Здавалка
Главная | Обратная связь

Мониторинг окружающей среды. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды.



В рамках осуществления государственной политики в сфере охраны окружающей среды в Республике Беларусь для своевременной оценки возможных изменений физических, химических и биологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных и других природных объектов, для предупреждения и устранения негативных явлений и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об окружающей среде и прогнозирования ее состояния.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, специальные государственные органы при участии министерств, государственных комитетов, ведомств, юридических лиц осуществляет мониторинг окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды. Порядок осуществления мониторинга определяется законодательством Республики Беларусь.

Для учета количества, качества и других характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования ведутсягосударственные кадастры природных ресурсов, содержание и ведение которых определяется законодательством Республики Беларусь.

Органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения Республики Беларусь проводится государственный учет объектов, которые вредно воздействуют или могут вредно воздействовать на состояние окружающей среды, видов и количества вредных веществ, выделяемых в окружающую среду, видов и размеров вредных физических воздействий на нее.

Проекты, решения, системы, объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности, подлежатгосударственной экологической экспертизе, которая проводится государственными органами по экологии с участием в необходимых случаях государственных и общественных организаций со следующими целями:

определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;

оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства;

определения достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.

Государственной экологической экспертизе подлежат предплановые, предпроектные и проектная документация по хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду; проекты планов (программ), основных направлений, схем развития и размещения производственных сил и отраслей народного хозяйства; действующие предприятия и другие объекты; экологическое состояние отдельных регионов и местностей.

В число экологических требований к хозяйственной и иной деятельности входят:

экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

экологические требования при обращении с химическими веществами;

требования к охране окружающей среды от вредного биологического воздействия;

требования к охране окружающей среды от шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий;

требования к охране окружающей среды от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами;

требования к экологической безопасности транспортных средств;

требования к экологической безопасности при проведении научных исследований, внедрении открытий, изобретений, применении новой техники, оборудования, материалов, технологий и систем;

экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности;

требования к охране озонового слоя.

Если же в нарушение всех этих требований в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы, имевшей место аварии происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду, такие участки территории Республики Беларусь объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации. Делать это вправе только Совет Министров Республики Беларусь. В таких местах приостанавливается деятельность юридических лиц и объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, ограничиваются отдельные виды природопользования, принимаются меры по восстановлению экологической ситуации.

Финансирование этих мероприятий производится в первую очередь за счет виновников, а также за счет средств местного и республиканского бюджетов и других источников.

Если же в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, ведущие к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почв, флоры и фауны, то эти участки территории Республики Беларусь Парламент Республики Беларусь объявляет зонами экологического бедствия.

В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничивается природопользование, принимаются оперативные меры по восстановлению экологической ситуации и оздоровлению окружающей среды. Финансирование этих мероприятий аналогично финансированию мероприятий по восстановлению экологической ситуации в зонах чрезвычайной экологической ситуации.

Правовой режим территорий Республики Беларусь подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, определяется Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Государство особо охраняет государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, животных и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Порядок ведения Красной книги Республики Беларусь определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Особой охране подлежат также курортные зоны, зоны отдыха прибрежной полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов, других населенных пунктов и другие территории в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Для обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляется контроль и надзор в области охраны окружающей среды - государственный, производственный, ведомственный и общественный.

Государственный контроль осуществляют:

Советы депутатов;

соответствующие органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

иные специально уполномоченные на то государственные органы.

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами с целью обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства, предписаний Государственного комитета по экологии и иных специальных уполномоченных на то государственных органов. Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды на государственном и общественном уровнях. Споры в области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и другими государствами рассматриваются в порядке, определяемом межгосударственными экологическими соглашениями.

Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, что содержатся в законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что не освобождает их от необходимости возмещения вреда, причиненного этими действиями, добровольно или по решению суда, в полном объеме.

Основная литература

1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. Мн.,2000.

Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Мн.,2000.

Балашенко С.А. Экологическое право. Мн., 1999.

Борико С.В. Судоустройство. Мн., 2000.

Гражданское право. В 2-х частях/ Под ред. В.Ф. Чигира.Мн.,2001.

Дмитрук В.Н. Теория государства и права. / Учеб.пособие. - Мн.,1999.

Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Права человека. Мн.,2001.

Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. Основы прав человека. Мн.,2002

Канстытуцыйнае права Рэспублiкi Беларусь. Навучальны дапаможнiк/ Пад рэд. М.У.Сiльчанкi. Гродна, 1999.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А. Василевича. Мн.,2000.

Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Мн.,2001.

Основы права: Учебник/ Под общ. Ред. Г.Б. Шишко.Мн.,2002.

Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Мн.,2000.

Дополнительная литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1996.

2. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М., 1997.

3. Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. С.Н. Макаренко. М., 1999.

4. Мирошникова В.А. Основы правоведения. М.,1997.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.1999.

6. Прокуронова С.С. Правоведение: конспект лекций. СПб., 2000.

7. Тихиня В.Г. Тернистый путь к правовому государству. Мн., 1995.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.