Государственных и муниципальных служащих
I. Административно-правовой статус государственного служащего. II. Административно-правовой статус муниципального служащего.
I. При рассмотрении видов государственной службы студенту необходимо обратиться к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»[125], в котором впервые государственная служба была законодательно разделена: - на государственную гражданскую службу; - военную службу; - правоохранительную службу. В отличие от военной и правоохранительной служб, не подразделяющихся на региональные службы, государственная гражданская служба делится: на федеральную государственную гражданскую службу; государственную гражданскую службу субъектов РФ. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего– это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений[126]. Его составляют следующие основные элементы: права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, экономическое обеспечение и гарантии. Следует различать сугубо должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности государственной службы, а также общие права и обязанности, установленные законодательством в отношении конкретных видов государственной службы. При изучении студентами основ государственной службы следует обратить особое внимание на основополагающее понятие этой сферы административного права – государственная должность. В теории права и управления определений этого понятия выработано довольно много. Например, Д.М. Овсянко пишет, что «под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица государственного органа (службы, учреждения), определяющая содержание и объем полномочий и ответственности занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе»[127]. Федеральный закон «О системе государственной службы» устанавливает следующие виды должностей государственной службы: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъектов РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативно-правовыми актами установлены два способа замещения должностей государственной службы: на конкурсной основе; без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность.
II. При рассмотрении административно-правового статуса муниципального служащего необходимо обратить внимание, что он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»[128], Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ[129], конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, а также уставами и иными нормативными актами муниципальных образований. При этом следует учитывать, что ядром правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности, которые закрепляются уставом муниципального образования или иными нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Организационно-правовой формой муниципальной службы являются органы местного самоуправления или муниципальные органы. Сущность государственной и муниципальной службы характеризуется общим признаком публичной власти, который объединяет правовое положение государственных и муниципальных служащих России. Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Глава 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет правовое положение (статус) муниципального служащего, к которому относит: права и обязанности; ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих. При изучении данной темы и подготовке научных статей, докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ студентами, кроме учебной литературы, могут быть использованы работы следующих авторов: А.А. Гришковца[130], Е.Г. Бабелюка[131]; Д.Н. Бахраха, И.В. Кулешова[132]; Р.В. Нагорных[133]; М.В. Бондаренко[134].
Тема 11. Административно-правовой статус ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|