Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике
Часть 1
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| А1
|
| А14
|
| А2
|
| А15
|
| А3
|
| А16
|
| А4
|
| А17
|
| А5
|
| А18
|
| А6
|
| А19
|
| А7
|
| А20
|
| А8
|
| А21
|
| А9
|
| А22
|
| А10
|
| А23
|
| А11
|
| А24
|
| А12
|
| А25
|
| А13
|
|
| |
Часть 2
№ задания
| Ответ
| В1
|
| В2
|
| В3
|
| В4
|
| В5
| 2,5
|
Часть 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Решения заданий С1 – С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.
Цветок в горшке стоит на подоконнике. Цветок полили водой и накрыли стеклянной банкой. Когда показалось солнце, на внутренней поверхности банки появилась роса. Почему? Ответ поясните.
Образец возможного решения
| Пары воды в объеме, ограниченном банкой, быстро становятся насыщенными. Под лучами солнца воздух внутри банки нагревается до более высокой температуры, чем снаружи. Теплый насыщенный водяной пар внутри банки, соприкасаясь с более холодной стенкой банки, частично конденсируется – выпадает роса.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
— верно указано физическое явление (в данном случае —образование насыщенного пара и появление росы) и получен верный ответ;
— проведены рассуждения, приводящие к правильному ответу.
|
| Представлено правильное решение и получен верный ответ, но
— не указано физическое явление;
ИЛИ
— не представлены рассуждения, приводящие к ответу.
|
| – Правильно указано физическое явление, но в рассуждениях содержится ошибка, которая привела к неверному ответу.
ИЛИ
– Содержится только правильное указание на физическое явление.
ИЛИ
– Представлен только правильный ответ.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
Начальная скорость снаряда, выпущенного из пушки вертикально вверх, равна 200 м/с. В точке максимального подъема снаряд разорвался на два одинаковых осколка. Осколок, полетевший вниз, упал на землю вблизи точки выстрела со скоростью в 2 раза больше начальной скорости снаряда. До какой максимальной высоты поднялся второй осколок? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Образец возможного решения
| Согласно закону сохранения энергии, высоту подъема снаряда и второго осколка можно рассчитать по формулам:
mgh = Þ h = , m2ghmax = m2 gh + .
Из закона сохранения энергии определяем начальную скорость первого осколка:
= m1gh + Þ v1 = = = v0.
Согласно закону сохранения импульса, m1v1 = m2v2 Þ v2 = = v0 , где v2 — начальная скорость второго осколка. Окончательно имеем: hmax = = 8000 м. Ответ: hmax = 8000 м.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1. верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — законы сохранения энергии и импульса);
2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
– Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
ИЛИ
– Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
|
|
Идеальный одноатомный газ расширяется сначала адиабатно, а затем изобарно. Конечная температура газа равна начальной (см. рисунок). При адиабатном расширении газ совершил работу, равную 3 кДж. Какова работа газа за весь процесс 1 - 2 - 3?
Образец возможного решения
| Формулы для расчета работы:
А123 = А12 + А23
А23 = nR(Т3 – Т2)
Первый закон термодинамики для адиабатного процесса и формула расчета изменения внутренней энергии: DU12 = - А12,
DU12 = nR(Т2 – Т1). По условию Т3 = Т1.
Формула расчета работы газа для адиабатного процесса
А12 = nR(Т3 – Т2).
Следовательно:
А23 = А12 и А123 = А12
А123 = 5 кДж.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1. верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — первый закон термодинамики, формула для расчета внутренней энергии и уравнение Клапейрона - Менделеева);
2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
– Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
ИЛИ
– Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
|
|
К однородному медному цилиндрическому проводнику на 15 с приложили разность потенциалов 1 В. Какова длина проводника, если его температура при этом повысилась на 10 К? Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь. (Удельное сопротивление меди 1,7×10–8 Ом×м.)
Образец возможного решения
| Количество теплоты согласно закону Джоуля-Ленца:
Q = (U2/R)×t. (1)
Это количество теплоты затратится на нагревание проводника:
Q = cmDT, (2)
где масса проводника m = rlS (3)
(S – площадь поперечного сечения проводника).
Сопротивление проводника: R = (rэпl)/S. (4)
Из (1) – (4), получаем: l = (U2t/(crrэлDT))1/2 » 5,1 м.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон Джоуля-Ленца, формула для определения количества теплоты, затрачиваемой на нагревание, формулы, определяющие массу и сопротивление проводника через его параметры);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
– Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
ИЛИ
– Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
|
|
На рисунке показана схема устройства для предварительного отбора заряженных частиц для последующего детального исследования. Устройство представляет собой конденсатор, пластины которого изогнуты дугой радиуса R » 50 см. Предположим, что в промежуток между обкладками конденсатора из источника заряженных частиц (и.ч.) влетает электрон, как показано на рисунке. Напряженность электрического поля в конденсаторе по модулю равна 500 В/м. При каком значении скорости электрон пролетит сквозь конденсатор, не коснувшись его пластин? Считать, что расстояние между обкладками конденсатора мало, напряженность электрического поля в конденсаторе всюду одинакова по модулю, а вне конденсатора электрическое поле отсутствует. Влиянием силы тяжести пренебречь.
Образец возможного решения
| Центростремительное ускорение электрона в конденсаторе задается силой F= qE действия электрического поля, так что . (Здесь q, m и v — соответственно заряд, масса и скорость электрона, Е — напряженность электрического поля). Отсюда: » 6,6×106 (м/с). Ответ: 6,6×106 м/с.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
— верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формулы центростремительного ускорения и силы действия электрического поля на заряд);
— проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
– Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
ИЛИ
– Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
|
|
Фотокатод, покрытый кальцием (работа выхода А = 4,42∙10–19 Дж), освещается светом с частотой ν = 2∙1015 Гц. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции и движутся по окружности максимального радиуса R = 5 мм. Каков модуль индукции магнитного поля В?
Образец возможного решения
| Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: .
Уравнение, связывающее на основе второго закона Ньютона силу Лоренца, действующую на электрон, с величиной центростремительного ускорения: .
Решая систему уравнений, получим ответ: .
.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, второй закон Ньютона, формула для силы Лоренца, формула для центростремительного ускорения);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
– Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
ИЛИ
– Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т.п.).
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|