Здавалка
Главная | Обратная связь

Гос регулир-ие РТ может быть активным и пассивным.



Административно организационные методы направлены, прежде всего, на внедрение активной политики гос-ва на рынке труда. Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности рабочей силы и расширения сферы докладывания труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности занятых. Т.е она направлена на обеспечение работой не занятых активных граждан. Активная политика гос-ва в отрасли занятости реализуется с помощью таких инструментов, как Гос. ти региона-ые программы занятости население, кот. предусматривает ряд активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. Активные мероприятия гос. политики — это комплекс организационно эк. и правовых действий, непосредственно влияющих на смену соотнош. спроса и предложения рабочей силы.

На характер активной политики гос-ва в отрасли занятости влияют об’єктивні но суб’єктивні факторы. К об’єктивних факторов принадлежат:
эк. положение гос-ва. Чем высший эк. рост, тем большие финансовые возможности для внедрения разнообразных активных мероприятий по расширению сферы докладывания труда. И наоборот, с сокращением производства такие мероприятия ограничиваются;
степень соответствия нац. трудовых норм международным. Чем он более высок, тем эффективнее внедряются активные мероприятия; полит. стабильность. Она обеспечивает прогнозируемость процессов и осущ. мероприятий долгосрочного плана.

Суб’єктивним фактором, кот. влияет на характер активной политики государства в отрасли занятости, является непрофессионализм отдельных суб’єктів в исполнительных и в других ветвях власти, в результате чего не выполняется комплексный подход к проблемам занятости с негативными последствиями.
В целом к активным мероприятиям относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставления информационных и профориентацийних услуг; организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействия, в трудоустройстве граждан, помощь гражданам в открытии своего дела, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения, на забронированные рабочие места, содействия самой занятости и предпринимательской деятельности; улучшение конкурентоспособности рабочей силы за счет организации профессиональной учебы, переобучения и повышения ее квалификации; организация временных общественных работ, прекращения высвобождения граждан, на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения, в другую местность но др.
Пассивная политика государства в отрасли занятости предусматривает ее ответственность за положение наемных работников и работодателей на рынке труда. В этом случае формируется своеобразный рыночный государственный патернализм. Пассивная политика осуществляется пассивными мероприятиями, к которым принадлежат: регистрация и учет безработных и незанятых граждан, которые ищут работу; организация системы предоставления помощи по безработице; осуществление как денежных, так и неденежных , форм поддержки безработных и членов семей, которые находятся на их иждивении. Эти мероприятия не влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы и в условиях нашего рынка труда не регулируют занятость населения.
Однако страны с рыночной экономикой не применяют отдельно или активную или пассивную политику. В зависимости от модели рынка труда и экономического положения страны в государственной политике занятости присутствующие и активные и пассивные мероприятия с преимуществом тех или других. Поскольку самой эффективной социальной защитой работоспособных граждан является предоставление рабочих мест всем желающим работать, то преимущество в большинстве стран с развитой рыночной экономикой отдают активным мероприятиям, направленным на расширение сферы докладывания труда. На основе этого необходимо выдерживать рациональные пропорции расходов на такие мероприятия. Расходы на активные мероприятия в развитых странах составляют от 20 до 40 %, а иногда и 50 % от общих средств, направленных на регуляцию занятости

53. Особенности нац рынка труда (РТ).
Формирование РТ в каждом гос-ве имеет свои особенности. Эти особен-ности обусловлены ресурсными, гео-графическими , эк-ми, политич, де-мограф и др причинами. В нашей стране формирование РТ осущ в условиях кризисного состоя-ния эк-ки, чрезвычайно развитой тя-желой пром-ти и слабо развитой сфе-ры пр-ва товаров народного потреб-ления и услуг, зависимости от по-ставки энергоносителей из России. В результате соврем РТ имеет след хар-ки: + низкая цена раб силы, ее несоответ-ствие реальной стоимости; + превышение предложения раб силы над ее спросом; + снижение занятости в сфере об-го произ-ва, рост числ-ти незанятого насел; + низкое кол-во офиц-но зарегистрир-х безработных в условиях, когда ме-сто имеет значит рост скрытой безра-ботицы; + наличие в значит-х масштабах не-регламентированной занятости; + рост безработицы среди молодежи; + активная эмиграция высококвали-фицированной раб силы. Приведенная хар-ка соврем РТ в Укр свидет о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости его со-вершенствования.

В нашей стране формирование рынка труда осуществляется в условиях кризисного состояние экономики, низкой эффективности ее структуры, чрезвычайно развитой тяжелой промышленности и слаборазвитой сферы производства товаров народного потребления и услуг, значительной зависимости экономики Украины от кооперированных связей с государствами СНГ, особенно от поставки энергоносителей из России. Имевшие место в прошлом монополия государственной собственности, жесткая регламентация заработной платы и ее низкий уровень в настоящее время, наличие института прописки(теперь – регистрации по месту жительства) и др. так же оказали и оказывают негативное воздействие на формирование рынка труда, служат его деформации.

В результате современный рынок труда в Украине имеет следующие признаки:

-превышение предложения рабочей силы над ее спросом, региональные диспропорции между наличием и потребностью в рабочей силе.

-низкая цена рабочей силы, ее несоответствие реальной стоимости

-Снижение занятости в сфере общественного производства, значительная численность незанятого населения

-низкое количество официально зарегистрированных безработных в условиях, когда имеет место скрытая безработица

-наличие в значительных масштабах нерегламентированной занятости

-рост безработицы среди молодежи и др.

Аналогичные проблемы имеют место на рынке труда в Крыму.

Приведенная характеристика современного рынка труда в Украине свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций и необходимости выработки и реализации действенных экономических мер для его совершенствования.

 

54. Модели рынка труда (РТ) в соврем. мире.
В соврем мире модели РТ в разл странах имеют свои хар-ые особен-ти. Наиболее известные среди них - японская, модель США, шведская и др. Японская модель хар-ся системой труд отношений, основан на принци-пе "пожизненного найма", когда ра-ботник занят на п/п вплоть до дос-тижения им пенсионного возраста. При этом размер его з/п зависит от кол-ва отработанных лет, а нповыше-ние квалификации и служуебный рост гарантированы специальным планом. Такая полтика повышает за-интересованность раб-ов в рез-те труда, способствует проявлению наилучших качеств каждого из них.

Модель РТ США построена на отсут-ствии законодат-ва о занятости и по-мощи безработным, т.к. эти пробле-мы регулируются каждым штатом по-своему. В случае сокращения объема пр-ва часть работников сокращается, при этом увольнение работников происходит без предупреждения. Система повышения квалиф-ии, внутрифирменная подготовка персо-нала практически отсутствует Для шведской модели характерны активная политика гос-ва в обл заня-тости, в рез чего уровень безработи-цы в этой стране минимальный при одном их самых высоких в Европе уровней жизни.

 

55. Гос служба занятости и ее роль в регулировании рынка труда (РТ).
Для повышения эффективности рабо-ты по обеспечению занятости населе-ния в Укр создана Гос служба занято-сти. Обязанности

- анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда

- консультирует граждан, работодателей, которые обращаются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, требованиях, которые предъявляются к профессии, а также по другим вопросам, полезным для содействия занятости населения

- ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства

- осуществляет в порядке, установленном законодательством, сбор и обработку статистических данных, которые отображают состояние рынка труда и положение в сфере занятости населения

- оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников

- организовывает при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения

- оказывает услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима труда и т.п.), высвобожденным работникам и незанятому населению

- регистрирует безработных и оказывает им в пределах своей компетенции помощь,в т.ч и матери-ую

- принимает участие в подготовке перспективных и текущих гос. и территор0ых программ занятости и мероприятий по соц. защите разных групп населения от безработицы

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.