Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4: «Местное самоуправление в системе народовластия»



Лекция 6: Понятие местного самоуправления, системы местного самоуправления и её состав. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Органы местного самоуправления в системе народовластия.

Понятие местного самоуправления.Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного само/правления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явление, формирование и развитие которого зависит от комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территорий.

Документом, наиболее полно излагающим понятие «местное самоуправление», считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 г., которая устанавливает, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Местное самоуправление рассматривается в качестве:

а) основы конституционного строя.

Конституция закрепляет местное самоуправление в качестве основы демократического управления,

Конституция гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством.

- Выделение особой сферы вопросов и самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Основной субъект права на самоуправление - население городских и сельских поселений. Конституция устанавливает, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Это право население может реализовать путем создания самостоятельного муниципального образования, а также путем осуществления территориального общественного самоуправления.

Обеспечивается право каждого гражданина на осуществление местного самоуправления (право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и др.);

в) формы народовластия.

- Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

- Местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане,

- Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством: местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть имеют единый источник - впасть народа.

- Местное самоуправление имеет особый объект управления - вопросы местного значения.

- Самостоятельность местного самоуправления.

- Собственная ответственность муниципальных образований.

Значение местного самоуправления. Характеристики гражданского общества наилучшим образом сопрягаются с выявленной выше сущностью местного самоуправления как единства власти и свободы. Именно поэтому становление гражданского общества в России потребовало развития местного самоуправления. Будучи институтом гражданского общества, местное самоуправление является одновременно и своеобразной «формой реализации гражданского общества». Без развития местного самоуправления невозможно ни становление гражданского общества, ни обеспечение свобод и прав личности.

Система местного самоуправления.По Конституции местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Системе местного самоуправления присуще свойство единства. Это выражается в следующем:

— система основывается на демократических принципах, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций;

— единство системы местного самоуправления проявляется и в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления;

— все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы является производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного
самоуправления существует тесная организационно-правовая связь.

Организационные формы осуществления местного самоуправления:

1. Формы непосредственной демократии.

2. Выборные и другие органы местного самоуправления.

3. Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление).

Принципы системы.

1) Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народовластия.

2) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

- Влияние федеративного устройства РФ.

- РФ - многонациональная страна, поэтому система местного самоуправления должна учитывать исторические и иные местные традиции.

Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту, или иную организационную модель местного самоуправления.

Местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в данном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

3) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Единственное требование законодательства коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления.

4) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.

- Использование населением муниципальных образований различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

- Основания и виды ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования.

Формы непосредственной демократии.В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы непосредственной и представительной демократии.

Непосредственная демократия - это механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений.

В основе представительной демократии лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

Основные формы непосредственной демократии на местном уровне:

Местный референдум

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значе­ния проводится местный референдум. Местный референдум может проводиться на всей территории муници­пального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представи­тельным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имею­щими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными об­щественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выбо­рах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, уста­новленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, из­бирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пунк­те 2 части 3 статьи 22 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, является сбор подписей в поддержку данной ини­циативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Фе­дерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избиратель­ными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 статьи 22 Федерального закона № 131-ФЗ, оформляется в порядке, установленном фе­деральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Рос­сийской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представи­тельным органом муниципального образования и главой местной администра­ции, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить
местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назнача­ется местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы му­ниципального образования, органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избиратель­ной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Россий­ской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдум.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской
Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референду­ме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосо­вании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному ис­полнению на территории муниципального образования и не нуждается в утвер­ждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лица­ми или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого
на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на мест­
ном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражда­нами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными фе­деральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также по­
рядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются феде­ральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов
Российской Федерации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.