Здавалка
Главная | Обратная связь

Материнский аспект богини



Сарвананде очень повезло. Ма явилась ему, когда он был еще мальчиком, поэтому он автоматически стал относиться к Ней как к матери. Лишь у одного человека из миллионов возникает желание Пережить на собственном опыте материнский аспект Бога. Нет ничего более высокого, чем поклонение Матери, ибо только Мать может показать ребенку лицо его Отца. Точно так же, как физическая мать знакомит ребенка с его физическим отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками, так и Божественная Мать показывает своему ребенку лицо его Отца - Шивы, Вселенской Души. Поэтому вам необходимо вначале пытаться достичь успеха в поклонении Богу с атрибутами, а затем уже выбранное вами божество приведет вас к лишенной атрибутов Конечной Реальности. В конце концов, кто является источником всех атрибутов? Ма.

Конечно не все агхори относятся к Ма как к Матери. Но я думаю, что самое мудрое - поступать именно так. Всегда помните, что контролировать любую Шакти очень непросто, а контролировать космические Шакти почти немыслимо. Хватать Кали за волосы и говорить Ей: "Являйся мне прямо сейчас!" - дело очень опасное. Это приведет к состязанию между вашей и Ее волей, и если ваша воля не окажется сильнее, Кали напугает вас так, что вы лишитесь рассудка или получите разрыв сердца. И не потому, что Она ненавидит вас, - нет, Она никогда ни к кому не питает ненависти, хотя, конечно, никому не нравится, когда им помыкают. Она любит вас и желает играть с вами, но если слон и комар затеют между собой борьбу, каков будет результат?

Если вы относитесь к Ма как к своей жене (я не говорю, что это невозможно; я знал одного святого, который именно так и относился к Ней, - он переносил свое благоговение на изваяние Ма и поклонялся Ей как своей супруге и в конце концов достиг успеха) и однажды встречаете женщину, которая в силу некой связи в прошлой жизни кажется вам привлекательной, вы можете тут же обнаружить, что перенесли свое поклонение на Майю, на плоть и кровь вместо истинной сущности. Из-за того, что ваше поклонение способствовало накоплению такого большого количества энергии, ваше падение в Майю будет еще более глубоким, и кто знает, сколько вам потребуется времени, чтобы выбраться оттуда?

Лучший путь поклонения Шакти - это поклонение Ей как матери. К тому же это избавит вас от стольких карм. Если вы будете смотреть на всех женщин как на свою собственную мать, разве сможет у вас в голове появиться мысль об изнасиловании или обмане? И если вы видите Божественную Мать во всех существах, разве вы сможете когда-нибудь намеренно обидеть кого-то из них? Нет, - и это автоматически уводит вас от круговорота действия и реакции на него. Рамакришна Парамахамса видел Божественную Мать во всех людях, включая свою собственную жену, и посмотрите, что это ему дало!

Вы можете исследовать все мировые религии, но ни в одной вы не найдете ничего столь же возвышенного, как наше видение материнского аспекта Бога. В христианстве он в некоторой степени присутствует в виде поклонения Деве Марии, но лишь в Индии поклонение Матери достигло совершенства, ибо Индия сама является матерью. Она дала убежище стольким иноземным расам и религиям - евреям, зороастрийцам, христианам, мусульманам и т.д., - и позволила каждой из них прийти к расцвету собственным путем. Было ли что-нибудь подобное в других странах? Именно поэтому священным символом Индии является корова.

Корова - идеальная мать. Ее вымя имеет Четыре соска: один - для теленка, второй - для гостей, в том числе для птиц и животных, третий - для использования молока в религиозных ритуалах и четвертый - для хозяина. Молоко автоматически делится на четыре равные части, и его хватает всем. К тому же корова страстно предана своему теленку, как женщина-мать должна быть предана своему ребенку. Иногда стоит корове лишь взглянуть на теленка, как из ее вымени начинает течь молоко - не капать, а именно течь. Когда у меня была молочная ферма, я видел это много раз собственными глазами. Если теленок умирает, корова отказывается давать молоко (не то что наши водяные буйволицы, которых можно легко обмануть, надев голову теленка на палку). Буйвол является символом Тамаса, глупости, тупости; корова же - это чистая Саттва, ясность ума.

И не только буйволы, ваши западные коровы тоже будут давать молоко независимо от того, жив теленок или нет. Когда я говорю, о в этом состоит фундаментальное различие между Востоком и Западом, это не пустые слова. Что особенного в том, чтобы давать молоко? Все животные делают это. Величие наших индийских коров состоит в том, что они дают молоко только из своей огромной любви. Вот в чем ценность коровьего молока. Разве не содержится молоке хотя бы небольшая толика этой любви? В молоке должна быть любовь. Эта эмоция отличает коров от других животных. Как же мы можем быть не правы в своем почитании их? Мы почитаем не кожу, копыта и хвост, - мы почитаем сущность. Несколько лет назад я прочел в газете о том, как в Америке одна корова внезапно съела пятерых цыплят, которые играли перед ней. Ни одна индийская корова этого не сделала бы. Индийские коровы по-матерински относятся ко всем маленьким живым существам.

Вы знаете, что когда Господь Кришна был маленьким мальчиком, его звали Гопала, что буквально означает "защитник коров". Это слово имеет много других эзотерических значений, но даже это основное значение прекрасно. Гопала был таким чудесным ребенком, что все коровы в округе любили его больше, чем своих собственных телят. Поэтому я всегда и говорю, что вы должны относиться к Богу как к матери. Ребенок обладает наилучшим контролем над Шакти, ибо у него нет желаний, он не желает ничего, кроме матери, и мать будет постоянно и неустанно оказывать внимание ребенку.

Всегда пребывайте в объятиях Матери. Когда вы покидаете Ее объятия и пытаетесь защититься самостоятельно, Она говорит: "Хорошо, давай, губи себя". Как вы можете заботиться о себе? Никак. Закон кармы слишком тяжел для вас, чтобы справиться с ним в одиночку. Но если вы останетесь в объятиях Матери и всегда и во всем будете полагаться на Нее, Она даст вам все необходимое. Может ли какая-нибудь мать быть равнодушной к своему ребенку или не пытаться сделать его счастливым? Пока вы будете относиться к Ма как к своей собственной Матери, Она будет относиться к вам как к своему собственному ребенку.

Как мать узнает о том, что ее ребенок голоден? По его плачу. Каждый раз, когда он плачет особым образом, мать знает: "Да, настало время кормления". Я знаю это по собственному опыту. Когда я действительно впадаю в гнев, когда мир становится мне отвратителен, Ма приходит ко мне и, как бы похлопывая меня по плечу, говорит: "Забудь обо всем этом. Знаешь ли ты, что...", и начинает обучать меня чему-либо новому, о чем я никогда и не мечтал, чему-то настолько изумительному, что я теряю дар речи и напрочь забываю о своем гневе. Какое сострадание! Была ли когда-нибудь такая мать, как Она?

Когда же ребенок не плачет, мать знает, что его маленький животик полон, и не беспокоится о нем. Так же и в мире. Пока вы спокойно наслаждаетесь человеческой жизнью, Ма думает: "Хорошо, он удовлетворен. Пусть радуется. Зачем я ему нужна?" Но когда вы решите, что с вас такой жизни хватит и захотите вырваться из бесконечного круга рождений и смертей, тогда вам останется только одно: кричать, плакать, требовать, чтобы Ма явилась и позаботилась о вас. И только Ма явится к вам. Вы должны желать Ее больше, чем чего бы то ни было другого, - а в наш темный век Кали Юги существует столько препятствий к этому!

Но если вы сможете представить себя новорожденным младенцем, какие желания у вас останутся? Ребенок слишком невинен, чтобы осознавать что-либо кроме самых простых и насущных желаний. И в этом состоянии не возникает вопроса об искушении. Если вы предложите ребенку сделать выбор между шоколадом и алмазом, что он возьмет? Конечно, шоколад. Алмаз не представляет для него никакой ценности. И когда вы узнаете, что мир не имеет никакой ценности, вас ничто не сможет соблазнить и вы сможете избежать всех препятствий, возникающих в век Кали Юги. Но это может сделать только дитя. Вот поэтому я так сильно люблю малышей Гопалу и Иисуса.

Последователи ведической традиции считают, что тот же риши, который воплотился на земле в теле Рамы, а позже - в теле Кришны, воплощался также и в теле Иисуса. Мы принимаем Иисуса за одного из нас. Но посмотрите, что произошло с христианством, с прекрасным учением Иисуса. Они уничтожили столько людей "во имя Христа", в то время как Христос проповедовал, что следует подставлять другую щеку. Но Иисус! Его глаза! А образ Матери и Ребенка: дитя-Иисус, играющий со своей Шакти. Это так божественно. Христиане получили такое учение - и сделали из него какую-то путаницу. Но все обстоит именно так, и, как говорил Киплинг, "Восток - это Восток, а Запад - это Запад, и никогда им не Встретиться". В некоторой степени он был прав. Мы, жители Востока. Ценим только эмоциональный аспект. Вы, жители Запада, как и ваши коровы, в основе своей являетесь материалистами, хотя, конечно, есть и исключения. Но если сама Природа создала такие различия между людьми, как может одна раса понять другую? Требуются огромные усилия.

Видение богини

Есть еще одна причина, по которой необходимо стать перед Ма ребенком. Дети любят своих матерей, какими бы злыми или некрасивыми они ни были. Просто рассуждать о форме Ма - это одно, но увидеть Ее в действительности, с сочащейся кровью и с клыками, готовую поглотить вас, - совсем другое. Ваша реакция на Нее и определяет то, что Она может сделать для вас. Если вы не выражаете испуг, Она сделает для вас все, - просто из любви к вам. Если же вы реагируете со страхом или отвращением, Она станет еще более ужасной и страшной, и где вы тогда окажетесь?

Кали и все Ее проявления - Смашан Тару, Чиннамасту, Бага-ламукхи и все другие формы - нельзя назвать плохими. Никто не хочет любить их, все боятся. Кали не может понять, почему все испытывают такой страх по отношению к Ней. Если вы любите Ее в достаточной мере, вы измените Ее природную разрушительность до такой степени, что исчезнет даже жажда крови.

Люди считают Смашан Тару самой страшной богиней - и таковой Она и является. Одно из Ее имен - Бхаянкари, то есть "Вселяющая ужас". Но если вы подойдете к Ней с сердцем, полным любви как у Кришны, Она станет Радхой, величайшей возлюбленной Кришны. Если вы относитесь к Ней как к матери, Она и любит вас, как мать любит своего ребенка. Но если в вас нет веры в Ма, великую Богиню, и если вас постигает неудача, то вам ничего не остается, как рождаться снова и снова, пока вы не исправитесь.

Вы можете подойти к изображению Ма и сказать Ей: "О Ма, как Ты прекрасна!" или: "Какой ужас!" - или что-то еще, но испытываемая вами эмоция является лишь реакцией на Ее внешнюю форму. Если вы хотите развить настоящие отношения с Ней, проникнуть внутрь Нее и достичь Ее внутренней сущности, вы должны знать какому существу вы поклоняетесь.

Не зная Ее внутренней сути, как вы можете познать Ее? Но прежде, чем отправиться вглубь, вы должны вначале понять Ее внешнюю форму, ибо это на самом деле ваша внешняя форма. Атман, или Вселенская Душа - это солнце, а вы - отражение. Точно так же, как луна может отражаться сразу в тысячах водоемов, Атман может существовать в миллионах человеческих существ и оставаться при этом отстраненным, незатронутым. Большинство людей представляют собой несовершенные отражения, ибо они завязли в трех гунах, трех основных качествах существования. Если вода в озере взволнована, она не может верно передавать образ луны, но когда она спокойна, отражение совершенно. Когда вы видите Ма, вы смотрите на Нее через пелену, через завесу трех гун, поэтому вы и не можете с самого начала увидеть Ее в Ее истинной форме.

Почему Она синего цвета? Вначале задайте этот вопрос, и когда вы поймете ответ на него, вы сможете понять и все остальное. Почему небо или море синее? Если вы наберете пригоршню морской воды, вы увидите, что она прозрачная, но море в целом имеет синий цвет. Воздух бесцветен, небо - нет. Это все оптический обман, а то, что вы видите Ма - или Кришну - в синем цвете, также является оптической иллюзией, ибо вы смотрите на них своими физическими глазами. Если бы вы могли видеть божественным глазом, вы бы увидели нечто иное. Но сейчас Смашан Тара для вас Шьяма - глубокого, сияющего темно-синего цвета.

Ее шея обвита гирляндой из свежеотсеченных голов, - тем, что мы на санскрите именуем "рунда мала". В гирлянде восемь ухмыляющихся голов, символизирующих восемь "петель", то есть эмоций, которые затуманивают ум и побуждают совершать кармы, которые еще больше привязывают человека к вечно вращающемуся колесу рождения и смерти. Эти восемь петель или ловушек (на санскрите - "паши"), которыми вы можете прикончить себя следующие: похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, позор, страх и отвращение. Находясь в состоянии неведения, вы обладаете одной или многими из этих эмоций или ухмыляющихся голов. Смашан Тара говорит: "Я отсекаю тебе голову, чтобы излечить тебя от этой болезни, чтобы освободить тебя из этой западни". К сожалению, большинство людей так привязаны к своим ловушкам, что в страхе шарахаются от Смашан Тары, думая, что Она хочет убить их. Она хочет убить не вас, а ваше ложное "я", ограниченную индивидуальность, которая укреплялась в течение многих рождений. Вы боитесь Ее потому, что отождествляете себя с этой посредственной личностью, в то время как ваша истинная индивидуальность представляет собой нечто совсем иное. Когда Она отсекает вам голову, ваш ум становится прочным, устойчивым в концентрации, и это дает вам возможность достичь успеха в садханах агхоры.

Смашан Тара имеет груди в форме горшка (гхатастани), а что может быть более подходящим символом материнства, чем женская грудь? Материнский аспект присущ всем женщинам. Дайте двух или трехлетней девочке куклу и посмотрите, как она будет ухаживать за нею! Она будет возиться с ней, кормить ее, укладывать спать; редко когда можно найти мальчика, который бы столько внимания уделял какой-то кукле. Женщинам предназначено быть матерями, и этот инстинкт у них врожденный. Но пока женщина на самом деле не родит или не усыновит ребенка, он находится в потенциальном состоянии. С появлением ребенка материнство проявляется в ней в полной мере.

Даже этот процесс не происходит спонтанно. Он развивается вместе с развитием ребенка. Если взять людей, то по мере развития ребенка в матке груди матери увеличиваются, а соски темнеют. Во время беременности грудь увеличивается в размере и весе вдвое. Начинается образование молока. Тело готовится к кормлению ребенка еще до его рождения. Разве не великодушна Природа? Большинство мужчин, видя грудь, думают о сексе, но вы погубите себя, если будете относиться к Смашан Таре как к своему сексуальному партнеру. Вы недостаточно сильны для этого. Лишь немногие способны на это. Поэтому вы должны воспринимать Ее как мать, которая любит и защищает вас, и должны приветствовать Ее приход к вам в этом образе. У Нее большой живот (ламбодари), ибо она поглощает и переваривает все существа во Вселенной: Она впускает их в себя, прежде чем отправить в мир.

На Ее поясе - юбка из свежеотсеченных человеческих рук. Одно из санскритских слов, обозначающих руку, - "кара", и оно связано со словом "карма". Эти руки символизируют все кармы миллионов ваших жизней. Здесь есть и правые руки, и левые, так что учитываются все ваши кармы - положительные и отрицательные. Большинство людей облекают себя в свои кармы, а Она хочет отсечь их, полностью освободить вас от них. Почему Она носит их в виде юбки? Потому что таким образом они прикрывают пупок и лобковую кость. А разве не во имя этих двух вещей совершается большинство карм - для удовлетворения живота и гениталий? Разве большинство людей не готовы на все ради еды и секса?

На щиколотках Смашан Тара носит не серебряные браслеты, а маленьких кобр. Кобра всегда является символом умерших предков. Когда вы выполняете садхану, вы должны постоянно помнить, что делаете это не только для себя одного, вы совершаете это для всех своих прародителей, ибо если бы не они, вы бы никогда не могли получить человеческое рождение. Она говорит вам: "Это твои предки, которые пришли ко мне и нашли убежище у моих лотосовых стоп".

У Смашан Тары четыре руки. В одной она держит череп, символизирующий оболочку из трех гун, покрывающую душу. Петля, которую Она держит во второй руке, символизирует аркан, которым вестники Ямы (бога смерти) выхватывают живое из мира. Отобрав этот аркан у Ямы, Она дарует вам бессмертие, ибо теперь Яме нечем взять вас. С бессмертием приходит бесстрашие, ибо основой всех страхов является страх смерти. В третьей руке Тара держит ножницы, которыми Она разрубает три гордиева узла, связывающих вас с воплощенным существованием. Этот аспект связан с кундалини-йогой. И, наконец, в четвертой руке Тара держит острый меч, именуемый "кхадга" и являющийся символом вечной игры разрушения и создания Вселенной. Для вас это означает разрушение всех ваших сомнений, ложных представлений и впечатлений. Она Уничтожает их своим мечом. И поскольку люди умирают из-за сомнений, это дает гарантию того, что вы никогда не умрете.

И, наконец, Ее лицо. По-моему, я не видел ничего красивее. Тары лотосовые глаза. Помните, - лотос является символом мудрого различения. Язык свешивается из Ее рта, из него капает кровь. Все живые существа, какими бы крошечными они ни были, имеют в своем теле ту или иную кровеподобную субстанцию. Беря у них эту кровь, Она очищает ее. В тантре этот процесс известен под названием ракша шуддхи. Это значит, что Она удаляет огромное количество карм, приведших к рождению индивидуума из определенного чрева, и теперь ему гарантировано рождение более высокого порядка. На самом деле Она изменяет составляющие вашей личности, которая является совокупностью всех ваших бесконечных карм в бесчисленных рождениях. Это - адхидайвика ракта шуддхи, - очищение вашей личности.

Когда вы постигаете - не просто достигаете интеллектуального понимания, но постигаете на собственном опыте через выполнение садханы - все качества Смашан Тары, тогда Она больше не кажется вам синей. Она теряет всякий цвет, все атрибуты. Когда вы приходите к Ней и попадаете в Ее объятия, все ваши ошибочные представления о Ней исчезают. Вы видите Ее такой, какой Она на самом деле является. Вы не можете видеть Ее физическими глазами. На санскрите и большинстве индийских языков глаз в целом обозначается существительным женского рода, глазное яблоко - существительным мужского рода, зрачок - женского, а сетчатка (пардах, "занавеска" на хинди) - существительным мужского рода. Так что, как вы видите, дуальная природа внешней Вселенной, как в зеркале, отражается в физических глазах. Можете не надеяться увидеть с их помощью что-либо, кроме дуальности. Но когда "занавес" поднимается, вы видите абсолютную, недифференцированную Реальность, то, что мы на санскрите именуем Ниракара Таттва. Не остается даже тени дуальности. Может ли слепой различить пол стоящего перед ним человека? Только на ощупь. Состояние, в котором вы видите Смашан Тару в форме Ниракары, является состоянием нирвикальпа самадхи, отождествлением с бесформенным.

Итак, вы начинаете с неведения. Вы видите Смашан Тару в Ее ужасающей форме, ибо вы находитесь в оковах восьми арканов, законов карм и всей остальной грязи вашей личности, а Она желает освободить вас от всего этого как можно быстрее. И тогда вы видите обоих - себя и Ее - как одно целое. Все различия исчезают, и вы можете быть отличны от Нее. Наконец, если вам это предначертано вы опять возвращаетесь в Ее объятия и видите Ее в Ее старой форме - но как теперь все видится по-иному! Вы не можете представить этого, вы должны пережить это на собственном опыте. Вы переходите от дуальности к единству, точно так же, как это было у Парамахамсы Рамакришны.

Моя Тара всегда стоит на Шиве, который пребывает в глубоком самадхи. Одна Ее стопа покоится прямо на Его теле, другой Она толкает Шиву: "Проснись! Проснись! Давай потанцуем!"

Почему Шива пребывает в самадхи? Здесь Шива на самом деле является дживой, индивидуальной душой вместе с ее оболочками трех гун и всем остальным. Из-за тяжелого бремени карм, гун и всего прочего джива всегда находится в состоянии глубокого сна, отсутствия осознания. Когда в результате упорной садханы и сурового самоограничения вы достигаете осознания Шивы, джива становится Шивой. И тогда вы можете сказать: "Шивохам, Шивохам" ("Я - Шива, Я - Шива"). И еще вы увидите, что между дживой и Шивой нет ни малейшей разницы. Некоторые гуру велят своим ученикам помногу раз повторять: "Шивохам, Шивохам", - но это абсолютно бесполезно. Практикующие начинают представлять себя Шивой, не имея ни одного из Его качеств.

Как только Шива пробуждается, Он и Его Шакти начинают совместный танец, и этот танец заканчивается тогда, когда Она снова сливается с Ним. Когда происходит проекция Шакти, Шива засыпает, ибо Он теряет ту свою часть, посредством которой Он осознавал себя, свое истинное "Я". После того, как Шакти пробуждает Шиву, Она перестает существовать. Только когда ваше эго забывает все свои восемь петель и все остальное, что заставляет его отождествляться с телом, и отождествляется со Смашан Тарой (ибо ваше эго - это просто ваша собственная личная Шакти), эго пробуждает Шиву (высшее "Я"), и начинается танец.

И последнее: знаете ли вы, почему Смашан Тара всегда изображается на смашане рядом с бушующим погребальным костром? На этом костре Она сжигает не физическое ваше тело, она сжигает тело каузальное. Она производит кремацию миллиардов карм, которыми забито ваше хранилище, то есть ваше каузальное тело, и тем самым освобождает вас от дальнейшей необходимости снова рождаться в этом мире.

Добейтесь видения Ма, оцените Ее во всех Ее аспектах, узнайте все о Ней сами и определите, как вы можете любить Ее наилучшим образом. Большинство людей настолько глупы, что боятся Ма, ибо им страшно расстаться со своей грязью. Вы должны видеть Ма в Ее игривой форме, в Ее страшной форме, во всех Ее формах - и вы должны любить Ее.

Глава 3. Шива

Мир считает Тебя зловещим, о Разрушитель Похоти, играющий на смашане, покрытый пеплом от погребальных костров, носящий ожерелье из человеческих черепов и водящий дружбу с вурдалаками. Но для тех, кто помнит о Тебе с преданностью, Ты, о Наделяющий Благами, в высшей степени благодатен.

(Шива Махимна Стотра, 24)

Махакала

Однажды я сказал Смашан Таре: "Ты - моя Ма, моя Мать, но кто мой Отец? Я знаю, что мать всегда показывает ребенку облик его отца. Не покажешь ли ты мне моего?". У нас есть такая поговорка на хинди: "Только ваша совесть знает все ваши прегрешения, и только мать ребенка знает его истинного отца". Без Смашан Тары я бы никогда не смог достичь успеха в садхане, посвященной Ее величественному супругу, Господу Шиве. Тантристы и агхори работают следующим образом: вначале они достигают успеха в садхане, посвященной Шакти, а затем используют эту Шакти для того, чтобы Достичь Вселенской Души, Шивы.

Три года я провел на смашане Уорли в Бомбее, совершая ритуалы, прежде чем моя Тара наконец согласилась показать мне садхану, посвященную Махакале, Разрушителю Космоса. В Бомбее выполнять эту садхану было невозможно. Вначале я отправился на Нимтолла Гхат в Калькутте, а затем провел десять месяцев на Маникарника Гхате в Бенаресе.

Маникарника Гхат называют еще "Махасмашан", величайший смашан. Ни одна секунда не проходит там впустую, по меньшей мере одно тело обязательно сжигается, и так круглые сутки. И так было многие тысячи лет. Огонь, используемый для зажигания погребальных костров, поддерживается непрерывно на протяжении уже многих столетий; ему никогда не позволяют погаснуть. Люди проходят тысячи миль до Бенареса с тем, чтобы умереть именно там и быть сожженными на Маникарника Гхате. Каждый день десятки тел прибывают сюда на поезде: это тела тех, кто умер вдали от Бенареса, но жаждал быть кремированным именно здесь. Тел слишком много, чтобы все их сжигать до пепла, поэтому как только появляется обнаженный череп и большая часть тела обгорает, священнослужители произносят соответствующие заклинания и сталкивают труп в Ганг, освобождая место для следующего тела. Как только останки попадают в реку, стаи собак начинают драться между собой за обладание ими. Затем то, что остается после собак, пожирают рыбы и черепахи. Если вы пробыли там в течение десяти месяцев подряд, как я, и все еще не достигли осознания, что и вы когда-то умрете, то вы просто безнадежны. Вы никогда уже не осознаете этого и умрете в неведении.

Я сидел на смашане все дни и все ночи. Я варил себе рис каждый день в свежем черепе, даже не очищая его от остатков мозга. Смашан является идеальным местом для совершения поклонения Господу Шиве, ибо смерть - это вечная реальность, а Господь Шива - Разрушитель, само воплощение смерти. Вы всегда найдете его среди мертвецов, среди духов, трупов и среди пепла сожженных тел. Маникарника Гхат является любимым местом времяпрепровождения Шивы.

Наконец в процессе моего выполнения садханы Махакалы наступил момент, когда я начал слышать, как кто-то смеется мне на ухо и говорит: "Глупец! Ты соображаешь, что ты делаешь? Если я явлюсь и встану перед тобой, тебе придется умереть, другого выхода нет. Никто не может видеть меня и продолжать жить, ибо никто не может видеть меня, кроме как в момент смерти".

Я засмеялся и сказал: "Мне все равно. Когда-то мне все равно придется умереть, почему бы не сейчас? Я готов к смерти, но я хочу увидеть Тебя".

И так продолжалось несколько дней. Затем голос сказал: "Послушай, я не шучу. Если ты будешь продолжать, тебе придет конец". И опять я ответил: "Я готов умереть, жизнь не значит для меня ничего. Я жду Тебя".

В конце концов моя садхана доставила удовлетворение Махакале, и Он сказал мне: "Я знаю, что ты хочешь, чтобы я явился и встал перед тобой, но, увидев меня, ты не сможешь продолжать жить. Я явлюсь и встану сзади тебя, я всегда буду за твоей спиной".

С того дня я никогда больше не боялся смерти, ведь сам Разрушитель стал моей опорой. Сейчас я знаю, что такое смерть, и когда она придет ко мне, я встречу ее с распростертыми объятиями, ибо она - Это мое любимое божество Махакала.

Я начал говорить о Шиве, а затем стал называть Его Махакалой. Шива и Махакала - это два аспекта одного и того же. Называйте Его Атмой, Пурушей, Вселенской Душой, Конечной Реальностью, Богом-Отцом или как вам еще угодно. Шива един, Он - Абсолют, Один без Второго, воплощение чистого сознания. Вся дуальность существует в проявленной Вселенной, Шива же вне пределов всего этого.

Или, вернее будет сказать, почти вне пределов всего этого. Шива обладает формой, а это означает, что Его личность существует в Природе, созданной из Адьи. Господь Шива не является полностью абсолютным, ибо в силу своего сострадания Он принял на себя один-Два атрибута с тем, чтобы дать нам возможность постичь Его. Однако эти атрибуты дают Ему определенную ограниченность - очень тонкую, конечно. Такую тонкую, что с нашей точки зрения это вовсе не является ограниченностью. Но она достаточна, чтобы отличить Его от Махакалы.

Махакала не имеет вообще никакой ограниченности, - по крайней и мере, в той Вселенной, которую мы знаем. Он не имеет абсолютно никакой формы. Шива проявляет определенную форму, на которой мы можем сконцентрировать свое внимание. Махакала же полностью бесформен, а это означает, что Он может по своей воле принимать любую возможную форму.

Махакала является Богом Времени. Он - Сатья Шри Акала: Истинный, Благодатный, Вне Времени. Поскольку время существует только для смертных, Махакала должен быть бессмертен, что делает Его истинным, ибо Он абсолютен, свободен от малейшего влияния Майи. И это делает Его благодатным, ибо Махакала - единственное существо из всех возможных существ во Вселенной, которое никогда не становится жертвой Майи. Даже Господь Шива, - та же сущность, что и Махакала, в другом проявлении и с другими функциями - допустил одно или два падения. Но Махакала никогда даже не глядит на Майю. И никто не может склонить Его сделать это. Когда Он является за вами, как бы вы ни умоляли Его подождать еще пять минут, пока вы утрясете все свои дела, "нет" - будет Его единственным ответом. Если даже сам Господь Кришна не смог убедить смерть подождать хотя бы одно мгновение, как сможете сделать это вы?

Почему это так? Потому что Махакала является той осью, на которой вращается вся Вселенная. С одной стороны, существует Сагуна Брахман, Самсара, бесконечность форм, с другой - Ниргуна Брахман, бесформенная бесконечность, абсолютное отсутствие формы, ноль. Между ними пребывает Махакала, соединяя их и являясь осью, связующим звеном между Бесконечностью и Нулем.

Смерть и смашан

Если вы знаете о рождении, то вы знаете и о смерти, и наоборот. Лучшим местом для получения знаний о смерти является смашан. Смашан - это истинный храм, место вечной Реальности. Когда вы идете в обычный храм, вы делаете это для того, чтобы попросить о чем-нибудь, - и если вдруг в храме вы видите красивую девушку или интересного мужчину, вы забываете о божестве и начинаете размышлять о том, как бы завладеть этим привлекательным, но таким невечным человеческим телом. На смашане же вы видите только печаль и слезы. Если мужчина видит женщину, он подумает: "Да, она тоже умрет и будет сожжена или похоронена, как все остальные".

Когда вы поселяетесь на смашане, вы вначале избавляетесь от отвращения, поскольку привыкаете жить среди трупов, костей и прочей грязи. После исчезновения отвращения вы освобождаетесь от страха, ибо когда вы близко познаете что-либо, вы перестаете бояться этого. Вы познаете смерть, и она больше не может внушать вам страх. Затем исчезает чувство стыда, поскольку вы больше не боитесь расхаживать нагишом и делать то, что положено. Вас ничто не беспокоит. Постепенно все восемь ловушек исчезают.

Большинство людей отправляются на смашан всего на один день. В течение следующей недели у них будет отсутствовать вкус к мирским вещам, но постепенно он вернется к ним. Это то, что мы называем "отречением смашана". Оно ложно, преходяще и легко забывается. Махакала заставляет людей забыть о нем. Если же вы останетесь на смашане достаточно длительное время, Махакала сделает так, что вы забудете мир навсегда. Вы забудете свою семью, друзей - всех и вся. Все, что вы будете помнить, - это то, что вы умрете. И это - истинное отречение, которое вам может дать лишь Господь Шива и никто больше.

Однажды, сидя на Банганга смашане в Бомбее, я наблюдал официальные похороны губернатора Бомбея Гириджи Шанкар Баджпая. Солдаты производили выстрелы из ружей, политики произносили речи - это было грандиозное шоу. Рядом с телом губернатора на другом костре тихо горело тело бедного мойщика. И я подумал: "Какое бы положение люди ни занимали в жизни, все рано или поздно заканчивают здесь". В другой раз я видел тело старого садху-джайна на одном костре и тело ребенка на другом. "Возраст ничего не значит для Махакалы, - размышлял я. - Когда ваше время подходит, вы умираете". Испытав столько переживаний относительно смерти, вы забываете все о жизни; ваше отречение становится полным.

Смашан имеет еще другое название - Шахр-э-Кхамош, Город Безмолвия. Никто не приходит сюда, чтобы попеть, потанцевать, Посмеяться или развлечься. Никто не приходит сюда по собственной воле, а приходя, люди плачут о любимых, оставивших свои тела. все плачут - кроме покойников. Они смеются, ибо наконец-то они освободились от своих земных оков.

Многие люди ужасно удивляются, обнаружив, что они умерли. В этом нет ничего необычного: представьте, что вы выполняете какую-то работу, которая доставляет вам большую радость, - и вдруг с вами случается сердечный приступ, и вы умираете. Ваш ум будет по-прежнему занят работой, и ему понадобится некоторое время, чтобы освободиться от своих мирских привязанностей.

Если смерть наступает внезапно - в результате сердечного приступа или несчастного случая, - умерший приходит в сильное замешательство, и должен какое-то время парить над местом смерти, пока не сообразит, куда ему нужно отправляться. Поэтому я всегда говорю, что даже если умирающий испытывает физическую агонию, лучше всего во время наступления смерти быть начеку или даже спать и видеть сон - с тем, чтобы позволить индивидуальности обратиться внутрь и обнаружить те желания, которые будут определять следующее рождение. Моя мать хорошо осознавала приближение своей смерти, отец готовился к своей в течение многих недель. Но для большинства людей даже акт умирания полон ужасающей неопределенности.

Вы можете делать все, что в ваших силах, чтобы поддерживать контакт с умирающими, но это не принесет большой пользы. Они уже вошли в мир иной. Вы можете заметить наступление стадии, когда глаза начинают быстро двигаться, а губы - произносить неразборчивые слова. Если вы обладаете знаниями о смерти, то вы знаете, что человек просматривает книгу записей Читрагупты. Какое это прекрасное слово - "читра", оно означает "картина"; слово "гупта" означает "секрет, тайна". Вместе они означают тайные картины, образы, которые больше никто видеть не может. И что же это такое? Всего лишь подсознательная память, каузальное тело, запись всех карм жизни. Пребывая в этой сфере подсознания, наблюдая все действия своей жизни, проносящиеся перед вашими глазами, подобно кинофильму, отмечая все свои прошлые ошибки, можете ли вы оставаться осознающим по отношению к внешнему миру? Нет. Ваше эго, которое до сих пор было обращено через ваши органы чувств во внешний мир, отождествляясь таким образом с телом, сейчас обращается внутрь, в подсознательное, пытаясь найти нечто, с чем оно могло бы отождествиться, и выбирая кармы для следующего рождения. Так, сын или дочь умирающей могут причитать: "О мамочка, мамочка, мамочка, пожалуйста, прости меня) - но уже слишком поздно, ибо мать не слышит этих слов. Она должна оставить все связи со своим физическим телом.

Никакими методами невозможно заставить человека сохранять бдительность в момент смерти. Вы можете силой вернуть эго обратно в сознательный ум, а затем несколько минут общаться с умирающим, но это чрезвычайно сложно.

Лучше всего, если человек проходит через процесс умирания еще при жизни. Такое случается, например, когда больной умирает на операционном столе, а затем возвращается к жизни. Ученые, изучающие смерть, опросили множество таких людей и определили некоторые ощущения, сопровождающие наступление смерти: движение сознания через темный туннель, ревущий шум и т.д.

У моей приемной дочери Рошни однажды были такие переживания. Она ежедневно употребляла напиток, приготовленный из молока и конопли (бханг). Как-то раз у меня было странное, непонятное состояние, и я лично дал ей бханг. Выпив напиток, она села в кресло и закрыла глаза. Через несколько минут ее дыхание и пульс остановились. Спустя какое-то время она вышла из этого состояния, и я спросил ее, что случилось.

"Я сидела в кресле и летела через длинный туннель. Потребовалось много времени, чтобы долететь до другого конца, после чего я стала подниматься все выше и выше. Я была так напугана, что изо всех сил вцепилась в кресло. Я летела в огромном, безграничном пространстве и могла видеть столько звезд и других вещей, что это невозможно описать словами. Я чувствовала, что меня тянет к источнику божественности, любви - и тут кто-то заставил меня вернуться обратно в тело".

И с того дня она сильно изменилась. Она даже жаловалась мне: "Зачем ты вернул меня обратно?" Это состояние было подобно состоянию умирания, и теперь она знает, что такое смерть, как знают это и другие люди, которые уже пережили ее. И все они будут намного лучше подготовлены к смерти, чем обычный человек. Их смерть будет намного легче, ибо они знают, что бояться нечего. Не смерти нужно бояться, а рождения.

"Анте мати са гатих" - то, о чем вы думаете в момент смерти, - определяет ваше следующее рождение. Если вы, умирая, сохраняете состояние осознания и помните о Боге, вы несомненно отправитесь к Нему. Вероятность того, что вы будете помнить о Боге во время смерти, намного выше, если вы регулярно вспоминаете о Нем в течение всей своей жизни. Поэтому вы должны потерять себя в любви к своему божеству с тем, чтобы вы могли умереть с Его именем на устах. Огромное количество наших святых книг учит, что в современном мире величайшая форма поклонения - это просто повторение имени Бога. Суфии тоже поступают таким образом. Но вы думаете - легко помнить о Боге в момент смерти? О нет!

Однажды некий гуру сидел под деревом со своим любимым учеником. Увидев плод манго, растущий на дереве очень близко к земле, он подумал: "Как бы я хотел это манго!" И как раз в тот момент, когда он попросил ученика сорвать для него плод, он умер.

Ученик не знал, что делать. Он был вне себя от горя: "Гуруджи умер! Кто теперь будет заботиться обо мне и учить меня?" Внезапно ему в голову пришла мысль: если правда, что человек отправляется туда, о чем он думал в момент смерти, то поскольку гуруджи, умирая, попросил у него плод манго, значит, он должен быть где-то рядом, пытаясь удовлетворить свое последнее желание.

Ученик сорвал манго и, не зная конкретно, что же он ищет, стал внимательно осматривать плод. Он увидел ползущего муравья, и еще одна мысль пришла к нему вроде бы ниоткуда: "Почему бы гуруджи не быть в этом насекомом?" Он взял муравья большим и указательным пальцами и раздавил его.

И тут перед ним предстал его учитель. "Благодарю тебя, мой любимый мальчик, за то, что ты для меня сделал. Я действительно был в этом муравье, испытывая желание испробовать манго. Ты спас меня от многих жизней блуждания в Майе". И, благословив ученика, он исчез.

Это не значит, что вам нужно теперь вылавливать муравьев и давить их. Прежде чем играть в такие игры, вы должны знать, что вы делаете. Ученику в описанной истории просто повезло - или можно сказать, что таково было его предназначение. Откуда он знал, что муравей был его учителем? И как ему вообще пришла в голову мысль начать его поиски? Это все была игра его гуру. Именно он направил эти две мысли в ум мальчика. Это прекрасная игра гуру и ученика. Гуру всегда знает, что происходит, но делает вид, что находится в неведении; от ученика же ожидается только искренность.

Но если вы не знакомы со всеми этими вещами, то не стоит ради баловства заниматься ими. В данном случае повезло самому гуру. Представьте что было бы, если бы юноша был глупцом или просто не обратил внимания на интуитивно полученную информацию? Гуру легко мог попасть в западню Майи, даже из-за такого незначительного желания.

А вот другая история. Жила когда-то одна старая женщина, которая отличалась истинной набожностью. Она регулярно поклонялась Богу, ежедневно выражая Ему свое почтение в течение нескольких часов, - и кроме этого она почти ничего не делала. В конце жизни она ослепла и ей приходилось передвигаться на ощупь, но это лишь сделало ее поклонение Богу более совершенным, ибо вместе со зрением она потеряла большую часть отвлекающих факторов внешнего мира.

Она была истинной вегетарианкой и ела очень мало. Однажды, готовя себя еду, она нечаянно наступила на мышонка, которого она, конечно, никак не могла видеть. Зверек умер с пронзительным писком. Женщина эта была очень мягкосердечна и тут же подумала: "Что случилось? Я кого-то убила!" И с этой мыслью она внезапно умерла.

"Анте мати са гатих". Последняя ее мысль была о мышонке, и ей пришлось принять новое рождение в теле этого животного. Затем, в силу извечной борьбы за пищу, к ней вернулись жадность и гнев, и она опять попала в ведущий вниз водоворот Самсары.

Так что даже малейшая привязанность может погубить вас. С другой стороны, даже малейшая привязанность к Богу может спасти вас. Жил когда-то человек по имени Аджамила. За свою жизнь н совершил много негативных карм, и когда настало ему время Умереть, он не смог вспомнить ничего, кроме имени своего сына "араяны. А Нараяна - это имя Вишну, Хранителя Космоса. И вот Во время смерти на устах Аджамилы было имя Нараяны.

Тут к нему явились два демона с намерением забрать его душу в ад, чтобы он мог искупить часть своих карм, но их остановил ангел, который сказал: "Как вы смеете пытаться унести этого человека? Вы что, не знаете, что он умер с именем "Нараяна" на устах?"

Демоны засмеялись и ответили: "Конечно, - но он просто звал своего сына. Разве это поклонение?"

"Все же он помнил о Нараяне, который пребывает в каждом человеческом существе, и он пойдет со мной", - сказал ангел. Так Аджамила попал на небеса. Конечно, он практиковал суровый тапас в предыдущих жизнях, чтобы получить такую возможность, но эта история иллюстрирует могущество имени Бога.

Почти никто не знает времени своей смерти. Но благодаря Махакале я могу знать почти все о том, как умрут мои друзья, когда это произойдет, сколько людей будут наблюдать процесс умирания и при каких обстоятельствах наступит смерть. Сейчас у меня особые отношения с Махакалой. Иногда Его можно уговорить продемонстрировать людям свое великодушие. Например, кому-то предначертано судьбой умереть медленной мучительной смертью после несчастного случая. Махакала может устроить все так, что человек умрет сразу же после несчастья - и никаких страданий не будет.

Вы не можете перехитрить Махакалу, но вы можете продлить свою жизнь. Махакале всегда нужен предлог, сопутствующая причина, чтобы забрать вас. Если вы сможете избежать конкретной ситуации, которая должна вызвать вашу смерть, вы будете продолжать жить дальше, - но очень немногие способны избежать ее. Воздействие Махакалы на ум слишком сильно.

Недавно один из моих друзей решил съездить на праздники в Талегаон, город, расположенный недалеко от Пуны. Я сказал ему: "Следующие две недели являются чрезвычайно критическим периодом для тебя. Если ты дорожишь своей жизнью, не уезжай из Бомбея". Но он настоял на поездке. Когда он прибыл на вокзал, то увидел, что пути перекрыты и поезда не ходят. Вместо того чтобы принять это за плохой знак, он и его жена сели на платформе и прождали несколько часов, пока не попали на поезд. Они уехали в Талегаон, а через несколько дней мой друг умер. Как бы долго вы ни ухитрялись избегать смерти, в конечном итоге она неминуема. Вы не можете обмануть смерть.

Только один человек является исключением - йог. Если он обладает достаточными знаниями, он узнаёт о своей смерти за шесть месяцев до ее наступления, ибо прана начинает покидать его тело. Затем, если он желает, он может выбрать наилучший день и час для того, чтобы оставить тело, и когда он готов, он собирает всех своих "детей" и дает им последние благословения. Когда он попрощался со всеми и когда наступает тот благоприятный момент, которого он так ждал, он садится в позу лотоса и входит в состояние транса. Внезапно собравшиеся слышат громкий хлопок: Пхат! - и из шиварандры (отверстия в задней части свода черепа) вырывается струя крови - и все, его больше нет, он свободен.

Помните, как говорил Кабир: "Когда вы приходите в мир, вы плачете, а мир смеется. Вы должны прожить свою жизнь так, чтобы когда вы умрете, весь мир плакал, а вы смеялись". С ним самим все так и было.

Но очень редко кто умирает как йог, в осознании.

Если бы люди только могли знать, что происходит во время смерти и после нее, они бы не совершали так много ошибок. Рави и я сожгли тело моего отца в Банганге, на том же месте, где я сжег когда-то тела своей матери и своего сына Рану и где когда-то сожгут меня. Как вы думаете, когда тело отца было в огне, не витал ли его дух где-то неподалеку? Конечно, витал. Представьте, что вы приходите с работы домой и обнаруживаете, что ваш домовладелец выставил вас из квартиры, само здание признано негодным и разрушено. Разве вы не бродили бы вокруг этого места несколько часов или Даже несколько дней, чтобы переориентироваться? Каждый умерший витает вокруг своего тела, размышляя, что же делать дальше. Как вы думаете, почему индусы кремируют своих мертвых всего через несколько часов после смерти? Потому что, пока тело существует, дух может иметь некоторую надежду на возвращение в него. Когда же тело сжигается дотла, дух вынужден искать свой собственный путь. Похоронные процедуры заставляют дух витать вокруг тела 3 течение довольно длительного времени, особенно если тело хорошо сохранилось. Мусульмане устраивают сорокадневное чтение Корана, на которое приглашают дух умершего, но в этом нет ничего хорошего, поскольку такая процедура заставляет дух задерживаться на земном плане дольше обычного. Чем быстрее дух удаляется и начинает искать свой собственный путь, тем лучше.

Несчастный умерший хочет, чтобы все знали, что он еще жив, и оказывается в сильном смятении, если никто из находящихся рядом с его телом его не слушает, что, конечно, вполне понятно. Вы бы тоже обиделись, если бы все ваши родственники внезапно начали вести себя так, будто вас нет, в то время как для вас очевидно, что вы находитесь рядом с ними. Нельзя винить друзей и родственников в том, что они не отвечают на зов умершего. Люди - кроме тех немногих, которые обладают тонким восприятием, - не способны видеть или слышать мертвых.

Поэтому я и говорю, что очень немногие из ритуалов, связанных со смертью, к какой бы религии они ни относились, имеют для умершего какое-то значение. Священники выдумали большинство церемоний в качестве средства для того, чтобы делать деньги на человеческой доверчивости (что очень плохо); и почти никто из священников ничего не знает о духах, не может их видеть и общаться с ними. В ведической религии нет бесполезных ритуалов; те, которые не несут никакого смысла, были добавлены позже жадными священниками.

Согласно традиции, после смерти труп необходимо вымыть. Это хороший пример бессмысленного ритуала. Какая польза от мытья трупа? Слышали ли вы о чем-нибудь более смехотворном? Какой смысл очищать то, что через несколько часов станет пеплом или пищей для червей или грифов? Переживает ли умерший по поводу чистоты, если у него больше нет тела?

Знаете, однажды мне в голову пришла интересная мысль: мы, индийцы, в большинстве своем вегетарианцы, и когда мы умираем, мы оказываемся съедены растениями; то есть нас поглощает дерево, растительный материал. Мы питаемся растениями всю свою жизнь, а когда мы умираем, растения, в свою очередь, начинают питаться нами. Таков закон кармы. Мусульмане и христиане являются преимущественно мясоедами, и когда их хоронят, они сами становятся пищей для червей. Парсы также употребляют в пищу мясо, и когда они умирают, их тела помещают на Башни Тишины, куда прилетают грифы и лакомятся трупами. Я говорю вам, что избежать кармы невозможно: это может случиться только по милости свыше.

Что меня поражает еще больше, чем привязанность людей к традиции, так это те изменения, которые происходят с близкими покойных. Я никогда не перестану испытывать благоговение перед Природой, перед тем, какую власть Она имеет над человеческим умом.

Пять минут до смерти мужа жена обнимает его, целует, рыдает над ним. Через пять минут после смерти она боится коснуться мертвого тела, испытывая странное чувство. Конечно, она чувствует себя странно. Даже когда они наслаждались сексом и думали, что получают удовольствие от тела, на самом деле они наслаждались чем-то другим: друг другом. У вас не возникает желание ласкать или обнимать покойника, ибо в нем нет ничего, что можно было бы ласкать или обнимать; остается только внешняя оболочка.

Продолжать? После смерти мужа его труп выносят из дома, и даже после кремации пепел никогда не возвращают обратно. Почему? Потому что может явиться дух и причинить жене беспокойство. Какой абсурд! Есть у людей хоть какой-нибудь здравый смысл? Они были женаты столько лет и занимались любовью сотни раз. Если дух и явится, то он будет любить ее, он постарается помочь ей - разве это не логично? Но когда дело касается смерти, очень немногие делают то, что логично.

Когда умер отец Рошни, я предупредил всех его родственников, чтобы они не тратили деньги попусту на какие-либо ритуалы. Я им откровенно сказал, что в этом нет никакой пользы и что все, что можно для него сделать, сделаю я. Его сестра возразила: "Ты индус, что ты знаешь о религии парсов? Будут совершены все ритуалы, и семья заплатит за это; таков наш обычай".

Я ответил ей: "Это не имеет никакого отношения к религии; это просто обворовывание моих бедных детей, способ отобрать у них часть денег, которые оставил им их отец, на то, что бесполезно. Если бы в этом была хоть какая-то польза, я бы никогда не возражал".

Но она не хотела и слушать меня. В конце концов у меня лопнуло терпение, и я сказал: "Давайте, делайте как хотите, и сами увидите последствия". Они поступили по-своему, и в течение следующих нескольких месяцев эта женщина и все родственники, содействовавшие ей, получили те или иные травмы левой ноги. У сестры умершего был такой сильный перелом, что ногу пришлось фиксировать с помощью болтов и металлической пластины. Только моя приемная дочь Рошни избежала травмы; я всегда любил ее.

Когда умер один из учеников моего гуру Махараджа, мне сказали, что его тело будет сожжено на погребальном костре из сандалового дерева, и это будет стоить около 3000 долларов. Разве это не величайшая глупость? Если дух уже покинул тело, разве ему не все равно - сожгут труп на костре из сандала или чего-то еще? Когда вы наконец-то покидаете свое тело и видите столько всего нового, испытываете столько новых переживаний, у вас нет времени беспокоиться по поводу того, каким образом будет уничтожено ваше старое тело.

Во время кремации на землю кладется специально приготовленный шарик из рисовой муки (пинда) для того, чтобы его съели вороны. Ворона - очень умная птица. Хороший наблюдатель заметит, что иногда вороны не едят пинду. Эти птицы всегда голодны и хотели бы съесть мучной шарик, но над ним витает дух и не позволяет им взять его. Дух пребывает в глубоком смятении - он все зовет и зовет своих близких, но никто его не слышит. И это - единственный способ, каким он может привлечь к себе внимание.

Если вы замечаете, что вороны не едят пинду, вы должны понять, что у духа осталась еще какая-то васана, - какое-то сильное желание, которое не было осуществлено при его жизни. И если вы хотите обеспечить духу покой, вы должны подойти к пинде и сказать: "Если у тебя есть какое-то неосуществившееся желание, приди в мой сон или дай мне знать о нем каким-то другим способом", - и дух попытается войти с вами в контакт.

Недавно как раз такой случай произошел с одним из моих "детей". Он не говорил с пиндой, но его недавно умерший друг явился ему во сне и попросил его найти лучший дом для его оставшихся без отца детей. Сейчас этот человек занят удовлетворением просьбы духа.

Как индусы, так и парсы предлагают еду своим умершим близким, которые поглощают ее на эфирном плане посредством обоняния, не вкушая самой пищи. При этом внешняя ее форма не изменяется. Я предупреждаю всех, кого я знаю, чтобы они никогда не ели пишу, предложенную умершему, ибо она загрязняется сильным желанием духа вернуться к физической жизни и оказывает на ум сокрушительное воздействие. Вы можете убедиться в этом на практике. Найдите святого, пребывающего в самадхи, и положите немного этой пищи ему в рот - и он выйдет из своего состояния: влияние физического очень сильно. Хорошо известно, что священники употребляют такую пищу, - и это объясняет, почему их интеллект настолько материалистичен, хотя они и поклоняются постоянно Богу.

Связанные со смертью ритуалы в своей простейшей форме были предложены по той причине, что в их совершении есть некоторая ценность. Но вы должны знать, что вы делаете. Знаете ли вы, например, почему индусы всегда кладут труп на землю так, чтобы голова была обращена на север? Известно, что магнитные силовые линии земли идут на север и на юг. Эта практика имеет тройную пользу. Во-первых, быстрее наступает трупное окоченение, и распад тела ускоряется. Во-вторых, магнитное поле взаимодействует с телом таким образом, что дух не может войти обратно в тело, даже если будет пытаться сделать это. И, в-третьих, если труп находится в таком положении, легче совершить килану духа и сразу же выполнить питри тарпану, что поможет духу быстрее найти свой путь в новое чрево. После смерти дух пребывает в замешательстве, не зная, что ему делать. Вы, как близкий человек умершего, должны сделать все, что в ваших силах, чтобы придать наступающим после смерти переживаниям какое-то направление и тем самым свести к минимуму ощущения одиночества и страха перед неизвестным.

Питри тарпана - это один из ритуалов, совершаемых после смерти, который действительно приносит пользу, если его выполнять правильно. Это процесс, посредством которого вы помогаете своим умершим предкам удовлетворить их неосуществленные желания, препятствующие их продвижению вверх по иерархическому пути существования. Знаете ли вы, что это может реально изменить ваши гены и хромосомы в лучшую сторону? Допустим, один из ваших предков предавался при жизни распутству и очень любил секс. Когда он умирает, его похоть не исчезает: он берет ее с собой. Он будет жаждать секса, но поскольку тела у него больше нет, он никоим образом не сможет удовлетворить свое желание.

Однако гены и хромосомы по-прежнему продолжают существовать - они были переданы детям и внукам умершего. Не правда ли, нет никакой особой разницы между семенем и деревом? Одно находится в не проявленной форме, второе - полностью проявлено. Таким образом похоть этого старикашки будут ощущать и его потомки, поскольку они несут в себе некоторую часть его генетического материала, которая будет в какой-то степени резонировать с его эманациями похоти. Вы являетесь носителями миллионов генов, но не все они работают одновременно. Как же тело решает, каким из них работать? Это как раз один из путей.

Так вот, если совершен ритуал питри тарпана, то с его помощью данный предок получает рождение в новом чреве - возможно, что и в чреве животного, поскольку он так охвачен животной страстью к совокуплению, - и теперь он сможет вдоволь наслаждаться сексом в новом теле. Произойдет его отождествление с новыми генами и хромосомами, и он забудет о своих старых. И тогда вы будете свободны от его влияния на ваши собственные гены и хромосомы, ибо он не будет больше передавать вам свою похоть, с которой вы бы резонировали. Это сделает ваш ум более крепким и менее сексуальным.

Ваш предок благословит вас за то, что вы дали ему возможность осуществить его желания. Кроме того, вы обязаны своим предкам своим физическим телом, и это один из способов расплатиться с долгом и устранить кармическую связь. Разве это не чудесно? Все счастливы.

Это одна из многих причин, по которым я ненавижу коммунизм. Коммунистов учат забыть своих родителей, отречься от них, если они работают против государства. Если вы губите своих родителей, которые являются вашими корнями, как вы можете надеяться на какое-то процветание? Напротив, вам грозит деградация, вы можете стать более примитивными и грубыми. Я ненавижу коммунизм!

Именно ваши предки являются причиной того, что новое рождение становится мучением. Каждый раз, когда вы рождаетесь, вы должны иметь дело с определенными характеристиками и прихотями своих умерших предков, и к тому времени, когда вы преодолеете все эти ограничения, ваша жизнь закончится. Поэтому как только вы достигаете определенной стадии в своей садхане, вы начинаете испытывать жажду освобождения от нового рождения. И позвольте вам сказать следующее: Мокша, освобождение, свобода от повторного рождения или как бы вы еще ни называли это, - происходит по милости Шивы, никаких других причин нет. Господь Шива говорит своей Шакти: "Всех этих глупцов, которых ты создала для игры, следует усыпить; сделай так, чтобы они не знали истины и продвигались на ощупь. Только некоторым из них я позволю достичь меня и прийти ко мне, а затем, когда они обретут полное осознание, слиться со мной".

Поэтому все, кто приходят на кладбище, плачут. Смашан еще называют рудра бхуми, - место, где текут слезы. Обычные люди плачут по той причине, что под влиянием Майи они находятся в заблуждении и отождествляют себя с только что умершим родственником или другом. У святых и бессмертных существ текут слезы радости, так как именно на смашане они видят свою истинную индивидуальность, свои истинное "я", ибо что такое Господь Шива, как не чистое сознание?

В каком же состоянии пребывает Шива? В самадхи - в вечном самадхи, в состоянии вечного единства со Вселенной. Самадхи Шивы отличается от обычных состояний самадхи, поскольку Шива постоянно осознает все происходящее вокруг. В обычном самадхи вы можете потерять свое осознание внешней реальности, Шива же - это совершенное осознание.

Майя почти никогда не касается Шивы. Он является творцом Майи и позволяет Ей играть, как Она желает. Он никогда не может Умереть, поскольку все другие боги и небесные существа во Вселенной подвластны Ему. Если бы Он умер, как бы Он мог забрать их, когда приходит конец? Бог Смерти - единственный во Вселенной, Кто обладает полномочиями забирать жизнь; без этих полномочий Даже Он не мог бы этого сделать. Обычный полицейский может арестовать губернатора или премьер-министра на основании той власти, какую ему дает его нагрудный знак, - без него он такой властью не обладает. Шива обладает правом убивать.

Поскольку Шива не может умереть, значит, Он никогда не был рожден, ибо все, что рождается, должно умереть. Смерть относится ко всем существам одинаково. Поэтому Шива носит имя Сваямбху, то есть Самосущий, не подверженный ни рождению, ни смерти. Вы, наверное, видели икону Шивы в форме Натараджа, - Танцующего Господа, - где Он окружен пламенем растворения. Танцуя, Он создает, хранит и разрушает бесчисленные вселенные, и все это одновременно, под ритм своего двуглавого барабана. Шива является источником этого звука. Он есть чистый ритм.

Видите ли, Шива абсолютен. Любая форма, которой вы поклоняетесь, - всего лишь форма, а ваше поклонение - это поклонение Абсолютному, стоящему за ней. Возьмем для примера шивалингам, уже многие тысячелетия являющийся наиболее почитаемым объектом поклонения в Индии. Что он представляет собой в действительности? Абсолютную прочность, стабильность. Что может быть прочнее скалы? Вы можете бить по ней, трясти ее, делать с ней все, что вам заблагорассудится, но она не сдвинется с места.

Шивалингам - это пенис Шивы, а основание, на котором он покоится - это влагалище Его жены Парвати. В санскрите есть такое высказывание: "Бхагамукхе линга, агнимукхе парада", - что значит: "как бы вы ни тренировали пенис или ни пытались алхимическим методом заставить ртуть затвердеть, пенис, будучи помещенным во влагалище, всегда будет эякулировать, а ртуть, попадая в огонь, всегда будет плавиться". Но это не о Шиве. Он полностью выжег похоть из своего сознания. Его пенис извечно покоится во влагалище Парвати, однако Он никогда не теряет контроль. Поэтому тантристы - алхимики и поклоняются Шиве. Ртуть - это семя Шивы, и только благодаря Его милости они могут сделать ее твердой, такой, что она не будет плавиться, даже будучи брошена в огонь.

Гора Кайлаш в Гималаях считается обителью Шивы. Почему? Потому что она чрезвычайно холодная. Там, где нет жара, нет и умственного беспокойства. Жар - это беспокойство, возникающее из желания. Господь Шива поднялся за пределы всех желаний, но это нелегко.

Жизнь - это всего лишь воспоминание. Это может быть приятное воспоминание или горькое, но это только воспоминание. Пока вы помните, что вы - тот-то и тот-то, с таким-то адресом и что у вас есть друзья, родственники и все прочее, вы можете продолжать жить. Когда вы забываете - когда ваши кармические долги выплачены и ваша кладовая, в которой хранятся кармы, пустеет, - тогда вы больше не отождествляетесь ни с чем. Без воспоминаний нет жизни. На санскрите память и бог похоти обозначаются одним словом: Смара. Желание является источником кармы, и когда желание уничтожается, память тоже исчезает - и вы свободны. Поэтому Господь Шива имеет еще одно имя - Смарахара, что значит как "Разрушитель Похоти", так и "Разрушитель Памяти". Грамматически "сма" означает "прошлый". Память относится только к прошлому. Смарахара - это Тот, кто делает вас из настоящего - прошлым, Тот, кто убивает вас. Смашан - это место, где вы перемещаетесь из настоящего в прошлое, где происходит ваша трансформация из существования в воспоминание.

Что происходит при наступлении смерти? Во время жизни тело поддерживается вашим эго, которое отождествляется с телом, родственниками, индивидуальностью и т.д. Ваше эго - это не что иное, как ваша Кундалини Шакти, ваш личный фрагмент Адьи. В течение всей жизни ваше эго пытается найти свою пару, Того, Кто его контролирует - Господа Шиву, - и поскольку мы забыли истину, мы ищем Шиву в других людях, убеждая себя, что мы нашли то, что искали.

Когда Махакала является к человеку, Он призывает Шакти прийти к Нему и соединиться с Ним. Поэтому Махакала не имеет формы - Он обладает всеми формами. Каждое сотворенное существо представляет собой лишь одну половину и всю свою жизнь проводит в попытках воссоединиться со своей недостающей половиной, вернуться к состоянию единства. Махакала на время становится той совершенной недостающей половиной - и этого достаточно, чтобы индивидуум забыл о своей прошлой жизни и вступил на путь, ведущий к Новому существованию.

Когда Махакала является к человеку и эго-Шакти сталкивается с Ним лицом к лицу, Она внезапно осознает: "О, нет! Я ни это тело, ни эта ограниченная личность, я - Царственная Супруга моего Господина, неограниченная, вечная Личность!" Под влиянием безграничной любви Шакти покидает тело, чтобы соединиться со своим Господином, и забывает, с кем Она отождествлялась до того. Как только эго забывает об отождествлении с телом, индивидуум умирает.

Некоторые йоги и другие высшие существа пребывают в форме Садашивы: их индивидуальные эго-Шакти все время находятся в слиянии с Шивой, но это единство - не полное, ибо если бы оно было полным, индивидуальное существование должно было бы прекратиться. Несомненно, такое случается очень редко, но если случается, вы можете выйти за пределы смерти.

Махакала - это Рудра, Он заставляет всех плакать. Знаете ли вы, что Он тоже плачет? Он плачет от радости каждый раз, когда забирает кого-либо. Он размышляет так: "По своему великодушию я увел этого индивидуума от всех болей и горестей существования, а он даже не осознал мое присутствие. Сейчас он обрел настоящий покой. Люди так глупы, - они плачут по своим покойникам, а им следовало бы плакать о самих себе".

Господь Шива - это Бхоленатх, Господь Сострадания. В Нем нет ни единого атома жестокости. Он - самое доброе из всех существ, ибо Он освобождает вас от всех ваших земных мучений. Можно ли просить о большем?

Все боятся умирать, поэтому никто не испытывает желания любить Махакалу. Лишь два человека из тех, о ком рассказывают наши священные тексты, отличались тем, что любили Махакалу: Маркандея и Начикетас. Разрушение необходимо, но, к сожалению, никто не желает встречать смерть лицом к лицу. Даже Рама и Кришна, которые были истинными воплощениями Бога, испытали мгновение шока, миг дрожи, когда перед Ними предстал Махакала. Некоторое влияние Майи все же было: Они на мгновение вспомнили о своих детях или о ком-то еще. Так что, как видите, вид Махакалы настолько ужасающ, что даже воплощение Бога содрогается перед Ним. Даже у Иисуса был один такой момент на кресте, когда вера чуть не покинула Его.

Конечно, Махакала выглядит не страшно, - Он чудесен. Но ваше эго-Шакти видит Его страшным, ибо Он явился, чтобы оторвать Ее ото всех Ее привязанностей, а некоторые привязанности очень глубоки. Обретя свободу, Она достигает осознания того, кем Она является и кем является Махакала. Сохранять осознание в момент смерти - значит достичь цели всей своей жизни.

Люди считают, что смерти нужно бояться. Это совсем не так. Следует бояться рождения, ибо когда вы рождаетесь, вы забываете все, что делали в прошлых жизнях, вы выходите в мир и губите себя. Смерть же - это освобождение от ваших физических оков.

Когда Шива явл







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.