Здавалка
Главная | Обратная связь

Концепция зеленых ошибочна



 

18.07.2010

Некоторое время размышляю о помощи союзникам. Рассматриваю муравейник. Муравьи в лесу, вроде бы, не нуждаются в нашей помощи. Могу создать для них чуть более благоприятные условия. Например, положить большой камень с северной стороны муравейника. Только не рядом, а сантиметрах в восьмидесяти. Камень будет частично защищать от северного ветра, отражать часть солнечных лучей. Муравейник будет чуть раньше оттаивать весной, чуть теплее будет весь день. Но не пересечет ли камень какие-то их пути поставок, охоты?

Для начала положил совсем небольшой камень ровной поверхностью к муравейнику. Убедился, что муравьи свободно его огибают. Примерно через месяц, когда буду проходить здесь, чуть увеличу «полезную» стенку. Кстати, можно оставить и маленькие проходы между камнями. Хотя муравьи их найдут или сделают сами. «Муравьеводство» требует терпения и осторожности. Опыт должен накапливаться постепенно.

Союзники нуждаются в нашей помощи, когда мы нарушаем их жизнь или когда действуют экстремальные факторы. В засушливый год можно полить свое дерево, в «голодный» год — подкормить лосей или тех же муравьев.

Вспомнил, что Шаман специально поселил муравьев возле своей землянки и помогает им. А они ему[26] . Вот кто мог бы написать книгу о работе с муравьями. Но писать Шаман не будет. Буду расспрашивать. Сначала о более общих вещах. - Так «зеленые» правильно делают?

- Кто это — «зеленые»?

- Общественные движения, которые борются за сохранение природной среды.

- О, молодцы. Это лучше, чем ничего. Не совсем правильно.

- У них-то что неправильно?

- Сама концепция сохранения ошибочна. Ничто не может быть сохранено.

- Знаю: «все изменяется, неизменны лишь перемены »[27].

- Да. Бороться за сохранение - идти против течения. Твоим «зеленым» нужно понять, куда развивается планета, и двигаться вместе с ней.

 

Психологическая структура хижины

 

19.08.2010

Шаман не знает, что я использую «метод выборочного наблюдения». Суть метода — наблюдать не все время, а в определенные периоды (выбор времени) или при определенных делах (выбор деятельности), обстоятельствах (выбор ситуации).

Систему выбора построить не удалось, поэтому пока цели наблюдения ставлю «с потолка». Поскольку меня интересует эффективность взаимодействия, решил пронаблюдать («сплошное выборочное» - все, но в определенном аспекте взаимодействия), попытаться выяснить, как и когда он отвечает на мои вопросы.

Шаман отвечает не бессистемно. То есть закономерности периодов времени между моими вопросами и его ответами установить пока не удалось, но закономерности пространства...

Ответы можно получить только в определенных местах или ситуациях. Например, мы можем подробно обсуждать многие темы во время ходьбы или плавания в лодке, на скамейке для наблюдения за льдами или на скамье в хижине. Есть места, где Шаман отвечает кратко и без обсуждений (у костра, у печи зимой, когда лежит на своих нарах). Есть места (и дела), когда он совсем не реагирует на мои обращения (во время еды, изготовления отваров, в танце, в определенных зонах в хижине и вокруг нее).

Интересно, он сам осознает эти свои привычки?

- Поговорить можно только в определенных местах?

- 0, Наблюдатель заметил.

- (Я проигнорировал и иронию, и тот факт, что Шаман как-то увидел метод, решив обдумать это позже.) Почему? Ведь это ограничивает свободу общения.

- Полного запрета нет. Но соблюдение мест дает энергию и глубину общения.

- Как?

- В привыкании тоже есть сила и энергия.

- Можно пример?

- Привычка в определенным местах мыслить и чувствовать определенным образом.

- Принцип понятен. А пример?

- Если привык за обедом обсуждать дела, не удивляйся, когда вместо вкуса еды чувствуешь тяжесть проблем.

- И в постели тоже?

- (Шаман улыбнулся.) Тебе пора сходить в город. Если часами обсуждаете проблемы в постели, не удивляйся, когда жена не в тот момент спросит о ремонте.

- А «зоны снов»?

- Правильно: в разных местах и позах видишь разные сны.

 

20.08.2010

Отметив «зоны» в хижине Шамана и возле нее (для разделки рыбы, для изготовления хозяйственных предметов, для сушки трав, для общения с «Духами»...), я набросал и перечень нужных зон в квартире. С мыслью о том, что работоспособность в специально организованной зоне повысится, появились и сомнения.

- Знаешь, всегда мог работать в любой обстановке: в транспорте, на заседаниях, в очереди... Еще в университете на военных сборах, когда ждали машину или построения, я один мог работать, остальные болтали или маялись. Не пропадет ли эта полезная способность, если начну работать только в «зоне работы»?

- Уверен, что полезная?

- Когда учился, в метро тратил час до универа и час обратно. И там всегда готовился к занятиям. И если ехать по другим делам — тоже. Два-четыре часа подготовки каждый день все пять лет.

- Так вагон метро и был твоей «зоной учебы».

- Да-а. И сейчас в самолетах и на заседаниях «закрываю» мелочевку по работе.

- (Шаман хохотнул.) «Зоны закрытия мелочевки».

- Понял. Настоящими «зонами» являются определенные ситуации.

- А что другие делали в ситуациях, когда ты учился или работал?

- Большинство просто маялись.

- А которые не маялись?

- Общались. Анекдоты, пикировки, дела.

- Вспоминай еще.

- Один проговаривал свои мантры, еще один молился. Один делал свои упражнения.

- Еще!

- Да-а. Постараюсь учесть.

 

21.08.2010

Поев, наблюдаю за утилизацией хлебных крошек муравьями. Двое рабочих вцепились в одну крошку жвалами и тянут в разные стороны. Мешают друг другу. Потом как-то боком потащили крошку в сторону муравейника. Каждый в одиночку тащил бы быстрее.

Шаман живет один и установил свои зоны. А если жена, дети, родственники? Им тоже нужны свои зоны. Не будет ли конфликта?

- Как бы ты установил свои «зоны», если бы в хижине жил с родней?

- Определи зоны, где домочадцы мешают друг другу и постарайся развести их во времени или в пространстве.

- Устроить еще ванную? (Сыронизировал я.)

- Бывает, что дополнительная ванная или телевизор помогают решению проблем гораздо лучше психолога.

(Когда Шаман не игнорирует иронию, а отвечает, крыть обычно нечем. Действительно, бывает).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.