Здавалка
Главная | Обратная связь

Металлы и драгоценные камни 15 страница



Природные благодетели, будучи ретроградными, дополнительно приобретают способность благотворного влияния. Хотя иногда в классических текстах встречаются утверждения, что ретроградная планета привносит слабость, но все-таки больше убедительных утверждений, что ретроградные планеты сильны, хотя и не обязательно, что они хорошие и благотворные. Они просто усиливаются, независимо от того, что они означают в гороскопе по управлению домами или по собственным природным значениям, будь они хорошие или плохие. Так, Сатурн в качестве хозяина 8-го дома, когда ретрограден, действует на другие планеты и дома своим аспектом или соединением гораздо более жестко, чем если бы он был директным.

Поскольку в джйотише считается, что планетные воздействия не отменяют друг друга, то ретроградная планета теряет некоторое количество своей силы, если она в падении. Такая планета все еще может дать какие-то хорошие результаты, если она владеет хорошими домами, хотя эти хорошие результаты будут меньшими, чем если бы она была ретроградной и экзальтированной. Возможно, что падающая ретроградная планета, владеющая плохими домами, даст противоположные результаты. «Пхаладипика» утверждает, что падающая, но ретроградная планета равноценна экзальтирующей, — положение, которое часто превратно понимают как буквальную истину. Наш джиотиш гуру учил нас, что Мантрешвара, возможно, сказал это, чтобы проиллюстрировать, что ретроградные планеты, хотя и сильны (как экзальтированные), все же нуждаются в оценке в общем контексте гороскопа. По всей видимости, это соответствует истине.

Еще Мантрешвара утверждает, что экзальтированные планеты, будучи ретроградными, действуют как планеты в падении, что, наверное, является предупреждающим сигналом при рассмотрении ситуаций, подобных следующей: ретроградный вредитель, владеющий плохими домами, может произвести плохие результаты, даже если экзальтирован, из-за совокупного воздействия экзальтации и ретроградное™. То, что положение Мантрешвары подходит не ко всем ретроградным экзальтированным планетам, становится ясно из рассмотрения гороскопа Рамакришны Пара-махамсы (см. главу 12). Как и другие письменные тексты, требующие своего изучения под руководством гуру, который прояснил бы ученикам их скрытую сущность, «Пхаладипика» зачастую не утруждает себя выдачей ясных недвусмысленных выводов. Так как последние могут быть получены только от гуру, попытайтесь, насколько это возможно непосвященному, догадаться о значении таких отрывков, которое они сами никогда не раскроют, так как лишены того ключа к разгадке, который есть у гуру.

Авастхи. Авастхи, которые мы начали рассматривать в главе 4, являются источниками второстепенной информации, которые, скорее изменяют тональность прогноза, чем его смысл. Примите положение Парашары, что планеты в мрита авастхе (последние 6° нечетных раши и первые 6° четных) портят благоприятные результаты хороших комбинаций с их участием. Планета в мрита авастхе, которая сильна по всем другим показателям (например, будучи в экзальтации или в своем раши), без сомнения, серьезно этим ослаблена, но она все же выглядит лучше, чем падающая планета в мрита авастхе.

Как правило, авастхи нельзя толковать буквально. Сатурн, расположенный в последних градусах Овна в 5-м доме детей при асценденте в Стрельце, — в падении и в мрита авастхе. Если такой Сатурн еще и поражен другими вредителями, и/или другие показатели 5-го дома повреждены, то кто-то из детей урожденного действительно может умереть. Но экзальтированная Венера, расположенная в 5-м доме при лагне в Скорпионе, в первых градусах Рыб (и, поэтому, в мрита авастхе) может означать не столько действительную смерть ребенка, сколько то, что натив может воспринимать своих детей так, будто их не существует, — не признавать их, избегать, жить вдали от них и т.п. Меркурий, экзальтированный в Деве, в 5-м доме при лагне в Тельце, но в бала авастхе, может дать блестящий ум, который, однако, при всем своем блеске, непрактичен и не закален житейским опытом, поскольку дети таким опытом не обладают.

При интерпретации авастх держите в уме, что иногда планета в самом начале или конце знака может находиться в своей варготтама навамше, что в огромной степени улучшит ее слабое положение, происходящее, равным образом, от мрита- и бала авастх. Хотя Сатурн в конце созвездия Девы (между 26°40' и 30°) попадает в бала авастху, что является слабым положением, но он при этом расположен в Деве и в навамше, что уже является сильным положением, которое аннулирует, а иногда и перевешивает слабую авастху.

Введем еще одно усложнение. Звезда Спика, йогатара (главная звезда) Читра накшатры, расположена приблизительно в 29°59' Девы (согласно Лахири). Как на Востоке, так и на Западе Спику считают одной из самых благоприятных звезд в зодиаке. Поскольку в джйотише соединение планеты с неподвижной звездой рассматривается очень тщательно (особенно, если орбис этого соединения менее Г), то соединение Сатурна с этой наиблагоприятнейшей звездой тоже перевешивает его пребывание в бала авастхе. Вынести верное суждение в джйотише всегда непросто, но благодаря опыту и ишта дэвате все эти факторы в конце концов сами найдут свою нишу в системе ваших знаний.

 

Применение методов интерпретации

Восемнадцать принципов, приведенных выше, — это общая структура совершенно конкретных правил толкования для каждого конкретного случая. В джйотише существуют и другие системы, но метод, представленный выше, является ясным изложением самых основополагающих принципов интерпретации. От начинающих джйотиши мы вправе ожидать, что они данные принципы освоят в совершенстве. В дальнейшем наше повествование будет строиться на этих основах с внедрением дополнительных методов, которые помогут гладко перейти к более сложным вопросам.

С помощью этих принципов вы можете с уверенностью сделать вывод, что если при рассмотрении определенного вопроса все три фактора — дом, хозяин дома и его сигнификатор — сильны, то поданному вопросу следует вынести положительное суждение. Точно так же, если все три этих фактора слабы, то с символизируемыми ими вещами дело будет обстоять плохо. Между двумя этими крайними вариантами существует масса промежуточных, которые потребуют больших умений и опыта для своего истолкования. Постоянное применение этих принципов интерпретации в каждом из гороскопов, с которыми вам проиходится иметь дело, поможет им укорениться в вашем уме и подготовит вас к более тонким прогностическим техникам.

Один несложный пример как раз продемонстрирует то, насколько много полезного содержится в этих правилах. В большинстве трудов по джйотишу, включая труды современных авторов, считается обязательным описывать воздействие планет в различных домах. «Саравали» в главе 30 комментирует положение Юпитера в 1-м доме: «...(а) притягательная внешность, (б) энергичен, (в) долго проживет, (г) приступит к действиям, только просчитав их последствия, (д) будет образован...» Каждое из этих положений, которые основываются на сопоставлении атрибутов Юпитера и 1-го дома, может быть выведено с тем же успехом из принципов, изложенных выше.

Первые четыре пункта отображают действие природного благодетеля Юпитера, расположенного в определенном доме, а именно присущее ему воздействие на внешность человека, его продолжительность жизни, жизненную силу и на особенности личности, — все четыре данных параметра находятся в компетенции 1-го дома. Все эти значения основываются на принципе 1. Пункт (е) выводится несколько по-другому, так как 1-й дом не имеет отношения к образованию. Он служит примером воздействия, производимого планетой, являющейся граха каракой (сигнификатором), когда она располагается в хорошем доме. Здесь имеется в виду типичное юпитерианское качество способствовать учебе вообще и высшему образованию в частности, и позиция Юпитера в 1-м доме — в хорошем доме — означает, что с образованием все будет в порядке.

«Пхаладипика» дает Юпитеру в 1-м доме дополнительное значение «благословен иметь детей» — другое утверждение, основанное на том же объяснении: Юпитер в качестве сигнифика-тора детей, расположенный в хорошем доме. «Саравали» и «Пхаладипика» делают дополнительное тонкое замечание по поводу последних двух толкований, которые базируются на принципе 7. Если Юпитер расположен в 1-м доме, он аспектирует 5-й и 9-й дома, представляющие соответственно детей и высшее образование. И он делает это, будучи природным благодетелем. Это влияние благотворно, и вновь согласно обоим принципам — 1 и 5. А так как три принципа толкования согласны между собой, то это является случаем стечения хороших факторов.

Подведем итог теме воздействия грах в бхавах:

• рассмотрите граху с точки зрения, благотворная ли у нее природа или злая, и сочетайте ее благотворное или злотворное действие со значениями дома, в котором она расположена;

• рассмотрите граху как граха караку и сочетайте символизируемые ей вещи с благоприятной и/или неблагоприятной природой дома, в котором она расположена.

Действуя таким способом, вы сможете составить у себя более обширное представление о действии планет в домах. Касательно Юпитера в 1-м доме вы также вправе предсказать супружеское счастье, так как Юпитер — это благодетель, аспектирующий 7-й дом супружества (1); человек может обладать хорошими ораторскими способностями, так как Юпитер — это сигнификатор речи, расположенный в хорошем 1-м доме (7), и т.д. Такие логические умозаключения иногда будут поразительно точными, но чаще они будут следовать «структуре» каждого индивидуального гороскопа. Такие факторы, как экзальтирована ли планета, в падении ли она, или же она в своем собственном знаке, какие планеты ее аспектируют и какие соединяются с ней, обязательно будут варьировать ее воздействие.

В качестве тренировки своих астрологических способностей уделите немного времени записи результатов интерпретации положений всех девяти грах в каждом из двенадцати домов гороскопа, взяв за образец представленное здесь описание положения Юпитера в 1-м доме. Множество влияний, испытываемых грахами, невозможно учесть все до единого, но если вы будете настойчивы в своих попытках дать не противоречащее жизни, правдоподобное толкование, основанное на общих принципах, изложенных выше, вы заметно прибавите в мастерстве. Если вы потом сопоставите свои результаты с тем, что написано в книгах по джйотишу, то обнаружите, что ваши знания заметно пополнились. Если вы выполняете упражнения усердно и прилежно, вы непременно достигнете успеха в развитии у себя астрологического образа мыслей. Всегда, однако, имейте в виду, что астрологический прогноз — это запутанный и тонкий процесс, требующий объединения множества разнородных и подчас сбивающих с толку факторов. Поэтому не впадайте в нарциссизм относительно своих теоретических построений, пока не убедитесь, что опыт их полностью подтверждает.

Поскольку вы делаете только первые шаги в астрологическом прогнозировании, то часто вы будете оказываться на перепутье, озадаченные головоломками, которые чаще всего будут заключаться в сложности выбора между оптимистичной и пессимистичной линией прогноза, если планета, от которой этот прогноз зависит, окажется одновременно природным благодетелем и временным вредителем (управителем плохих домов и/или управителем хороших, но при этом пораженных домов). В подобных случаях, на субъективном уровне, природные (эссенциальные) достоинства обычно перевешивают приобретенные (акци-дентальные), а на объективном уровне — во внешней, событайной стороне жизни индивида, — приобретенные достоинства перевешивают природные.

Например, при лагне в Рыбах Венера правит 3-ми 8-м домами (оба плохие). Исходя из принципа 11, если Венера как хозяйка 8-го дома занимает лагну, где она в экзальтации, то хорошие качества 8-го дома (такие как долгожительство) могут быть усилены, но плохие качества 8-го дома (например, несчастные случаи) не могут быть полностью устранены. В то время как Венера, являясь природным благодетелем и находясь в лагне, должна охранять тело (принцип 1), принцип 16 извещает нас, что тот, у кого хозяин 8-го дома происшествий исключительно сильно расположен в 1-м доме тела, может угодить в серьезные переделки. Данное противоречие разрешается следующим образом: в то время как вполне вероятно, что несчастные случаи произойдут (объективный уровень), столь же вероятно, что человек не будет ими обескуражен (субъективный уровень).

Чтобы полноценно использовать в своей работе столь сложные принципы, начните составлять свою коллекцию гороскопов с тех, которые являются выдающимися в каком-либо отношении, то есть, например, с гороскопов талантливых музыкантов или тех, кто богат и облечен властью, или тех, кто беден, но интеллигентен и воспитан, или обреченных жить с хроническим заболеванием, или прекрасно развитых физически, или одаренных ученых, или кого-нибудь еще в этом роде. Чтобы отточить свою астрологическую интуицию, проанализируйте сопутствующие этим гороскопам факторы и изучите те области, где имеется их стечение. Продолжайте пополнять свою коллекцию новыми экземплярами, пока не наберется по нескольку похожих в различных областях. Может быть, вам захочется завести записную книжку, в которую вы будете вносить гороскопы, подразделяя их по степени проявления качеств тех или иных домов: несколько гороскопов с ярко выраженным 1-м домом, несколько — со 2-м и т.д. Такой метод изучения поможет вам приобрести систематический опыт, обладая которым, вы сможете уверенно обращаться с гороскопами людей, о чьих жизнях вам вообще ничего не известно.

При первой возможности обсуждайте гороскопы с практикующими джйотиши и, если это возможно, с джиотиш гуру. Те, кто полагается только на мертвое записанное слово, лишенное тональности, интонации, ритма и выражения, рискуют не увидеть лес из-за деревьев. Единственное слово, произнесенное учителем обсуждающим гороскоп с небольшой группой учеников, перевесит тысячу книжных слов, так как хороший учитель акцентирует подачу информации, приспосабливая ее к индивидуальности каждого студента. Если джиотиш изучается в традиционном индийском стиле, то учитель и ученик, подолгу общаясь друг с другом, начинают говорить и мыслить одинаково. Однажды, спустя пять лет после начала обучения наш джиотиш гуру заявил одному из учеников: «Наконец-то ты начал понимать мой образ мыслей. И теперь ты сможешь понять то, чему я пытаюсь тебя научить».

В один прекрасный день вы начинаете понимать вашего гуру. Знания начинают течь к вам свободным, мощным потоком, и, как только вы изучите новый принцип, он тут же будет продемонстрирован вам на практике, без промедления и как бы сам собой. Например, после того как однажды наш джиотиш гуру поведал одному из учеников, что Сатурн в Стрельце создает проблемы с правой ногой, в полудюжине ближайших гороскопов, которые он просматривал, Сатурн был в Стрельце, и у всех владельцев этих гороскопов оказались проблемы с правой ногой. Но так как Сатурн остается в Стрельце в течение двух с половиной лет, очевидно, что все рожденные с таким положением Сатурна, а их миллионы, не могут иметь одни и те же трудности со своими правыми ногами, но в этом-то вся и соль — джйотир-видья посылает своему адепту те случаи, которые подходят принципу, который она желает в данный момент продемонстрировать.

Так как вы только начинаете свое обучение джйотишу, то непременно будут возникать моменты, когда вы будете ощущать себя в полной растерянности, когда будет казаться, что о каком-то успехе не может быть и речи. Когда появляются подобные чувства, помните, что окончательная цель джйотиша — познание самого себя, цель, оправдывающая любые усилия, предпринятые для своего достижения. Познай себя и познаешь весь мир! В такие моменты вас, может быть, вдохновит эта цитата из «Бхагават Гиты»:

«...про такую радость, которая вначале подобна яду, а в конце похожа на нектар, которая проистекает из ясного понимания Самости, говорят, что она саттвична. Про ту радость, которая происходит от соприкосновения чувств с объектами чувств и которая вначале подобна нектару, но в конце похожа на яд, гово

 

рят, что она раджастическая. То счастье, которое заволакивает душу обманом и в начале, и в конце и которое происходит из сна, лени и неряшливости, называется тамастичным...»

Замените в этой цитате слово «радость» на слово «знание» и вы поймете, что мучения и трудности, которые вы испытываете в начале работы с гороскопами, приведут вас к состоянию долговременной саттвичной радости от легкого, незатрудненного понимания астрологии. Многие джйотиши — начинающие и продвинутые — стремятся, действуя под побуждением раджаса, упрощать разбор гороскопов, что может облегчить задачу вначале, но доставить разочарование в конце, когда выяснится, что их выводы неверны. Нет особой нужды говорить о тех, кто, побуждаемый тамасом, штампует заблуждения, чуждые духу джйотиша и затем с пеной у рта доказывает свою правоту. Лучше смиренно попросить совета у джйотир, видьи и пострадать вначале, чтобы иметь возможность порадоваться в конце.

 

ГЛАВА 10

Граха йоги

 

 

Самая большая проблема новоиспеченного астролога — как синтезировать, объединить несколько астрологических факторов. Обычно неофиты берутся за какую-то идею и, видя, что она работает, вцепляются в нее мертвой хваткой. Один из подобных примеров — без конца эксплуатировать тезис о благотворных свой-ствах Юпитера и исходить красноречием по поводу его чудесного воздействия на все, к чему он прикасается. Часто в некоторых гороскопах это действительно соответствует истине. Но вообще такая интерпретация поверхностна, так как не учитывает возможности поражения Юпитера. Юпитер в падении, управляющий плохими домами, расположенный в плохих домах, аспекти-рованный Марсом и Сатурном, в соединении с Раху часто выдает результаты, которые никак нельзя назвать благотворными. Хотя такие неприятности закаляют характер, все же большинство людей предпочли бы обойтись без них.

Консервативные учебники по джйотишу пытаются разрешить подобные противоречия, с самого начала навязывая неофиту изучение сложных комбинаций, называемых граха йоги. Этот подход прививает необходимые положительные навыки принимать во внимание множество факторов прежде, чем приступить к собственно прогнозу. Вначале его сложность может слегка обескуражить студента, но легкая озабоченность может пойти на пользу, если она, конечно, не перерастет в уныние и подавленность. Некоторая обескураженность играет спасительную роль, так как заставляет распрощаться с самонадеянностью и возвращает к смирению и осмотрительности. Грамотные индуистские гуру постоянно «заземляют» своих учеников, что является одним из методов контроля эго.

Общие правила, лежащие в основе граха йог, равным образом применимы и к планетам в домах, и к планетам в созвездиях, и к планетам, входящим в различные комбинации с другими планетами. Давайте вернемся к граха йоге, упоминаемой в начале главы 9. Вредитель Сатурн будет, очевидно, оказывать негативное влияние на все, что находится в компетенции Овна. Так как Овну соответ-ствует голова, то заболевания натива могут быть связаны главным образом с ней. Так как Овен означает активность и кипучую деятельность, то Сатурн может отбить охоту к ним и т.д. Сатурн в Овне падающий и является естественным сигнификатором слуг, — значит, человек может конфликтовать с подчиненными или иметь проблемы из-за них. Отвечая за нервную систему, падающий Сатурн может сделать человека нервным и раздражительным и т.д.

Теперь представьте себе, что будет, если перемешать качества Сатурна с качествами Овна. Варахамихира награждает обладателя Сатурна в Овне титулом «дурак» из тех соображений, что природный вредитель Сатурн занимает созвездие, представ-ля-ющее умственную деятельность и соответствующее голове и мозгу; титулом «лжец», так как падающий Сатурн проявляет свои наихудшие качества; он называет такого человека «всегда на ногах», потому что Сатурн управляет Козерогом и Водолеем — созвездиями, в теле человека проецирующимися на ноги, поэтому слабый Сатурн к ногам будет немилостив; и «без друзей», поскольку Сатурн правит 11-м домом в натуральном зодиаке, а раз так, то он не может дать хороших друзей, если он в падении.

Те же правила подходят и к планетам, комбинирующим друг с другом. Если Меркурий в соединении с Марсом или аспектирован им, то все, чем управляет Меркурий, будет ослаблено, так как Марс — вредитель. Поскольку Меркурий управляет речью, то вполне возможно, что такой человек плохо владеет речью или часто лжет. С другой стороны, то, чем управляет Марс, будет смешано с меркурианскими материями. Так как Марс управляет агрессией и борьбой, а Меркурий — ловкостью и сообразительностью, то в некоторых работах по джйотишу предполагается, что сочетание Меркурий-Марс указывает на потенциального боксера. Вероятно, что Марс и Меркурий, вместе расположенные во 2-м доме, сильно влияют на ораторские способности, которыми управляют 2-й дом и Меркурий. Некоторые традиционные астрологические источники предполагают, что такая комбинация будет указывать на сильного логика, изощренного в дебатах. Так как 2-й дом больше связан с речью, чем со спортом, то вероятнее, что данная комбинация означает логику, а не бокс.

Но предположим, что соединение Марса и Меркурия происходит во 2-м доме в созвездии Рака, где Марс в падении, а Меркурий — в созвездии врага. Тогда, скорее всего, перед нами не талантливый логик и не корректный спорщик, а импульсивный краснобай, чьи речи лишены всякой логики и чьи запальчивые, необдуманные слова сеют вражду. Теперь предположим, что у нас вновь такая же комбинация, но на этот раз в Козероге, где Марс экзальтирован, а Меркурий — в раши друга. Такая ситуация, скорее всего, создаст великолепного оратора. Таким же образом, Юпитер (управляющий красноречием) во 2-м доме, в первой половине Стрельца (говорливого, звонкого созвездия)посредством стечения факторов даст гораздо более способного оратора, чем Сатурн (немая планета) во 2-м доме в Рыбах (немое созвездие).

Только сплав опыта и интуиции поможет установить, сделает ли комбинация Меркурий — Марс владельца гороскопа бессвязным болтуном, великим оратором, лжецом и жуликом, знатоком карате или ими всеми в одном лице. Ключом к решению дилеммы — какой линии толкования следовать в каждом отдельном случае, является одновременная оценка всех факторов, порождаемых этим сочетанием: дом и созвездие, где произошло соединение, природа грах, образующих это соединение, и какими домами они владеют, воздействие на это соединение других грах, социальная и культурная среда, окружающая натива.

В теории этот стиль толкования выглядит просто, но на практике выясняется, что эта простота кажущаяся. Ошибки происходят из-за того, что человек не всегда способен увидеть в карте все задействованные факторы. Провидцы, подарившие нам джиотиш, посредством граха йог попытались упростить для нас задачу его постижения. Если до сих пор мы употребляли термин «граха йога» относительно сочетания двух или более планет в доме, то теперь мы будем его использовать применительно к неординарной планетной комбинации, приносящей столь же неординарные результаты. Такие йоги образуют множество классов, среди которых выделяются: раджа йоги (дающие лидерство, власть и славу), дхана йоги (означающие богатство), даридра йоги (предвещающие бедность), правраджья йоги (подталкивающие к отречению от мира) и баларишта йоги (несущие смерть в детском возрасте).

Многие из этих йог отлично известны большинству джйотиши, которые безошибочно их определяют при первом же беглом прочтении гороскопа. Некоторые джйотиши даже не обращают внимания ни на что, кроме этих йог и значений, приписываемых им традиционными текстами, ибо чем больше благоприятных йог в гороскопе, тем больше у человека шансов стать в ряд выдающихся персон, достигших власти и богатства. Хотя иногда, вопреки множеству многообещающих йог, натив не достигает ожидаемого успеха. Самая распространенная причина этих неудач состоит в том, что даши (планетные периоды, см. главу 11) вовлеченных в йогу планет не наступают в подходящее время63. Другая причина в том, что задействованные в йогах грахи могут быть ослабленными (из-за сожжения, положения в недружественных раши или в плохих авастхах, или ослабления в картах деления). Кроме того, причиной может быть аннулирование или разрушение (на санскрите называемое бханга) благонесущих йог, происходящее при определенных обстоятельствах, описанных в конце этой главы.

За исключением особо отмечаемых случаев, граха йоги отсчи-тываются от асцендента. Часто джйотиши ищут подтверждения йоги, увиденной от асцендента, рассматривая гороскоп от Луны, то есть, принимая за 1-й дом созвездие, в котором находится Луна, поскольку Луна, после асцендента, — это самая быстро меняющаяся точка гороскопа. Этот тип привязки карты называется чандра лагна (лунная лагна). Он часто используется, когда время рождения сомнительно или неточно. Однако асцендент, если он известен, всегда рассматривается в первую очередь. Многие граха йоги отсчитываются или от Луны (чандра йоги), или от асцендента (лагна йоги), а при случае также и от солнечной лагны (сурья лагна).

Например, пролетают в детстве или наступают в глубокой старости. (Прим. перев.)

Каждый изучающий джиотиш должен упражняться в определении граха йог, приведенных ниже, чтобы уметь безошибочно распознавать их и чтобы подойти к пониманию других йог, существующих в джйотише. Уж если вы тщательно исследуете имеющиеся в вашем распоряжении гороскопы, то выясните, в какой мере содержащиеся в них йоги соответствуют жизненным достижениям владельцев этих гороскопов. Там, где корреляция выражена слабо, попытайтесь выяснить, чем было вызвано ослабление планет, составляющих йогу.

 

Паньча махапуруша йоги

Эксперименты подтверждают, что значения различных йог, приводимые во многих текстах, должны рассматриваться, скорее, как общие тезисы, а не их конкретные приложения. Держа это в уме, мы сейчас рассмотрим несколько наиболее выдающихся граха йог среди тысяч существующих, попытавшись вычленить из них то, что можно применить в прогностических целях. Первыми в ряду этих комбинаций стоят паньча махапуруша йоги — «пять сочетаний, указывающих на великую личность», которые образуются, если Марс, Меркурий, Юпитер, Венера или Сатурн расположены в обители или в экзальтации и при этом попадают в угловой или тригональный дом. Йоги, образованные вышеназванными планетами, соответственно называются: ручака (лучезарная, блестящая, вожделенная, вкусная), бхадра (благоприятная), хамса (гусь или лебедь), малавья (житель индийского штата Малава) и шаша (заяц) йоги.

Здесь приводятся выдержки из «Пхаладипики» (6:2-4), характеризующие пять паньча махапуруша йог:

«У человека, рожденного с ручака йогой, будет вытянутое лицо, он стяжает богатство, совершая доблестные поступки, он будет храбрым, одолеет своих врагов и будет властным и высокомерным. Он прославится своими заслугами, он станет полководцем и будет всюду выходить победителем.

Человеку, рожденному с бхадра йогой, будетдаровано долголетие и проницательный ум (буддхи), он будет чистоплотен, превозносим мудрецами, он будет управлять людьми, будет очень богатым, будет умен и осмотрителен при обращении к собранию.

Человек, рожденный с хамса йогой, станет царем, превозносимым добрыми... Его тело будет безупречно, он будет питаться изысканной пищей и во всем держаться справедливости.

Человек, рожденный с малавья йогой, будет крепок телом, решителен, богат, одарен женой, детьми и благосклонностью фортуны, он будет процветать, наслаждаться жизнью и владеть хорошими экипажами, он станет прославленным и мудрым. Он будет обладать невозмутимым нравом.

Человек, рожденный с шаша йогой, будет всеми восхваляем, у него будут порядочные слуги, он станет сильным, будет царем или старостой в своей деревне, будет безнравственным, будет интриговать с чужими женами, захватывать чужое добро и будет счастлив».

Эти и другие йоги встречаются довольно часто, но не все их владельцы сполна ими наслаждаются, а некоторые и вовсе не чувствуют их действия, разве что в своих грезах. Все это зависит от силы и расположения йог. Чем меньше такая йога замутнена вмешательством других грах, особенно вредоносных, тем в большей мере натив испытает ее воздействие. Например, одно дело, если в ручака йоге Марс аспектирован только своим другом Юпитером, и совершенно другое — если он аспектирован своим врагом Сатурном и соединен с Раху.

Заметьте, что характеристики этих йог, в основном, совпадают с характеристиками образующих их планет, потому что паньча махапуруша йога предоставляет планете полную свободу в проявлении своих врожденных качеств. Описание ручака йоги — это просто перечисление достойных восхваления астрологических атрибутов Марса. Мантрешвара мог бы с тем же успехом продолжить этот список тем, что некто с ручака йогой будет любить борьбу и состязания, будет стремиться к победе любой ценой, что он, может быть, предрасположен к несчастным случаям, он будет независим в работе и состоять на исполнительных должностях, что, скорее всего, он активист в самых различных сферах, что у него преуспевающие младшие родственники, что он занимается спортом, что он юрист и т.д.

Многие с сильной ручака йогой действительно заканчивают тем, что становятся юристами, но эта возможность будет реализована только в тех гороскопах, где и 4-й дом образования (так как для знания законов требуется какое-то образование), и Юпитер (поскольку юриспруденция требует рассудительности и честности) сильны. Подобным образом, человек с незапятнанной ручака йогой имеет шансы стать спортсменом, если у него очень сильный 1-й дом, так как для спорта требуется сильное, здоровое тело.

Один из способов оценить степень влияния паньча махапуруша йоги — посмотреть, существует ли она при двух других лагнах (чандра- и сурья лагны), и если да, то это можно рассматривать как разновидность стечения факторов. При прочих равных условиях, йога, отвечающая этим критериям, — очень сильна. Йога, повторяющаяся от двух лагн, считается выше средней, тогда как йога, отсчитываемая только от асцендента, — просто средняя. В карте 2 (см. стр. 468) хамса йога есть в 4-м доме от лагны, в 4-м доме от сурья лагны и в 7-м доме от чандра лагны. Оправдывая наши ожидания, эта Хамса йога придала своему владельцу множество юпитерианских черт. Поскольку данная йога проявляет себя главным образом в сферах тех домов, которыми Юпитер управляет, то мы вправе заключить, что данный индивид будет обладать дорогими и шикарными автомобилями и апартаментами (4-й дом), а также будет женат на благородной и образованной особе (7-й дом), что и есть в действительности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.