Харт Дефау, Роберт Свобода – Джиотиш: Введение в индийскую астрологию 2 страница
Эти существа и другие, подобные им, побеги единого ведического древа, нередко обозначаются общим термином «видья», имеющим единый корень со словом «веда». Каждая видья — это богиня, которой вы должны поклоняться в стремлении установить с ней столь глубокие личные отношения, чтобы она могла полностью завладеть вами. Джиотиш с этой точки зрения есть не что иное, как джйотир-видья (Учение Света), и получить обладание такой видьей можно только от джйотиши, ибо джиотиш предполагает всестороннее познание всех граней и проявлений «владык света», каковыми являются Солнце, Луна, планеты и звезды.
Вечная религия Веды, существовавшие неизменными на протяжении тысячелетий с момента их возникновения до наших дней, в свою очередь являются наследием еще более древней традиции, сложившейся за много веков до появления самих Вед в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Дело в том, что люди с ходом времени изменялись, становясь не столь восприимчивыми к ведическим гимнам, как ранее; иначе говоря, связь между человеком и гимнами со временем ослабла, и тогда на смену ей пришли новые формы священного знания, ведущие происхождение все от тех же ведических корней. Философские и религиозные взгляды, вошедшие в индийскую культуру вместе с Ведами, обильно удобренные самыми разнообразными влияниями, как местными, так и привнесенными извне, вызвали к жизни обильный рост духовных, этических и религиозных побегов, которые, вместе взятые, и составляют то, что принято у нас обозначать обобщающим термином «индуизм». Иногда джиотиш называют «индийской (читай: индуистской) астрологией», но этот термин не вполне точен, так как в числе приверженцев этой науки не только индуисты, но и лица других вероисповеданий: буддисты, сикхи и джайны, мусульмане и христиане, живущие в Индии и других странах мира. Джиотиш, пожалуй, можно считать «индуистской астрологией» только в том смысле, что он возник как один из множества ростков индуизма, который иногда называют «санатана-дхармой», или «вечной религией». Санатана-дхарма вечна потому, что она пускает мощные юные ростки всякий раз, когда кто-нибудь из святых или провидцев, один из тех, кто, собственно, и является создателями этого вечно молодого учения, получает новое вдохновляющее откровение от Единой Абсолютной Реальности. За тысячелетия своего существования Вечная религия породила колоссальное множество частных религиозно-философских учений и сект, божеств, ритуалов и концепций Высшего Бытия, многие из которых совпадают, по сути, только в одном: в признании ими высшего принципа Единства Реальности. Мудрецы-«видящие», непрерывно вдохновляемые джйотир-видьей, ввели в употребление множество различных методов, высшая и единая цель которых — исследование и описание этой Единой Реальности, и сам джиотиш возник как результат их вдохновенного творчества. В самой структуре религии содержится в закодированном виде божественное знание, и, какие бы новации ни привносились в нее с ходом истории, структура эта всякий раз оказывается точным отражением Реальности. На протяжении всей истории Индии многие секты и религиозно-политические движения заявляли, будто бы они одни сохранили «истинную традицию» или являются единственными обладателями «нового откровения». Каждое из таких движений вносило свой вклад в жизненность Вечной религии, но, принижая или подавляя другие верования, отличные от своего собственного, они теряли ту широту видения, которая составляет наиболее ценное качество Вечной религии. Так же точно и джиотиш постоянно развивался благодаря стараниям всех тех джйотиши, которые, черпая вдохновение из джйотир-видьи, обогащали ее новыми принципами интерпретации. Однако те джйотиши, кто уверяет, что только их собственный стиль работы «хорош для сего дня и века», как это ни парадоксально, лишают самих себя вдохновляющего импульса со стороны джйотир-видьи, ибо цветы джйотир-видьи расцветают не по нашему желанию, а лишь по ее собственной благодатной воле.
Миф и наблюдение Хотя джйотир-видья сегодня — этотаже самая джйотир-видья, что захватывала и вдохновляла джйотиши ведической эры, теперь уже никто в точности не знает, какой была астрология в те далекие времена. Ведь если средневековые методы вычисления существенно отличались от тех, которые используются в современной Индии, то первоначальные методы вычислений тоже могли отличаться как от первых, так и от вторых. Вероятно, то же самое можно сказать и о принципах интерпретации, что, между прочим, является одной из многих причин, по которым мы считаем термин «ведическая астрология» не самым удачным синонимом слова «джиотиш». Можно с большой уверенностью утверждать, что ведическая астрология в гораздо большей степени основывалась на данных непосредственного наблюдения, нежели на вычислениях. Сведения о положениях планет дополнялись оценкой их качеств: например, было подмечено, что полная Луна, если ее свет имеет голубоватый оттенок, влияет на Землю иначе, чем когда оттенок у нее красноватый, или с примесью черного, или чисто белый. Сегодня, рассуждая, к примеру, о Венере в Скорпионе, мало кто вспоминает о том, что прохождение Венеры через пасть Скорпиона могло означать для древних звездочетов совсем не то же самое, что Венера, идущая по хвосту Скорпиона. Или возьмем накшатру (ведическое созвездие) Рохини, входящую в состав созвездия Тельца и напоминающую, как считали древние, маленькую повозку или тележку. Многие санскритские тексты, даже весьма далекие от тематики джйотиша, упоминают о том, что, когда Сатурн проходит через «повозку Рохини» насквозь (а не рядом с ней, как обычно), вслед за этим приходят жестокий голод и другие бедствия. Одно из санскритских наименований Венеры — шукра, что означает «белая». Венера и в самом деле представляет собой белый, ярко светящийся небесный объект, второй по яркости на ночном небосклоне после Луны. Яркость Венеры столь велика, что ее можно разглядеть в небе даже днем, если хорошо знать, куда именно следует смотреть. Но слово «шукра» имеет и другое значение — «семя» или «сперма». Подобно тому как Венера — самая яркая (а значит, и самая сильная) планета, так и семенная жидкость есть самая сильная (так сказать, самая «яркая») субстанция в мужском теле. Люди бывают наиболее любвеобильны именно в то время, когда Венера ярко сияет на небе: либо в начале ночи, когда они отправляются спать, либо ранним утром, сразу после пробуждения (наивысший уровень тестостерона в организме мужчины в течение суток отмечается около 4 часов утра)4. С мифологической точки зрения божество, играющее роль Венеры в космической драме джйотиша, обладает способностью, которой не может похвастаться ни один другой из числа небожителей, — возвращать мертвых к жизни. Такая способность была ему дарована вслед за тем, как божество это было проглочено богом Шивой и провело сто «божественных лет» (огромный промежуток времени!) в его чреве. Венера умирает и возрождается во многих культурах, в том числе в шумерской (где она зовется Инанна) и культуре майя (Кецалькоатль, Пернатый Змей Неба). Если последовательно, одно за другим, отмечать все места восхода и захода Венеры на горизонте, можно заметить, что этими точками она5 рисует в небе очертания змеи, — это Змея смерти и возрождения, которую тантрическая традиция называет Кунда-лини Шакти. Вот одна из причин, по которым Венера считается сигнификатором тантрического ритуала в гороскопе. Этот миф о смерти и возрождении возник из астрономических наблюдений. Цикл видимости Венеры составляет 584 дня, в течение которых она является либо Утренней, либо Вечерней звездой. В промежутках между двумя периодами видимости, каждый из которых продолжается в среднем 263 дня, существуют два периода невидимости, во время которых Венера соединена с Солнцем. Когда Венера, как Вечерняя звезда, приближается к своему соединению с Солнцем, она начинает «заходить», т. е. опускается с каждой ночью все ниже и ниже, пока не наступит та роковая ночь, когда она вовсе не взойдет, как бы «проглоченная» Солнцем, которое может быть в этом случае отождествлено с богом Шивой. Ведь и Солнце, и Шива представляют собой Мировой Дух.
Когда после периода невидимости (две недели или немного меньше) Венера вновь появляется на небе, она становится яркой Утренней звездой, Вестником Души, на следующие 263 дня. Затем она вновь «погружается» в соединение с Солнцем, на сей раз приблизительно на семь недель, после чего вновь появляется в виде Вечерней звезды. Однажды, в древние времена, какой-то внимательный наблюдатель неба подметил, что период чередования двух звезд, Утренней и Вечерней, почти в точности равняется средней продолжительности человеческой беременности (примерно 265 дней) — достаточное время для того, чтобы убитый герой успел умереть и быть повторно рожденным, — все необходимые элементы мифической темы «смерть и возрождение» были на месте, с готовностью ожидая, чтобы их кто-то связал в единый сюжет. Из-за столь частых изменений своих качеств Венера рассматривается как неустойчивая, непостоянная планета, так же как Меркурий и Луна, две другие весьма изменчивые планеты. Сатурн же, например, является самой медленной из планет, так как находится дальше всех остальных планет от Солнца, и многие из его основных качеств выводятся из этой особенности его положения: в силу своей удаленности он самый одинокий из всех, самый холодный, самый темный («темен ликом») и самый мрачный («темен» темпераментом). Ему дано прозвище «Хромой» за то, что он очень медленно движется. Сатурн склонен производить отсроченные по времени и четко очерченные результаты, проявляя эти свои качества в тех сферах жизни, на которые указывает его расположение в гороскопе.
Обучающие легенды При обучении джйотишу для передачи сокровенного знания используются особые приемы. В их числе как непосредственное наблюдение, так и изучение сведений о планетах, зашифрованных в мифах и легендах. Эти мифы и содержащиеся в них космологические познания составляют неотъемлемую часть садханы (духовного пути) джйотиша. Правильно услышанные и усвоенные, эти рассказы помогают внедрить принципы джйотиша в сознание ученика для того, чтобы в конце концов та модель действительности, которой, собственно, и является джиотиш, стала осязаемой, зримой и по-настоящему прочной. Вне всякого сомнения, наилучший способ изучить джиотиш состоит именно в том, чтобы слушать разные обучающие истории, сидя у ног вашего гуру. Однако эти легенды сами по себе такие живые, что они могут потихоньку разговаривать со всяким, кто внимательно слушает их, даже если у него нет гуру, способного усилить их звучание. Легенда о том, как двенадцать раши (созвездий) зодиака получили своих хозяев — планеты, управляющие ими, — хороший пример такой «обучающей сказки». Она поясняет порядок управления созвездиями столь ясно и убедительно, что разъяснения эти не так-то легко позабыть. В ней сведения о личных особенностях, характерах планет изложены вместе с простейшими астрономическими знаниями — и все это образно, ярко, приятно для слуха, и это куда как проще понять и усвоить, чем при простом механическом заучивании. Насколько нам известно, данная легенда не встречается нигде в классической литературе. Она сохранилась исключительно путем пересказа от одного поколения к другому, из уст в уста. Вначале были только Солнце и Луна, царь и царица небес. Абсолютные монархи, они правили всем, что было им подвластно, размещаясь под сводами своих дворцов — созвездий Льва (Солнце) и Рака (Луна). Когда Меркурий увидел, что эти двое царствуют над всем зодиаком, он решил попросить (так как Меркурий, самая «разговорчивая» из планет, отвечает за коммуникацию) какое-нибудь место на небе и для себя. Солнце, по природе щедрое и великодушное, сказало ему: «Хорошо, ты можешь взять себе созвездие Девы, расположенное рядом с моим собственным владением (созвездием Льва)». Меркурий, однако, известен как двойственная планета, образец двуличности, обладающий раздвоенным языком. И вот, увидев, как легко получить владение в подарок от Солнца, он дождался ночи (Меркурий одинаково активен в дневные и ночные часы) и обратился к Луне, Царице Ночи: «О повелительница! Солнце подарило мне участок неба. Неужели ты позволишь, чтобы оно превзошло тебя щедростью?» Да будет вам известно, что Солнце символизирует дух, а Луна — эмоциональную сторону нашего «я». Эта эмоциональная часть нашего ума чувствует себя не вполне уверенно, так как знает, что она светит отраженным светом, не имея своего собственного: она лишь отражает собой Дух, или принцип Солнца. Будучи постоянно неуверенным, наш ум стремится придать себе больше значимости, зачастую повторяя на свой лад те движения и поступки, которые, по большей части, относятся к жизни духа. Это, в частности, помогает понять, почему разум пытается убедить себя в том, что он должен жить вечно. Итак, Луна отвечала Меркурию: «Что ж, если так, возьми себе Близнецов — созвездие рядом с моим владением (Раком)». Вот так Меркурий, или Мыслящий ум, получил во владение два созвездия — Деву и Близнецы. Венера (Желание) увидела, как поступил Меркурий, и сделала то же самое. Солнце (честное по натуре, оно не могло бы себе позволить преподнести один и тот же подарок дважды!) сказало Венере: «Я уже обещало место рядом со мной Меркурию; но ты можешь взять себе следующий участок неба», — и этим участком оказались Весы. Тогда Венера, по примеру Меркурия, обратилась с такой же просьбой к Луне и получила от нее в дар Тельца. Увидев, что сделала Венера, Марс (Действие) взял с нее пример и получил созвездия Скорпиона и Овна от Солнца и Луны соответственно. Затем то же самое проделал Юпитер (Мудрость) и получил в ответ на свою просьбу созвездия Стрельца и Рыб. Самым последним узнал обо всем происшедшем Сатурн, большой тугодум, который всегда получает новости последним. Сатурн (Сдержанность) получил то, что оставалось с обеих сторон: Козерога и Водолея. В таблице 1.1 показано, какое положение в конце концов заняли планеты, вступив во владение созвездиями зодиака.
таблица 1 1
Созвездия и планеты, управляющие ими
Этот порядок отражает собой расстояния от разных планет до Солнца. Меркурий — самая близкая планета, за ней следуют Венера, Марс, Юпитер и, наконец, Сатурн. (Земля не включена в рассмотрение, так как она сама служит для нас началом системы отсчета.) Первая колонка таблицы, возглавляемая созвездием Солнца (Львом), повторяет естественный порядок следования созвездий, а в колонке, вверху которой стоит созвездие, управляемое Луной (Рак), созвездия зодиака следуют в обратном порядке. Приведенный нами рассказ в особенности хорош тем, что в нем отражена очередность развития воплощенного сознания, которое первоначально возникает из духа (Солнце) и воспринимается прежде всего эмоциональным умом (Луной). По мере того как мысль объективируется в процессе развития, то же самое происходит и с мыслящим умом (Меркурий). Чем больше наш ум мыслит, тем большего он желает (Венера). Желания воплощаются в действиях, направленных на их осуществление (Марс), а из действий рождается мудрость (Юпитер), по мере того как мы наблюдаем и анализируем благотворные и пагубные последствия хороших и плохих поступков. Когда мудрость становится зрелой, неизбежно приходит самоограничение и сдержанность (Сатурн), ибо теперь мы становимся удовлетворены тем, что даровано нам Природой, и счастливы тем, что остается с нами (на санскрите это называется «уччхиштха»). Те драмы жизни, что разыгрываются на Земле, одновременно в символическом виде повторены в небесах: что происходит вверху, то и внизу.
Примечание. При чтении вы заметите, что девять планет, используемые в джйотише, в этой книге иногда именуются в мужском, а иногда в женском роде. Это следует из условностей того исторического периода, когда возникла та или иная легенда или объяснительный принцип. В те стародавние времена к планетам обращались исключительно в мужском роде — правило, которое и сегодня соблюдается большинством джйотиши (астрологов) в индии. Тем не менее большинство джйотиши расценивают луну и венеру как «женские» планеты, когда речь заходит о решении практических вопросов.
«Ветви» (разделы) джйотиша Первоначально джйотиш-веданга предназначалась для выявления и, затем, предсказания периодически повторяющихся астрономических явлений (затмений, равноденствий и т. п.): ведь именно в такие особые дни полагалось совершать ритуальные жертвоприношения. Вероятно, мифические предания в достаточной мере удовлетворяли потребности астрологов ведического периода, так что тогда они еще не нуждались в специальной системе джйотиша для своей магической практики. Но по мере того как глубинный смысл ведических текстов становился для них все более скрыт или утерян, одних только иносказательных повествований для изучения джйотиша стало недостаточно. С течением времени все более повышалась точность измерений, что сделало возможным более строгий математический подход к наблюдению. Рациональная мысль понемногу вытесняла интуицию, занимая ее место в качестве преобладающей формы человеческого сознания. Предсказатели, замечая наступавшие изменения в человеческом сознании, закрепляли свои наблюдения в виде рациональных принципов; эти последние со временем также видоизменялись, превращаясь в системы астрологического анализа. Отдельные отрасли, на которые поделился джйотиш во время золотого века индийской астрологии — в период ее наиболее интенсивного развития, — принято группировать в скандхи (части, разделы) или анги (ветви, или члены). Три скандхи, составлявшие классификацию самого раннего периода, перечислены в таблице 1.2. таблица 12
С другой стороны, выделяются шесть «ветвей» джйотиша, так же, как и шесть веданг — дочерних дисциплин по отношению
к Ведам. В «Прашна Марга», произведении, посвященном хорар-ной астрологии, содержится перечень этих шести «ветвей» (см. табл. 1.3). Как сказано в «Прашна Марга», тот, кто сведущ во всех шести «ветвях» астрологии, никогда не ошибется в предсказаниях. Такой астролог — истинный дайваджня (что примерно означает «знающий намерения Бога»). Джйотиши такого уровня все еще существуют, но очень редки даже в самой Индии.
Наблюдательная астрономия (гола)
Внимание джйотиша сосредоточено на наблюдении девяти «планет»: Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна, Раху и Кету. С научной точки зрения термин «планеты» здесь применен неправильно, так как, строго говоря, только пять из этих девяти небесных объектов современная наука называет планетами. Остальные же четыре: Солнце — звезда, Луна — спутник Земли, Раху и Кету — вообще не имеют физического существования. Раху представляет собой северное пересечение (Северный узел), а Кету — южное пересечение (Южный узел) плоскости лунной орбиты, то есть плоскости, в которой Луна вращается вокруг Земли, с плоскостью эклиптики. (Эклиптикой называется плоскость орбиты Земли, по которой она обращается вокруг Солнца6; наблюдателем, находящимся на Земле, она воспринимается, наоборот, как орбита вращения Солнца вокруг Земли.) Эти две орбитальные плоскости пересекаются между собой потому, что плоскость орбиты Луны наклонена по отношению к плоскости эклиптики приблизительно на пять градусов. Две точки пересечения этих орбит, или два так называемых лунных узла, Раху и Кету, — с давних времен известны как точки, где происходят солнечные и лунные затмения. Некоторые современные астрологи, замечая, что в последнее время наука открыла еще три планеты, есверх названных девяти, и множество астероидов, утверждают, что джиотиш в некоторой степени неполон и мог бы быть усовершенствован путем включения в его состав этих новых небесных объектов. Однако, заметим, далеко не простым совпадением является тот факт, что количество планет, используемых в джйотише, одновременно является количеством однозначных чисел в нашей десятичной системе счисления, родина которой — Индия. Джиотиш не нуждается в большем числе объектов, чем эти девять планет, для описания действительности, потому что, как мы с вами увидим, девять планет — нечто большее, чем просто некие материальные объекты. Те, кто пытается добавлять к джйотишу новые планеты, поступают так только лишь потому, что они все еще не познали его сердце7.
Астрономические и астрологические вычисления (ганита) Целью ганиты являлись наблюдения и вычисления, необходимые для гороскопов. Эти данные находили применение и в составлении календарей, отсчете времен года, предсказании затмений, циклов Луны и планет, определении точного времени восхода и захода звезд и решения других подобных вопросов.
Так как у тогдашних ученых не было столь точных инструментов и вычислительной техники, как те, что находятся на вооружении у современных астрологов, большинство джйотиши в прошлом были вынуждены в совершенстве владеть и математикой, и сферической астрономией для того, чтобы получать необходимые им данные. Джйотиши прошлого крайне серьезно относились к процессам вычисления. Известный авторитет в этой области Вара-хамихира провозглашал, что «ошибка в ганите представляет собой столь же тяжкое прегрешение, как убийство брахмана8». Так как джйотиш первоначально включал в себя астрономию и астрологию как два неразделимых предмета изучения, труды, посвященные обсуждению голы и ганиты, объединялись под общим названием «сиддханта». Самыми известными из таких книг являлись «Сурья сиддханта» и «Дрик сиддханта». Поскольку погрешности в вычислениях были в тот ранний период, увы, неизбежны, «Сурья сиддханта» рекомендует джйотиши вести систематические наблюдения для того, чтобы всякий раз убеждаться в верности предсказанного ими движения планет.
Натальная астрология (джатака) Это направление джйотиша изучает связь положений планет, наблюдаемых во время рождения индивидуума в той местности, где он появился на свет, с различными событиями в жизни этого человека и носит название астрологии рождения, или натальной астрологии, у европейских астрологов и джатака, или джанма, — на санскрите. Собственно говоря, это и есть то, что чаще всего понимают под словом «астрология». В этой книге также речь будет идти, главным образом, о натальной астрологии.
Хорарная астрология (прашна)
Хорарная астрология исследует то, как соотносятся особенности расположения планет в момент задания вопроса с содержанием ответа на данный вопрос. Почти на любой вопрос можно ответить путем составления гороскопа, рассчитанного на то время, когда был задан вопрос, или каким-либо другим из множества способов, учитывая, к примеру, фонетический состав слогов, произнесенных вопрошающим, части тела, к которым вопрошающий в этот момент прикасался, ориентацию его тела в пространстве в момент задания вопроса, или же на основе случайно названного им числа, если таковое ему было предложено назвать. Несмотря на то что объем хорарных знаний постоянно возрастал, так что он вполне мог бы конкурировать с массивом данных в области натальной астрологии, немногие из этих знаний были записаны. Назовем несколько известных классических работ в этой области: «Дайваджня Валлабха» Варахамихиры; «Шат-паньчасика» Притхуяшаса, сына Варахамихиры; «Прашна Марга», детальное и сложное исследование, написанное анонимным джйотиши; и «Прашна Тантра», прославленный труд Нилакант-хи, астролога, работавшего в традициях таджика-джйотиша.
Элективная астрология (мухурта) Джиотиш почитался как «зеница Веды» — в частности, потому, что с ее помощью наши древние предки могли «увидеть» тот астрономический момент, в который следует исполнять религиозные и социальные ритуалы. Давно известно, что результаты наших действий зависят от конфигурации планет в то время, когда они были совершены, причем особенно важен момент, на который пришлось начало действия. Было очень важно уметь заранее оценить результативность действий, предпринятых в тот или иной момент. Должно быть, именно это и сделало мухурту (одна мухурта изначально обозначала интервал времени в 48 минут), она же элективная астрология, или астрология выбора, первым систематически развиваемым разделом джйотиша. Литература по этой тематике не столь обширна, как в области джатаки и прашны, но это отчасти связано с ее краткостью и немногословием. Образцовой работой считается «Калапракашика» Нара-симхи. Многое в этой традиции сохраняется в устной передаче и лишь в самое последнее время кое-какие материалы понемногу готовятся к печати.
Интерпретация знамений (нимитта) Читать предзнаменования означает читать Книгу Природы — книгу, написанную на языке событий. Тексты «Самхита скандхи» посвящены, главным образом, интерпретации таких нециклических знамений, как полеты птиц, особые знаки, увиденные и услышанные в пути, горение ламповых фитилей и появление в небе метеоров. Среди бессчетного множества природных знамений лишь знаки астрономического характера являются предсказуемыми. Глубокое понимание и интерпретация предзнаменований требуют высочайшего развития интуиции. Развить такие способности практически невозможно без прямых наставлений от квалифицированного толкователя знамений, что и делает нимитту более других ветвей джйотиша зависимой от устной традиции. Тем не менее отдельные фрагменты, посвященные этой теме, можно найти в ряде классических работ, наиболее известная из которых — «Брихат самхита» Варахамихиры.
школы и направления джйотиша Хотя, строго говоря, предметом джйотиша являются планеты и созвездия, наряду с этим джйотиши часто обращаются к трем близкородственным неастрономическим дисциплинам: это санкхья-шастра (нумерология), самудрика-шастра (истолкование частей тела — их формы, относительных размеров и особых знаков на них) и хаста-самудрика-шастра (она же пальмистрия, или хирология — специальный раздел самудрика-шастры). Это отнюдь не является чем-то необычным для джйотиши — предсказать кому-либо путешествие, осмотрев только ладонь его руки, предсказать смену профессии, основываясь на нумерологии даты рождения человека, или предсказать удачное супружество на основании величины пальцев ноги. Гадание по руке столь часто используется джйотиши в практике, что джиотиш и хирология известны в Индии как «науки-сестры». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|