Согласно его теории, личностное развитие – это, прежде всего, развитие мышления. Важнейшей иде­ей Ж. Пиаже является утверждение, что источником формирующегося мышления ребенка выступает его социализация, которую он понимает как общение между собой «индивидуальных сознаний»[71].

В психологической науке процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества[72].

Социализация исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т. е. целена­правленного формирования личности, так и в усло­виях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных факторов общественного бытия. Социализация предполагает процесс разносторонне­го познания человеком окружающей его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы и включает социально-психологические механизмы, посредством которых достигается приобщение индивида к человеческой культуре. Особая роль в социализации отводится развитию контактов индивида с другими людьми, совместной с ними общественно-полезной деятельности. Особенно ярко этот процесс формирования личности происходил в комсомоле. Комсомолец в процессе социализации не только обогащался опытом, но и приобретал возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других комсомольцев.

В соответствии с рядом философских концепций по профессиональной подготовке будущих специа­листов обучение должно побуждаться и регулиро­ваться определенной мотивационной системой, ко­торая выражает осознанное отношение к своей бу­дущей специальности, направляет индивида на характерные объекты и специфические способы эф­фективного взаимодействия с ними. По мнению X. Хеккаузена, «мотивацией объясняется выбор ме­жду различными возможными действиями, между возможным содержанием мышления, интенсивно­стью и упорством осуществления выбранного дейст­вия и достижения его результатов»[73].

Мотивация ориентирована на профессиональное самоопределение человека, на его способность к са­моразвитию. В этом случае важно, как организован образовательный процесс, обеспечен ли он мотивационно. Очень часто встречаем, когда студент не пони­мает, каким образом изучение понятий, терминов, методов исследования, экономических законов и нор­мативно-правовых документов связано с его будущей деятельностью в социальной сфере. Для решения этой цели необходимо, чтобы каждый общетеоретический курс включал материал, который можно было бы ис­пользовать в практической деятельности. Такой под­ход к соотношению теоретического и практического блока образовательной программы активизирует в целом студента как будущего специалиста на повы­шение качества своего обучения, так как изначально он будет видеть связь между знаниями, которые полу­чены в курсе любой дисциплины.

В качестве одного из средств формирования профессиональной мотивации на получение знаний по фундаментальным дисциплинам выступает научно-исследовательская работа студентов, максимально приближенная к проблемам предстоящей практиче­ской работы. Это способствует преобразованию учебно-познавательной деятельности в профессиональной «Я‑концепции» специалиста социальной рабо­ты. Такой подход включает всеобщность теории и конкретность практики, что позволяет повысить качество образования путем возрастания теоретиче­ского уровня через целеполагающую практику. В комсомоле этот процесс строился органично и психологически ярко был окрашен цветными красками.

В последние годы на практике организация образовательного процесса в высших учебных заведениях имеет практико-ориентированный характер, так как усиливается тенденция использования активных ме­тодов обучения, направленных на актуализацию мышления и поведения студентов, что активно проводилось в комсомоле.

Активные методы обучения гарантируют высо­кую степень включенности студентов в образова­тельный процесс, приобретение и развитие у них профессиональных, интеллектуальных, поведенче­ских навыков и умений. Они способствуют развитию творческих способностей и формированию таких важных качеств, как умение оперативно и эффектив­но принимать оптимальные решения в проблемных ситуациях, убедительно и конструктивно излагать свои идеи и отстаивать свою точку зрения. Благодаря активным методам обучения студенты разрабатыва­ют свои собственные стратегии поведения и выраба­тывают свои стили профессиональной деятельности. Кроме того, у них формируется чувство коллектив­ной ответственности за свою деятельность.

Среди активных методов обучения, используе­мых для студентов, прежде всего, необходимо выделить тренинг обще­ния, исследовательскую работу (курсовые и диплом­ные работы), деловую игру, социальный проект, ролевую игру и др.

Профессиональная подготовка студентов органично включает в себя решение разного рода задач и заданий. Теоретический анализ различных элементов проблемных заданий для сту­дентов, а также практическая разработка и примене­ние позволяют нам выделить функции проблемных заданий:

• обучающая функция, которая формирует знания
о понятиях, законах, теориях, об основных приемах
и методах практической деятельности специалиста
по социальной работе, умения применять эти знания
в новых ситуациях, при решении учебных и реальных жизненных проблем;

• развивающая функция и воспитательные возможности способствуют активному выполнению
проблемных заданий и целенаправленно формируют
у студента умения практического характера;

• управляющая функция детерминирует общую
стратегию деятельности через систему логически
связанных учебных проблем и проблемных заданий.

Одной из форм реализации практико-ориентированного подхода к обучению студентов является привлечение студентов в процессе обучения к проведению общественно значимых мероприятий для города. Это День пожи­лого человека, День инвалидов, День города, День защиты детей и День молодежи. Так и хочется написать День рождения комсомола, но этот юбилейный для комсомола День становится особо значимым именно для ветеранов комсомола, чья юность и зрелость были связаны с этой самой передовой общественной организацией Советского Союза. Сам я вступил в комсомол во время учебы в Свердловском суворовском военном училище. Прошел путь от простого комсомольца до секретаря комитета комсомола в Пермском высшем командно-инженерном училище. Безусловно, комсомол не на словах, а на деле для многих миллионов сыграл огромную формирующую социализационную роль становления личности. Практически мы именно в комсомоле приобретали так необходимые сейчас профессиональные и коммуникативные компетенции, которые до сих пор помогают ветеранам комсомола выполнять блестяще свои профессиональные и общественные обязанности. Сейчас при работе в одном из самых престижных вузов Пермского края мы совместными усилиями преподавателей со сту­дентами готовим инновационные педагогические средства обучения: компьютерные методические пособия, электронный наглядный материал, презентации, фото­графии, подборки статей и др. На данном этапе со­бираем материал к электронному учебнику по своей учебной дисциплине.

В заключение хотелось бы отметить, что сформи­ровать высокий уровень социализации и профессио­нализма будущих специалистов возможно лишь путем оптимальной связи теоретиче­ских знаний с практикой применения активных форм учебной деятельности студентов, что способствует поиску и разработке новых технологий образования высшей школы. Получение высшего образования не может быть сведено лишь к усвоению научных истин и техноло­гических приемов, тем более, что сама наука в со­временном обществе гуманизируется, становится ценностно-ориентированной. Воспитание в процессе получения образования должно осуществляться в той или иной идеологической перспективе, которая включает в себя систему ценностей, идеалов, целей, выражающих социальные интересы. В наше время эту функцию эффективно и целенаправленно выполнял комсомол, которому мы признательны с благодарностью.

Применение современных инновационных практико-ориентированных техно­логий в рамках учебного процесса подготовки современных спе­циалистов для всех отраслей народного хозяйства Пермского края дает возможность студентам не только осуществлять имитационную профессиональную деятельность по разрешению ситуаций, но и самим непосредственно участвовать в преобразующей деятельности в стенах университета.

 

Г. Л. Пихтовников[74]

заводской комсомол 70-х:
штрихи к портрету

 

29 октября – один из тех немногих дней в году, когда память вновь и вновь возвращает в дни нашей комсомольской юности. И это не удивительно. Ведь именно тот временной период, связанный с комсомолом, и сегодня остается самым ярким и волнующим в жизни каждого человека моего поколения.

В 1973 году меня, молодого специалиста, пришедшего на завод им. М.И. Калинина после окончания Политехнического института, избрали заместителем секретаря, а через год – секретарем комитета комсомола предприятия. Потом будут Свердловский райком, Пермский горком и, наконец, Пермский обком ВЛКСМ. Но если бы меня спросили, какой из этих этапов комсомольской биографии оказал большее влияние на формирование моих жизненных и гражданских позиций, то я без колебаний ответил бы: работа в заводской комсомольской организации.

Комитет комсомола завода в те годы был настоящим молодежным центром. Отсюда исходили многие инициативы и начинания, направленные прежде всего на профессиональный рост заводской молодежи. Конкурсы профмастерства, соревнования за звание «Лучший молодой рабочий», «Молодой отличник качества», движение комсомольско-молодежных бригад... Хочу особо отметить, что эти и другие формы раскрытия производственного потенциала молодого рабочего находили активную поддержку у руководства предприятия и в первую очередь у его директора А.К. Горшкова. Это был прирожденный руководитель, талантливый организатор производства.

Работая в молодежной среде, комсомольский актив не ограничивался территорией завода. Подшефные школы, загородный пионерский лагерь «Орленок», заводские спартакиады, туристические слеты и велопробеги, художественная самодеятельность – везде можно было проследить активную роль заводского комсомола. С особой теплотой вспоминаю нашу дружбу с воспитанниками Оханского детского дома (многие из них впоследствии стали работниками завода). Потребность в общении была обоюдной. Частым гостем в комитете комсомола была директор детского дома В.Р. Шторц. Да и мы наизусть знали маршрут: Пермь – берег Камы – паром – Оханск. Не привожу здесь цифры материальной помощи завода, они, поверьте, немалые.

Огромную роль в моей жизни сыграли те люди, память от общения с которыми сохранилась до настоящего времени. Это – мои первые наставники по комсомольской работе П. Субботин, Л. Пентина, Г. Баландин, Г. Мальцева; комсорги цехов Л. Самарина, А. Пешков и его жена Е. Пешкова, И. Безгодов, Л. Шаравина, С. Скорницкий и многие другие. Секретарем цеховой комсомольской организации была и моя будущая жена Л. Данилкина.

Прошло уже более 30 лет, как я расстался с родным заводом, но сердце мое до сих пор там, в 70-х, в моей комсомольской молодости.

 

Г.С. Рыжова[75]

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.