Здавалка
Главная | Обратная связь

ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ



За последний год в моей практике было четыре случая развития депрессии по подобному образцу у студентов Физтеха. Во все четырех случаях человек рациональным и логическим способом приходил к выводу об отсутствии всякого смысла в какой-то бы то ни было деятельности. Мои попытки объяснить людям, что причиной их депрессии является неспособность «соприкоснуться» со своими истинными иррациональными желаниями, наталкивались на жесткий, безупречно логически обоснованный отпор – от меня требовали научных доказательств существования тех самых базовых понятий, которыми я пользуюсь как психолог – желаний и эмоций. От меня требовали предоставить объективные данные – кто, когда, и в каких единицах измерял эти самые желания и эмоции. Признаюсь, разговоры с этими людьми, которые зачастую сводились к философским спорам, доставляли мне большое удовольствие, я с огромным интересом следил за их безупречными логическими построениями. Но наши представления о мироздании расходились фундаментально – я был убежден, что в основе любой логической системы всегда лежит нечто нелогичное, также как в основе любых логически выводимых теорем лежат базовые аксиомы, которые логически никак не выводятся. Но эти люди были абсолютно уверены, что под их логическими конструкциями лежат другие логические конструкции, а под этими другими следующие и так до бесконечности.

 

ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ

Теперь я снова перенесу свои рассуждения об отдельных людях на цивилизации в целом. В какой-то момент истории на Западе было фундаментально нарушено равновесие между рациональностью и иррациональностью. Это привело к невиданному до этого развитию технической цивилизации. Как я уже говорил, само по себе бурное развитие науки технологий является положительным аспектом нарушения этого равновесия. Но у этого нарушения равновесия в пользу рациональности есть и отрицательный аспект – те самые три патологические стадии искоренения иррациональности.

 

ЕВРОПА И АМЕРИКА

На сегодняшний день Америка и Европа находятся на разных стадиях искоренения иррациоанальности из самих себя.

Америка все еще пребывает в первых двух

– бодрой и энергичной стадии рационализации собственных действий – отсюда постоянные войны с огромными человеческим жертвами среди мирного населения, которые оправдываются защитой прав человека, защитой прав геев, защитой прав животных и т.д. и т.п. Внешнему наблюдателю очевидно, что свержение Саддама Хусейна в Ираке привело к полной дестабилизации в до этого стабильной стране, и как следствие к непрерывной гражданской войне, приведшей к гибели в десятки раз большего количества людей, чем погубил «кровавый режим» Саддама Хусейна. Но если вы спросите среднего «простого» американца его мнение о войне в Ираке, то он, не сомневаясь ни минуты, совершенно искренне вам ответит, что Саддама Хусейна свергли исключительно ради блага самого иракского народа.

- с другой стороны Америка параллельно находится и во второй стадии развития рациональности – стадии робота – именно поэтому нам многие американцы кажутся механическими людьми, которые как заведенные куклы делают бизнес (как писал Виктор Олегович Пелевин «куклы делают деньги»). Правда, надо сказать, делают они это еще пока очень эффективно и технологично.

А вот Европа уже ничего не рационализирует, стадия рационализации в Европе завершилась лет 50-100 назад. Европа размазана между фазой «робота» и фазой «депрессии». С одной стороны европейцы еще очень активны, но их активность напоминает активность заведенной куклы, у которой вот-вот кончится завод – европейцы, в отличие от американцев, уже не действуют в собственных интересах, их собственные интересы и желания уже на самом деле заменены искусственными логическими конструкциями – мультикультурализмом, правами национальных меньшинств, правами геев и правами животных. При этом европейцы уже почти потеряли способность чувствовать, что соблюдение всех этих прав вскоре приведет к исчезновению самих европейцев – с одной стороны их вытеснят национальные меньшинства, а с другой стороны геи ведь не способны полноценно воспроизводить сами себя. Но сами европейцы с маниакальным упорством твердят о правах, и уже не понимают, что соблюдение этих прав входит в противоречие с самым обычным инстинктом самосохранения. Впрочем, на последней стадии искоренения иррациональности инстинкты самосохранения уже не действуют.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.