Здавалка
Главная | Обратная связь

В административном праве



 

I. Понятие, признаки, основные черты и отличия администра-тивной ответственности от иных видов юридической ответственности.

II. Основание применения мер административной ответствен-ности.

III. Правила назначения административных наказаний.

 

I. Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и вид ответственности по административному праву. Вместе с тем она отличается от других видов правовой ответственности только ей присущими признаками.

Общие признаки ответственности:

а) наступает при наличии вины;

б) наступает на основе норм права;

в) наступает за правонарушение;

г) конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов;

д) связана с государственным принуждением.

Основные отличительные черты административной ответственности по сравнению с другими видами ответственности:

1. Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от нее, уголовная ответственность устанавливается УК РФ; дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий государственных служащих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок – деликт); уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарной проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерб) или гражданско-правовой деликт.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования; уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности является дискуссионным.

4. За совершенные проступки к виновным применяются административные наказания (глава 3 КоАП РФ). За преступления – уголовные наказания; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания; за нанесение материального ущерба уголовным преступлением, административным или дисциплинарным проступком предусматриваются имущественные санкции.

5. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а также судов (судей), инспекций и др. (раздел 3 КоАП РФ). Уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а в отдельных случаях в административном порядке.

6. Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, должностным лицам за проступок по службе лица, находящегося в служебном подчинении этого органа или должностного лица. В установленных случаях в таком же порядке применяются меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

7. Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается находящимся в состоянии административной или дисциплинарной «наказанности» в течение установленного срока.

8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ-ство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок административного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

9. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, обеспечивающей оперативность и экономичность, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту (например, в отличие от возбуждения уголовного дела, дело о проступке возбуждается составлением протокола, в котором тут же принимается решение по делу, и т.д.).

Основные особенности административной ответственности проявляются в том, что, во-первых, основанием этой ответственности является административное правонарушение; во-вторых, за такой проступок применяются меры административного наказания; в-третьих, это наказание налагается как во внесудебном порядке инспекторами и другими уполномоченными на то органами исполнительной власти или их должностными лицами, так и в судебном единолично судьей на нарушителей, не подчиненных им по службе.

 

II. Правовым основанием применения мер административной ответственности является совершение административного проступка. В связи с этим для раскрытия данного вопроса студент должен четко представлять все то, что связано с понятием и содержанием административного проступка как деликта.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (без-действие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для признания действий административным правонарушением необходимо уяснить содержание понятий «формальный состав проступка» и «юридический состав проступка».

Формальный состав административного проступка раскрывается через содержание противоправных действий, называемых признаками административного правонарушения, с помощью которых юрист квалифицирует деяние, подбирая соответствующую статью КоАП РФ или закона субъекта РФ.

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики исполнительных органов и их должностных лиц. Единого критерия классификации административных проступков не существует в силу их многочисленности и разнообразия. В качестве него выступает так называемый комплексный критерий. Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой (специальный) объект посягательства (например, безопасность, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, транспорт, торговлю и др.).

На основе данного критерия все виды административных проступков в КоАП РФ объединены в классификационные группы, представленные в его Особенной части, например: правонарушения, посягающие на порядок управления; правонарушения, посягающие на общественный порядок, и др.

Основные юридические признаки административного проступка:

1. Противоправность деяния. Состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Противоправным действием следует считать, например, охоту в запрещенном месте, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами. Примером противоправного бездействия является безбилетный проезд в автобусе, длительное проживание без регистрации по месту постоянного жительства.

2. Виновность деяния. Вина – психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию.

Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его последствия, предвидит и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает и легкомысленно относится к тому, что могут наступить нежелательные вредные последствия, т.е. сознательно его допускает (косвенный умысел).

Административное правонарушение по неосторожности – это проявление проступка в виде самонадеянности или небрежности.

3. Наказуемость. Действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Названные признаки, закрепленные административным законодательством, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием для административной ответственности правонарушителя.

Необходимо понимать, что при наличии всех признаков административного проступка (его формального состава) может отсутствовать юридический состав административного проступка, что исключает законность привлечения к административной ответствен-ности.

Для этого вводится еще одно понятие – «состав административного проступка» (юридический состав, определить который требует ст. 24.5 КоАП РФ). Данное понятие необходимо для устранения обстоятельств, при которых виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Следует учесть, что в законодательстве отсутствует само понятие и содержание состава административного проступка, но ст. 24.5 КоАП РФ обязывает учитывать его в качестве обстоятель-ства, исключающего производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, мы используем теоретическую конструкцию содержания состава административного проступка, разработанную административным правом.

Состав правонарушения – это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами основных элементов, наличие которых в совокупности может повлечь административную ответственность.

Основные элементы состава административного проступка:

1. Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере правоотношений исполни-тельной власти и регулируемые нормами административного права. Родовым объектом административного проступка выступают: безопасность; правопорядок в общественных местах (общественный порядок); права и свободы граждан; виды собственности; установленный порядок управления. Непосредственный объект – конкретный вид посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве; спокойствие граждан и др.).

2. Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы административного права, выражающегося в действии или бездействии, его последствия, причинную связь между совершенным деянием и наступившим результатом.

3. Субъектом проступка являются граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, находящиеся на территории РФ иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом административного проступка являются военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и иных, перечисленных в ст. 2.5 КоАП РФ, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

4. Субъективной стороной проступка является психическое отношение лица (физического или юридического), совершившего проступок, к содеянному. Основой субъективной стороны проступка являются умышленная или неосторожная вина.

Только при установлении юридического состава администра-тивного правонарушения лицо, его совершившее, может быть при-влечено к административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из четырех элементов состава влечет отсутствие администра-тивной ответственности.

 

III. Ст. 4.1 КоАП РФ устанавливает общие правила назначения административных наказаний, а также выделяет их особенности при определенных обстоятельствах. К общим правилам наложения относится то, что наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных статьей КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенное правонарушение.

При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ).

Законом устанавливаются правила исчисления сроков административных наказаний.

В качестве особенностей при назначении административных наказаний КоАП РФ называет два вида обстоятельств: смягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 4.2 КоАП РФ); отягчающие ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3 КоАП РФ).

При проведении исследовательской работы по теме «Административная ответственность», изучении ее особенностей в различных областях и сферах государственной жизнедеятельности студентам необходимо обратиться к научным статьям, опубликованным в виде отдельных работ и в сборниках научных трудов. Среди них следует выделить статьи К.И. Костылевой[266], И.Л. Бачило[267], Н.А. Морозовой[268], А.С. Дугенец[269], И.В. Максимова[270], С.Д. Хазанова[271], О.С. Рогачевой[272]. Кроме того, следует уделить внимание учебным пособиям Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского[273], Б.В. Рос-синского.

Тема 24. Проблемы административной юрисдикции,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.