Здавалка
Главная | Обратная связь

Предприятий, учреждений, организаций



 

I. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций.

II. Административно-правовой статус предприятий, учреж-дений и иных некоммерческих организаций.

 

I. Приступая к изучению темы о предприятиях, учреждениях и иных некоммерческих организациях как субъектах административного права, следует отметить, что этот вопрос регулируется в основном гражданским законодательством, а именно Гражданским кодексом РФ.

При изучении данной темы студенту необходимо обратиться к учебным материалам А.П. Алехина и А.А. Кармолицкого, Н.М. Ко-нина, Н.Ю. Хаманевой, Д.М. Овсянко, Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова и др.

Необходимо прежде всего дать понятия рассматриваемых субъектов административного права.

Как отмечает А.П. Алехин, предприятия и учреждения есть разновидности организаций, осуществляющие, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические (хозяйственные), социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства[162].

В соответствии с действующим законодательством под предприятием понимается хозяйственная коммерческая организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

И предприятия, и учреждения в учебной литературе принято классифицировать на виды по различным основаниям. Так, например, в зависимости от видов собственности выделяют: государственные; муниципальные предприятия; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц; образованные на базе смешанных форм собственности[163]. По назначению и организационной форме государственные предприятия подразделяются: на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.); предприятия субъектов РФ; муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеющие районное, городское, поселковое значение. К негосударственным предприятиям относятся: частные (индивидуальные и семейные) предприятия; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий. По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказываемых услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются: на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжение и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением, по мнению Н.М. Конина, признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а различные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздо-ровительной, культурно-зрелищной и т.д.); во-вторых, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы[164].

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти: аппараты представительных органов, органы исполнительной власти – министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие подразделения, входящие в состав названных учреждений.

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по различным основаниям. По форме собственности выделяют: государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др. По масштабу и значению деятельности: общефедеральные, субъектов РФ, местные (муниципальные). По характеру и сфере деятельности выделяют: учреждения образования (школы, вузы и др.), науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.), культуры (театры, музеи, библиотеки и др.), здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Для более подробного изучения содержания и административно-правового статуса учреждений можно обратиться к научной статье А.В. Минашкина «Основы административно-правового статуса государственных учреждений»[165].

К иным некоммерческим организациям в учебной литературе относят, например, потребительские кооперативы (в соответствии с законом РФ «О внесении дополнений в закон РФ „О потребительской кооперации в Российской Федерации“» от 11 июля 1997 г.[166]), фонды, некоммерческое партнерство, автономную некоммерческую организацию.

Так, потребительские кооперативы – добровольные некоммерческие организации, созданные на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. В зависимости от вида деятельности они подразделяются: на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные или иные общественно-полезные цели.

Многочисленные виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций представлены в схемах (см. приложение, рис. П.13).

 

II. Изучая вопрос об административно-правовом статусе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, необходимо знать, что он определяется прежде всего ст. 50, 113, 132, 295, 296 гл. 4 ГК РФ, отраслевыми законами (например, ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») и иными нормативными актами (Положениями, уставами и т.п.). Невозможно раскрыть административно-правовой статус конкретного предприятия, учреждения или иной некоммерческой организации без изучения их Положений или уставов.

При изучении данного вопроса студент должен иметь представление об общем административно-правовом статусе (основы) и его особенностях применительно к отдельным видам предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций.

Для общего административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций характерно то, что нормы права, его определяющие, устанавливают: общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти; их государственную регистрацию; порядок производства регистрации и основания для отказа в ней; общий обязательный порядок ведения и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам; обязанность соблюдения природоохранительного законодательства, правил безопасности на производстве; санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников; стандарты и нормативы по соблюдению нагрузки и техники безопасности на производстве; законодательство о пожарной безопасности; антимонопольное законодательство; налоговое законодательство; законодательство о качестве выпускаемой продукции; правило и нормы стандартизации, сертификации и др.

Для характеристики общего административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций важно отметить компетенцию соответствующих государственных органов по осуществлению государственных контрольных функций в отношении соблюдения ими законодательства. Так, соответствующие государственные органы могут применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством. Например, они могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, назначать административные наказания в случаях, предусмотренных в КоАП РФ.

Административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет, наряду с общими характеристиками, и свои особенности, применительно к каждому из них. Наиболее подробно эти особенности изложены в учебниках по административному праву А.П. Алехина и А.А. Кармолицкого, Д.М. Овсянко, Н.Ю. Хаманевой.

Для раскрытия вопроса об административно-правовом статусе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций также важно изучить особенности их создания, реорганизации и ликвидации, а также административно-правовые гарантии их самостоятельности, о которых также подробно говорится в учебнике по административному праву А.П. Алехина и А.А. Кармолицкого.

Тема 14. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.