Металлы и драгоценные камни 8 страница
Лунный месяц также может высчитываться по-разному. В первом значении, лунным месяцем является время, необходимое Луне для того, чтобы пройти через все 12 созвездий зодиака (период длиной в 27,3217 суток, известный как сидерический месяц), во втором же значении это более продолжительный отрезок времени, измеряемый от одного момента новолуния до следующего (период в 29,5306 суток, известный как синодический месяц)44. Возможно, зодиак потому и был разделен на двенадцать созвездий, что в году насчитывается 12 синодических месяцев, что составляет в среднем 354,3672 суток — величина, всего лишь на 10,9 дней отличающаяся от солнечного года. Причем создатели древнейшего календаря отчетливо осознавали, что лунный и солнечный год могут быть без труда «подогнаны» один к другому за счет того, что за 36 синодических месяцев накапливается разница с промежутком в три солнечных года как раз величиной в 29 дней, что приблизительно составляет один синодический месяц. Примерно так же как григорианский календарь успешно согласуется с природными астрономическими циклами посредством прибавления к каждому четвертому году одного дополнительного дня (так называемый високосный год45), индийские джйотиши добавляют один дополнительный (по-латыни такой месяц называется интеркалярным, т. е. «вставным») лунный месяц приблизительно каждые 22/3 года, что позволяет синхронизировать циклы Солнца и Луны. (Этот дополнительный месяц первоначально был целиком посвящен духовной практике.) Это простое и изящное решение делает джиотиш, по сути дела, скорее солнечно-лунной, чем стопроцентно солнечной или лунной календарной системой.
свародайя В мире тантры, где мужское и женское начала понимаются как отражение одного другим, Солнце символизирует вселенское мужское начало, или принцип Шивы, а Луна — вселенское женское начало, или принцип Шакти. Моменты наступления новолуний и полнолуний означают по отношению к месяцу примерно то же, что солнцестояния означают в годовом, солнечном цикле, так как в течение одного синодического месяца Луна покрывает все 360° неба подобно тому, как Солнце делает это в течение одного сидерического года. Однако если 360-градусный цикл Солнца разделен на 12 месяцев, по 30° зодиака каждый, то цикл Луны, наоборот, разделен на 30 дней, по 12° каждый46. Это делает лунный месяц своего рода зеркальным отображением солнечного года. Тантрический джиотиш содержит в себе еще одно существенное представление, подчеркивающее взаимное соответствие солнечных и лунных циклов, заключающееся в особой системе дыхания, называемой «свародайя». Как и большинство приемов тантра-джйотиша, свародайя, сохранявшаяся путем устной передачи от гуру к получившему посвящение ученику, дает один из ключей к постижению сокровенных тантрических знаний. Свародайя была раскрыта богом Шивой, одним из главных божеств Индии, своей божественной супруге Парвати, с условием, что она будет хранить это знание в секрете. В это время знаменитый йог Матсиендра Натх, родоначальник бессмертных йогов Натхов, приняв обличье рыбы, внимательно слушал эти разъяснения, а затем освоил эту видью на собственном опыте. Затем он передал это поучение своему ученику Горакх Натху, а тот, в свою очередь, передал его своим ученикам. Так, эра за эрой, эта видья передавалась из уст в уста, в неизменном виде дожив до наших дней.
В основе свародайи лежит неодинаковость функционирования лунной нади (левая ноздря) и солнечной нади (правая ноздря). Здоровые люди обычно не дышат обеими ноздрями одновременно. Дыхание наше устроено так, что мы дышим какое-то время (обычно в течение 90 минут) только одной ноздрей, а затем ее сменяет другая ноздря — примерно на такое же время, около 90 минут. Лишь иногда, чаще всего во время восхода и заката Солнца, обе ноздри работают совместно. Один из наиболее фундаментальных и широко известных принципов мировоззрения индусов состоит в том, что все то, что есть во Вселенной за пределами тела человека (макрокосм), существует также, в несколько иной форме, внутри нашего тела (микрокосм). Этот принцип, известный как Закон Макрокосма и Микрокосма, является характерной для Индии формулировкой старинной герметической доктрины: «Что наверху, то и внизу». Из принципов свародайи следует, что всякий, кто осведомлен о движении (фигурально выражаясь, дыхании) Солнца, Луны и других планет, на основе этого знания может предсказывать характер дыхания (или, что то же самое, жизни в целом) в теле человека, а также иных живых или неживых существ. И наоборот, следя за характером дыхания в микрокосме, можно определять положения планет во Вселенной — макрокосме. Один из способов, позволяющий проделать все вышеупомянутое, состоит в том, что для измерения частоты дыхательных движений, пульса и скорости тока праны (жизненной силы) используется особая единицы времени, называемая нади (буквально «канал», «трубка» или «полый стебель»). Эта единица, нади, составляющая 24 минуты времени (1/2 мУ*урты), в «Сурья Сид-дханте» приравнивается к 360 дыхательным циклам (вдох-выдох), причем каждое дыхание (прана) определено там как время, необходимое для внятного произнесения десяти длинных слогов. Отрезок времени в 24 минуты равняется 1/б0 суток, а в течение суток (приблизительно 24 часа) все 360° зодиака последовательно пересекают горизонт. Тем самым все та же нади, с помощью которой измеряются время, частота дыхания и декламация священных текстов, становится и единицей для измерения расстояний: одна нади равняется 1/60 х 360° = 6°, или, что то же самое, 360° дуги в пространстве. Так как одна нади соответствует 360 дыхательным циклам, мы можем сказать, что одно дыхание (или десять длинных слогов) покрывает расстояние в небе, равное °Дной минуте дуги. Приведя таким путем к единому знаменателю Внутренние единицы времени — частоту дыхания и скорость произнесения слогов и внешнюю единицу времени — сутки, — провидцы прошлого сумели органически «пересадить» ход внешнего времени на почву внутреннего космоса джйотиши. «Откалибро-ванный» подобным образом джйотиши действует как своего рода живые часы, используя скорость собственного дыхания для целей, связанных с предсказанием. Современная наука создает новые единицы измерения и новые слова для их обозначения. Однако по мере того как новые термины внедряются в человеческое сознание, во многих случаях понимание взаимосвязи между этими новыми единицами отступает на задний план. Санскритское знание, сосредоточенное именно на взаимных отношениях, предпочитает использовать уже известные термины в новых контекстах, так чтобы взаимосвязь между сходными явлениями выступала более отчетливо. Тот факт, что риши включили слово «нади» в название своей науки — нади-джйотиш, — может служить указанием на то, что свародайя помогала им в этом деле.
Паньчанга как основа джйотиша Джиотиш родился как зеница Веды, как тонкий прибор, указывающий необходимые ориентиры для правильного исполнения ведического ритуала. И если провидцы, или «видящие», будучи «живыми календарями», могли «видеть» все нужное для свершения ритуалов, не прибегая к каким-либо дополнительным средствам, те из числа совершающих обряды, кто не обладали такими способностями, предпочитали при планировании ритуалов полагаться на джиотиш. Поэтому со времен ведической эры, а может быть, еще и до ее прихода, основной функцией джйотиша в обществе было создание, а затем и сохранение календаря, то есть подробного расписания циклически повторяющихся небесных явлений, для того чтобы стало возможным заблаговременное предсказание наступления этих явлений, необходимое в ритуальных целях. Раздел календаря, включающий в себя, прежде всего, пять измерений времени (паньчанга), на протяжении многих веков издавался в Индии в виде астрологического альманаха, также называемого «Паньчанга». Альманахи такого рода имеют весьма почтенную историю: наиболее ранний из известных нам на сегодняшний день был выполнен в виде пометок на костях мамонта, изображавших, по-видимому, смену лунных фаз, и датируется он примерно 50 тыс. лет до н. э. Древнейшие письменные альманахи относятся к VIII в. до н. э.; речь идет о вавилонских клинописных табличках, где указывались дни равноденствий, солнцестояний, затмений и смены лунных фаз. Наиболее просвещенные джйотиши, хорошо понимающие; сколь важно хорошее знание традиционного календаря для правильного выбора подходящего времени для проведения религиозных и социальных мероприятий, и сегодня продолжают полагаться на «Паньчангу» как главный источник астрономических данных. Мало того что «Паньчанга» содержит точные указания позиций планет в тот или иной момент времени, — она может быть полезной еще и для предсказания погоды и даже таких сложных явлений, как политический, экономический и социальный климат — будь то в отдельно взятом регионе, в национальных или глобальных масштабах. Эти тексты содержат детальную информацию о религиозных праздниках и связанных с ними ритуалах, советы о том, как выбирать благоприятные моменты и избегать неподходящего времени для всякого рода действий — начиная от заключения брака и заканчивая моментом отправления в путешествия, в зависимости от избранного направления. На страницах «Паньчанги» вы найдете тексты мантр, предназначенных для смягчения негативного проявления каждой из грах, с объяснением того, как их произносить: сколько раз повторять каждую мантру и какими ритуалами должно сопровождаться ее произнесение. Все индусы глубоко чтят «Паньчангу», видя в ней сам священный джиотиш в ее словесном воплощении, и многие из них поклоняются ей как живому божеству. Основным содержанием «Паньчанги», однако, остается обширный свод астрономических данных, приведенный к единому знаменателю «пяти ветвей». «Паньчанга» только тогда является «Паньчангой», когда в ней указаны время наступления и окончания всех пяти солнечно-лунных «ветвей» на каждый отдельно взятый день, ибо в этом и состоит роль «Паньчанги», связующей воедино ритмы двух светил. Этой цели и служат определенные способы коррекции (такие, как использование интеркалярного лунного месяца), позволяющие объединить солнечные и лунные Циклы в единую систему. Необходимо, однако, заметить, что джйотиши, активно использующие Паньчангу при решении задач элективной (избирательной) астрологии, как правило, не используют напрямую ее трактовки дней недели, титхи, каран и йог в своей практике натальной астрологии, потому что если эти факторы не подтверждаются общим контекстом карты в целом, то они оказываются слишком общими, лишенными индивидуальности. Примеры использования этого типа данных мы приведем позже, в главе 12.
Вараны (дни недели) Происхождение семи дней недели Творцами семидневной недели, такой, какой мы ее знаем сегодня, обыкновенно считают халдеев, народ, населявший древнее Междуречье. Между тем Индия на протяжении многих столетий имела свою собственную семидневную неделю. Семь — число видимых грах, четыре — количество фаз лунного месяца (новолуние, полнолуние и еще две четверти). Произведение 7 и 4 дает число 28. Это число имеет чрезвычайно большое значение, хотя бы потому, что если сложить длину синодического лунного месяца (29,5 суток) и сидерического месяца (27,3 суток) и разделить пополам, то среднее составит приблизительно 28,4 суток — то есть округленно как раз 28. Знаменательно, что 28,4 совсем недалеко отстоит от 30 — числа, выражающего продолжительность солнечного месяца. И так как традиционная система отводит в управление каждой из семи видимых планет один из 7 дней недели, благодаря равенству (7x4 = 28) семидневная неделя легко увязывается с 28 накшатрами. Учение о 28 солнечно-лунных йогах, сформулированное в известном труде Шрипати «Ратнамала», где разъясняется, как использовать сочетания накшатр с днями недели при выборе благоприятных моментов для совершения тех или иных действий, может служить еще одним подтверждением этого способа астрологического мышления. Вопрос о том, как именно случилось так, что грахи, эти боги небесного света, поделили семь дней недели между собой, — тема отдельной «обучающей сказки». Вслед за тем, как двенадцать созвездий зодиака обрели своих хозяев, настало время распределить управление днями недели. Благодатное, дающее жизнь Солнце, главное из небесных тел, конечно, взяло себе первый день, который стал воскресеньем. Луна, как обычно, взяла во владение следующий по порядку день, который стал понедельником. Затем два этих главных светила приступили к распределению оставшихся дней между своими последователями. После всестороннего рассмотрения вопроса Солнце и Луна пришли к совместному решению: если созвездия суть деления пространства, то дни или сутки суть деления времени. Поэтому управление днями недели они решили распределить согласно скорости, с которой планеты перемещаются по небу. Если судить по скорости собственного движения планет, как оно видится с Земли, Луна — самая быстрая планета, за которой, в порядке убывания скоростей, следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Исходя из этого, Солнце предоставило правление следующим днем (вторником) Марсу, чья скорость, в порядке убывания, следует за его собственной. Далее Луна решила подарить среду Меркурию, чья скорость, в порядке убывания, является следующей за скоростью самой Луны. Юпитер, следующая более медленная планета после Марса, был назначен хозяином четверга, а Венера, следующая более медленная после Меркурия, получила во владение пятницу. Когда наконец Солнце подарило субботу Сатурну, схема управлений была завершена.
Часы суток (хоры) Сутки в джйотише разделяются на 24 единицы времени, называемые хорами (то, что теперь мы зовем часами). Существует интересный параллелизм между этой системой и другой системой счисления времени, также используемой в джйотише. Наряду с тем, как сутки могут быть разделены на 24 часа по 60 минут каждый, они могут быть подразделены и на 60 нади (называемые также «гхати-ка»), содержащих каждая по 24 минуты. Эти две системы дополняют одна другую примерно так же, как и 30 титхи, по 12° каждая, служат дополнением к системе из 12 раши, по 30° каждое. Первая хора суток управляется той же самой планетой, кото-Рая является управителем данного дня недели в целом. Так как сутки в Индии принято отсчитывать начиная с восхода Солнца, то первый час после восхода в воскресенье управляется Солнцем, первый час после восхода в понедельник принадлежит Луне, первым часом вторника управляет Марс, и т. д. После того как закончится первый час суток, другие планеты по очереди вступают в° владение последующими часами, в порядке возрастания сред-Несуточной скорости их собственного движения. Когда пройдут часы управления всех семи планет, счет начинается опять с хозяина суток. Так, порядок управления часами в воскресенье будет следующим: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер и Марс, а затем снова Солнце и т. д.; в понедельник это будет: Луна, Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера и Меркурий, затем снова Луна, и т. д. Стоит отметить, что планетные циклы переходят непрерывно от одного дня к другому, как это показано в таблице 7.1. Приблизительное время восхода солнца можно узнать из раздела «Погода», публикуемого в газетах крупных городов47. Необходимо, далее, отметить, что, хотя мы и начали с того, что для простоты приняли хору равной одному часу, в действительности это не совсем так. Дневные хоры не везде и не всегда равны ночным. Одна хора всегда составляет по продолжительности ровно один час только в экваториальных широтах48, а также, повсеместно, — в дни равноденствий. Так как большая часть Индии лежит довольно близко к экватору, то дни и ночи там длятся примерно одинаковое время — то и другое по 12 часов; но в очень северных регионах, как, например, в Канаде или северной Европе, разница между днем и ночью бывает весьма существенной. В Торонто, например, зимний день может длиться менее девяти часов. Для более точного определения продолжительности дневной и ночной хоры следует разделить продолжительность дневной половины суток (промежуток времени от восхода солнца до заката) на 12 равных частей и продолжительность их ночной половины (время от заката до восхода солнца) также на 1249. Таким образом, в том же Торонто в зимнее время дневные хоры могут становиться короче 45 минут, а ночные — более 75 минут каждая. Хороший джйотиши должен опираться на собственную интуицию для того, чтобы решить, применять ли стандартные хоры или высчитывать дневные и ночные хоры раздельно, в каждом конкретном случае.
Как использовать знания о днях недели и планетных часах Прежде всего, названия семи дней недели повседневно исполь-зуются в календаре — с целью отсчета времени. Однако, кроме этого, джиотиш использует информацию о днях недели для того, чтобы выбирать наиболее подходящие дни для совершения тех или иных действий - считается, что тогда они оказываются наиболее эффективными; кроме того, это знание бывает полезным в расшифровке гороскопов, посвященных тем или иным частным вопросам, помогает истолковывать знамения и расширяет толкование натальной карты. Наиболее важный астрологический принцип, основанный на трактовке дней недели, гласит: характер дня соответствует характеру его планетного управителя. Юпитер насыщает свой день — четверг многими из своих собственных качеств и характеристик, описанных в гл. 2. Поэтому четверг понимается как благотворный день (как и Юпитер — во многих отношениях благотворная граха), день, подходящий для просьб и молитв, добрый по отношению к детям, благоприятный для денежных дел, общения с гуру и многих других дел и вещей, которыми управляет Юпитер. Суббота, день Сатурна, насыщена качествами Сатурна. Это наполняет ее в целом злым, недружественным влиянием, схожим с природой ее управителя, превращает ее в день, приносящий задержки, препятствия и разочарования в самых разнообразных делах. Хотя эти общие, родовые черты, характеризующие семь дней недели, могут смягчаться или, наоборот, усиливаться под действием других астрологических факторов, вовлеченных в данную ситуацию (о чем нельзя забывать никогда, ведь джиотиш всегда учит целостному прочтению реальности), это отнюдь не умаляет их ценность. Наш джиотиш гуру сказал как-то раз, на полном серьезе: «Неудивительно, что каждый в этой стране разводится: ведь все они женятся по субботам!» В самом деле, большинство индусов стараются, если это возможно, никогда не назначать на субботу никаких действий, от которых ожидают благоприятного эффекта, помня о том, сколь часто этот день бывает чреват разочарованием. Религиозные индусы обычно стараются отправляться в паломничества только по четвергам, потому что управитель этого дня, Юпитер, является доброй, благотворной планетой, согласующейся с их ценностями и стремлениями. Поездки и иные подобные дела, предпринятые во вторник, часто заканчиваются неудачей, так как вторник управляется беспокойным Марсом. Вот наглядный пример того, как в джйотише используются знания о днях недели. Одна женщина, выполнявшая обязанности председателя на заседаниях совета правления, проводившихся раз в месяц по вторникам, начала жаловаться на то, что эти встречи стали недружелюбными и напряженными. Их участники были заносчивы и мстительны, проявляли диктаторские замашки, не желали идти на компромиссы, то и дело вспыхивали ссоры, заканчивавшиеся всеобщей неразберихой, беспорядочным криком, взаимными оскорблениями, а подчас и слезами, — во всем отчетливо сказывалось влияние Марса. Члены правления стали все чаще пропускать заседания. Одним словом, организация оказалась под угрозой распада. Конечно, во многих компаниях совещания руководства проводятся по вторникам и при этом протекают вполне мирно, но в данном случае что-то надо было непременно менять. Как оказалось, для этой женщины мероприятия по вторникам оттого проходили столь болезненно, что ее Марс находился в падении — в Раке, в восьмом доме, и ктому же имел многочисленные поражения от других планет. Исходя из того, что в ее натальном гороскопе асцендент находился в Стрельце, а Юпитер был хорошо расположен, ей было рекомендовано перенести заседания правления на четверг. И действительно, после этого атмосфера на заседаниях нормализовалась, и отношения их участников стали более ровными и человечными. Этот пример астрологического рассуждения показывает, как, опираясь на свойства дней недели для выбора того или иного способа действий (мухурта), одновременно использовать особенности натальной карты человека. Другие приемы, в частности, с использованием принципов свародайи, применяются, например, если рассматриваемый вопрос принадлежит к сфере хорарной астрологии (прашна) или толкования знамений (нимитта). В этих случаях астролог может выбрать ответ на вопрос на основании того, какой ноздрей в этот момент осуществляется дыхание, так как это тоже имеет отношение к значениям дней недели. Допустим, если женщина задает вопрос о беременности, и происходит это в День, управляемый благотворной планетой (понедельник, среда, четверг или пятница), и если астролог замечает, что в этот момент его дыхание осуществляется через левую ноздрю, и если, к тому же, вопрошающая стоит от него с левой стороны, тогда он делает вывод, что она действительно беременна. Тот же самый вывод он сделает в том случае, если в день, управляемый вредоносной планетой (воскресенье, вторник или суббота), задающая вопрос женщина стоит по правую руку от джйотиши, и при этом его дыхание более свободно осуществляется через правую ноздрю. Вот еще один пример использования планетного управления днями недели, имеющий отношение к мухурте и, отчасти, к карте рождения: «Хорошее значение бхавы выражается более ярко и изобильно, если какое-либо дело начато при асценденте, управляемом хозяином этой бхавы, или в то время, когда хозяин этой бхавы находится в доме упачайя, или в тот день, час, годили месяц, который управляется хозяином той же бхавы. Желательный эффект будет на 25 процентов обеспечен хозяином года, на 50 процентов — хозяином месяца, на 75 процентов — хозяином дня недели и на все 100 процентов — хозяином часа» (Saravali, 7:5 — 7). Хоры (управители часа) используются почти теми же способами, как и управители дней недели, с той только разницей, что значения хор более специфичны. Широко известный принцип трактовки хор, в котором сочетаются подходы хорарной и натальной астрологии, формулируется следующим образом: те вопросы, которыми управляет в натальной карте планета — управитель хоры, являющейся активной в момент чтения астрологом натальной карты, будут иметь большое значение в жизни владельца той диаграммы (карты) в то время. Если, скажем, в период чтения карты хора управляется Солнцем, это будет означать, что дом, в котором находится Солнце в карте клиента, и дом, находящийся под управлением Солнца, как раз и содержат в себе основные причины, заставившие владельца карты обратиться к астрологу. Другой метод, широко используемый в прашне, состоит в следующем: считается, что на заданный вопрос следует ответ, благоприятный для вопрошающего, если управитель хоры совпадает с хозяином дня недели или является дружественной к нему планетой; но, если управитель часа — врагуправителядня, ответ будет неблагоприятным. Каждый из двух этих принципов джйотиши развили в подробную самостоятельную систему предсказания.
Титхи Наблюдая за Луной, планетой — повелительницей ночи, мы видим, как, то полнея, то худея, она постоянно меняет свои размеры и яркость на протяжении каждого месяца. Индийские астрономы давным-давно подсчитали, что весь цикл изменений Луны занимает 29,5 суток (один синодический месяц), и поделили его, для ровного счета, на 30 отдельных стадий, или фаз (титхи): 15 из них приходятся на «возрастание» Луны, называемое шукла-пакша, или «яркая половина» месяца, продолжающаяся от новолуния до полнолуния, и 15 — на ее «убывание», носящее название кришна-пакта, «темная половина» — от полнолуния к новолунию. Закон макрокосма и микрокосма позволяет нам находить соответствие между человеческим дыханием и двумя половинами (пак-шами) лунного цикла. Период активности «лунной нади» (левая ноздря), известный нам из мвародайи, соответствует шукла-пакше, которой также управляет Луна. Период активности «солнечной нади» (правая ноздря) соответствует кришна-пакше, когда преобладает влияние Солнца. Дни новолуния и полнолуния подобны закату и восходу солнца, когда обе ноздри работают вместе. Названиями титхи с 1-й по 14-ю обоих периодов — как роста, так и убывания Луны — служат их порядковые номера на санскрите, а для различения первой или второй половины цикла служат обозначения «шукла-» или «кришна-», прибавляемые к имени каждой из них. 15-я титхи каждой из половин лунного цикла имеет свое особое имя: 15-я титхи периода роста называется «пурни-ма» (полная Луна), а 15-я титхи периода убывания — «амавасья» (новая Луна). В таблице 7.2 указаны названия всех титхи.
Как производится расчет титхи 1. Определите расстояние между Солнцем и Луной по эклиптике, вычитая долготную координату Солнца из координаты Луны. Если долгота Луны меньше долготы Солнца, прибавьте 360°. 2. Разделите эту величину на 12°, остаток отделения отбросьте. 3. К полученному значению прибавьте 1. Если полученное число меньше или равно 15, — это значит, что данная титхи принадлежит к шукла-пакше (первой половине лунного месяца) и это число является ее порядковым номером. Если же полученное число больше 15, значит, данная титхи относится к кришна-пакше, и из полученного числа нужно вычесть 15, чтобы получить ее номер. Предположим, нам нужно определить титхи дня рождения из карты 1 (см. Приложение). При этом мы будем рассуждать следующим образом: если Луна в этой карте находится в 7°49' Весов, это значит, что она прошла шесть полных раши, начиная от точки > 0° Овна (6 х 30° = 180°). Долгота Луны, таким образом, составляет 180° + 7°49' = 187°49'. Солнце в этой карте находится в 2Г32' Рака, т. е. оно прошло три полных раши, считая от 0° Овна (3 х 30°=90°), . так что долгота Солнца равна 90°+2Г32 — 11Г32'. Чтобы определить расстояние по долготе между этими двумя светилами, вычтем долготу Солнца из долготы Луны: 187°49' —11Г32' = 76°17'. Разделив это расстояние на 12°, получим 6 плюс остаток, который мы отбрасываем, и прибавляем 1. В результате имеем 6+1=7. Следовательно, владелец карты был рожден в саптами, седьмую титхи, и так как полученное число меньше 15, это была седьмая титхи шукла-пакши.
Титхи в джйотише Титхи используются в джйотише по-разному. Первая, самая важная область применения относится к формированию и функционированию индийского календаря. Поскольку религиозная жизнь большинства индусов находится в зависимости от лунного календаря, все виды ежегодных праздников — как общенациональных, так и личных, таких, как обряды инициации, бракосочетания и крещения, — требуют точного расчета титхи. Каждая титхи имеет свое особое божество, которому надлежит поклоняться и приносить дары именно в этот период времени, и иногда ритуальное поклонение божеству вашей собственной титхи (титхи вашего рождения) способно помочь вам более гармонично устроиться в жизни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|