Здавалка
Главная | Обратная связь

ИНИЦИАТИВА И ТРУД МОЛОДЫХ



 

В 70-е и в начале 80-х годов перед молодыми тружениками Западного Урала стояли непростые и важные задачи. В Пермской области предстояло быстрыми темпами развивать нефтяную, целлюлозно-бумажную, легкую и пищевую отрасли, производство минеральных удобрений и энергетическую базу. Намечалось провести коренную реконструкцию, техническое перевооружение всех действующих предприятий.

Молодежь Прикамья активно включилась в социалистическое соревнование за досрочное выполнение годовых и пятилетних плановых заданий, за повышение производительности труда, экономию и бережливость. Комсомольцы выдвинули и поддержали многие почины: «Уральский час», «Пятидневное задание за четыре дня», Выпуск сверхплановой продукции за счет сэкономленного сырья». В день открытия ХIХ съезда ВЛКСМ 10-миллионный тираж газеты «Комсомольская правда» был полностью отпечатан на бумаге, изготовленной из сырья, сбереженного комсомольско-молодежными коллективами Соликамского целлюлозно-бумажного комбината.

В год 30-летия Победы молодежь Прикамья включилась в движение «За себя и за того парня», начатое делегатами XVII съезда ВЛКСМ И. Скрипником и И. Бондаревой. В 1975 г. 1026 комсомольско-молодежных коллективов зачислили в свой состав не вернувшихся с войны земляков. Их зарплата в сумме 460 тыс. рублей была перечислена в Фонд мира. С 1971 г. членом комсомольско-молодежной бригады С. Еловиковой с Оханской швейной фабрики стала Ульяна Громова. Бригада не раз была в Краснодоне, встречалась с оставшимися в живых молодогвардейцами. В Оханск приезжал отец У. Громовой, сотрудники Краснодонского музея. На У. Громову была заведена трудовая книжка, часть ее зарплаты комсомольцы посылали родителям, остальное шло в Фонд мира. Швеи часто выступали перед молодежью города с рассказами об отважных подпольщиках. В бригаде было организовано соревнование за звание «Молодогвардеец труда».

В годы 9-й – 11-й пятилеток молодежь Западного Урала боролась за производство высококачественной продукции. В апреле 1975 г. Бюро ЦК ВЛКСМ одобрило работу комсомола Перми по развертыванию движения за высокое качество, за мастерство, за честь заводской марки. Пермский горком ВЛКСМ, возглавляемый В.А. Корепановым, объявил 1975 год годом ударной комсомольской вахты качества, организовал смотр-конкурс работы по развитию движения за отличное качество, развернул социалистическое соревнование молодых тружеников за достижение высоких показателей на каждом рабочем месте. Творческим подходом отличалась деятельность многих комитетов комсомола г. Перми. В начале 9-й пятилетки завод «Камкабель» нес большие убытки из-за низкого качества медного провода. В прокатно-волочильном цехе был создан заводской пост качества, в который вошли молодые специалисты, новаторы производства. В кратчайший срок было изменено устройство печей нагрева, смонтирована новая бутоновязальная машина, проведена реконструкция прокатного стана. Молодежь контролировала соблюдение рабочими технологической дисциплины, организовывала соревнование за бездефектное изготовление изделий, наладила учебу рабочих, ранее допускавших брак. В результате эта продукция завода в 1975 г. была удостоена государственного Знака качества, 40% ее шло на экспорт.

Обком ВЛКСМ поддерживал, анализировал и распространял опыт комсомольских организаций Перми по всей области. Большую помощь в этом оказывала газета «Молодая гвардия». На ее страницах по предложению рационализаторов и изобретателей в январе-феврале 1976 г. прошло заочное собрание «Качеству – комсомольскую гарантию», на котором выступило более 50 рабочих, специалистов, комсомольских активистов с конкретными замечаниями и предложениями по улучшению работы. Для обмена опытом обком ВЛКСМ и газета организовали областную школу качества. Предприятия Перми, Чайковского, Березников, Губахи, Чусового внедряли сквозной комсомольский контроль, «цепочки» бездефектной сдачи продукции, сквозные бригады отличного качества. В дальнейшем эти формы работы совершенствовались. Рождались новые инициативы: комплексные системы управления качеством продукции, штабы и посты качества, соцсоревнование за право работать по талонам «комсомольская гарантия», работа на самоконтроле, ярмарка товаров народного потребления отличного качества.

Вместе с тем для многих комитетов комсомола Прикамья был характерен бюрократический стиль в работе, когда за принятыми постановлениями не следовали конкретные дела. Передовой опыт, накопленный комсомольскими организациями ведущих предприятий и одобренный ЦК ВЛКСМ слабо внедрялся на местах. В Лысьвенской, Соликамской, Александровской городских, Горнозаводской районной и некоторых других организациях лозунг «Браку – комсомольский заслон» оставался лишь призывом, не подкрепленным реальными практическими действиями по его реализации.

Школой воспитания молодых производственников называли комсомольско-молодежные коллективы. К началу 80-х годов в области 4 тыс. КМК объединяли пятую часть рабочей молодежи – вдвое больше, чем в среднем по стране. Они соревновались за звание «Комсомольско-молодежный коллектив отличного качества работы», за переходящие красные знамена «Герои пятилеток, ветераны труда – лучшему комсомольско-молодежному коллективу». Бюро ЦК ВЛКСМ в постановлении от 28 октября 1980 г. «О работе комитетов комсомола города Перми по организации социалистического соревнования, повышения его роли в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании молодежи» положительно оценило работу по созданию и совершенствованию комсомольско-молодежных коллективов.

Один из лучших КМК области возглавлял Б.А. Худеньких. Его бригада была сформирована на Пермском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина в декабре 1971 г. Бригада неоднократно побеждала в областном социалистическом соревновании и досрочно выполнила задания девятой пятилетки.

Далеко не все КМК также активно решали хозяйственные и воспитательные задачи. Процесс формирования бригад нередко носил стихийный характер. Это приводило к организационной слабости КМК, их быстрому распаду, не позволяло комитетам комсомола активно влиять на организацию труда на узких участках производства. Такая ситуация сложилась в начале 10-й пятилетки в Пермском производственном объединении «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова. Комсомольские бюро цехов не оценивали принципиально факты распада КМК, невыполнения плановых заданий, с которыми не справлялась каждая десятая комсомольско-молодежная бригада.

 

Шефство комсомола над крупнейшими стройками – было ярким проявлением трудовой активности молодежи. В 1971-1985 гг. появились новые адреса ударных, в сооружении которых участвовала молодежь.

В Пермской области ежегодно около 1,5 тыс. человек получали комсомольские путевки. Каскад электростанций на Каме, калийные комбинаты в Березниках и Соликамске, химические комплексы в Перми и Губахе, трассы магистральных газопроводов, промышленный свинокомплекс «Пермский» – эти и многие другие объекты возводили юноши и девушки Прикамья.

Сотни наших земляков осваивали нефтяные районы Западной Сибири, строили Байкало-Амурскую магистраль – сооружали на трассе комплекс Шимановский, станцию Дюгабуль. Бамовцы получали из Перми оборудование и сборные общежития, выпуск которых контролировали комсомольцы.

«У каждого поколения березниковских комсомольцев были свои ударные, – говорил на пленуме обкома ВЛКСМ машинист объединения «Уралкалий», делегат XVIII съезда ВЛКСМ, член ЦК ВЛКСМ А. Горшков, – одни строили крупнейший в мире химический комбинат, другие в суровые годы войны – магниевый завод. Комсомольцы 60‑х и 70-х годов возводили корпуса новых промышленных гигантов». Всесоюзными ударными комсомольскими стройками стали третий и четвертый березниковские калийные заводы, комплекс по переработке аммиака на Березниковском азотно-туковом заводе, Новосибирско-Соликамский калийный завод.

У молодых строителей третьего Березниковского калийного комбината спросили: «Что такое ударная стройка?». Ответы были разные. Один, подумав, твердо заявил: «Кузница характера». Другой на ходу неожиданно бросил в рифму: «Работа – до пота». Две подружки – штукатурщицы сказали: «Стройка открыла глаза на мир. Научила точно оценивать людей». Кто из них ближе к истине? Наверняка все. Тысячи юношей и девушек прошли в Березниках на строительстве калийных комбинатов школу ударной комсомольской, школу гражданского мужания.

Стройкой третьего калийного комбината жил весь город. Его помогали строить магниевики, химики, азотчики. Если горком комсомола, который возглавляла Руфина Журавлева, объявлял воскресник, то на городской площади собиралось людей во много раз больше, чем могла принять площадка строящегося комбината. Досрочный пуск третьего калийного комбината вписал славную страницу в летопись трудовых дел комсомолии Прикамья. Эстафету третьего калийного приняли строители комплекса большого аммиака Березниковского азотно-тукового завода и четвертого Березниковского калийного комбината.

Комсомольские организации строек не всегда могли сразу определить основное направление в работе. Нередко штабы ударных превращались в снабженческие организации. Комитеты ВЛКСМ недостаточно уделяли внимание созданию и укреплению комсомольско-молодежных коллективов, развитию возникшего на БАМе движения «Я – хозяин стройки». Серьезный упрек в адрес комсомольских организаций прозвучал на собрании актива областной партийной организации. На собрании справедливо говорилось о том, что иногда комитеты комсомола, поддержав ту или иную инициативу и широко заявив о ней, не подкрепляли ее необходимой организаторской работой. А партийные комитеты не помогали придать работе конкретное содержание, добиться высокой результативности. Такое положение сложилось на строительстве первых энергоблоков Пермской ГРЭС в Добрянке. Здесь большая часть молодежи оставались вне поля деятельности комитета комсомола и штаба стройки. Многие ребята не справлялись с нормами выработки, слабо внедрялся коллективный подряд, неудовлетворительными оставались социально-бытовые условия. Задачи стройки неукоснительно требовали отказаться от громких лозунгов и перейти к кропотливой и напряженной практической работе.

Таким практическим, реальным делом стало создание первого в области молодежного жилищного комплекса (МЖК). Вскоре опыт Добрянского МЖК нашел поддержку и распространение среди молодежи Перми, Чайковского, Кунгура, Чусового, Краснокамска, Березников, помог в решении хозяйственных, социальных проблем.

Хорошей школой интернационального воспитания стала Всесоюзная ударная стройка системы магистральных трубопроводов «Западная Сибирь – Центр». На комсомол была возложена задача организовать призыв молодежи на эту важную и ответственную работу.

Только в 1982-1983 гг. штаб, созданный при областном комитете ВЛКСМ, направил на сооружение газопроводов более 600 юношей и девушек. Штаб применил новую отрядную форму общественного призыва. Первый комсомольско-молодежный отряд «Корчагинец», возглавляемый Виктором Семухиным, был направлен на строительство газокомпрессорной станции «Кунгурская». По примеру этого отряда создавались другие.

Изготовление заказов для ударной контролировали комсомольские организации промышленных предприятий – Пермского телефонного, Лысьвенского турбогенераторного заводов и др. Комитет ВЛКСМ Очерского машзавода в январе 1985 г. мобилизовал молодежь на досрочное изготовление трубоукладчиков для стройки, установил контроль за графиком их производства, провел месячник ударного труда. Трубоукладчики были отгружены досрочно.

В сооружении магистральных газопроводов приняли участие молодые строители из Германской Демократической Республики. Вместе с комитетом Союза свободной немецкой молодежи комсомольские организации проводили конкурсы профессионального мастерства и субботники, организовывали интернациональное социалистическое соревнование и спортивные состязания. В гости к газостроителям приезжали агитбригады, самодеятельные творческие коллективы.

В шефстве комсомола над ударными стройками оставалось много нерешенных проблем. Сказывался устаревший подход к оценке участия к оценке участия комсомольцев в строительстве важнейших народнохозяйственных объектов. На первый план выдвигались количественные показатели, рост численности строек, над которыми комсомол брал шефство. Если в начале 70-х годов комсомольские организации Прикамья шефствовали над одной Всесоюзной и пятью областными ударными стройками, то в начале 80-х – уже над двумя Всесоюзными и двенадцатью областными.

В погоне за цифрой отодвигались на второй план вопросы реального участия комитетов ВЛКСМ, комсомольских штабов в делах строек.

В 70-е годы в стране остро стояла проблема внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство. Не оставалась в стороне от ее разрешения молодежь. Учитывая, что на предприятиях области необходимо было ликвидировать тяжелый ручной труд, комсомольские организации привлекали молодежь к работе по комплексной механизации и автоматизации производства. Поиск в этом направлении привел к возникновению и широкому распространению движения за внедрение механизации и автоматизации на каждом рабочем месте. Инициатором этого движения в начале 9-й пятилетки стал коллектив Березниковского титано-магниевого комбината. Партком и комитет ВЛКСМ предприятия поддерживали инициативу трудящихся.

Комитет контролировал наиболее сложные участки производства, содействовал созданию комплексных творческих молодежных коллективов. Комсомольские организации комбината привлекали молодых рабочих и специалистов к работе в бригадах рационализаторов, в общественных конструкторских и патентных бюро, организовывали конкурсы на звание «Лучший молодой рационализатор», молодежные субботники на строительстве площадки для АСУП «Сокол». В результате сотни рабочих были переведены с ручного труда на механизированный, а объем производства продукции увеличился в три раза. Весь прирост был достигнут без увеличения численности работающих, 60% продукции выпускалось со знаком качества.

Значительный вклад внесла молодежь в реконструкцию и освоение проектных мощностей. За годы предыдущих пятилеток в области было создано многоотраслевое производство. Но на большинстве действующих предприятий значительная часть оборудования морально устарела. Поэтому вопрос технической реконструкции был актуален. Комсомольские организации включились в действенную борьбу за переоснащение производства, развернули соревнование за досрочное освоение проектных мощностей, движение «Реконструкции – комсомольскую заботу», повысили роль «Комсомольского прожектора» в работе по контролю за установкой нового оборудования.

ЦК ВЛКСМ дал высокую оценку этой деятельности. Впервые в Прикамье в 1974 г. премией Ленинского комсомола была отмечена работа молодых производственников Чайковского комбината шелковых тканей И.А. Зуйкиной, Л.Г. Ламаева, Л.И. Якуниной, секретаря комитета ВЛКСМ Л.П. Минченковой по освоению производственных мощностей. Любовь Минченкова приехала на комбинат в 1967 г., окончив школу и текстильный техникум. Через год ее избрали начальником штаба «Комсомольского прожектора». Еще через год – секретарем комитета комсомола. Комитет ВЛКСМ Чайковского КШТ, возглавляемый Л. Минченковой, правильно сумел определить в своей работе основное направление – мобилизацию молодежи предприятия на досрочное освоение проектных мощностей, интенсивное использование установленного оборудования, рациональное расходование материальных ресурсов, повышение качества выпускаемой продукции. Участие в решении этих задач молодых рабочих и специалистов комбината, которые обслуживали 80% всего оборудования, позволило успешно справиться с заданием.

Принципиально новый шаг в развитии технического творчества был сделан к концу 11-й пятилетки. Под руководством областного совета молодых ученых и специалистов с 1985 г. приступил к работе хозрасчетный центр по разработке и внедрению технических решений. Его работа дала области в 11-й пятилетке 3,5 млн. руб. экономии. Подобные центры были созданы в Соликамске и Березниках. Они обеспечивали реальную возможность повышения новаторской и деловой активности юношей и девушек, помогали ликвидировать имеющиеся противоречия между творческим потенциалом молодежи и ее реальным включением в ускорение технического прогресса.

Комсомольские организации, развивая массовое научно-техническое творчество, в 70-е годы стали переходить от разрозненных мероприятий к созданию системы НТТМ. Этому содействовала разработка комплексных программ и планов развития изобретательской деятельности юношества, проведение всесоюзных смотров научно-технического творчества молодежи. Значительно укрепились связи комсомола с профсоюзами, советами ВОИР и НТО. При большинстве советов ВОИР и НТО были созданы секции по работе с молодежью.

Комсомол заботился о вовлечении молодежи во всесоюзные смотры рационализаторских фондов экономии, новаторских разработок, научно-технического содружества комсомольских организаций научных учреждений и промышленных предприятий, работы советов молодых специалистов, коллективных форм научно-технического творчества. В период возникновения общественных конструкторских и технологических бюро, комплексных творческих бригад – в конце 50-х гг.– в их работе принимали участие молодые специалисты. В 70-е гг. в их составе стало больше молодых рабочих, передовиков производства. Это объяснялось усилением интереса к решению актуальных задач производства, возрастанием технической грамотности рабочих. Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений и изобретений молодых новаторов составил за девятую пятилетку 60 млн руб., за десятую – 83,3 млн руб., за одиннадцатую – 75,5 млн руб.

В работе по вовлечению молодежи в техническое творчество оставалось и много нерешенных проблем. В среднем по области всего лишь 5% юношей и девушек участвовали в рационализации и изобретательстве. К движению новаторов комитеты комсомола слабо привлекали молодых работников сельского хозяйства, сферы обслуживания, учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Медленное внедрение предложений отрицательно сказывалось на росте творческой активности молодежи. Нередко кропотливую работу по внедрению технических новшеств на производстве подменяли многочисленные комсомольские собрания, принимавшие постановления, решения, призывы, которые оставались на бумаге, не подкрепленные реальным делом.

 

У комсомола Прикамья есть хорошие традиции и организа­ции профессионального, трудового воспитания молодых. В практику работы комитетов комсомола многих заводов вошло создание общественных отделов кадров, советов молодых рабочих. Большой эффект давала организация соревнований «Ни одного отстающего рядом», за звание «Преемник рабочей чести», «Лучший молодой рабочий», за право стать лауреатом премии героев-комсомольцев, знатных рабочих династий. В производственном объединении «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» при активном участии комитета комсомола сложилась система обучения и закрепления новичков на производстве. На предприятии и в цехах действовали комиссии по работе с молодежью, следившие за условиями труда, учебы, повышения квалификации. В становлении характера юношей и девушек, в воспитании у них любви к избранной профессии большая роль принадлежала кадровым рабочим, династиям, комсомольско-молодежным коллективам. Комитет комсомола совместно с Дворцом культуры воспитывал подростков в духе трудовых традиций предприятия, организовывал встречи с героями и ветеранами труда, чествования рабочих династий, посвящения в рабочий класс, праздники первой получки, «дни присвоения разрядов». И в том, что за 9-ю пятилетку на заводе подготовили свыше 1,5 тыс. молодых квалифицированных рабочих, была немалая заслуга комитета комсомола.

Не секрет, что были и другие примеры. К началу 80-х годов в Пермской области в строительной, нефтяной, химической, пищевой отраслях, на ряде предприятий машиностроения до 10% рабочей молодежи не справлялась с нормами выработки. Текучесть среди молодых рабочих была в два раза выше, чем в целом по промышленности. Это говорило о серьезных недостатках и неиспользованных резервах в работе комсомольских организаций по развитию трудовой активности молодежи, закреплению ее на производстве.

Во владении профессией и формировании творческого отношения к работе важную роль играли конкурсы профессионального мастерства, организуемые комсомолом. Ежегодно в них участвовало более 20 тыс. человек, каждый 8-й предложил новую технологию, оригинальный инструмент. Если в 1971 г. финальные соревнования проводились по 4 специальностям, то в 1985г. уже по 25 массовым профессиям.

В эти годы комсомольские организации создавали систему конкурсов, которые проходили в несколько этапов, начиная с цеховых. Затем проводились заводские, районные, городские, областные, республиканские и всесоюзные отраслевые конкурсы. Этот путь прошли победители всесоюзных соревнований: фрезеровщик Михаил Белкин с Пермского производственного объединения «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова, слесарь-инструментальщик Сергей Челпанов – выпускник Пермского профтехучилища №3, водитель Пермского трамвайно-троллейбусного управления Юрий Красносельских и др. На многих предприятиях Западного Урала после проведения конкурсов создавались школы передового опыта, где победители делились секретами своего мастерства.

В 70-е годы развивалось движение наставников. К конку 10-й пятилетки в Пермской области их насчитывалось 52 тыс. Среди них были Герои Социалистического Труда: бригадир СМУ-1 Треста №7 А.А. Кознев, токарь производственного объединения «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» Л.В. Есюнин, комбайнер колхоза «Совет» Юсьвинского района М.П. Крохалев и др. Примером комсомольской ответственности за товарища, работающего рядом, стал почин лауреата премии Ленинского комсомола, слесаря из г. Перми Владимира Овчарова, который заключил договор о творческой помощи с двумя новичками, обязавшись вывести молодых рабочих из числа отстающих. 6-й пленум ЦК ВЛКСМ (январь 1980 г.) одобрил это начинание. Пермский обком комсомола рекомендовал комсомольским организациям области широко распространить почин В. Овчарова, а также другие формы наставничества – создание комсомольско-молодежных бригад, бригад подростков во главе с опытным наставником, включение в состав передовых коллективов групп новичков, шефство над профтехучилищами и ученическими производственными бригадами. В результате только почин В. Овчарова поддержали в 1980 г. 800 молодых наставников. На предприятиях г. Перми на 20% сократилось число молодых рабочих не выполнявших норму выработки, на 15% – количество нарушителей трудовой и общественной дисциплины.

Движение наставников особенно развернулось на старейших промышленных предприятиях Прикамья, славящихся своими трудовыми традициями, кадровыми рабочими династиями. Так, на Пермском машиностроительном заводе им. В. Ленина практически во всех основных цехах были созданы Советы наставников, Советы дисциплины, в которые входили ветераны труда, кадровые рабочие, представители администрации, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Из 1300 наставников, работающих на предприятии, более половины – коммунисты и комсомольцы. Среди них были герои Социалистического Труда Л.В. Улитина, Н.В. Катаргин, А.И. Мишланов, лауреат премии Ленинского Комсомола В.А. Зайков и др. 97 рабочих металлистов обучил резьбошлифовщик В.Н. Романов.

Работа комитетов комсомола области по воспитанию молодежи в духе трудовых традиций старших поколений получила высокую оценку в ходе проведения в сентябре 1984 года в г. Перми Всесоюзный недели трудовых традиций.

 

К началу 80-х годов в 920 средних и восьмилетних школах Прикамья обучалось более 388 тыс. учащихся, из них 66 тыс. комсомольцев и 167 тыс. пионеров. Комсомол определил свои задачи, исходя из проходящей в стране школьной реформы, завершения перехода к всеобщему среднему образованию.

Важнейшим направлением была работа по повышению качества знаний. Районные и городские комитеты комсомола помогали школьным комсомольским организациям воспитывать ответственное отношение к учебе. От разрозненных мероприятии комсомол совместно с органами народного образования переходил к организации предметных кружков, факультативов, общественных смотров знаний, недель науки и производства, предметных олимпиад, встреч школьников с учеными, специалистами народного хозяйства.

Большую помощь в повышении уровня знаний школьников, их профориентации оказывали студенты. На протяжении многих лет в Пермском государственном университете им. А.М. Горького работали школы юных математиков, физиков, химиков, биологов, историков, экономистов. Студенты вели кружки в подшефных школах. В педагогическом институте действовала заочная школа юных воспитателей, а с 1977 г. студенты этого вуза организовали педагогические отряды по работе с подростками.

В Прикамье движение педотрядов быстро набирало темпы с конца 10-й пятилетки. Ежегодно около 6 тыс. комсомольцев-производственников и студентов работали в их составе. Пермский педагогический отряд по месту жительства им. Н. Островского, опыт работы которого обобщался на Всесоюзном семинаре командиров педотрядов, по праву можно назвать коллективом единомышленников, обществом фантазеров и романтиков, клубом настоящих друзей детства. Члены клуба им. Н. Островского – педагоги и студенты, инженеры и рабочие щедро передавали знания своим друзьям – школьникам.

В практике райкомов, горкомов комсомола бывало и такое, когда педотряды лишь числились на бумаге, в отчетах. Особенно необходимы были педотряды в 28 детских домах и школах-интернатах, но лишь в Лысьвенском и Кунгурском детдомах были попытки их создания.

В 70-е годы дальнейшее распространение в области получили творческие объединения школьников. В Прикамье для учащихся были открыты двери 46 домов пионеров,14 станций и клубов юных техников,6 станций юных натуралистов, 130 детских секций при дворцах культуры. В 1982-1985 гг. более 100 тыс. школьников приняли участие во Всесоюзном смотре «Юные техники, натуралисты и исследователи – Родине!». Смотр придал научно-техническому творчеству школьников практическую народнохозяйственную направленность. Юные техники школы № 55 г.Перми сконструировали стаканомойку для школьной столовой и установку «Ион-2», которая позволила улучшить микроклимат в овощехранилищах и сократить потери урожая при хранении. Работая по заданиям НИИ и опытных станций, школьники Лобановской, Верхнемулинской, Гамовской средних школ Пермского района выращивали новые сорта зерновых, картофеля, овощей.

Важным направлением работы комсомольских и пионерских организаций было вовлечение школьников в патриотическое движение посвященное важным событиям в истории страны. В ходе акций «Салют, Победа!», «Вахта памяти» школьники взяли шефство над 780 памятниками и обелисками Славы, во многих школах создавались музеи, где были собраны материалы о земляках, выпускниках школ – участниках Великой отечественной войны.

Интересными делами были наполнены дни, проведенные школьниками в лагерях труда и отдыха г. Гремячинска, г. Чайковского, г. Перми, производственных бригадах школ Кунгурского и Кишертского районов. За период с 1976 г. по 1980 г. в 10 раз увеличилось количество старшеклассников, осваивающих рабочие специальности в учебных цехах и учебных производственных комбинатах. Ощутимые результаты приносили рейды школьников по сбору макулатуры и металлолома. В 11-й пятилетке Пермская областная операция по сбору металлолома завершилась пуском на воду плотовода «Пионер Прикамья».

Вместе с тем, работа комсомола со школьниками имела существенные недостатки. Нередко можно было встретиться с такими явлениями, когда комсомольские и пионерские организации ежедневную кропотливую работу с подрастающим поколением подменяли провозглашением громких акций. А на деле реальную воспитательную работу за комсомольские и пионерские организации проводили учителя, смотры и конкурсы были частью школьного расписания, отсутствовала инициатива и самодеятельность школьных молодежных организаций.

Народное хозяйство Пермской области остро нуждалось в пополнении трудовых коллективов квалифицированными кадрами. В эти годы основной школой подготовки кадров для народного хозяйства стала система профессионально-технического образования. Каждый второй квалифицированный рабочий был воспитанником профтехучилища. В годы девятой пятилетки в профтехучилищах области обучалось 173 тыс. молодых рабочих, в годы десятой пятилетки их было уже 200 тыс., в годы одиннадцатой пятилетки – 273 тыс. человек.

На XVII съезде ВЛКСМ комсомол принял решение взять шефство над системой профтехобразования. Основными направлениями шефской работы стали вопросы комплектования училищ, усиления педагогических кадров и укрепления материально-технической базы ПТУ, совершенствования учебно-воспитательного процесса связей с базовыми предприятиями. В течение трех пятилеток комсомольские организации Прикамья участвовали в проведении Всесоюзного смотра совместной работы коллективов и базовых предприятий. Неотъемлемой частью деятельности многих комсомольских организаций учебных заведений и предприятий стало содружество по принципу «школа – ПТУ – базовое предприятие», «бригада – группа – класс». Творчески подходили к этой работе коллективы ОПТУ №3 и ОПТУ №43 г. Перми, которые совместно с учебно-производственным комбинатом Мотовилихинского района образовали учебно-производственное объединение «Юность».

Эффективной формой работы было направление юношей и девушек в профтехучилища по комсомольским путевкам. За период между XVII и XVIII съездами ВЛКСМ в ПТУ области по комсомольским путевкам пришло учиться 7 тыс. человек, а за период между XIX и XX съездами – 17 тыс. человек. Однако значительное число комитетов комсомола ограничивались процедурой вручения комсомольской путевки, в итоге – лишь половина выпускников школ, получивших путевки, приходили учиться в профтехучилища.

Многое в подготовке будущих рабочих зависело от состава преподавательских кадров. Лучших производственников, инженерно-технических работников комсомольские организации направляли в училища преподавателями и мастерами производственного обучения. Ежегодно на работу в профтехучилища страны приходило более 15 тыс. передовиков производства и комсомольских активистов. Примером творческого подхода к воспитанию являлась работа заслуженного мастера профтехобразования, Героя Социалистического труда А.П. Климовой (ПТУ №3 г. Пермь). А.П. Климова росла в большой семье, в 1941 г. ее вместе с другими подростками привезли в тыл, в Пермь. Что такое завод, они не знали. На станки реагировали по-детски: стружка, горячий металл – сложно, интересно! В училище теории было очень мало – сразу практика, причем продукцию принимали военпреды. Работы шли точные, сложные, в ночную смену. Ученики падали от усталости прямо в цехе. Заболел в группе мастер, и Климовой как старосте передали его журнал. С тех пор она мастер производственного обучения. В своих выступлениях на XVII съезде ВЛКСМ и на страницах газет А.П. Климова подчеркивала, что считает своим долгом познакомить учеников с традициями базового предприятия – машиностроительного завода им. Ленина, с его тружениками. От того, в какой степени будущий молодой рабочий будет причастен к этим традициям, к трудовой жизни коллектива, зависит, насколько прочен будет его рабочий характер. За 35 лет работы мастером производственного обучения А.П. Климова подготовила около 500 человек.

 

В 7 высших и 53 средних специальных учебных заведениях Пермской области обучалось 64 тыс. студентов и учащихся. В 1980 г. были выпущены первые специалисты, окончившие самый молодой на Урале вуз – институт культуры.

В 70-е годы особенно острой стала проблема качества обучения специалистов в вузах и техникумах, поскольку наблюдалось противоречие между количественным ростом выпуска специалистов и явным отставанием уровня их подготовки. Пермский областной комитет партии, анализируя состояние этой проблемы в Пермском политехническом институте, назвал серьезные недостатки в вопросах обучения и воспитания будущих командиров производства. Многие выпускники института медленно входили в трудовой коллектив, не имели навыков организаторской, управленческой работы, недостаточно проявляли общественную активность. Комсомольские организации вузов Прикамья зачастую мирились с тем, что ежегодно более тысячи несостоявшихся инженеров, учителей, агрономов, врачей покидали стены учебных заведений, впустую растратив значительные государственные средства. Большой процент студентов имел в своих зачетках только тройки. Участие вузовского комсомола в организации учебно-воспитательного процесса нередко было формальным, принижалась роль комсомольских групп в развитии студенческого самоуправления.

Областной комитет ВЛКСМ, комсомольские организации учебных заведений искали новые формы работы с молодежью. Не все они оправдали себя на практике, но многие оказались эффективными, помогали глубже изучить атмосферу в студенческих коллективах, повысить качество подготовки будущих специалистов, совершенствовать комсомольскую работу в вузах и техникумах. Так, обобщению и распространению опыта лучших академических групп, отличников учебы вузов Перми помогал ежегодно проводимый слет. Первый слет отличников прошел в 1972 г. Развитию научных исследований в вузах способствовали смотры работ студенческих конструкторских бюро. В 1982-1984 гг. студенческие КБ пермских вузов (университета, политехнического и сельскохозяйственного институтов) были признаны победителями Всероссийского смотра работ студенческих творческих объединений. Объем работ, выполненный в студенческих конструкторских бюро вузов города, в 1985 г. составил 1037,6 тыс. руб.

Большой популярностью среди будущих специалистов пользовались ежегодные олимпиады «Студент и научно-технический прогресс». ЦК ВЛКСМ высоко оценил деятельность отряда «Поиск» (ППИ), работавшего под девизом: «Сами проектируем – сами строим!». В 1974 г. бойцы отряда спроектировали и помогли построить картофелесортировочный пункт совхоза «Ударник» Верещагинского района. В 1985 г. студенческое конструкторское бюро политехнического института разработало проект поселка Солнечный, удостоенный серебряной и бронзовой медалей ВДНХ СССР.

Школой производственной и нравственной закалки будущих специалистов стал третий трудовой семестр. За 15 лет строительные отряды выполнили объем работ более, чем на 172 млн. рублей.

«Где-то новая трасса легла, где-то новые стали заводы...». Слова этой комсомольской песни можно отнести к делам бойцов строительных отрядов, только адреса их строительных площадок можно назвать точно: Пермская ГРЭС, завод синтетического каучука в Чайковском, газокомпрессорные станции, комплекс метанола в Губахе, свинокомплекс «Пермский», четвертый Березниковский калийный завод и др.

Ведущим направлением работы стройотрядов было сельское строительство, объявленное Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1979 г. в сельском строительстве участвовало 80% бойцов ССО. Они возвели 67 животноводческих ферм, 140 объектов соцкультбыта. Большое внимание уделялось выполнению программы «Комсомол – сельской школе». Программа включала строительство и ремонт сельских школ, оборудование спортплощадок и кабинетов.

Успешно справлялись со своими обязательствами отряды механизаторов, проводников железнодорожного транспорта, медиков, работников торговли. В эти годы появились первые проектно-конструкторские и научно-производственные отряды круглогодичного действия на условиях неполного рабочего дня.

Многим бойцам стройотрядов были присущи лучшие черты молодого поколения 70-х годов. В Книгу почета ЦК ВЛКСМ занесено имя комсомольца Рамиля Бадамшина (ССО «Романтик» Осинского зооветеринарного техникума). Рамиль погиб, когда ему исполнилось 18 лет. Это произошло в селе Верх-Язьва Красновишерского района. Загорелся жилой дом. А совсем рядом находилась нефтебаза. Нужно было не допустить огонь до нее. Первыми бросились на борьбу с огнем бойцы строительного отряда и не дали распространиться очагу загорания, однако внезапно оборвался провод линии электропередачи... Погиб Р. Бадамшин – отличный парень, любимец строительного отряда. Подвиг Рамиля не случаен: два года назад он тоже отличился на пожаре. Бойцы строительного отряда оставили имя Рамиля в своих списках. Каждое лето, отправляясь в дорогу, стройотрядовцы торжественно клялись работать, как Рамиль.

Школу рабочей закалки, нравственного воспитания, приобщения к настоящему государственному делу проходили студенты во время третьего трудового семестра.

 

Ряды Пермской областной организации ВЛКСМ в 70-е годы быстро росли. К 1980 г. в ней состояло более 350 тыс. человек. В первой половине 80-х прием в комсомол, вследствие неблагоприятной демографической ситуации и отставания содержания, форм и методов работы комсомольских организаций от требований времени и запросов молодежи, снизился.

Изменения претерпел качественный состав областной организации ВЛКСМ. Прослойка рабочей молодежи была на уровне 33-34%. Количество колхозной молодежи сократилось с 3,2 до 2,6%. Это вызывалось оттоком молодежи из села и недостатками в работе сельских комсомольских организаций.

Рост комсомольских рядов шел главным образом за счет молодежи младших возрастов: школьников и учащихся ПТУ. Вместе с тем в связи со значительным снижением приема в ВЛКСМ в областной организации происходило постепенное увеличение числа комсомольцев старшего возраста.

В 70-х – начале 80-х годов в полной мере проявились типичные недостатки в работе с несоюзной молодежью: снижение требовательности к вступающим, формальный подход к даче рекомендаций, форсирование роста организации. Не все комитеты внимательно относились к вступающим в комсомол, не все могли оказать молодому человеку конкретную помощь в трудовом и идейном становлении.

Рост рядов зависел от укрепления первичных организаций, число которых за 15 лет возросло с 3486 до 4004. В числе наиболее авторитетных и интересно работающих были комсомольские организации Чайковского комбината шелковых тканей, производственных объединений «Моторостроитель» имени Я.М. Свердлова и «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского», завода им. В.И. Ленина, локомотивного депо станции Пермь II и др.

Творческий характер работы отличал комсомольскую организацию Березниковского титано-магниевого комбината, работавшую в тесном контакте с парторганизацией предприятия, которую в начале 70-х годов возглавлял В.А. Козиолов. Руководители комбината, партийные активисты постоянно встречались с молодежью, выступали на собраниях и семинарах комсомольского актива. Большое внимание уделялось повышению общеобразовательного уровня молодежи. С этой целью для рабочих каждой специальности были разработаны и утверждены единые требования к уровню образования. Опыт работы комбината успешно внедрялся на других предприятиях Прикамья.

В области было немало комсомольских организаций, в которых не ждали решений и указаний сверху, а энергично действовали. Но много было и таких, где жизнь едва теплилась, на комсомольских собраниях царила скука, а отчеты в вышестоящие организации писались «с потолка».

Повышению активности комсомольцев призван был способствовать обмен комсомольских документов, который проходил с 1 марта 1975 г. по 1 января 1977 г.

Почетного права получить билеты нового образца удостоились лучшие – те, кто успешно справлялся с заданиями пятилетки, кто своим трудом, отличной учебой и общественной деятельностью заслужили авторитет и уважение товарищей.

В ходе отчетов и собеседований было высказано около тысячи предложений, направленных на улучшение комсомольской работы, повышение эффективности производства. Обмен документов в определенной мере способствовал укреплению дисциплины, повышению ответственности членов ВЛКСМ за выполнение требований Устава.

В 70-е годы заметным явлением вновь стали Всесоюзные комсомольские собрания, в ходе которых возникали интересные почины и инициативы. Так, в декабре 1972 г. в ходе проведения Всесоюзного собрания широкое распространение получила инициатива комсомольцев локомотивного депо станции Пермь II о коллективной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Ее поддержала молодежь фабрики Гознака, Пермского нефтеперерабатывающего комбината и других предприятий.

К сожалению, Всесоюзные комсомольские собрания порой превращались в парадные мероприятия, а звучавшие на них призывы оставались призывами.

В 70-е годы Пермский обком ВЛКСМ больше внимания стал уделять вопросам совершенствования комсомольской работы. Работники аппарата обкома ВЛКСМ стали чаще выезжать на места, в первичные и районные организации, в практику вошли целевые и комплексные командировки для изучения дел и оказания практической помощи комсомольским организациям.

В начале 80-х годов бюро и секретариат обкома ВЛКСМ стали проводить выездные заседания. Они состоялись на Лысьвенском металлургическом и 4-м Березниковском калийном заводах, в ГПТУ № 1 г.Перми, на горном факультете Пермского политехнического института, в Пермском райкоме ВЛКСМ и т.д. значительно уменьшилось количество отчетов, высвободилось дополнительное время для оргработы, улучшилось взаимодействие комитетов ВЛКСМ с хозяйственными, правоохранительными органами, общественными организациями.

Опыт показал: где сильный, боевой райком, там и в первичных организациях кипит жизнь. Добрые слова в адрес Пермского райкома ВЛКСМ прозвучали на XVIII съезде комсомола: «На перекрестке главных дел района, его напряженных планов стоит Пермский райком ВЛКСМ области, три года возглавляемый делегатом нашего съезда Валерием Щукиным. Именно райком выступил организатором соревнования молодежи за создание «полей качества», стал страстным пропагандистом родного края, умело и ненавязчиво воспитывает в юношах и девушках стремление связать свою судьбу с отчей землей, своим трудом умножить ее славу...»[102].

В 70-е годы важной чертой стиля деятельности комитетов комсомола стало комплексное планирование на долгосрочной основе. Инициаторами создания перспективных планов работы с различными категориями молодежи выступили партийные и комсомольские организации Свердловска и Челябинска. Их почин был одобрен на XVI и XVII съездах ВЛКСМ. В Пермской областной организации ВЛКСМ такие планы впервые были разработаны в конце IX пятилетки. Комплексные планы координировали деятельность Советов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, воспитывающих молодежь. Однако часто эти планы так и оставались лишь на бумаге, не реализовываясь.

К сожалению, положительные изменения в стиле работы комитетов комсомола проходили медленно. Потенциальные возможности комплексного планирования использовались недостаточно. Комитетам не хватало деловитости, умения довести начатое дело до конца, обеспечить гласность, преодолеть формализм. Зачастую работа подменялась ненужной говорильней, процветала рапортомания, парадность и бюрократизм. И как следствие этого – падение авторитета комсомола.

 

Как известно, авторитет организации во многом зависит от ее руководителей. Парткомы и комитеты комсомола стремились укрепить все участки комсомольской работы политически зрелыми, инициативными и способными организаторами. Этими качествами отличались секретари обкома ВЛКСМ Виталий Окунев, Валентин Ермолов, Геннадий Пихтовников, Лилия Захарова, Юрий Антонов, Игорь Твердохлебов, секретари Березниковского горкома Руфина Журавлева и Олег Яковлев, секретарь Кунгурского горкома Людмила Лобанова, секретарь Лысьвенского горкома ВЛКСМ Михаил Мусихин, секретарь комитета комсомола Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина Владимир Арсенов и многие другие. Все они впоследствии были выдвинуты на ответственную партийную, советскую и хозяйственную работу.

Одной из проблем, традиционно стоявших в центре внимания партийных организаций, было укрепление партийного ядра в комсомоле. Если в 1971 г. комсомольцы составляли свыше 46% принятых кандидатами в члены КПСС, то в 1985 г. – уже около 70%. Многие, вступив в ряды КПСС, продолжали работать в комсомоле.

В 70-е годы в областной комсомольской организации было свыше 11 тыс. молодых коммунистов. Партийные организации помогали им налаживать работу, учили ответственно относиться к воспитанию молодежи.

К середине 70-х годов в областной организации ВЛКСМ сложилась определенная система обучения кадров и комсомольского актива. В нее входили Пермская зональная комсомольская школа (ЗКШ), месячные курсы первых секретарей горкомов и райкомов ВЛКСМ, двух-трехдневные семинары при обкоме ВЛКСМ, школы комсомольского актива при горкомах, райкомах и комитетах комсомола с правами райкома. Творчески работала Пермская зональная комсомольская школа. В курсе обучения использовались деловые игры, дискуссии и другие прогрессивные формы освоения материала, проводилась практика слушателей школы в горкомах и райкомах комсомола. Немало сделано для распространения передового опыта лучших организаций. За эти годы на дневном и заочном отделении зональной школы прошли подготовку около 10 тыс. комсомольских активистов и работников из Удмуртии, Кировской и Пермской областей. В том, что Пермская ЗКШ стала подлинной кузницей комсомольских кадров Урала, большая заслуга бывших ее директоров опытных комсомольских работников Е.А. Орачевой, Т.И. Марголиной, Ю.М. Поносовой.

В 80-е годы многие комсомольские работники побывали на курсах повышения квалификации в учебном центре ЦК ВЛКСМ «Олимпиец». Комсомольским активистам школ и профтехучилищ запомнились уроки лагерей «Юность» и «Смена».

Опыт этих лет свидетельствует и об ошибках в подборе и расстановке кадров. Иногда о человеке судили лишь по анкете, не учитывали мнение коллектива, в котором он работал. Отсюда просчеты, в результате которых на руководящие должности в комсомоле попадали случайные люди.

Для стиля партийного руководства комсомолом тех лет характерны постоянные контакты партработников и комсомольского актива, встречи партийцев с первыми секретарями райкомов, горкомов ВЛКСМ. Большую помощь комсомолу оказывал Пермский обком КПСС, первый секретарь Б.В. Коноплев. Заинтересованно работали с комсомольскими организациями первые секретари горкомов и райкомов партии Е.А. Абрамов (Добрянка), Н.П. Артамонов (Свердловский район г. Перми), М.Н. Назаров (Чайковский) и др.

Однако отношение партийных комитетов на местах к комсомолии не всегда соответствовало декларированной партийными съездами линией на улучшение партийного руководства комсомолом. В Пермской области многие парткомы подменяли требовательное доверие к комсомольским организациям излишней опекой, а в некоторых случаях проявляли элементарное невнимание к делам и заботам молодежи. Зачастую партийное руководство сводилось лишь к заслушиванию докладов секретарей комсомольских организаций, порой даже без тщательной подготовки вопроса, без строгого анализа работы. Нередко партийные комитеты не уделяли должного внимания укреплению роли и авторитета комитетов комсомола.

В июле 1984 г. было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи». В постановлении ЦК КПСС отмечалось, что комитеты комсомола медленно перестраивают стиль и методы своей деятельности, допускают существенные просчеты в работе с кадрами. Организации располагают большими возможностями влияния на молодежь, но используют их далеко не всегда эффективно. Комплекс этих проблем был связан с необходимостью дальнейшего организационно-политического укрепления рядов ВЛКСМ.

 

Проходившие в 70-80-е гг. партийные съезды централь­ными задачами, стоящими перед ВЛКСМ, по прежнему выдвигали задачи воспитания молодежи в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, активной пропаганды норм и духовных ценностей советского общества. При этом необходимо было осуществление комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения, слияние воедино всех форм и методов идеологической работы и повышение ее эффективности. Предполагалось, что этим целям будет отвечать Ленинский зачет. Но на деле он оказался одной из наиболее формализованных форм комсомольской работы.

В первой половине 70-х Ленинский зачет проходил под лозунгом: «Решения XXIV съезда КПСС – в жизнь!» Партийные и комсомольские организации Прикамья широко привлекали молодежь к участию в нем. Большое внимание уделялось повышению роли личных комплексных планов «Учиться коммунизму», формированию у юношей и девушек активной жизненной позиции. Повсеместно были организованы консультационные пункты. Создавались аттестационные комиссии, в которые входили представители партийных и профсоюзных комитетов, администрации, наставники молодежи, передовики производства. Ход зачета освещался в многотиражных газетах «Камский рабочий», «Металлург», «Мотовилихинский рабочий» и др.

Ежегодно на общественно-политических аттестациях комсомольцы отчитывались о выполнении своих личных комплексных планов. Иногда во время аттестаций рождались новые почины, высказывалось много интересных предложений по выявлению резервов производства и улучшению деятельности комсомольских организаций. Например, молодые текстильщики Чайковского комбината шелковых тканей в 1974 г. развернули движение «Качеству работы комсомольская гарантия». Инициативу поддержала молодежь области и одобрил ЦК ВЛКСМ.

В какой-то мере проведение Ленинского зачета действительно способствовало повышению общеобразовательного, идейного и профессионального уровня молодежи. В зачете ежегодно участвовало до 380 тыс. юношей и девушек Прикамья.

К сожалению, в проведении Ленинского зачета с годами укоренились формализм и бюрократический подход. Особенно это касалось личных комплексных планов, которые принимались одновременно с социалистическими обязательствами, а это приводило к дублированию и излишнему бумаготворчеству. Сами планы часто бывали не конкретны, похожи один на другой. Нередки были случаи заниженного уровня требований при собеседовании с комсомольцами во время общественно-политических аттестаций.

В идейно-политическом воспитании работающей молодежи ведущее место занимала система комсомольской политической учебы и экономического образования. С учетом общеобразовательного уровня молодежь обучалась в начальных, средних и высших звеньях этой системы, причем число обучающихся в начальном звене постоянно сокращалось, – ведь только за годы девятой пятилетки количество юношей и девушек, имеющих начальное образование, снизилось с 35 до 15%.

В 70-е годы в системе политучебы комсомольцы изучали произведения В.И. Ленина, знакомились с материалами съездов КПСС и ВЛКСМ, Конституции СССР. Повысилось внимание к вопросам правового и нравственного воспитания. Выполняя постановление ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» (1971 г.), комсомольские организации усилили пропаганду экономических знаний. В 1973 г. почти в половине всех комсомольских кружков и семинаров слушатели учились экономически обосновывать свои социалистические обязательства, боролись за создание лицевых счетов экономии, определяли личный вклад в массовое движение «Пятилетке эффективности и качества – энтузиазм и творчество молодых!».

В 80-е годы в школах общественно-политических знаний молодежь изучала темы «Идеологическая борьба и молодежь», «Социалистический образ жизни и молодежь», «Актуальные вопросы международного молодежного движения», «Основы коммунистической морали».

Стремясь стать настоящими хозяевами своего производства, работать грамотно, с большой отдачей, юноши и девушки проходили в комсомольских экономических школах курсы «Бережливость – черта коммунистическая», «Продовольственная программа», «Развитие социалистического соревнования».

В 1980 г. бюро ЦК ВЛКСМ поддержало опыт по созданию политкружков и семинаров на базе комсомольско-молодежных коллективов. Это могло обеспечить более тесную связь теории с повседневной практикой, производственной деятельностью, помочь молодым труженикам в разработке социалистических обязательств, изыскании резервов. Количество политшкол росло с каждым годом. Если в 1982 г. их было всего 150, то в 1986 г. – более 400.

Совершенствование работы сети пропагандист­ских кадров комсомольского политического просвеще­ния во многом было связано с улучшением их состава. Вопросы подбора, расстановки и обучения кадров, а также другие аспекты политического образования молодежи находились в поле зрения партийных организаций. Особое внимание обращалось на внедрение в практику активных форм обучения; экономического анализа, практических заданий, подготовки и обсуждения рефератов, обоснования и защиты обязательств по социалистическому соревнованию. Составной частью учебного процесса стала общественно-политическая практика слушателей, в ходе которой молодые люди приобретали навыки политической работы, выступали с политинформациями и беседами по месту жительства, в молодежных аудиториях.

В областной комсомольской организации работало более двух с половиной тысяч пропагандистов. В большинстве своем это были люди, творчески относящиеся к порученному делу. В их рядах были руководители производства, специалисты сельского хозяйства, учителя и врачи. Они постоянно заботились о повышении теоретического уровня и качества проводимых ими политических занятий, прочности усвоения материала, выработке у слушателей умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Среди лучших пропагандистов были: Нелли Михайловна Ершова – бригадир комсомольско-молодежной бригады производственного объединения «Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского», Мария Варфоломеевна Щенина – начальник цеха Чайковского комбината шелковых тканей, Маргарита Сергеевна Чиркова – редактор заводского радио Соликамского целлюлозно-бумажного комбината, Маргарита Сергеевна Троицкая – заведующая лабораторией Камского кабельного завода имени 50-летия СССР, Татьяна Поликарповна Стельмах – пропагандист колхоза «Победа» Карагайского района, секретарь комсомольской организации, Борис Александрович Писарев – секретарь парткома локомотивного депо Пермь II и другие.

Большинство пропагандистов участвовало в движении «Пропагандист пятилетке!». Это способствовало повышению эффективности занятий, усилению их связи с жизнью. Традиционными для комсомольских школ стали специальные занятия по экономическому обоснованию и принятию личных и коллективных социалистических обязательств. В практику вошло проведение уроков эффективности и качества. По инициативе пропагандистов Перми, Березников, Чайковского на занятиях в политшколах рассматривались предложения слушателей по совершенствованию организации производства, вопросы рационализации и изобретательства.

Обучение пропагандистских кадров проходило на постоянно действующих семинарах при горкомах, райкомах КПСС. Большое внимание уделялось внедрению активных форм обучения: диспутов, семинарских занятий, разборов проблемных ситуаций, деловых игр. Более 100 опорных комсомольских школ вели работу с начинающими пропагандистами. Индивидуальное шефство, проведение открытых занятий, показ методических приемов в работе со слушателями – вот та помощь, которую оказывали школы.

При обкоме, горкомах и райкомах ВЛКСМ работали методические советы по комсомольскому политическому просвещению, которых в области насчитывалось более 90. Интересный опыт был накоплен у советов Березниковского, Соликамского, Чайковского, Кунгурского горкомов, Очерского, Карагайского райкомов комсомола. Областным методическим советом во главе с доцентом университета Л.В. Коротаевой разрабатывались календарные планы, методические рекомендации по проведению занятий. Опыт лучших пропагандистов освещался на страницах газеты «Молодая гвардия» и в радиопередачах под рубрикой «Урок в рабочей аудитории».

Ежегодно в системе комсомольского политического просвещения занималось более 60 тыс. юношей и девушек. Одновременно перед комсомольскими организациями оставалась задача привлечения к занятиям в кружках и школах рабочей молодежи около 45 тыс. молодых человек, которые нигде не учились.

Вместе с тем, в системе марксистско-ленинского образования молодежи имелись серьезные недостатки: нарушался принцип дифференцированного подхода к организации политучебы, кружки и семинары формировались из людей с различным уровнем образования. Преобладали лекционные формы занятий, слабо использовались наглядные пособия и технические средства обучения. Немалый вред приносил формализм, механическое, оторванное от жизни заучивание общих положений.

В 70-е годы в арсенале средств идейно-политического воспитания большое место занимали Ленинские уроки. На них молодежь самостоятельно изучала произведения В.И. Ленина, училась углубленно рассматривать непростые проблемы сегодняшнего дня. Уроки проводились по темам: «Пятилетка – мне, я – пятилетке» (1971 г.), «Мы – патриоты-интернационалисты» (1972 г.), «Героический путь КПСС» (1973 г.), «Учиться, работать и бороться по-ленински!» (1974 г.) и т.д.

Многими важными событиями была ознаменована подготовка к 60-летию Великого октября. Молодежь Прикамья включилась в соревнование за право подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС. 125 молодых передовиков труда и студентов заслужили право быть сфотографированными в Кремле. Политической школой стало участие молодежи в обсуждении Проекта Конституции СССР, в которой законодательное закрепление получила забота о настоящем и будущем молодого поколения.

Большая роль в воспитании молодежи по-прежнему принадлежала лекционной пропаганде. Обком комсомола принимал меры по активизации деятельности лекторских групп в городских, районных и первичных организациях. С 1976 г. он совместно с обществом «Знание» начал проводить «Трибуну молодого лектора», которая стала школой мастерства и своеобразным конкурсом на лучшего лектора.

Благодаря помощи партийных комитетов и организаций общества «Знание» улучшилось качество лекций по молодежной тематике, разнообразнее стало их содержание. Постоянно действовали лектории и кинолектории, народные университеты. У молодежи Перми были популярны: клуб историко-революционных фильмов «Прометей» в Свердловском районе, устный журнал «Орбита» во Дворце культуры им. С.М. Кирова, военно-патриотический клуб «Красная гвоздика» в механическом техникуме им. Н.Г. Славянова.

Широкое распространение в Прикамье получили агитрейсы теплоходов, поездов, агитперелеты. Летом 1978 г. обком ВЛКСМ организовал агитрейд «Эскадрон красных конников» по семи сельским районам области, на территории которых шли бои дивизии командарма В.К. Блюхера с отрядами белогвардейцев. «Во время агитрейда проведено 19 митингов боевой славы, прочитано 25 лекций, дано 34 концерта», – за этими скупыми строчками из походного дневника эскадрона волнующие встречи в городах и селах Прикамья.

Работу по формированию идейной убежденности комсомольские организации Прикамья старались связать с нравственным и трудовым воспитанием молодежи.

 

При всех трудностях, противоречиях и негативных явлениях, характерных для советской системы 70-80-х годов и отражавшихся в жизни комсомольских организаций Прикамья, ими накоплен большой позитивный опыт организаторской и воспитательной работы. Надеемся, что его изучение поможет решать проблемы молодежи сегодняшней.

 

Молодежное движение в России:

 

Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 90-летию ВЛКСМ

 

Редактор И.М. Минсадыров
Корректор Ю.М. Михайлов
Компьютерная верстка М.М. Зильбермана

 

Подписано в печать 13.10.2008. Формат 60´90/16.

Усл. печ. л 14,5. Тираж 200 экз. Заказ № 155/2008

Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35д, офис 106.

 

Отпечатано в типографии ИД «Пресстайм»

Адрес: 614025, Пермь, ул. Героев Хасана, 105


[1] Дементьев Борис Петрович – доктор исторических наук, профессор кафедры общей отечественной истории Пермского государственного университета.

[2] ГОПАПО, ф.1458, оп.1, д.160, л.136.

[3] Подсчитано автором.

[4] ЦА ВЛКСМ, ф.1, оп.3, д.378, л.22.

[5] ЦА ВЛКСМ, ф.1, оп.3, д.378, л.29.

[6] ЦПА ИМЛ, ф.17, оп.1, д.13, л.158.

[7] ЦА ВЛКСМ, ф.7, оп.2, д.22, л.16.

[8] ГОПАПО, ф.1458, оп.1, д.310, л.4.

[9] ПАУО, ф.92, оп.3, д.421, л.271.

[10] ГОПАПО, ф.1753, оп.1, д.45, л.176.

[11] ЦГА РСФСР, ф.1, оп.12, л.243.

[12] Звезда. 1943. 4 июня.

[13] ГАУО, ф.92, оп.1, д.310, л.7.

[14] Комсомол и молодежная печать. М.: Молодая гвардия, 1973. С.169.

[15] ГОПАПО, ф.1753, оп.1, д.45, л.174.

[16] ЦА ВЛКСМ, ф.7, оп.2, д.73, л.62.

[17] ЦА ВЛКСМ, ф.7, оп.2, д.73, л.59.

[18] ГОПАПО, ф.1458, оп.1, д.543, л.26.

[19] Удмуртская правда. 1975. 12 апр.

[20] Комсомолец Удмуртии. 1975. 25 февр.

[21] ЦА ВЛКСМ, ф.1, оп.8, д.253, л.89.

[22] ЦА ВЛКСМ, ф.1, оп.8, д.253, л.124.

[23] ЦА ВЛКСМ, ф.1, оп.8, д.253, л.55.

[24] ГОПАПО, ф.1458, оп.1, д.160, л.82.

[25] Кобелева Екатерина Аркадьевна – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, политологии и социологии Пермского государственного педагогического университета.

 

[26] Второй Всероссийский съезд Российского Коммунистиче­ского Союза Молодежи: Стенографический отчет (5-8 октября 1919 г.). Петроград: Госиздат, 1920. С. 8.

[27] История комсомола Прикамья. Пермь, 1968. С. 17-18, 20.

[28] История комсомола Прикамья… С. 20-23.

[29] Первый Всероссийский съезд РКСМ. 29 октября – 4 ноября 1918 г. Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 1924. С. 25.

[30] Войска называются внутренними: Краткий исторический очерк. М.: Изд-во ДОСААФ, 1982. С. 75

[31] История комсомола Прикамья… С. 27-28, 28-29.

[32] Второй Всероссийский съезд РКСМ… С. 81; История комсомола Прикамья… С. 35.

[33] Второй Всероссийский съезд РКСМ… С. 22, 36, 37.

[34] Второй Всероссийский съезд РКСМ… С. 3, 4.

[35] Второй Всероссийский съезд РКСМ… С. 37, 39, 21.

[36] Второй Всероссийский съезд РКСМ... С. 36, 39, 66, 68.

[37] Второй Всероссийский съезд РКСМ… С. 87.

[38] История комсомола Прикамья… С. 36; Войска называются внутренними… С. 76.

[39] Декреты Советской власти. Т. 2. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Госполитиздат, 1959. С. 151-153; История комсомола Прикамья… С. 36-37.

[40] История комсомола Прикамья… С. 37-38.

[41] История комсомола Прикамья... С. 38.

[42] Романенко В.В. Чекисты на Восточном фронте (1918 – 1920 гг.) // Великий Октябрь и гражданская война в Поволжье: Межвуз. сб. науч. тр. Кубышев, 1986. С. 70.

[43] ГОПАПО, ф. 557, оп. 1, д. 70, л. 16 об.- 20 об.; Первый Всероссийский съезд РКСМ… С. 67.

[44] ГОПАПО, ф. 557, оп. 2, д. 47, л. 2 об., 6 об.

[45] Тепляков А.Г. «Непроницаемые недра»: ВЧК-ОГПУ в Сибири. 1918 – 1929 гг. М., 2007. С. 72, 43, 71, 74.

[46] Подсчеты автора по: Отчет ЦУЧК при Совнаркоме Украины. 1920 год. К 5-му Всеукраинскому съезду Советов. Харьков, 1920. С. 37.

[47] Невоструева Антонина Федоровна– доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью Пермского государственного технического ун







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.