Здавалка
Главная | Обратная связь

Объект и задачи психологии



Предмет психологии

 

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

 

В первом из них предметом изучения психологии являются психиче-ские процессы, психические состояния и психические свойства личности.

 

Согласно второму предметом данной науки являются факты психи-ческой жизни, психологические законы и механизмы психической дея-тельности.

 

Рассмотрим п е р в ы й п о д х о д к предмету психологии (рис. 1.3).


Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторовповедения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1.Виды психических процессов

 

Вид психических С какими психическими явлениями Примеры
процессов связаны  
     
Познавательные Связаны с восприятием и переработ- Ощущение, восприятие,
Психологические кой информации представление, внимание,
процессы   речь, мышление
     
Эмоциональные Связаны с отношением человека Эмоции, чувства, настрое-
Психологические к себе и окружающему миру ние, аффекты, переживания
процессы    
     
Волевые психоло- Связаны с направленностью Волевой акт, принятие
гические деятельности человека, с определе- решения, напряжение воли
процессы нием его целей, принятием решений  
  и преодолением препятствий  
     

 

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация пси-хических процессов. Согласно ей психические процессы делят на инди-видуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис. 1.4).


На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом.К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5.Разновидности психических состояний

 

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

 

такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

 

другое психическое состояние — конфликт — может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

 

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

 

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость че-ловека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

 

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развитияпсихики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

 

Согласно в т о р о м у п о д х о д у предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

 

 

Рис. 1.6.Предмет психологии (вторая версия)

 

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

 

Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

 

 

 

 

Рис. 1.7.Пример оптической иллюзии

 

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

 

Рис. 1.8.Кривая выработки двигательного навыка

 

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

 

Объект и задачи психологии

 

Основной задачей психологиикак науки являетсяизучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

изучение механизмов психических явлений и процессов;

 

анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.