Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественных объединений



I. Организационно-правовые формы общественных объединений.

II. Административно-правовой статус общественных объединений.

 

I. В соответствии со ст. 5 закона РФ от 14.04.1995 «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения могут создаваться: 1) как общественная организация; 2) общественное движение; 3) общественный фонд; 4) общественное учреждение; 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественных организаций могут быть граждане и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законодательством.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. При государственной регистрации общественной организации дееспособностью юридического лица наделяется ее постоянно действующий руководящий орган.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно полезные цели, поддерживаемые другими участниками общественного движения. Руководящие органы формируются по такому же принципу, что и в общественных организациях.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Поэтому учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественный фонд действует в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (ст. 118, 119). Создание и деятельность иных видов фондов (общественно-государственных, корпоративных и др.) регламентируется соответствующим законодательством о фондах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В таком учреждении, в соответствии с учредительными документами, может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, однако не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не предусматривается учредителем.

При государственной регистрации общественное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций и формируется по инициативе граждан, строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Наиболее подробную характеристику каждой организационно-правовой формы общественного объединения дает Ю.А. Дмитриев[167], который рассматривает административно-правовой статус всех пяти форм общественных объединений, предусмотренных в Федеральном законе «Об общественных объединениях», а также политических партий.

 

II. Статус таких некоммерческих субъектов административного права, как общественные объединения, заслуживает особого внимания. При изучении данного вопроса целесообразно обратиться к таким авторам, как Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров, Б.В. Россинский, Д.Н. Бахрах, Ю.Н. Старилов, Н.Ю. Хаманева, В.С. Четвериков.

Правовой статус общественных объединений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[168], Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[169], Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[170], Федеральным законом от 12.01.1995 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[171], Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[172] и другими нормативными актами о видах общественных объединений.

Общественные объединения создаются по инициативе учредителей (не менее трех физических лиц). Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об этих видах общественных объединений.

Рассматривая вопросы создания и деятельности общественных объединений, студенту необходимо обратиться к комментарию Федерального закона «Об общественных объединениях» под редакцией В.И. Шкатулла[173], в котором излагаются требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественного объединения; структура устава общественного объединения; порядок государственной регистрации общественных объединений, особенности реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также особенности их прав и обязанностей.

При изучении контроля и надзора за деятельностью общественных объединений наиболее интересной для обсуждения, на наш взгляд, является научная статья Г. Жиганова «Контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений»[174], где рассмотрены полномочия Федеральной регистрационной службы в сфере осуществления функций контроля за общественными объединениями, а также процедура проведения проверок общественных объединений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица-общественные объединения, если иное не предусмотрено законами. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских объединений – достигшие 10 лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами РФ могут быть учредителями, членами и участниками

общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Согласно действующему законодательству, общественное объединение может функционировать как в виде юридического лица, так и без образования такового. Общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности земельные участки, строения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, денежные средства и иное обеспечение деятельности этого объединения, указанной в его уставе.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы. Поэтому доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Федерации, законодательства РФ по решению суда в порядке, предусмотренном федеральными законами.

 

Тема 15. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.