Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и основные черты местного самоуправления



Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, признает и гарантирует местное самоуправление. Поэтому местное самоуправление как выражение власти народа в Российской Федерации рассматривается в качестве одной из основ конституционного строя.

В Конституции Российской Федерации зафиксированы основополагающие черты местного самоуправления. Они находят свое воплощение и развитие в федеральных законах, конституциях, уставах, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации" , основываясь на конституционных положениях, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Анализ конституционных положений и содержания данного определения позволяет выявить основные черты местного самоуправления в Российской Федерации.

Ими являются:

1. Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждане Российской Федерации. Однако .не надо забывать, что граждане - это в первую очередь жители, а лишь потом участники правовых и политических отношений. Поэтому в местном самоуправлении выделяется особый субъект - населениегородских, сельских поселений и других территорий, административные границы которых определяются с учетом географических
условий, исторических и иных местных традиций. Население - совокупность людей, постоянно или временно проживающих на определенной территории. Следовательно, субъектом местного самоуправления является совокупность граждан Российской Федерации, постоянно или временно проживающих на определенной территории и составляющих ее население.

Любое городское, сельское поселение, несколько поселений, объединений общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления, признается действующим законодательством в качестве муниципального образования- основной единицы местного самоуправления в Российской
Федерации.

2. Местное самоуправление имеет и особый объект управления – вопросу местного значения.Прежде всего это вопросы непосредственного обеспечений жизнедеятельности населения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Перечень вопросов местного значения дан в статье 6 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако он не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать на рассмотрение вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальный образований и органов государственной власти. Кроме того, на органы местное
самоуправления законом может быть возложено и исполнение отдельных государственных полномочий.

3. Местное самоуправление реализуется в рамках муниципальной деятельности - специфической управленческой деятельности по решению вопросов местного значения или исполнению отдельных государственных полномочий. Эта деятельность может принимать правовые и неправовые формы, она носит преимущественно публично-правовой характер, хотя и не исключает возможность использования частноправовых методов. Характерной чертой муниципальной деятельности является определенное сближение ее исполнительных и распорядительных функций. Отличительным признаком выступает также относительное снижение доли субординационных отношений и возрастание роли отношений координации и взаимодействия между участниками этой деятельности.

4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий - деятельность самостоятельная.

Прежде всего это проявляется, в гарантируемом государством праве и возможности населения самостоятельно решать вопросы местного значения. Кроме того, самостоятельность местного самоуправления выражается в организационной обособленности его органов в системе управления обществом и государством. Образуемые населением выборные и другие органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

5. Важнейшей чертой местного самоуправления в Российской Федерации является собственная ответственностьмуниципальных образований.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Ответственность перед населением наступает в результате потери доверия населения. Порядок ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.