Здавалка
Главная | Обратная связь

Некоторые правила написания текста курсовой работы



 

После определения структуры работы автор приступает к написанию текста.

Написание текста, как правило, состоит из двух этапов:

- работа над текстом (т.е. написание первого варианта);

- работа с текстом (новые варианты, редактирование).

 

В самом тексте структура и названия должны полностью соответствовать тому, что написано в Содержании, включая слова «Глава 1», «Глава 2» и т.д.

При этом необходимо помнить, что название работы, как и заголовки разделов и подразделов, излишне брать в кавычки, а точки после названия и заголовков не ставятся.

В курсовой работе обязательно с нового листа начинаются следующие разделы: титульный лист, содержание, введение, каждая глава, заключение, список источников и литературы, каждое приложение (если они есть). Параграфы с новой страницы не пишутся.

 

1.Краеугольным камнем любого исторического сочинения является знание фактов. Факты должны быть абсолютно достоверными. Их проверкой и перепроверкой необходимо заниматься еще на стадии сбора материала. Вполне возможно, что от некоторых материалов придется даже отказаться, если они повторяют содержание уже найденного и не привносят ничего нового в исследование.

Если факты истинны, то и сделанные на их основе выводы (аргументы) – взвешены и обоснованны. Для их получения следует продвигаться от простого к сложному, от конкретных сведений к обобщениям.

 

2.Работать над написанием текста (изложением материала) можно по-разному. Существует несколько способов изложения материала.

2.1. Строго последовательное изложение. Освещение материала в соответствии с его композицией. Его недостаток - большие временные затраты, т.к. без завершения очередного раздела нельзя перейти к написанию следующего. Но при этом лучше всего прослеживается логика исследования. Курсовые работы (особенно темы, которые вы только начали исследовать) рекомендуется писать именно таким способом.

2.2. Целостное изложение. Предполагает сначала подготовку сочинения в самом общем виде, когда главная роль отводится написанию идей. Их развитие, аргументация, наполнение фактическим материалом делается позже. Главный недостаток заключается в том, что при таком способе изложения существует опасность подогнать под уже сделанные заключения накопленный материал, т.е. лишиться объективности. Кроме того, такой способ возможен в основном для тем, которые авторы разрабатывают не первый год.

2.3. Выборочное изложение происходит по мере накопления материала и его частичной обработки. Т.е., возможно сначала автор напишет вторую главу, потом третью, а потом первую.

Повторим, что для курсовой работы желательно придерживаться первого варианта - строго последовательного способа изложения.

 

3.Работа над текстом связана и с определением принципа подачи материала. Поскольку в курсовой работе вы должны доказать основные идеи, к которым вы пришли в ходе изучения фактов, то, естественно, возникает проблема: каким образом выстраивать собственные рассуждения, от общего к частному (дедукция), или от частного к общему (индукция)?

Представляется, что для исторического исследования оптимальным является способ подачи материала «от частного к общему», позволяющий не под априорную схему подбирать материал, а, опираясь на исторические факты, приходить к тем или иным выводам-аргументам, позволяющим делать широкие обобщения.

 

4.Содержание курсовой работы должно соответствовать принципу «презумпции виновности», т.е. автор обязан так изложить и оформить материал, чтобы он был доступен проверке.

Иными словами, автор должен не только доказать свою идею, но и указать путь, дающий возможность ее подтвердить или опровергнуть. Это возможно сделать, прежде всего, правильно написав введение и правильно используя научный аппарат (см. файл «Научный аппарат»).

 

5.Язык и стиль научной работы. Язык и стиль научной работы определяются спецификой академического этикета (традиций общения ученых между собой). Этикет обусловливает использование определенных речевых средств, которые позволяют сделать текст максимально емким в информационном плане и прозрачным для специалистов в соответствующей области, демонстрируют уважение автора к научным традициям, предшественникам, оппонентам и читателям. Для этого автор, в частности, применяет специальную лексику (терминологию), используемую именно в данной области знания; избегает пояснения тех реалий, которые заведомо известны специалистам в его собственной и смежных областях науки, и в то же время обязательно при первом упоминании поясняет (в тексте или примечании) содержание любого термина, названия, персоналии, которые предполагаемый читатель может не знать. О соблюдении автором академического этикета должен свидетельствовать и научный аппарат, который к тому же облегчает читателю использование материала работы (см. подробнее файл «Научный аппарат»).

В отечественной традиции изложение научного текста идет не от первого лица («я»), а от местоимения «мы». Прежде всего, это обусловлено тем, что любой автор в своем исследовании опирается на труды предшественников. Т.о. наука – это результат коллективных действий многих людей. Хотя в настоящее время иногда, прежде всего в связи с проникновением и заимствованием некоторых принципов западной традиции, используется и изложение от первого лица. Возможно и говорить о себе в третьем лице («автор полагает…», где автор – это вы).

Чтобы повествование было логичным, используйте устойчивые выражения: при последовательном развитии мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, и т.д., итак), при противопоставлении (однако, между тем, в то время как, тем не менее), при причинно-следственных связях (следовательно, поэтому, благодаря этому, соответственно), при переходе от одной мысли к другой (установив..., мы имеем основания….; рассмотрев…, логично перейти к …; прежде чем …, следует… ), при выводах (таким образом, итак, сказанное выше позволяет заключить…) и т.п.

Также чтобы изложение было логически последовательным, стройным, связным и академичным, принято в начале каждой главы в отдельном абзаце сформулировать главную задачу, которую предстоит решить, определить круг рассматриваемых вопросов. Эта краткая преамбула представляет собой группировку материала, создает условия как для его логического изложения автором, так и для восприятия читателем.

Аналогичную преамбулу необходимо дать и в начале каждого параграфа, входящего в главу. Здесь следует отметить конкретные вопросы, которые будут рассмотрены в данных подразделах. Этим в самом общем виде обозначается логическая связь частных аспектов.

В конце рассмотрения вопроса необходимо сделать небольшой вывод и обозначить переход к следующему аспекту проблемы. Завершить параграф необходимо общими итогами. Они не должны представлять собой перечисления ранее сделанных частных заключений, а их формулировки обязаны подтверждать или, напротив, опровергать основные положения рабочей гипотезы. Аналогичным образом следует закончить и изложение всего материала главы.

 

6.Редактирование текста. Курсовая работа должна быть грамотно написана. Наличие грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер. Вычитывать ее и редактировать надо еще до сдачи на проверку научному руководителю. Также желательно, набирая текст на компьютере, сразу учитывать стандартные требования к форматированию (шрифт, поля, межстрочный интервал, выравнивание текста по правому краю), т.к. это покажет его истинный объем (чтобы потом в спешке не дописывать или сокращать).

Окончательное редактирование работы необходимо во всех случаях: уточняются библиографический список, структура работы, содержание глав и параграфов, формулировки названий (они должны соответствовать содержанию); уточняются концептуально важные формулировки и выводы; устраняются повторы и противоречия в тексте, логические нестыковки; упорядочиваются ссылки, примечания и другие элементы научного аппарата; исправляются стилистические и грамматические ошибки. Важно, чтобы с самого начала работы автор осознанно принял и последовательно соблюдал определенные принципы оформления рукописи (библиографических описаний, ссылок и примечаний, написания сокращений, числительных и т.д.), это упрощает ее доработку (см. подробнее файл «Научный аппарат»).

Оформление текста и его отдельных элементов должно быть унифицировано. Унификация такого рода подразумевает единство структурной организации глав (разделов), единообразие ссылок и примечаний, библиографических описаний, сокращений, написания числительных и имен собственных, таблиц, указателей и т.п. Последовательная формальная унификация текста является одним из признаков профессиональной квалификации автора, упрощает его работу, поскольку он с самого начала применяет определенный набор унифицированных форм, не затрудняясь в дальнейшем вопросом выбора, и облегчает восприятие текста читателем: глаз не «цепляется» за формальные шероховатости.

Основной логической единицей компоновки текста является абзац. Не надо забывать о том, что каждый абзац должен начинаться с красной строки (т.е. фиксированного отступа). Также необходимо выравнивать правый край текста.

 

 


[1] Обычай «сати» появился в древней Индии, выражается в возможности (необязательной) самосожжения вдовы на погребальном костре умершего мужа (в Индии чаще всего покойников кремировали).

[2] Зороастризм – религия, возникшая в древней Персии (древнем Иране); была религией правящей династии Ахеменидов, была государственной религией в эпоху Сасанидов в Иране.

[3] КПК – Коммунистическая партия Китая (стоит у власти с 1949 г.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.