Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности становления гражданского общества в России // PolitBook. 2012. № 2.



Уже более двадцати лет современная Россия идет по пути радикального преобразования политических, экономических, социальных и общественных отношений. В стране фактически путем революционных изменений произошла полномасштабная замена одной социально-политической системы, находившейся в состоянии общего кризиса, другой, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии, переживая трудности формирования здесь гражданского общества, утверждения ценностей демократии, создания демократических механизмов функционирования политической системы.

Вместе с тем исторические условия, связанные не только со своеобразием российского внутреннего развития, но и со многими внешними факторами, позволяют говорить о специфичности генезиса, эволюции и функционирования не только российского государства, но и негосударственных, гражданских отношений. Нельзя не согласиться с мнением Е. Никитиной, утверждающей, что «…за годы демократического развития мы смогли позаимствовать у Запада (с общепризнанно развитым гражданским обществом) только имитационные модели политического устройства. Действенные же механизмы функционирования институтов, реализующих частные интересы свободных граждан и взаимодействующих с государством в интересах общества, не созданы». Большинство российских ученых считают, что причина сомнительных результатов реформ в России заключалась в попытке слепого – и довольно выборочного – копирования зарубежного опыта, в то время как существенно-значительную роль в становлении демократии играют традиционные ценности, связанные с культурой, этносом, религией, языком, и, соответственно, конкретное воздействие ассоциаций гражданского общества на функционирование и качество демократии обусловлено культурными предпосылками.

По словам С.Г. Анкудинова, «… западное гражданское общество сформировалось как общая для многих стран традиция или форма общественной жизни – как историческая конфигурация практик самоуправления, экономического обмена и обмена мнениями (публичных дебатов). Именно на этом общем фоне английская, французская и немецкая политические теории последних двух столетий артикулировали идею гражданского общества. В России «гражданское общество» если и остается чем-то большим, чем лозунгом, то все же исключительно нормативным понятием, поскольку невозможно назвать исторические практики, образующие соответствующую традицию».

В настоящее время формирование новой социально-экономической и политической системы современной России определяется рядом специфических объективных и субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на характер и остроту проблем становления гражданского общества. На процесс формирования отечественного гражданского общества влияют разнообразные экономические, социальные, а также психологические факторы в контексте их исторического развития, и прежде всего – сложившаяся в последнее десятилетие политическая система и система государственного политического управления. Тенденции формирования и развития гражданского общества в России определяются также ее федеративной структурой, взаимоотношением центра и регионов, регионов между собой, между властями субъектов всех уровней и населением.

Здесь следует упомянуть вынужденное признание высшего должностного лица российской власти в том, что «…созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению». В этих словах содержится ключ к пониманию одной из главных особенностей становления и формирования гражданского общества в России – строительство демократических институтов и соответственно институтов гражданского общества в России ведется «сверху», если иметь в виду, что естественный процесс формирования гражданского общества должен идти «снизу».

Среди признаков отсутствия сформировавшегося гражданского общества в современной России, во-первых, расколотость российского социума и населения по различным направлениям. В настоящее время процессу гражданской консолидации не способствует глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, озабоченных элементарным выживанием и зависимых от политики власти – добавок к пенсии, льгот и т.д. и т.п. Как отмечает Е.Н. Заец, «Осуществление реформ в условиях всеобщего кризиса социально-политической системы путем революции «сверху», на идейной основе «либерального фундаментализма» и … концепции глобализации сформировало в стране общество крайнего «социального неравенства», которое остается главным препятствием на пути формирования правового, социально ориентированного государства с развитым гражданским обществом». Кроме того, опыт современной России показывает, что среди причин, сдерживающих развитие гражданского общества, следует назвать неприязнь между богатыми и бедными, центром и регионами, столицей и провинцией, элитой и населением, чиновниками и всеми остальными, разделение по национальным, религиозным, культурным, поколенческим основаниям. Во-вторых, утвердившийся в последние годы в России «кризис доверия». Многие эксперты указывают на то, что доверие российских граждан внутри общества чрезвычайно мало. В этом плане показателен специальный опрос на тему «Насколько люди доверяют друг другу? В каких случаях готовы объединяться для решения общих задач? В какой степени ощущают себя представителями единой общности?», который выявил ряд печальных закономерностей: 77% россиян считают, что в отношениях с другими людьми следует быть осторожными, и только пятая часть (19%) убеждены, что большинству людей можно доверять; 77% россиян полагают, что в нашей стране сегодня больше несогласия и разобщенности, и лишь 15% уверены в обратном. К этому виду недоверия добавилось слабое проявление доверия к политической системе.

В-третьих – фактическая бессубъектность российского социума. Субъект общества способен принимать и реализовывать значимые (в масштабах общества), самостоятельные и ответственные решения и действия. Однако к реальным субъектам в нашей стране можно отнести только Президента и его администрацию: все остальные лишь реализуют его волю, и ничего не решают. При этом сформировавшееся качество взаимодействия власти и общества тормозит развитие процессов само- организации, социальной ответственности, порождает пассивность и бездействие акторов гражданского общества, тем самым лишая его субъектности. Бессубъектность же противоречит принципам демократи- ческого гражданского общества.

В-четвертых – фактическое отсутствие в стране среднего класса как массового социального слоя, представители которого в целом удовлетворены своим положением и обладают возможностью и способностью выступать в качестве гаранта экономической и социально-политической стабильности в обществе. В современном российском обществе государственная власть в лице высших чиновников (и на федеральном, и на региональном уровне) претерпевает опасные трансформации, преследуя собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества, что противоречит ее изначальной природе. Суть этой модели – в государственном перераспределении ресурсов «своим», приобретающим нездоровые масштабы. Авторитарные и корпоративно-олигархические механизмы власти вошли в противоречие с потребностью российского общества в широких политических реформах, которые можно осуществить только при задействовании высокой социальной мотивации населения в массовых демократических преобразованиях в центре и регионах.

Наибольшую угрозу для развития гражданского общества в современных условиях представляет коррумпированный государственный аппарат. Отсутствие разделения властей, постепенное взаимопроникновение власти и бизнеса означает, что не существует барьеров, которые бы сдерживали экспансию частных интересов государственных служащих, расширение их на области, лежащие вне их ведомственных компетенций.

Пятое. Ведущим субъектом корпоративного государства стала бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентелизм, кор рупция, взаимные обязательства. Исследования показывают низкий уровень доверия к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в возможности влиять на их решения. По мнению В.В. Рябева, «…становление гражданского общества происходит в России в условиях острого дефицита доверия как к институтам самого государства, так и к нарождающимся институтам гражданского общества, на фоне низкой политической, гражданской активности, явно выраженной социальной апатии значительной части населения».

Данные социологических исследований, проводимых ВЦИОМ, «Ле-вада-центром» и др., свидетельствуют о том, что уровень включенность граждан в политическую и общественную жизнь, являющийся непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости человеком своих прав и возможностей, еще низок. Ибо свои права возможно осуществить только в условиях свободы. Однако в России даже в ХХI веке свобода не является особой ценностью (хотя и очевидны наметившиеся в этом направлении в последнее десятилетие позитивные сдвиги). Так, по результатам ежегодного опроса, проведенного «Левада-центром» в апреле 2000 г., 81% граждан России были готовы принять «некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод», если это потребуется для поддержания порядка. В декабре 2010 г. удельный вес таких респондентов снизился до 56%. За тот же период число россиян, считающих более важной составляющей демократию, выросло с 9 до 23%. Для этой части опрошенных демократия важнее даже в тех случаях, когда «соблюдение ее принципов предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам».

Оценивая степень развития гражданского общества в России, сталкиваешься с некоторым парадоксом. С одной стороны, люди высоко оценивают политический и идеологический плюрализм, реальную многопартийность, свободу мысли, слова и передвижения, ряд других позитивных моментов. Но одновременно возникает вопрос о возможности и праве влиять на решение государственных дел, даже на уровне местного самоуправления, о возможности его реализации. В связи с этим те же исследования показывают, что уровень социально-политической отчужденности граждан все еще весьма высок. Политическая апатия проистекает из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений, невозможности контроля над властью со стороны большинства населения.

Около 80% граждан, отвечая на вопрос, способны ли они повлиять на то, что происходит в стране, говорят, что их мнение практически ничего не значит ни в управлении жизнью страны, ни в жизни города, в котором они живут, и даже предприятия, на котором работают (до 70-75%). На заданный специалистами «Левада-центра» в 2010 г. в процессе проведения исследований общественного мнения россиянам вопрос «Как Вы считаете, Вы можете повлиять на политические процессы в России?» преобладают ответы «Скорее, нет» (30%) и «Определенно нет» (54%).

Изучение в 2009-2010 гг. Отделом стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН общественно-политической ситуации в стране в контексте формирования гражданского общества показало, что гражданское общество по критерию выбора различных форм защиты своих интересов разделилось на три приблизительно равные массива: «безразличные» (предпочитающие ничего не делать в защиту своих интересов), «пассивные» (выбравшие такую форму защиты интересов, как подписание обращений к властям), «активные» (готовые выйти на митинг и демонстрацию, отстаивать свои гражданские позиции посредством забастовок и акций протеста, участвовать в агрессивных действиях в защиту своих социальных интересов).

Наибольшее число граждан предпочитает пассивную социально-политическую позицию. Около 28% респондентов не собирались проявлять какие-либо действия, причем таких граждан за последнее время увеличилось. Немногим более активными можно назвать россиян, готовых подписать обращение к властям в защиту своих интересов (10%). Количество таких «пассивных» россиян постепенно уменьшалось: сторонники данной группы, разувериваясь в возможности повлиять на власть демократическими методами, зачастую переходили в группу «безразличных».

Признавая в целом, что гражданские институты в России находятся в процессе развития, необходимо отметить, что политическая пассивность россиян носит ситуативный характер и связана, прежде всего, с невозможностью оказывать реальное воздействие на процесс принятия политических решений. Средний россиянин предпочитает невысокую социально-политическую активность. Такое состояние характеризуют как проявление «негражданственности», закрепляющейся в качестве стабильной составляющей социального характера. Оно является защитным механизмом в условиях уязвимости человека, зависимости от политики центральной и местной властей и ухудшающихся условий жизни. Приспособление, выбор «меньшего зла», боязнь риска – все это ограничивает пространство гражданского сознания. Но, следует заметить, что «негражданственность» необходимо отличать от «антигражданского» поведения. Последнее характеризуется активным проявлением цинизма и сознательным агрессивным неприятием гражданских ценностей. Формы автономной гражданской активности, которые наблюдаются в современной России, слишком часто отражают неспособность разных групп общества к компромиссному улаживанию интересов и нежелание руководствоваться целями общественного согласия.

Некоторые политологи считают, что важнейший фактор внутренней слабости российского гражданского общества – его зависимость от власти всех уровней. Данный факт ограничивает гражданское начало самого общества, сдерживает становление и развитие его гражданских институтов. Однако государство не только способствует развитию гражданского общества, но и периодически использует тактику «закручивания гаек».

Таким образом, неразвитость институтов гражданского общества и недостаток гражданской культуры заставляют признать, что полноценное гражданское общество в постсоветской России за годы демократических преобразований еще не сформировано. Современное российское общество является, по сути, квазигражданским, структуры и институты которого, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные функции. Для части НКО характерна замкнутость «в своем кругу», недостаток интереса к инициативам тех, кто не принадлежит к традиционно понимаемой категории гражданских активистов. С этим и связана часто звучащая пессимистическая оценка перспектив развития гражданского общества в современной России, объясняющая это российской спецификой.

Правовые акты:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.