Здавалка
Главная | Обратная связь

Беженцев и вынужденных переселенцев



 

I. Правовые основы закрепления административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

II. Понятие и административно-правовой статус беженцев.

III. Понятие и административно-правовой статус вынужденных переселенцев.

 

I. Ключевой нормой при изучении данного вопроса следует считать п. 3 ст. 62 Конституции РФ, в котором предусмотрено положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Любые ограничения правового статуса иностранца и лица без гражданства могут устанавливаться только на основе федеральных законов.

В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вид на жительство,в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 03.01.2006) «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

­ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

­ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

­ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

­ постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, за исключением граждан, указанных в п. 2 этой статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами. Регистра-ция детей, не достигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федерацию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ино-странные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые, в соответствии с федеральными законами, требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

Ответственность иностранных граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, ст. 2.6 КоАП. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26 рассматриваемого федерального закона.

При изучении данного вопроса, а также при написании докладов, рефератов и дипломных работ по соответствующей проблематике студенты могут обратиться к работам И.Д. Соболева[111], И.А. Ми-хайловой[112], Е.В. Яковлевой[113] и др.

 

II. Категорию «беженцы» следует рассматривать как специальных субъектов административного права в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» от 19.12.1993. Данный федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Беженец (в международном праве) – лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе и (или) политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определен-ного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Конвенция о статусе беженцев, 1951).

Беженец (в российском праве) – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Федеральный закон «О беженцах»).

При написании докладов, рефератов и дипломных работ по соответствующей проблематике студенты могут обратиться к работам Г.С. Гудвина-Гилла[114]; Д.В. Иванова[115]; Г.И. Литвиновой, Н.А. Михалевой[116]; М. Олауссона[117]; Э. Филлера[118]; К.М. Цагалова[119]; Ж. Эгера[120] и др.[121]

III. Категорию граждан «вынужденные переселенцы» также следует рассматривать как специальных субъектов административного права, в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Данный закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с названным законом, вынужденный переселенец – это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах; вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Закон определяет обстоятельства, при которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, а также когда оно не может быть признано таковым.

Так, вынужденным переселенцем признается:

а) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

б) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

а) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

б) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

в) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Закон определяет и порядок утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

В соответствии с ратифицированным Федеральным законом от 22.11.1994 № 40-ФЗ Соглашением стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам», вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином Сто-роны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с данным соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством Стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа.

Для более глубокого изучения данного вопроса необходимо обратиться к работам Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусовой[122]; Г.И. Литвиновой, Н.А. Михалевой[123] и др.[124]

 

Тема 10. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.