Здавалка
Главная | Обратная связь

Ходжа Юсуф Хамадани



и его “Рутбат ул-хаят.”

На протяжении двенадцати минувших веков ученые и мыслители, поэты и прозаики создали на языке фарси огромное множество произведений и то, чем мы сегодня располагаем, в сравнении с тем, что было излито на пергаменте и бумаге, совершенно незначительно.

Сколько корифеев мысли этой древней земли в свое время господствовали над сердцами и умами людей, а их произведения передавались из уст в уста и из рук в руки в говорившем и читавшем на фарси мире, простиравшемся от Китая до Египта, от Константинополя и до берегов Инда. Сегодня же плоды их трудов унесены смерчем событий, а их имена оказались погребенными под пылью забвения и лишь редкие образцы их творений можно вдруг и к счастью обнаружить в заброшенных уголках различных книгохранилищ мира, где они покоятся вдали от родных очагов в темницах забвения.

Одной из выдающихся и знаменитых в свою эпоху личностей был крупный ученый-мистик, талантливый литератор и мастер словесности Ходжа Юсуф Хамадани - великий наставник основателей ордена Накшбандия и предводитель суфийского учения в Малой Азии, пользовавшийся широкой известностью не только при жизни, но и спустя три столетия после своей смерти, после чего имя и творения которого ушли в небытие. Последний раз мы встречаем пространный рассказ о нем в “Нафахат ул-унс” Абдуррахмана Джами. В “Хабиб ус-сияр” и “Рашахат айн ул-хаят” приведена, вероятно, со слов Джами, его биография, из чего видно, что до конца девятого века хиджры (ХУв.) он все еще был популярен.

Начиная с десятого (ХУ1 в.) века хиджры, когда идеи и вкусы стали претерпевать коренные изменения, и популярность отдельных деятелей прошлого и ценность их произведений под воздействием некоторых факторов начала угасать, а других, особенно новых, наоборот, возрастать, Ходжа Юсуф оказался в числе первых и имя его теперь было известно лишь кругу последователей ходжей и членов ордена накшбандия в северо-восточных областях Ирана. Уже с этого времени если он и упоминается, то в основном, лишь в связи с Санаи Газневи, которого считают последователем Ходжа Юсуфа Хамадани в учении накшбандия.

Ходжа Юсуф, подобно своим современникам Мухаммаду Газзали, Шахристани, Абу Мансуру Аббади и другим, имел собственный кружок (собрание) перед которым выступал с лекциями. Он обладал словом впечатляющим, горячим, доходящим до сердца и, будучи незаурядной личностью, завоевал в науке и мистицизме огромную славу. Памятью об одной из чудодейственных его проповедей является рассказ о Пур-е Сакка, приобретший в истории и литературе Ирана форму удивительной сказки, о которой речь пойдет в последующих строках.

С точки зрения исторической значимости и роли фигура Ходжа Юсуфа среди его современников наиболее близко стоит к Мухаммаду Газзали: один из них был выпускником медресе ”Низамия” в Нишапуре, другой воспитанником “Низамия” города Багдада, оба начали с изучения шариата, а пришли к тарикату, оба пытались найти точки соприкосновения и примирения между ними с той лишь разницей, что Газзали был погружен в написание сочинений, которые и обессмертили его имя, а Ходжа Юсуф был прозорливым человеком, ушедшим из медресе в келью отшельников (ханака) и посвятившим большую часть жизни воспитанию учеников (мюридов). Конечно, Ходжа Юсуф не оставил большого письменного наследия, но зато из его кельи, получившей название “Каабы Хорасана”, вышли такие старцы, праведным усилиям которых обязаны своим возникновением и распространением учение накшбандия на северо-востоке Ирана и суфийское учение Ахмада Яссави на просторах Малой Азии.

Жизнь







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.