Общий обзор методов психологии
С точки зрения способа получения данных о деятельности человека методы можно классифицировать так, как это показано на рис. 4.3. Рис. 4.3.Основные группы методов психологии
Рассмотрим теперь подробнее ряд психологических методов, наиболее часто используемых в психологической науке и практике (табл. 4.2).
Таблица 4.2.Сущность основных психологических методов
Основные факторы и принципы определяющие развитие психологии. Категориальный строй и источники истории психологии. Факторы:
2.Центральная проблема психологической науки; Психофизиологическая проблема(до сих пор не решена). Как подчеркивает известный отечественный историк психологии М.Г. Ярошевский (1996), Декарт, Лейбниц и другие философы анализировали в основном психофизическую проблему. При решении психофизической проблемы речь шла о включении души (сознания, мышления) в общую механику мироздания, о ее связи с Богом. Иными словами, для философов, решающих эту проблему, важно было собственно место психического (сознания, мышления) в целостной картине мира. Таким образом, психофизическая проблема, связывая индивидуальное сознание с общим контекстом его существования, имеет, прежде всего, философский характер. Психофизиологическая проблема заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Первое решение этой проблемы можно обозначить как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела). В соответствии с этим подходом психика и мозг признаются как независимые явления, не связанные между собой причинно-следственными отношениями. В то же время наряду с параллелизмом сформировались еще два подхода к решению психофизиологической проблемы: Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (тождества) (У.Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует П. п., исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.). Несмотря на многие достижения психофизиологии, особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Известно, что выдающиеся физиологи ХХ в. Шерингтон, Эдриан, Пенфилд, Экклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг можно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого в крайнем случае параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования, согласно их мнению, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.
3.Уровни психологического знания и основные проблемы психологии; Уровни психологического знания. Появление психологических знаний по времени сопоставимо с рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, его специфики и места в окружающем мире. Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического познания, которое, уходя своими корнями в ранние этапы человеческой истории, сопровождает и все дальнейшее ее развитие, вплоть до настоящего времени. Психологическое знание - знание человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности. Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении. Знание о психике, следуя за развивающейся жизнью человека и отражая все новые и усложняющиеся стороны его взаимодействия с миром, включается само в это взаимодействие как важный фактор его регуляции, обеспечивая не только адаптивные, приспособительные, но и преобразующе-действенные, активные формы поведения. Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образует психологическое познание.
Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции человечества составляетобъект истории психологии.
Основные проблемы психологии как науки. Современные психологические исследования весьма разнообразны и разноплановы, но все-таки обычно выделяют несколько основных "глобальных" проблем:
На каждом этапе развития науки и техники в качестве "модели" психики предлагали самое высшее техническое достижение того времени. Еще Платон описывал психику как колесницу, запряженную двумя конями – воспитанным и диким. В 17 веке наиболее совершенным механизмом был насос и великий Р. Декарт описал психику как движение животных духов по нервам-трубкам, давление в которых создавал мозг-насос. Было изобретено книгопечатание – и тут же появилась теория, описывающая мозг как "чистую доску" на которой "отпечатывается" жизненный опыт. В конце 19-го века возникла метрология – были созданы знаменитые эталоны метра, килограмма, секунды. Сразу же появилась идея измерить психику. Эта идея оказалась неисполнимой, но очень эффективной – родилась экспериментальная психология. На рубеже 19-20-го веков чудом техники был телефон – и очередная теория приписала мозгу, в качестве основной функции, прием, переключение и передачу сигналов. Теория, согласно которой в поведении живых существ главную роль играет сохранение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма) появилась сразу вслед за широким распространением технических устройств с автоматическим регулированием на основе обратной связи (пример такого устройства – холодильник, в котором поддерживается заданная температура). Создание голографии немедленно породило теорию о голографических принципах памяти. Психофизиологическую проблему своеобразно "решали" те, кто размышлял о создании "искусственного человека". Попытки создать "искусственного человека" столь же древни, как и объяснения психики с помощью технических "аналогов". В Греческих мифах бог-кузнец Гефест сделал медного "человека-стража", сильного, но туповатого, которого Прометей победил хитростью. В средневековой Праге бытовала легенда о Големе – глиняном великане, созданном для защиты, но, в итоге, убившем своего хозяина. Успехи физиологии и медицины на рубеже 19-20-го веков вдохновили "создателей" Франкенштейна и за ним – массы чудовищ, которых мы сейчас назвали бы биороботами. С легкой руки К. Чапека по страницам фантастических книг стали бродить буквально толпы роботов, иногда – злобных и агрессивных, иногда – высокоморальных, как у А.Азимова, например. Появление кибернетики, а затем – ЭВМ ознаменовало собой новый этап попыток понять психику по аналогии с техническим устройством. С самого начала, со времен Н.Винера, делались попытки моделирования работы мозга и элементов психики, как для совершенствования машин, так и для лучшего понимания мозговых механизмов. Тексты о роботах перекочевали со страниц фантастики на страницы научных журналов. Теория и практика, связанные с компьютерами, стали "перекрестком", на котором встречаются и взаимообогащаются точные, технические, естественные и гуманитарные науки. Но они далеко не равноправны. Обычно исследователи, имеющие техническое или естественнонаучное образование, а также часть психологов априори (заранее) считают, что настоящее объяснения любых явлений возможно только с точки зрения физики или химии, в крайнем случае – биохимии или молекулярной биологии. Именно эти процессы должны определять все остальные явления, как в технике, так и в живых организмах, в том числе – психические. Еще недавно инженеры и программисты, занимавшиеся компьютерным моделированием, "по умолчании" были уверены, что, если достаточно точно воспроизвести физиологические механизмы мозга, за этим "автоматически" последуют соответствующие психические процессы. Эти надежды не сбылись. Однако физиология мозга и психология стали источниками знаний и вдохновения для компьютерного моделирования, а эти модели, в свою очередь, заставили по-новому взглянуть на многие старые проблемы физиологии и психологии. Одна из старинных проблем, которая получила новое осмысление – психофизиологическая. Со времен Декарта самым материалистическим считается принцип психофизиологического взаимодействия, согласно которому физиологические процессы являются причинами психологических и полностью их определяют. Такое мнение бытует до сих пор, особенно среди врачей. За последние 200 лет было проведено огромное количество работ, в основном на животных разного уровня, от червей до приматов, в которых одновременно регистрировали элементы поведения и физиологические процессы в мозге. Казалось, можно будет найти физиологические "коды" психических процессов. Однако, непосредственно "состыковать" физиологические процессы с психическими не удалось. Стало ясно, что физиологические процессы не определяют психические, а служат их механизмами и у психики есть собственные свойства, несводимые к физиологическим. Физиологические и психические процессы – явления разного уровня, хотя и связанные с одним объектом. Ни один, даже достаточно простой психический процесс не базируется только на физиологических механизмах. У людей огромное значение имеет социум, он составляет основную часть среды и чем младше ребенок, тем важнее социум для его психики. Поэтому одна из основных проблем психологии – психосоциальная. Вне социума, без нормального общения, у человека психика не развивается. Еще в первой половине ХХ века В.С.Выгодский в России, Ж.Пиаже и другие исследователи в Европе убедительно доказали, что у ребенка развитие всех психических процессов начинается как внешняя деятельность, совместная со взрослым и только постепенно становится внутренней психической деятельностью. Психика появляется и развивается при взаимодействии физиологии нервной системы и социума, но является автономным объектом, имеет особые динамические свойства, не сводимые ни к физиологии, ни к социологии, ни, тем более, к физике или математике. (Такое сведение называется редукционизмом). 4.Проблема научного познания; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|