Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальных субъектов административного права



 

I. Понимание юридической конструкции «правовой статус» в отношении индивидуальных субъектов.

II. Понятие и содержание административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

I. Для изучения данного вопроса важно выяснить смысл и значение использования юридической конструкции «правовой статус».

Разрешение вопроса о содержании правового статуса, на наш взгляд, необходимо начинать с рассмотрения проблемы понимания статуса вообще. Так, философия рассматривает статус как соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы, и различает «предписанный» и «достигаемый» статус, соответствующий, например, или профессиональным качествам, или образовательному уровню. Статус – это определенный социальный престиж, соответствие определенному уровню оценки, которая является почетной. Таким образом, основными характеристиками и признаками статуса как социальной категории являются необходимый уровень и почет. Наиболее существенными признаками (престижными и почетными оценками) статуса отдельных групп являются, например, профессия, квалификация (образование), а также заработная плата, семейно-возрастные и локально-территориальные различия.

В философии статус соотносят с понятием социальной роли. То есть если статус рассматривают как совокупность прав и обязанностей, то роль – как динамичный аспект статуса, как определенное поведение[90]. Отсюда можно заключить, что понятие статуса должно найти как бы свое продолжение, реализацию в активном поведении или действиях.

В научной литературе различают общесоциальный статус лица и его разновидности: политический, экономический, государственный, статус служащего или рабочего, нравственный, правовой и др.

Правовой статус теория права понимает как правовое положение субъекта права или лица, состоящего в правовых отношениях. Правовым он называется потому, что положение субъекта или лица в обществе определяется юридическими нормами, которые устанавливают (регулируют) его многосторонние связи с внешней средой. Содержание правового положения субъекта права обычно характеризуется совокупностью его прав и обязанностей, наличием его правосубъектности (правоспособности и дееспособности) или и тем и другим.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и обязанностей гражданина, должностного лица, звена управления предприятия и т.п. К правовому статусу относят: конституционные права и свободы граждан; общие права и обязанности, предусмотренные для участников определенного вида правоотношений – трудовых, административно-правовых и др.[91]

Правовой статус – это признанная Конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права. Правовой статус гражданина включает в себя основные неотчуждаемые права человека, как правило закрепленные в Конституции государства, а также частноправовую правоспособность и дееспособность физического лица[92].

В целом, характеризуя общий подход к изучению проблемы, следует отметить, что в современных научных изысканиях ученых отмечается устойчивая тенденция рассматривать правовое положение субъектов права (лиц) именно через изучаемую общей и отраслевой теорией права юридическую конструкцию правового статуса. В основном предложения ученых сводятся к тому, чтобы рассматривать содержание административно-правового статуса субъектов права через его установленный элементный состав.

 

II. А.С. Мордовец и В.Н. Синюков, раскрывая правовой статус личности, в его содержание включают прежде всего объем прав и свобод личности, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством. Вместе с тем они отмечают, что в структуру правового статуса юристами нередко включаются и такие элементы, как законные интересы, правовые принципы, правоотношения общего (статусного) типа, правосубъектность[93].

Теория права, используя различные основания классификации, различает следующие виды правового статуса личности: 1) международно-правовой; 2) конституционный; 3) отраслевой; 4) специальный (категории граждан, имеющих специальные правомочия, – государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел); 5) индивидуальный (отражает совокупность только этой категории принадлежащих прав и обязанностей в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола)[94].

Следует отметить, что мнения ученых по вопросам содержания административно-правового статуса являются достаточно противоречивыми. Авторы одного из словарей по административному праву, рассматривая содержание субъекта административного права, обладающего особым юридическим качеством, в одном случае включают в административно-правовой статус административную правоспособность с обязанностью нести ответственность и административную дееспособность, в другом – два элемента: административную правоспособность и дееспособность. Административно-правовой статус рассматривается как правовое положение гражданина либо юридического лица. Отдельной составляющей административно-правового статуса считают ответственность[95].

Относительно индивидуальных субъектов административного права отметим, что под субъектным составом административно-правовых отношений А.Б. Агапов понимает статус участников этих отношений[96]. У Д.Н. Бахраха административно-правовой статус индивидуальных субъектов – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами публичной административной власти, урегулированное нормами административного права[97]. Н.М. Конин определяет административно-правовой статус как совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина[98]. У Ю.Н. Старилова административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности[99]. Отдельные российские ученые под административно-право-вым статусом понимают правовое положение гражданина либо юридического лица[100].

Как видим, среди ученых нет единого мнения по вопросу о содержании категории «административно-правовой статус».

Административно-правовая наука не может сегодня предложить конкретный набор основных и необходимых элементов административно-правового статуса. Именно здесь, на наш взгляд, кроется причина невозможности выработки определенных рецептов подготовки соответствующих нормативных актов.

Для более детального исследования проблемы наукой административного права предлагается классифицировать статусы индивидуальных субъектов административного права на общий, особый и специальный. Данная классификация будет рассмотрена применительно к административно-правовому статусу граждан Российской Федерации в следующей теме.

Следует отметить, что рассматриваемая юридическая конструкция «правовой статус» уже нашла свое практическое отражение во многих действующих законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации применительно к статусу отдельных субъектов государственной власти. Так, например, глава 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеет название «Правовое положение (статус) государственного служащего».

 

 

Тема 8. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.