Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовая сущность местного самоуправления



В настоящее время юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в нормах международного права, так и в национальных законодательствах.

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., под местным самоуправлениемподразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Анализ этого достаточно универсального определения, а также отечественного и зарубежного законодательства позволяет выделить три основных проявления сущности местного самоуправления.

1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.

2. Местное самоуправление - одна из форм организации публичной власти и управления.

3. Местное самоуправление - один из принципов государственного устройства.

Рассмотрим каждое из них.

Право граждан, ассоциированных в рамках территории совместного проживания (населения), исходит от признания первоосновы права индивидов самим управлять собой. В государствах, базирующихся на принципах демократии, это право рассматривается как своеобразная аксиома.

Признавая право населения конкретных административно-территориальных единиц (местных сообществ) на самостоятельное заведование собственными делами, государство признает самостоятельность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в пределах предоставленных им полномочий. Как правило, это признание закрепляется в конституциях или иных законодательных актах. Нередко государства берут на себя обязанности по созданию правовых,
экономических и иных условий реализации права на местное самоуправление,
обеспечивают его защитой в судебном порядке.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного »м самоуправления, предусматривает возможность их судебной защиты.

Граждане осуществляют право на местное самоуправление непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Кроме того, право граждан на местное самоуправление находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в праве обращения в органы местного самоуправления, в праве самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и некоторых других конституционных правах.

Местное самоуправление - это не только право на самостоятельное заведование местными делами, но и форма организации публичной власти и управления.

В странах с высокоразвитой демократией местное самоуправление воспринимается, в первую очередь, как необходимое разделение властей по вертикали, обеспечивающее разумное распределение усилий властных органов на всех уровнях управления обществом.

В Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он может осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; его органы не входят в систему органов государственной власти. Фактически это означает наличие двух относительно самостоятельных систем власти: государственной и местного самоуправления.

Государственная власть, осуществляемая на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, реализуется государственными органами на всех уровнях управления страной: центральном, субъектов федерации, местном. Однако объем и содержание управленческих функций (функций-задач) на каждом уровне не одинаковы. На местном уровне сфера государственного воздействия ограничена правом местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому, рассматривая государственное управление и местное самоуправление как разновидности социального управления, правильнее говорить не об уровняхпубличной власти, а о формахее осуществления.

Местное самоуправление, таким образом, есть закономерная и объективно существующая форма осуществления власти, без которой (равно как и без государственной власти) невозможно управление страной и обществом.

Наконец, последнее, но не менее важное проявление местного самоуправления как одного из принципов государственного устройства.

Государственное устройство выражается в основополагающих принципах организации государства. Как правило, эти принципы имеют статус конституционных.

В основе государственного устройства большинства демократических стран наряду с принципами народного суверенитета и разделения властей лежит принцип местного самоуправления, Европейская Хартия местного самоуправления, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении государственными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне, провозгласила местное самоуправление одной из основ любого демократического строя.

В Российской Федерации местное самоуправление как одна из основ конституционного строя, признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. Это предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и
местных органов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.