Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование пилотажного клапана



Для уменьшения общего сопротивления вдоху используется кон­струкция с дополнительным клапаном, который называетсярегули­рующим (пилотажным). Рассмотрим ее принципиальную схему (рис. 2.17). Устройство обычного клапана вдоха усложняется введе­нием дополнительного изолированного объема (вокруг основного клапана) который соединен с камерой вдоха дополнительным клапа­ном меньшего размера — он и есть регулирующий. Основной клапан имеет не совсем обычную конструкцию: он "дырявый", т.е. в нем просверлено узенькое отверстие —дюза, через нее дополнительный объем сообщается с системой среднего давления. Регулирующий клапан открывается посредством рычага от мембраны, как обычный клапан в обычном легочнике. Основной клапан подчиняется исклю­чительно разнице давлений.

Итак, оба клапана закрыты, в дополнительном объеме — воздух под средним давлением. Когда за счет усилия вдоха понижается дав­ление в воздушной камере легочника, прогиб мембраны открывает пилотируемый клапан. Воздух из дополнительного объема выходит быстрее, чем поступает туда через дюзу основного клапана, и давле­ние в дополнительном объеме падает. Это приводит к открыванию основного клапана, сечение которого в несколько раз превосходит сечение регулирующего. Когда мембрана возвращается на место, ре­гулирующий клапан закрывается, через дюзу давление в дополнительном объеме выравнивается со средним давлением и основной клапан возвращается в исходное положение.

Каков смысл этого механизма? Чем меньше размер клапана, тем меньшее усилие, чтобы его открыть, и тем меньшее количество воз­духа может через него пройти. Пилотируемый клапан весьма мал и открывается минимальным усилием, количество же проходящего че­рез него воздуха недостаточно для дыхания, но достаточно, чтобы от­крыть основной клапан, который и обеспечивает нас необходимым количеством воздуха. Подобный механизм весьма сложен и имеет некоторую инерцию, но значительно уменьшает как начальное, так и поддерживающее усилие вдоха.

Внешние регулировки подачи воздуха

Дают возможность изменять сопротивление вдоха, не разбирая легочный автомат. Современные конструкции легочников могут быть снабжены двумя различными системами внешней регулировки подачи воздуха.

Регулировка начального усилия

Позволяет плавно изменять его как на суше, так и под водой. Ес­ли легочник, оказавшийся у Вас в руках, имеет вращающуюся голов­ку со стороны, противоположной входу шланга среднего давления — это означает, что Вы можете отрегулировать величину начально­го усилия вдоха так, как пожелаете (естественно, в пределах некое­го диапазона). Механизм регулировочного устройства весьма прост:

закручивая вращающуюся головку (как правило, по часовой стрел­ке) сжимаете закрывающую пружину клапана вдоха, тем самым увеличивая сопротивление вдоха; откручивая головку, ослабляете пружину, облегчая открывание клапана и уменьшая сопротивление вдоха.

Регулировка поддерживающего усилия

Как правило, имеется в легочных автоматах, использующих эф­фект инжектирования. В воздушной камере, на пути воздушного по­тока, размещается заслонка, приводимая в движение переключате­лем на внешней поверхности легочника. Переключатель и заслонка имеют два положения: в одном заслонка параллельна потоку возду­ха, в другом — перпендикулярна (фото 2.9 В). Первое положение — для пребывания под водой (dive), эффект инжектирования при этом действует в полной мере, облегчая вдох подводника. Второе положе­ние — для нахождения на поверхности (pre — dive); эффект инжекти­рования в этом случае "выключен", так как заслонка тормозит поток воздуха.

Зачем нужен такой переключатель? Находясь на поверхности, ча­сто бывает необходимым вынуть легочник изо рта — для переключе­ния на дыхательную трубку, снятия аппарата, разговора с партнерами или страхующими. Любой легочник, упав в воду в положении загубником вверх, за счет увеличения давления в водной камере нач­нет самопроизвольно стравливать воздух. При наличии инжекторного механизма к такому стравливанию больше подойдет слово "фонтанирование". Чтобы избежать этой неприятности, Вы переводите переключатель в поверхностное положение (pre—dive). Перед по­гружением, окончательно взяв загубник в рот, Вы ставите рычажок в подводное (dive) положение и начинаете спуск, наслаждаясь свобод­ной работой легочного автомата.

Для комфортности погружений в холодной воде немаловажную роль играет форма внешних регулировочных приспособлений: дале­ко не всегда они удобны для переключения рукой одетой в толстую перчатку. Если Вы не уверены, что будете пользоваться легочным ав­томатом исключительно в теплой воде, то выбирая для себя регуля­тор, наденьте перчатки толщиной около 5 мм и попробуйте в них пе­реключить режим и регулировать сопротивление вдоху.

Клапаны выдоха

Основная его задача — стравливание воздуха из легочного авто­мата при увеличении давления в воздушной камере. Чем меньше сопротивления выдоха — усилие необходимое для открывание кла­пана — тем легче выдыхать. В подавляющем большинстве легочных автоматов клапан выдоха выполнен в виде резиновой тарелочки, прикрепленной своей серединой к наружной поверхности корпуса легочника. Корпус под тарелкой пронизан расположенными по кругу отверстиями, ведущими в воздушную камеру легочного авто­мата, края тарелки прилегают к поверхности корпуса, играющей роль седла клапана. При равенстве давлений внутри и снаружи воз­душной камеры собственная упругость тарелки прижимает ее к седлообразующей поверхности корпуса. Создаваемое силой выдоха избыточное давление внутри воздушной камеры приподнимает клапан, выпуская воздух. С одной стороны, чем больше площадь по­верхности тарелки клапана и чем мягче ее материал, тем меньше будет сопротивление выдоху. С другой стороны, материал должен обладать упругостью, достаточной для закрывания клапана, а раз­мер последнего ограничен размером и конструкцией легочника. Системы выдоха легочных автоматов различаются по следующим признакам.

1. Количество и размер клапанов. Большинство легочных автома­тов имеет один клапан выдоха диаметром около 30 мм, некото­рые — два, но меньшего размера.

2. Материалом тарелки клапана может быть резина или силикон. Последний преобладает у современных моделей.

3. Традиционное расположение системы выдоха — в нижней час­ти задней поверхности легочного автомата. Легочник D—400 фирмы Scubapro имеет клапан выдоха, расположенный в цент­ре мембраны. Седлом клапана в этом случае служит силиконовая поверхность мембраны. При наиболее распространенных положениях тела подводника клапан выдоха подобной конст­рукции располагается в самой нижней части легочника, что способствует полному удалению воды из воздушной камеры при выдохе.

Приспособления, уменьшающие вероятность замерзания легочного автомата

Замерзание легочников происходит по тем же причинам, что и за­мерзание редуктора. Какой из узлов в большей степени ему подвер­жен? С одной стороны, воздушная камера легочника все время увла­жняется за счет выдоха, что, очевидно, повышает вероятность замер­зания. Вода также попадает в легочный автомат при подключениях и отключения от аппарата, выполняемых в воде. С другой стороны, легочник все время подогревается теплом выдыхаемого воздуха и имеет управляющий элемент в виде мембраны, а мембранный меха­низм, как Вы помните, менее подвержен замерзанию, чем поршне­вой. Таким образом, борьба с обледенением легочных автоматов — актуальная техническая задача, для решения которой используются различные способы. Рассмотрим некоторые из них на примере лего­чного автомата "ARCTIC" — одной из новейших моделей француз­ской фирмы "La Spirotechnique" — специально приспособленного для работы в холодной воде (фото 2.9 Г). Его конструкция отличается следующими особенностями:

1. Рычаг расположен с противоположной от воздушного входа стороны. Наибольшему охлаждению потоком расширяющего­ся воздуха (вспомним замерзание редукторов) подвергаются седло и подушка клапана вдоха. В большинстве легочников именно в этом месте находится подвижное соединение рычага. Перенесение его на противоположную сторону корпуса значи­тельно уменьшает вероятность заклинивания рычага в резуль­тате образования наледи.

2. Пластиковая муфта ограничивает теплообмен между поршнем клапана и рычагом, уменьшая охлаждение последнего.

3. Все подвижные металлические детали имеют водоотталкиваю­щее покрытие, препятствующее образованию наледи.

4. Специальная система обеспечивает теплообмен между охла­ждаемыми расширяющимся воздухом деталями легочного ав­томата и окружающей водой, температура которой, разуме­ется, выше точки замерзания. Эта система представлена на­ружными радиаторами, соединенными с клапаном вдоха вставками из материала, обладающего высокой теплопровод­ностью.

Существует и ряд других приспособлений для увеличения надеж­ности работы легочных автоматов в холодной воде:

· наличие двух мембран с заполнением пространства между ни­ми жидкой силиконовой смазкой;

· наличие двойного кожуха с заполнением промежуточного про­странства жидкой смазкой;

· увеличение эффективности обогрева внутреннего механизма легочного автомата теплом выдыхаемого воздуха путем созда­ния подвижных перегородок внутри воздушной камеры.

Перечисленные технические решения в значительной степени уменьшают вероятность замерзания легочника в холодной воде. Только помните, что кроме холодной воды бывает еще и значительно более холодный воздух. Если окунуть регулятор в прорубь, а потом, не слив воду, на некоторое время оставить на морозе, даже самая "арктическая" модель может превратиться в монолитный кусок льда. Поэтому, при работе в холодной воде и, тем более, зимой соблюдай­те следующие требования (особенно если Ваш регулятор не относит­ся к специализированным холодноводным моделям):

1. После каждого погружения регулятор необходимо высуши­вать и хранить до следующего погружения в сухом теплом по­мещении.

2. Старайтесь проводить сборку аппарата (присоединение регуля­тора к баллонному блоку) и его рабочую проверку в сухом теп­лом помещении.

3. Не допускайте попадания воды на регулятор до вхождения в воду.

4. Во время погружения не допускайте попадания воды в легоч­ник, по возможности не вынимайте загубник изо рта —как у поверхности, так и на глубине.

5. Старайтесь не пользоваться без крайней необходимости кноп­кой принудительной подачи воздуха.

6. Избегайте активных движений и большой физической нагруз­ки во время погружения.

7. Если температура воздуха ниже или чуть выше нуля старайтесь как можно меньше дышать из регулятора на воздухе.

Общая цель всех приведенных советов — исключить попадание воды в воздушные полости регулятора и уменьшить расход воздуха (а значит — охлаждение) через него, особенно — на морозе.

Идеально организованное погружение в холодную воду выглядит следующим образом: Вы полностью готовитесь к нему в сухом теп­лом помещении (в каюте судна, в отапливаемой палатке на льду водо­ема), там же подключаетесь к аппарату и после этого без промедле­ния погружаетесь в воду.

Для работы в холодной воде можно использовать аппарат с двумя выходами и двумя регуляторами: в случае замерзания одного из них Вы переключаетесь на другой. Регулятор, переставший охлаждаться за счет расширяющегося воздуха, как правило, оттаивает достаточно быстро.

Альтернативный источник воздуха

Альтернативный источник воздуха рассчитан на случай отказа подачи воздуха из аппарата вашего партнера или из вашего основно­го источника. Чаще всего используются следующие варианты аль­тернативных источников воздуха:

1. Запасной легочный автомат, илиоктопус — наиболее популяр­ный среди аквалангистов—любителей альтернативный источник воздуха. Использование октопусов при любых погружениях ре­комендовано всеми международными подводными организация­ми. Шланг среднего давления, идущий к легочнику, как правило, имеет длину 73 — 80 см, а к резервному легочнику — 100 см, что­бы вашему партнеру было удобнее им воспользоваться. Очень часто октопус окрашен в желтый цвет, что делает его легко за­метным. Октопус должен быть расположен так, чтобы его можно было легко достать в любой момент. Лучше всего пристегнуть ок­топус посредством специального карабина к одному из D — об­разных колец на передней части компенсатора плавучести. Подводная ассоциация PADI требует обязательного крепления октопуса на груди подводника в треугольной области, ограни­ченной подбородком и нижней границей грудной клетки. Такое расположение позволит вашему партнеру максимально быстро воспользоваться вашим октопусом при необходимости.

2. Запасной регулятор, прикрепленный к независимому выходу из баллона, обычно используется при погружениях в холодной во­де, когда есть вероятность замерзания редуктора. Легочный ав­томат запасного регулятора крепится подобно октопусу.

3. Дополнительный баллон емкостью 1—2 литра со своим регуля­тором — так называемый "пони—баллон" — представляет со­бой полностью независимый от основного альтернативный ис­точник воздуха. "Пони" обычно крепится с помощью ремня на основной баллон акваланга.

4. Инфлятор компенсатора плавучести, снабженный механиз­мом, подобным механизму легочного автомата (подробнее см. главу 2.8). Такой инфлятор позволяет дышать через систему по­дачи воздуха в компенсатор. Не забывайте, что перед каждым погружением необходимо про­водить рабочую проверку как основного, так и альтернативного ис­точников воздуха.

Предохранительный клапан регулятора

Никакой механизм не застрахован от повреждений. Неисправ­ность клапана редуктора может помешать ему закрыться полностью, что вызовет нерегулируемый рост промежуточного давления. Лю­бой регулятор обязательно должен иметь предохранительный кла­пан для стравливания избыточного воздуха из системы промежуточ­ного давления. В современных регуляторах используются два прин­ципиально разных технических решения:

· Поточный клапан вдоха легочного автомата одновременно слу­жит предохранительным клапаном системы промежуточного давления регулятора. Избыточный воздух в этом случае страв­ливается в воздушную камеру легочного автомата и далее — че­рез клапаны выдоха в окружающую среду. Именно так устрое­но большинство регуляторов иностранного производства.

· Специальный предохранительный клапан расположен на кор­пусе редуктора. Так устроены отечественные регуляторы, лего­чники которых имеют противоточные клапаны вдоха, закрыва­ющиеся тем сильнее, чем выше промежуточное давление. Если Вы располагаете необходимыми переходниками для сборки "гибридных" регуляторов из компонентов разных производителей, не забывайте, что наличие предохранительного механизмаобяза­тельно для регулятора и ни в коем случае нельзя присоединять отече­ственный противоточный легочный автомат к иностранному редук­тору, лишенному предохранительного клапана.

Глава 2.7. Уход за аквалангом

От ухода за аквалангом зависит срок его эксплуатации и ваша бе­зопасность. Злейший враг баллонов — влага, создающая благоприят­ные условия для коррозии. Недопустимо попадание воды внутрь бал­лона. Никогда (даже в мелком бассейне!) не допускайте полного рас­ходования воздуха в баллонах, так как при этом клапаны легочного автомата и редуктора могут пропустить воду в баллонный блок.

Ежедневный уход

Под таковым мы понимаем уход за техникой при ежедневных или почти ежедневных погружениях. Он сильно зависит от условий экс­плуатации. После погружения в чистой пресной воде достаточно от­соединить регулятор от баллонного блока и просушить и то, и другое. При этом важно избежать попадания воды внутрь системы высокого и среднего давления. Наиболее удобный способ — продуть вход в ре­дуктор воздухом из баллона. Отсоединив регулятор от баллонного блока, Вы одной рукой удерживаете его рядом с выходом из баллона, а другой аккуратно приоткрываете вентиль, высушивая струёй воз­духа редуктор в месте его подсоединения к баллонному блоку — за­одно из его выхода удаляются капли влаги, попавшие туда при отсо­единении регулятора.

После этой несложной операции необходимо разместить баллон (баллоны) так, чтобы в воздушной выход не попадала вода (капли до­ждя, морские брызги) и мусор.

При транспортировке и хранении баллонов пользуйтесь специальными заглушками на выход из вентильного механизма. При их отсутствии — не оставляйте баллоны под открытым небом, если ожи­дается дождь, не бросайте их неприкрытыми на палубе судна, если штормит и летят брызги. Если эти требования невыполнимы — поло­жите баллоны выходом вниз.

Регулятор рекомендуется высушить в теплом помещении. Вы мо­жете повесить его, положить на стол или поместить в специальную сумочку с вентиляционной сеткой — главное, чтобы шланги высоко­го и среднего давления не имели сильных неравномерных перегибов и регулятор был защищен от воды и пыли. Очень полезно закрыть вход в редуктор специальной транспортной заглушкой, если таковая имеется. Не следует сушить регулятор под прямыми солнечными лучам их или в непосредственной близости от обогревательных уст­ройств. Если Вы погружаетесь очень часто, например — один—два раза в день, а сушка регулятора сопряжена с какими — либо пробле­мами, Вы можете оставить его влажным до следующего погружения (в пакете или сумке), но тогда особенно внимательно смотрите, что­бы капли воды не затекли в систему высокого и среднего давления.

Если Вы погружались в соленой или загрязненной воде, необхо­димо промыть аппарат чистой пресной водой. Эту операцию часто называют "опреснение". Есть различные его способы. Если в вашем распоряжении имеется большая ванна или шланг с пресной водой, Вы можете проводить опреснение по полной программе после каж­дого погружения: погружаете в пресную воду или омываете из шланга полностью собранный акваланг с открытым воздушным вен­тилем. Полезно несколько раз набрать и слить воду из воздушной камеры легочника периодически сопровождая это принудительной подачей воздуха. Однако такие технические условия далеко не все­гда доступны после погружения и обычно опресняют только отсо­единенный регулятор, а баллон остается неопресненным. Опуская регулятор в емкость с пресной водой, необходимо закрыть вход в ре­дуктор транспортной заглушкой или заткнуть пальцем, чтобы туда не попала вода. С той же целью следует избегать нажатия на кнопку принудительной подачи воздуха: при отсутствии давления в системе вода может попасть внутрь. После полного или частичного опресне­ния Вы размещаете баллонный блок и регулятор так, как описано выше.

Если опреснение сразу после погружения невозможно или скоро должно состояться следующее погружение, ваша задача — не дать ре­гулятору высохнуть в соленом или загрязненном состоянии. Вы дол­жны поместить его в полиэтиленовый пакет или любой другой влагоизолирующий объем до опреснения или следующего погружения.

Уход при длительном хранении

Перед длительным хранением без эксплуатации необходимо осо­бенно тщательно промыть чистой пресной водой и регулятор, и бал­лонный блок. Лучше всего опреснить их соединенными как описано выше. Возможно и раздельное опреснение — тогда нужно специаль­ной заглушкой или пальцем закрыть выход из баллона. Условия дли­тельного хранения те же, что и при регулярной эксплуатации, но тре­буют более строгого соблюдения. Старайтесь не замораживать ни баллоны, ни регуляторы, а последние храните в темноте. При дли­тельном хранении баллоны лучше всего располагать вертикально.

Берегите внешнее покрытие баллонов от повреждений. Там, где его целостность нарушается, неизбежно начинается коррозия метал­ла. Весьма эффективно предохраняют от нее специальные защитные сетки, закрывающие баллон наподобие чулка.

Берегите акваланг от ударов. Деформация может привести к взрыву.

Не оставляйте баллоны под прямыми солнечными лучами. При их нагревании давление воздуха может значительно возрасти — не сто­ит искушать судьбу.

Заряжайте баллоны только хорошо очищенным и осушенным воздухом.

В заключение напомним, что акваланг — это техника высокого да­вления, которая не терпит небрежного к себе отношения. Не поль­зуйтесь просроченными баллонами. Остерегайтесь покупать или брать в аренду баллоны или регуляторы у лиц, не имеющих на это со­ответствующих разрешений.

Описание технического обслуживания акваланга не входит в за­дачи настоящего руководства. Если Вы не имеете специальных зна­ний и соответствующей квалификации, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам. Рекомендуется проводить технический осмотр баллонов и регуляторов ежегодно. Самодеятельность в обра­щении с техникой высокого давления недопустима!

Глава 2.8. Регулировка плавучести. Компенсаторы и грузовые пояса

Регулировка плавучести у аквалангиста

Ткани человеческого тела практически несжимаемы, за исключе­нием полостей, заполненных газами. Как Вы помните из главы 2.1, таковыми являются полости среднего уха и костей черепа, а также легкие и весь объем дыхательной системы. При погружении под во­ду давление во всех этих полостях уравнивается с давлением окру­жающей среды. Если Вы ныряете без акваланга, окружающее давле­ние сжимает Ваши легкие, увеличивая в них давление воздуха. Сог­ласно закону Бойля — Мариотта (глава 1.1), пропорционально увели­чению давления будет уменьшаться объем легких. Согласно закону Архимеда (глава 1.1), это приведет к уменьшению плавучести. Любой человек, сделав полный вдох на поверхности, имеет нулевую или положительную плавучесть, которая будет уменьшаться с каждым мет­ром глубины при погружении. Если Вы ныряете с аквалангом, объем ваших легких и при вдохе, и при выдохе соответствует таковому на поверхности (глава 3.2). Плавучесть подводника, снаряжение кото­рого состоит из первого комплекта и акваланга (т. е. без гидрокостю­ма, грузового пояса и компенсатора), может изменяться в зависимо­сти от двух факторов:

1. Заполненность легких воздухом. При вдохе плавучесть увели­чивается, при выдохе — уменьшается. Жизненная емкость лег­ких составляет в среднем 4—6 литров. Соответственно, измене­ние плавучести за счет вдоха — выдоха может достигать 4 — б кг.

2. Количество воздуха в акваланге. Большинство аквалангов в неза­ряженном состоянии имеют приблизительно нулевую плаву­честь. Сжатый воздух в наиболее часто используемых любителя­ми аквалангах весит 2—4 кг. Таким образом, в начале погруже­ния ныряльщик имеет несколько килограммов отрицательной плавучести, убывающих с расходованием воздуха из баллонов.

Использование защитного гидрокостюма (глава 2.9) практически не влияет на плавучесть подводника. Иначе обстоит дело при исполь­зовании теплоизолирующего гидрокостюма. Теплозащитные свой­ства определяются наличием воздуха либо в одежде под костюмом, либо в самом его материале, если это неопрен. Именно согревающий нас воздух создает положительную плавучесть костюма и вынужда­ет компенсировать ее грузовым поясом. Последний обычно подбира­ется таким образом, чтобы привести плавучесть подводника с пус­тым аквалангом к нулю на поверхности воды при неполном вдохе. Почему именно с пустым? Лучше иметь 2—4 кг отрицательной пла­вучести в начале погружения, чем столько же положительной в кон­це: положительная плавучесть затрудняет выдерживание декомпрессионных остановок или остановок безопасности и может приве­сти к непроизвольному выбрасыванию на поверхность.

Итак, имея слегка отрицательную плавучесть на поверхности во­ды, начинаем погружаться. Воздух в костюме сжимается с ростом да­вления окружающей среды и объем костюма уменьшается. Это явле­ние называют обжимом костюма. Его следствие — уменьшение пла­вучести с увеличением глубины. Насколько велика может быть раз­ница? Все зависит от количества одежды под сухим гидрокостюмом или объема самого костюма, если он сделан из неопрена. Ныряя в те­плой воде в 3 — миллиметровом монокостюме на глубину 10—15 м, Вы можете не обратить внимание на небольшие изменения плавуче­сти. Если же температура воды заставит Вас надеть костюм из 7 — мм неопрена, уменьшение плавучести на глубине 40 м может составить около 10 кг. Как быть в таком случае?

Сама природа подсказала решение. Все рыбы имеют плаватель­ный пузырь, позволяющий регулировать плавучесть, совершать вер­тикальные перемещения или зависать в толще воды без значитель­ных мышечных усилий. Но некоторые рыбы, например акулы, лише­ны плавательного пузыря. Природа наделила их другими способами изменять плавучесть —правда, гораздо менее эффективными. У акул отрицательная плавучесть: они поддерживают свое тело в толще во­ды за счет плавательных движений. Остановившаяся акула сразу на­чинает погружаться вниз. С подобными проблемами сталкивались некогда и подводные пловцы. Самым надежным способом обеспече­ния безопасности погружений было использование страхового кон­ца — веревки, опоясывающей водолаза, которую держит в руках че­ловек, стоящий на берегу, пирсе или катере. Настоящей революцией в подводном деле стало изобретение компенсаторов плавучести: под­дувая в них воздух, пловец увеличивает свою плавучесть, а стравли­вая его — уменьшает. Снаряжению, регулирующему плавучесть под­водника, посвящена эта глава.

Грузовой пояс

Грузовой пояс состоит из ремня и набора грузов. Ремень должен иметь пряжку, позволяющую быстро и удобно снимать и надевать пояс.

Пояс традиционной конструкции представляет собой тканевую ленту длиной около 1,5 м и шириной приблизительно 50 мм с надеты­ми на нее металлическими грузами и пряжкой (фото 2.10 А). Наибо­лее популярные пряжки дают возможность легко регулировать дли­ну грузового пояса прямо на себе, надежно фиксируются и позволя­ют быстро снять грузовой пояс в конце погружения или сбросить его в аварийной ситуации. Грузы делают из стали или свинца. Свинцо­вые более удобны, так как при том же весе имеют меньший объем. Особенно удобны грузы с полимерным покрытием, обеспечиваю­щим большую сохранность гидрокостюма. Каждый груз весит от 0,5 до 3 кг — более тяжелые используются крайне редко. Крупные грузы часто выполняются изогнутыми для более плотного прилега­ния к телу. Распределение веса на поясе должно быть равномерным. Если грузов немного, их лучше расположить по бокам.

Весьма комфортны мягкие грузовые пояса (фото 2.10 Б) с не­сколькими карманами для грузов или мешочков с дробью. Помимо комфорта, мягкий пояс с карманами дает возможность быстро изме­нять вес грузов, докладывая или вынимая их из карманов.

Подбор веса грузового пояса

Вес грузового пояса должен обеспечивать нулевую плавучесть пловца на поверхности воды в полном снаряжении, с полностью за­ряженным аквалангом, в состоянии среднего вдоха. Необходимый вес зависит от следующих факторов:

1. плавучести гидрокостюма и дополнительного утеплителя, если таковой имеется, (она положительна и, как правило, лежит в пределах от 3 до 15 кг);

2. суммарной плавучести остального снаряжения (как правило — отрицательна и лежит в пределах от 1 до 5 кг);

3. собственной плавучести ныряльщика (нейтральной или слабо­положительной в состоянии полного вдоха.);

4. солености воды, которая увеличивает плавучесть погруженных тел и необходимый вес грузов.

Большинство опытных подводников достаточно хорошо предста­вляют себе требуемое количество грузов для привычных условий. Однако использование нового костюма или погружение в воде с не­известной соленостью требует заново определять веса грузов.

Ассоциация PADI рекомендует подбирать вес грузового пояса та­ким образом, чтобы в полном снаряжении с заправленным баллоном при непрерывном равномерном дыхании уровень глаз подводника располагался на поверхности воды. В этом случае, подводник имеет на поверхности незначительную положительную плавучесть и мо­жет добиться отрицательной, сделав глубокий выдох. За время по­гружения вес подводника уменьшится на 2 — 4 кг за счет расхода воз­духа из баллонов и на эту же величину возрастет его плавучесть. Поэтому, чтобы избежать выбрасывания на поверхность в конце по­гружения, мы рекомендуем немного увеличить вес грузового пояса по сравнению с рекомендацией PADI, так, чтобы при равномерном дыхании плавучесть была нейтральной, т. е. чтобы подводник оказал­ся целиком погруженным в воду, но не начал тонуть.

Подбор требуемого количества грузов производится в полном снаряжении методом проб и ошибок. Не жалейте на это времени — правильно подобранный грузовой пояс во многом определяет ком­фортность и безопасность под водой, экономит ваши силы, воздух и время.

Компенсаторы плавучести

Немного истории

Появление компенсаторов плавучести в значительной степени увеличило автономность ныряльщиков с аквалангом, повысило ком­фортность и безопасность погружений. Сегодня, согласно правилам всех международных любительских подводных федераций, компен­сатор плавучести является обязательным элементом снаряжения ак­валангиста. Исключение возможно при использовании сухого кос­тюма с воздушным поддувом — он сам выполняет функции компен­сатора.

Первые модели компенсаторов были сделаны по типу надувных спасательных жилетов (фото 2.11 А). В английской терминологии эти компенсаторы называются Fenzy, или ABLJ — сокращение от Adjustable Buoyancy Life Jacket, что переводится как регулируемый спасательный жилет. В русском языке их чаще всего называют на­грудными компенсаторами. Камера, как правило, двухслойная: внут­ренняя камера сделана из резины или полиуретана, а внешняя — из прочной синтетической ткани. Наличие двух ремней — брасового и поясного — обеспечивает надежное крепление компенсатора.

Центральной деталью компенсатора является инфлятор — узел регулировки плавучести (фото 2.12 Е, Ж). Инфлятор состоит из пульта управления плавучестью и гофрированного соединительного шланга. Первые инфляторы имели единственный клапан, кото­рый открывался нажатием кнопки. Для поддува компенсатора не­обходимо было сделать вдох, вынуть загубник легочного автомата изо рта правой рукой, вставить в рот мундштук инфлятора левой рукой и сделать в него выдох, одновременно открывая клапан нажа­тием кнопки. Стравливание воздуха производится нажатием кноп­ки. Чтобы при этом не осталось воздушного пузыря в верхней час­ти компенсатора, необходимо держать инфлятор поднятым вверх на уровне головы.

Так как правая рука подводника используется для манипуляций с легочным автоматом, инфляторы компенсаторов принято распола­гать слева — под левую руку. Обязательный элемент компенсатора —предохранительный клапан, стравливающий избыточное давление воздуха в камере во избежание ее разрыва.

Описанная конструкция компенсатора значительно уступает в удобстве эксплуатации современным моделям, но даже в таком виде открывает пловцу необыкновенные возможности в освоении под­водного мира.

Чтобы упростить процесс поддува и создать автономный запас воздуха, компенсаторы стали снабжать баллончиками со сжатым воздухом объемом 400 мл. Приоткрыв вентиль, подводник может поддуть компенсатор, не выпуская легочник изо рта.

Серьезным достижением стало подсоединение компенсатора к аквалангу. Для этой цели к выходу среднего давления редуктора под­ключается специальный шланг, имеющий на другом конце быстроразъемное соединение. Ответная часть соединения находится на инфляторе компенсатора. Инфлятор дополнен вторым клапаном, на­жав на кнопку которого, вы поддуваете компенсатор воздухом из ак­валанга. По этой схеме работают все современные модели.

Заметным шагом вперед в развитии компенсаторов явилось испо­лнение их в форме жилета. Это нововведение сильно изменило внешний облик современного снаряжения. Основное преимущество подобной конструкции — в более удобном креплении жилета к под­воднику и более выгодном распределении положительной плавуче­сти. Новая форма позволила увеличить объем компенсатора. Поми­мо этого, жилет, снабженный полужесткой или жесткой спинкой, оказался весьма удобен для крепления баллонного блока акваланга.

Ниже более подробно разбирается разнообразие конструкций компенсаторов плавучести.

Форма компенсаторов

По форме компенсаторы можно разделить на три основные груп­пы: нагрудные, компенсаторы в виде жилетов и компенсаторы со спинной камерой плавучести. К компенсаторам первой группы отно­сятся классические и подковообразные нагрудные компенсаторы. Вторая группа объединяет модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями. Компенсаторы третьей группы часто называ­ются крыловидными.

Классический нагрудный компенсатор

Основные достоинства этой модели — простота и надежность. Нагрудный компенсатор удобен для отдыха на поверхности, так как ориентирует тело лицом вверх и поддерживает голову над водой (рис 2.19 А). Поскольку компенсатор такого типа не выполняет функ­ции крепежа акваланга, он не испытывает значительных механичес­ких нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше. Надевать такой компенсатор следует перед застегиванием грузового пояса, чтобы последний лег поверх крепежных ремней компенсатора — в противном случае грузовой пояс будет трудно снять. Нагрудный компенсатор имеет следующие недостатки:

· сильно смещает центр плавучести подводника вверх и вперед, создавая момент силы, запрокидывающий человека вверх и не­много назад (как было сказано выше, это очень удобно для от­дыха на поверхности, но весьма неудобно при плавании под во­дой);

· ограничивает нижний сектор поля зрения;

· компенсатор может ограничивать подвижность головы;

Нагрудный подковообразный компенсатор

Обладает всеми преимуществами и недостатками предыдущего варианта, но в меньшей степени нарушает балансировку плавучести.

Компенсаторы в виде жилетов

Сегодня это преобладающий тип конструкции компенсаторов плавучести (фото 2.11 Б—Е). Своей популярности он обязан следую­щим качествам:

1. Жилет — компенсатор удобен, плотно облегает тело подводника и равномерно передает на него поддерживающее усилие при надувании.

2. Практически не стесняет движений.

3. В гораздо меньшей степени, нежели нагрудные компенсаторы, смещает центр плавучести аквалангиста.

4. Позволяет достичь большего объема, чем нагрудные компенса­торы.

Среди компенсаторов — жилетов также можно выделить два типа конструкции: с надувными и регулируемыми ремнями.

Компенсаторы с надувным ремнями, или стабилизирующие(рис. 2.19 Б, фото 2.11 Б). Камера плавучести полностью повторяет форму жилета. Плечевые ремни, таким образом, являются частью камеры и позволяют воздуху свободно переходить из нижней час­ти жилета в верхнюю и обратно при любом положении компенсато­ра. Эти жилеты наилучшим образом поддерживают человека на по­верхности в положении отдыха, так как запас плавучести размещен равномерно вокруг туловища, в том числе в плечевых ремнях. По­добный покрой камеры позволяет максимально увеличить ее объ­ем.

Компенсаторы с регулируемыми плечевыми ремнями, короткое название —регулируемые компенсаторы (рис 2.19 В, фото 2.11 В — Е). Плечевые ремни не надувные, каждый имеет быстроразъемную пряжку, которая также позволяет менять его длину. Все действия с пряжкой можно выполнять прямо на себе, не снимая компенсатора. Помимо очевидного удобства при надевании, снятии и регулировки размера, запас плавучести таких компенсаторов в меньшей степени сдвигает центр плавучести подводника вверх (при вертикальном по­ложении тела), нежели в моделях с надувными ремнями. Следова­тельно, уменьшается переворачивающий момент, что весьма прият­но при плавании.

Компенсаторы с задней камерой, или крыловидные (рис 2.19 Г, фото 2.11 Ж). Камера плавучести целиком располагается в спинной части, не заходя не только в плечевые ремни, но и в боковые части компенсатора. Такая форма позволяет достичь максимально удобной балансировки плавучести для плавания, но гораздо менее удобна для отдыха на поверхности, так как в полностью надутом состоянии на­клоняет подводника вперед.

Материал камеры плавучести

Большинство современных компенсаторов имеют одностенную камеру плавучести из высокопрочного нейлона с нанесенным на него изнутри слоем полиуретана. Нейлон служит основой, опреде­ляющей прочность компенсатора. Прочность нейлона измеряется в единицах "DEN". Наиболее часто используется нейлон 420, 840 или 1000 DEN. Полиуретан обеспечивает водогазонепроницаемость ма­териала. Двустенные, или двухкамерные компенсаторы имеют две оболочки: внутреннюю герметичную из полиуретана и внешнюю несущую из нейлона. Последняя снабжена застежкой "молния", ко­торая позволяет вынимать внутреннюю камеру для ремонта или за­мены.

Размерные характеристики

Нагрудные компенсаторы как правило выпускаются одинакового размера и их регулировка по фигуре осуществляется изменением длины крепежных ремней. Большинство моделей компенсато­ров — жилетов имеют несколько размеров, обычно от 3 (S, M, L) до 6 (XS, S, М, ML, L, XL). Примеряя компенсатор, выпустите из него воз­дух. Если компенсатор Вам подходит, его передние края должны сой­тись полностью. Разница в несколько сантиметров не принципиаль­на и легко компенсируется регулировкой поясного ремня. Не забы­вайте, что надевать компенсатор приходится, как правило, на кос­тюм. Регулируемые компенсаторы (с изменяемой длиной плечевых ремней) имеют больший диапазон пригодности по размеру, нежели жилеты с надувными ремнями.

Объем камеры плавучести

Зависит от модели компенсатора и его размера. Так, например, компенсатор "Spectrum 1" фирмы SeaQuest имеет объем 8 л при раз­мере XS и 20 л при размере XL. Объем компенсатора характеризует максимальную плавучесть, которую он может сообщить. Для практи­ческих расчетов мы можем пренебречь весом воздуха и плавучестью пустого компенсатора, которая немногим отличается от нулевой, считать, что объем воздушной камеры в литрах соответствует плаву­чести полного компенсатора в килограммах в пресной воде. В соле­ной воде, согласно закону Архимеда, плавучесть немного больше.

В специальной литературе используется характеристика: высота от рта подводника до поверхности воды, измеряемая сантиметрами, которую обеспечивает компенсатор данной модели в полностью на­дутом состоянии. При тестировании различных моделей использо­вался подводник среднего роста в мокром монокостюме толщиной 4мм с грузовым поясом 4 кг и стальным 12-литровым баллоном мас­сой 18 кг, испытания проходили в пресной воде, измерение проводи­лось в момент нормального вдоха. Для большинства современных моделей полученная величина колеблется от 10 до 20 см.

Механизм крепления баллонов

Этот пункт касается только компенсаторов—жилетов, так как на­грудные компенсаторы надеваются независимо от акваланга. Ком­пенсатор — жилет имеет встроенную жесткую или полужесткую пла­стиковую спинку, снабженную одним или двумя ремнями с замками для прикрепления однобаллонника (фото 2.12 В, Г). В простейшем случае один ремень обхватывает баллон и закрепляется с помощью специальной пряжки. На рис. 2.20 показаны самые распространен­ные конструкции пряжек. Все они легко и надежно застегиваются, создавая натяжение ремня, и при необходимости расстегиваются без значительного усилия. Некоторые модели компенсаторов снаб­жены дополнительным страховочным ремешком, который обхватывает горловину баллона и удерживает его в случае самопроизвольно­го расстегивания основного ремня. Наиболее жесткая фиксация бал­лонов достигается при применении двух основных крепежных рем­ней, но такой вариант встречается нечасто: одного ремня с исправ­ной пряжкой вполне достаточно для надежного прикрепления балло­на к жилету—компенсатору. Это один из ключевых моментов подго­товки индивидуального снаряжения подводника. Небольшая ошибка может привести к отсоединению баллона от компенсатора, что в луч­шем случае заставит Вас прекратить погружение. Поэтому обяза­тельно соблюдайте следующую последовательность действий:

1. Убедитесь в целостности ремня и пряжки (ремней и пряжек) компенсатора.

2. Намочите крепежный ремень (ремни) водой для увеличения эластичности материала. Если Вы затянете сухой ремень, то, намокнув при погружении, он растянется и ослабнет.

3. Прижмите баллон и спинку компенсатора друг к другу и на­деньте петлю ремня на баллон. Выход из баллона должен быть немного выше верхнего края спинки компенсатора и направ­лен в сторону последнего, т.е. к спине подводника.


4. Возможны два способа дальнейшей сборки:

А. Баллон расположен вертикально, Вы стоите со стороны ком­пенсатора и прижимаете его к баллону коленями. Б. Баллон лежит горизонтально на компенсаторе, Вы прижима­ете его сверху руками.

На качающейся палубе корабля удобнее производить сборку последним способом, а на песчаном пляже, илистом берегу или на камнях с острыми краями (острыми ракушками, морскими желудями и пр.) пользуйтесь первым, во избежание порезов ткани и засорения клапанов.

5. Если ваш компенсатор имеет пластиковую пряжку (рис. 2.20 А), ремень должен быть заправлен в окно 2, а затем 1, как показано на рис. 2.20 Б, а металлическое кольцо — если оно есть —наде­то на предназначенную для него скобу. В этом положении Вы затягиваете ремень как можно туже, соблюдая правильное по­ложение баллона. Затем, одной рукой придерживая ремень в пряжке, чтобы не дать ему ослабнуть, другой рукой продеваете свободный конец ремня в окно 3. Остается защелкнуть пряжку и зафиксировать "липучку". Если Вы забыли как заправить ре­мень в пряжку, не расстраивайтесь — на нижней поверхности пластиковых пряжек, как правило, есть схема. Если пряжка вашего компенсатора металлическая (рис. 2.20 В), надо отрегулировать длину ремня, передвигая кольцо в петле таким образом, чтобы оно надевалось на пряжку с минималь­ной слабиной ремня. Затем, контролируя правильное положе­ние баллона, Вы защелкиваете пряжку. Берегите пальцы: уси­лие, с которым пряжка ложится в окончательную позицию, мо­жет быть достаточно велико.

6. Проделайте то же самое со вторым крепежным ремнем, если он есть.

7. Застегните страховочный ремешок, если он есть, на горловине баллона (под вентилем) и выберите его слабину с помощью ре­гулировочной пряжки.

8. Проверьте прочность крепления, приподняв компенсатор с баллоном за лямки. Если баллон при этом сдвинулся относи­тельно компенсатора, внимательно прочитайте еще раз настоя­щее описание и повторите процедуру сначала. В большинстве современных моделей спинка имеет два отверстия для крепления двухбаллонного блока болтами. При этом использует­ся дополнительный набор крепежа, включающий два болта, пласти­ковые вставки и ремень.

Инфлятор

Для начала рассмотрим варианты расположения кнопок поддува и сброса воздуха. В современных инфляторах используются две ос­новные схемы: классическая и односторонняя.

Классическое расположение кнопок — наиболее распростра­ненный тип инфлятора, проверенный несколькими десятилетиями эксплуатации (фото 2.12 Е, Ж). Кнопка поддува воздуха от ап­парата находится сбоку инфлятора, напротив места подсоедине­ния шланга среднего давления, а кнопка клапана стравливания воздуха (она же — ручного поддува) — располагается на вершине инфлятора. Его удобно держать в руке, пространственное удале­ние кнопок друг от друга и их разно направленность исключает возможность перепутать их. Это особенно актуально при исполь­зовании толстых перчаток, значительно уменьшающих чувстви­тельность пальцев. На фото 2.12 представлены две модели такого типа: Е — крупный инфлятор, клапаны которого имеют большую пропускную способность, и Ж — для любителей компактного ди­зайна.

Одностороннее расположение кнопок. Обе кнопки управления плавучестью находятся на одной стороне уплощенного инфлятора, рядом друг с другом. Кнопки сделаны разной формы, чтобы их было удобнее различать на ощупь.

Все модели современных инфляторов, позволяют надувать ком­пенсатор в ручном режиме, т.е. за счет выдоха, как это делалось до подсоединения компенсатора к аппарату (см. выше). Некоторые мо­дели с той же целью снабжены анатомическими загубниками. Безу­словно, загубник удобнее удерживать во рту, но подключаться быст­рее к овальной трубке небольшого диаметра, имеющей резиновую окантовку. Предпочтение любого их этих вариантов — дело вкуса. Возможность подключения пловца к инфлятору дает возможность вдоха из компенсатора в случае аварийного прекращения подачи воздуха из баллонов.

Для большого удобства дыхания из компенсатора созданы модели инфляторов, совмещенных с дополнительным легочным автоматом (фото 2.11 В, Г). При этом кнопка принудительной подачи воздуха че­рез легочник находится в торцевой части узла, а кнопки управления плавучестью размещаются с одной стороны инфлятора. Такой ин­флятор можно использовать в экстремальной ситуации для дыхания напарника— т.е. в качестве запасного легочного автомата. Правда, описанная система имеет и ряд недостатков:

1. Снаряжение пополняется сложным узлом, требующим ухода и технического обслуживания.

2. В отличие от октопуса, зафиксированного специальным кара­бином, инфлятор более уязвим для случайных ударов или попа­дания внутрь частичек грязи. Это особенно актуально при ра­боте на грунте или в густых зарослях.

3. Продолжительное дыхание партнера через такой инфлятор не очень удобно, а один вдох можно сделать и из обычного инфля­тора.

Резюмируя, отметим, что совмещенный с легочным автоматом инфлятор никоим образом не заменяет октопуса — запасного легоч­ника, но если Вы готовы на дополнительные расходы и не возражае­те против одностороннего размещения кнопок регулировки плавуче­сти — вдох из подобного инфлятора значительно проще, чем из обычного.

Мы рассмотрели лишь наиболее распространенные варианты конструкции инфляторов. Если Вы берете снаряжение напрокат, обязательно перед входом в воду обратите свое внимание на распо­ложение кнопок инфлятора своего компенсатора. Неплохо бы также ознакомиться с инфляторами ваших партнеров на случай оказания им помощи под водой.

Предохранительные и дополнительные стравливающие клапаны

Наличие предохранительного клапана обязательно для любого компенсатора плавучести. Его назначение — стравливание лишнего воздуха, когда давление воздуха внутри камеры компенсатора зна­чительно превышает давление окружающей среды, с целью предо­хранения камеры от разрыва. Помимо этого, многие модели компен­саторов имеют дополнительные стравливающие клапаны, расход воздуха которых превышает таковой у стравливающего клапана ин­флятора. Эти клапаны удобны для быстрого сброса лишней плавуче­сти. Как правило, дополнительные и предохранительные функции совмещены в одном клапане. Он может открываться как избыточ­ным внутренним давлением компенсатора, так и подводником с по­мощью специальной тяги. Наиболее часто встречаются:

· правый наплечный клапан, тяга которого спускается по плече­вой лямке на правую сторону груди;

· левый наплечный клапан: либо предохранительный, либо снаб­женный тягой, следующей внутри шланга к инфлятору, — в по­следнем случае он открывается оттягиванием инфлятора. Ис­пользование наплечных клапанов удобно для быстрого стравливания воздуха при положении пловца головой вверх;

· поясной клапан. Удобен для быстрого стравливания воздуха при положении головой вниз.

Некоторые модели компенсаторов имеют все описанные вариан­ты клапанов.

Наличие автономного запаса воздуха

Наиболее обычный вариант — баллон емкостью 0,4 л с рабочим давлением 150—300 атм. После появления компенсаторов, подклю­чающихся к аквалангу, эти баллончики используются как аварий­ные. В большинстве современных моделей компенсаторов преду­смотрен выход для подсоединения такого баллона (фото 2.12 Д); при отсутствии последнего выход закрыт заглушкой. Аварийный бал­лончик дает возможность надуть компенсатор при отказе механиз­ма поддува от акваланга. Несмотря на такое удобство, использова­ние 0,4-литровых баллонов не стало на сегодняшний день массо­вым. Дело в том, что они хотя и имеют миниатюрные размеры, все же являются сосудами высокого давления и требуют соблюдения всех необходимых правил эксплуатации и ухода. Эти хлопоты поч­ти не зависят от размера баллона и практически равны заботам по уходу за аквалангом. Не говоря об остальном, Вы должны перед ка­ждым погружением проводить рабочую проверку баллончика, включающую измерение давления и проверку исправности венти­ля. К сожалению, авторы слишком часто сталкивались на практике с халатным отношением к аварийным баллонам. При их отсутствии в экстремальной ситуации остается одна крайняя мера — сброс грузового пояса. Наличие баллончика дает возможность не спе­шить с ней. Как правило, аварийные ситуации связаны с отказом системы подачи воздуха, это означает, что для принятия решения остаются считанные секунды. Если они потрачены на открывание баллончика, а тот по каким-либо причинам не оправдал ваших на­дежд, то на сбрасывание пояса может просто не хватить воздуха. Мы рекомендуем использовать аварийные баллоны только при на­личии опыта и острой необходимости, т. е. при погружениях повы­шенной сложности.

Поясной ремень

Нагрудные компенсаторы обязательно снабжены поясным рем­нем с быстро застегивающимся замком и пряжкой, регулирующей длину ремня. Поясной ремень компенсаторов — жилетов может быть оснащен либо замком, либо застежкой типа "липучка" — последняя становится все более и более популярной.

Бросовый ремень

Брасовым называется ремень, пропускаемый между ног подвод­ника. Этот элемент крепежа обязателен для нагрудных компенсато­ров, так как в противном случае компенсатор может сместиться на­верх или даже сорваться с шеи подводника. Компенсаторы — жилеты иногда тоже комплектуются брасовыми ремнями.

Дополнительные ремни

Большинство компенсаторов — жилетов имеют один или два допо­лнительных ремешка с быстроразъемными замками. Их назначение — стягивать передние края жилета.

Навесной крепеж

Металлические или пластиковые D — образные кольца предназна­чены для крепления дополнительных элементов снаряжения. Многие компенсаторы снабжены пластиковыми зажимами для фиксации шланга выносного манометра, приборной консоли или компьютера.

Карманы на компенсаторах

Позволяют быстро и удобно разместить дополнительные грузы, если грузовой пояс оказался недостаточно тяжелым, убрать приборную консоль, взять с собой декомпрессионную таблицу или карту с проложенным курсом. Карманы должны иметь отверстия для стока воды на поверхности.

Специализированные грузовые карманы

Некоторые модели имеют специальные карманы для размещения достаточного количества грузов, что позволяет обходиться без грузо­вого пояса или уменьшить его вес. Такая система обязательно снаб­жена механизмом аварийного сбрасывания грузов. Бесспорно, по­добные компенсаторы создают высочайший комфорт под водой, но при этом не лишены недостатков: комплект компенсатор—баллон, который и так редко весит менее 20 кг, дополняется еще нескольки­ми килограммами. Хорошо, если ваш тоненький костюм не требует более 3 — 5 кг груза, но чаще бывает необходимо иметь 8 — 12 кг бал­ласта. Последовательное надевание пояса и аппарата значительно проще, чем 30 — килограммового продукта их слияния.

***

Таковы основные характеристики разнообразия компенсаторов плавучести. Выбор конкретной модели во многом определяется стоя­щими перед Вами задачами, в остальном — вкусом. Безусловно, ком­пенсаторы—жилеты обеспечивают подводнику больший комфорт, нежели нагрудные. Зато последние долговечнее, так как не испыты­вают на себе тяжести акваланга при надевании и снятии на суше.

Уход за компенсатором плавучести

Так же как и при описании ухода за аквалангом мы будем опери­ровать понятиями ежедневного ухода и ухода в период длительного хранения.

Ежедневный уход. В процессе эксплуатации старайтесь помень­ше нагружать компенсатор весом акваланга, переносите собран­ный комплект "жилет — аппарат" только за специально приспособ­ленную ручку, не пренебрегайте возможностью надевать его в по­ложении сидя. После погружения слейте воду из компенсатора, ко­торая неизбежно набирается туда при стравливании воздуха под водой. Для этого необходимо поддуть в компенсатор воздух, распо­ложить его таким образом, чтобы один из стравливающих клапанов оказался в нижнем положении относительно остальных частей компенсатора, выдержать его в таком положении несколько секунд и, открыв клапан, слить воду. Желательно повторить это несколько раз до полного выхода воды и закончить процедуру стравливанием воздуха через инфлятор, чтобы продуть его от капельной влаги. Крайне желательно после погружения в соленой воде промыть ком­пенсатор пресной водой как снаружи, так и изнутри. Для последне­го необходимо опустить поддутый компенсатор в емкость с пре­сной водой и открыть один из стравливающих клапанов, после чего слить набравшуюся внутрь воду. Опресненный компенсатор жела­тельно повесить для просушки в надутом состоянии, не подвергая его действию прямых солнечных лучей. Если Вы лишены возмож­ности опреснить компенсатор, не высушивайте его, а уберите в ак­куратно сложенном виде в сумку до следующего погружения или опреснения.

Переддлительным хранением нужно особенно тщательным об­разом промыть компенсатор пресной водой. Необходимо добиться, чтобы вода после внешней и внутренней промывки была пресной на вкус. Для окончательной внутренней промывки можно отвернуть заглушку узла подсоединения аварийного воздушного баллона, если таковой имеется. Образовавшееся отверстие удобно для заполне­ния компенсатора пресной водой. Сливать ее лучше через клапаны, чтобы в них не осталось соли. Особое внимание надлежит уделить промывке инфлятора. Хранить компенсатор лучше в надутом виде, повесив его или поставив на что-либо. Необходимо защитить его от прямого солнечного света и не располагать вблизи отопительных агрегатов.

Рабочая проверка компенсатора

Рабочая проверка компенсатора должна проводиться перед каж­дым погружением вместе с рабочей проверкой аппарата. Подклю­чите компенсатор к аппарату (если это предусмотрено моделью) и проверьте исправность клапана поддува. Обязательно проверьте ис­правность всех стравливающих клапанов пробными нажатиями. Для проверки предохранительного клапана (клапанов) надуйте ком­пенсатор полностью и аккуратными нажатиями на кнопку автома­тического поддува добейтесь срабатывания клапана. Если Ваш ком­пенсатор не подсоединяется к аппарату, добейтесь срабатывания предохранительного клапана, обжав компенсатор руками. Незави­симо от степени совершенства Вашего снаряжения обязательно включите в проверку ручную поддув компенсатора. Проверьте целостность и исправность всех крепежных элементов компенсато­ра Плавучести.

Грамотное использование компенсатора плавучести во много раз увеличивает комфортность и безопасность подводных погру­жений.

Глава 2.9. Костюмы

Использование гидрокостюма необходимо при погружениях поч­ти всегда. В теплых тропических водах актуальна защита тела от со­прикосновений с ядовитыми животными. Несколько поколений под­водников использовали для этой цели рубашку и джинсы. Сегодня выпускаются специальныезащитные костюмы. Они выполнены из тонкого нейлона, плотно облегают тело подводника, не сковывают движений, практически не меняют плавучести и почти не влияют на теплообмен с окружающей средой.

Всем понятна необходимость использованиятеплоизолирующихгидрокостюмов при погружениях в холодной воде. Но что есть "хо­лодная" вода для подводника? Аквалангист начинает замерзать рань­ше пловца без акваланга, поскольку движения первого, как правило, менее активны. Точного значения температуры воды, ниже которого становится необходимым использование теплоизолирующего гидро­костюма, установить невозможно: оно зависит от индивидуальных особенностей организма, интенсивности физической нагрузки и продолжительности погружения. С уверенностью можно сказать, что для большинства людей часовое погружение в воду с температу­рой 30 °С требует использования термоизолирующего гидрокостю­ма. В теплой и в ледяной воде, конечно же, применяются совершен­но разные модели костюмов, которые могут относиться к одной из трех групп: мокрым, сухим или полусухим.

Мокрые костюмы

Костюмы мокрого типа (фото 2.13) сделаны изнеопрена — пори­стой резины, содержащей пузырьки воздуха и поэтому обладающей хорошими теплоизолирующими свойствами. Неопрен, как и обыч­ная резина, не пропускает воду, но она просачивается под костюм по молниям и краевым зонам костюма (манжетам, шейному или ли­цевому вырезу и пр.). Мокрый костюм плотно облегает тело и уменьшает интенсивность обмена небольшого объема воды под ко­стюмом с окружающей водой: внутренняя вода быстро нагревается, а потеря тепла через неопрен весьма ограничена. Для изготовления современных костюмов как правило используется неопрен, покры­тый с обеих сторон тканью типа "нейлон" или "джерси"; внутреннее покрытие может быть выполнено также из синтетического плюша. В некоторых костюмах имеется дополнительный слой металлизиро­ванной тканитермотитаниум, размещаемый между неопреном и внешним покрытием. Теплоотражающие свойства этого материала улучшают термоизолирующие характеристики костюма. Второй слой термотитаниума с внутренней стороны неопрена делает кос­тюм еще теплее.

Помимо этого, термоизолирующие свойства мокрого костюма за­висят от его модели и толщины неопрена. Неопреновая безрукавка (фото 2.13 А) толщиной 3 мм — минимальная термоизолирующяя одежда подводника. Весьма популярны комбинезоны с короткими рукавами и штанинами различного кроя. Они, как правило, имеют толщину не более 3,5 мм, так как рассчитаны на теплую воду (фото 2.13 Б, В).

Следующий шаг в сторону "холодостойкости" — комбинезоны, называемыемонокостюмами. Они выпускаются как в тропических вариантах — толщиной 3 — 3,5 мм (фото 2.13 Г), так и в утепленных — толщиной до 7,5 мм и с капюшоном.Раздельные гидрокостюмы со­стоят из штанов, в подавляющем большинстве случаев совмещенных с безрукавкой, и куртки — как правило, с капюшоном (фото 2.13 Д). Такой костюм одевает туловище подводника двойным слоем неопрена и обладает лучшими теплоизолирующими свойствами, нежели равный по толщине монокостюм. Для простоты одевания одна или обе плечевые лямки штанов иногда выполняются с застежка­ми—"липучками". Куртки раздельных костюмов обязательно снаб­жены запахом, препятствующим смещению куртки вверх. Имеются модели с застегивающимся (на кнопках, пуговицах или "липучках") или цельным запахом. Раздельные гидрокостюмы обычно имеют тол­щину от 5 до 7,5 мм.

Для удобства надевания мокрые костюмы снабжаются застежка­ми—молниями. Так как последние пропускают воду, чем их больше — тем ниже теплоизолирующие характеристики костюма, но тем легче его надевать. Монокостюмы имеют одну молнию спереди. Штаны раздельных костюмов могут быть как с молниями, так и без них, куртки практически всегда снабжены вертикальными молния­ми, либо прямыми, либо косыми, разъемными или неразъемными, застегивающимися сверху вниз или снизу вверх.

Мокрый гидрокостюм любого размера имеет положительную плавучесть за счет содержащихся в неопрене пузырьков воздуха. Безрукавка толщиной 3 мм может давать всего лишь 1 кг положи­тельной плавучести в пресной воде, а толстый раздельный гидрокос­тюм — более 10 кг. Весьма важный момент— распределение поло­жительной плавучести. Куртка от раздельного костюма смещает центр плавучести подводника вверх, а значит — усиливает перевора­чивающий момент, ориентирующий человека вертикально. Весьма удобны с этой точки зрения монокостюмы, практически не изменя­ющие естественной остойчивости человека. Раздельные костюмы немного смещают центр плавучести вверх.

Другой вариант мокрого гидрокостюма представлен монокостю­мом и надеваемой поверх него курткой—безрукавкой (рис. 2.21 А). В теплой воде можно использовать только монокостюм, наслаждаясь его преимуществами, а в прохладной воде — дополнительно утеп­ляться курткой.

Желательные элементы мокрого гидрокостюма — неопреновые носки или боты. Помимо термоизолирующей функции, они повыша­ют комфортность при плавании в ластах, препятствуя натиранию стопы. Ботики отличаются от носков наличием плотной резиновой подошвы, позволяющей передвигаться в них по суше (при подготов­ке к погружению или после него), не повреждая неопрен. Если Вы пользуетесь носками, то для хождения по берегу или палубе обувай­те поверх тапочки или сандалии — иначе неопреновая подошва вы­держит недолго. Наиболее распространенная толщина носков — 3 — 3,5 мм, ботиков — 3, 3,5 и 5 мм. Ботики могут быть с молнией или без нее — первый вариант удобнее и долговечнее.

При температуре воды менее 22 — 24 °С актуальным становится использование неопреновых перчаток; наиболее распространены 3-й 5 — миллиметровые. Для холодной воды пригодны перчатки толщиной 7 мм. Трехпалые модели (рис. 2.21 Б) отличаются наилуч­шими теплоизолирующими свойствами. Чем толще перчатки, тем сложнее выполнить привычные манипуляции пальцами — поддуть — сдуть компенсатор, поправить сместившуюся маску, удалить попавшие под нее волосы. С другой стороны, замерзшие пальцы те­ряют чувствительность и подвижность, что гораздо сильнее затруд­няет правильное выполнение. Выбор оптимальных перчаток для данных условий погружения — дело весьма ответственное, так как от работоспособности рук во многом зависит ваша безопасность под водой. Если Вам предстоит погружение в холодную воду, а Ваш костюм лишен капюшона, можно использовать отдельно выполнен­ный капюшон (рис. 2.21 Г), заправив его манишку под воротник ко­стюма.

Сухие и полусухие костюмы

Сухие костюмы изолируют тело подводника от воды (фото 2.14). Существуют модели полностью сухие и с открытыми лицом и кистя­ми рук. Первые обеспечивают наилучшую теплоизоляцию, но подра­зумевают меньшую автономность: для надевания такого костюма, дальнейшей подготовки к погружению и снятия костюма после по­гружения необходим помощник. Полностью изолирующие костюмы чаще используются профессиональными водолазами, в задачи кото­рых входит длительное пребывание в холодной воде. Для любитель­ских целей, как правило, используются сухие костюмы с открытыми лицом и кистями в сочетании с полу— или полнолицевыми масками и перчатками мокрого типа (фото 2.14 Б). Для лучшей герметизации предусмотрены шейная обтюрация и двойные манжеты на рукавах. Края перчаток при этом заправляются между внутренними и внеш­ними манжетами.

Как же происходит герметизация сухого костюма после его оде­вания? Широко распространены костюмы с аппендиксом — рези­новой трубой, вклеенной в их переднюю часть. Облачение происхо­дит через "аппендикс", после чего он плотно перевязывается рези­новым жгутом. Такой способ герметизации хорошо зарекомендовал себя на практике. Отечественная промышленность продолжает вы­пускать сухие костюмы такого типа. Подавляющее большинство су­хих костюмов иностранного производства снабжены герметичными молниями, делающими процесс одевания более простым и быст­рым.

Современный дизайн исполнения сухого костюма подразумевает возможность поддува внутреннего объема воздухом из аппарата. Клапан поддува, как правило, располагается на груди и связан быстроразъемным соединением со шлангом среднего давления (см. гла­ву 2.2). Клапан стравливания воздуха чаще всего размещается на ле­вом плече. Сухой костюм такого типа может быть использован для регулировки плавучести наряду с жилетом — компенсатором. Поми­мо этого, небольшое количество воздуха под костюмом служит до­полнительным утеплителем и значительно уменьшает количество во­ды, затекающее через шейный и запястные манжеты.

Сухие костюмы выполняются из резины или неопрена. Резина может иметь тканевую основу или тканевое покрытие. Такие кос­тюмы весьма прочны, что особенно важно при погружениях в пеще­рах, затопленных помещениях или просто в мутных озерах с коряга­ми, где велика вероятность повредить костюм. Неопреновые мате­риалы используются те же, что и для изготовления мокрых костю­мов.

Под сухой костюм на резиновой основе поддевают дополнитель­ные утеплители: шерстяное белье или специальные поролоновые комбинезоны. Необходимо помнить, что в случае частичной или по­лной разгерметизации такого костюма вода вытеснит воздух, нахо­дящийся в слое утеплителя, и уменьшит тем самым плавучесть под­водника. Неопреновые костюмы сами по себе обладают термоизолирующими свойствами и требуют меньшего количества дополни­тельного утеплен







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.