Прокуратура в Республике Беларусь.
Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор: за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение. Согласно ст.3 Закона, компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.ст.125-128), Законом о прокуратуре и другими законодательными актами Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью, и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели. Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой или расследованием. В случае уклонения от явки должностное лицо либо гражданин по постановлению прокурора доставляется органами милиции принудительно. Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность. Принципы деятельности прокуратуры: Органы Прокуратуры Республики Беларусь Составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь; Осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; Принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; Действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны. Система органов прокуратуры в Республике Беларусь: республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом с согласия Совета Республики.Освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию. Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - пять лет. Акты прокурорского надзора: Протест. Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения. Представление. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору. Предписание. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|