Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент РФ: его статус, порядок избрания, полномочия, акты Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.



Президент РФ является главой государства.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах Президента граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Процедура избрания регулируется Конституцией, Фед. законами "О выборах Президента РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и правом на участие в референдуме граждан РФ" от 22.06.2002г.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет (ч. 2. ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более 2-х сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Срок полномочий Президента РФ - 6 лет.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 100—90 дней до дня голосования или через 14 дней после досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье после истечения конституц. срока, на который был избран Президент РФ.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может политическая партия, а также в порядке самовыдвижения.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей, при чем на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей.

Финансирование осуществляется за счет средств, выделенных каждому зарегистрированному кандидату ЦИК, а также избир. фондов, кот-ые обязаны создать кандидаты.

Определение результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получив более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом придти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, ЦИК назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Победит тот кандидат, который наберет большее число голосов, чем др. кандидат.

Полномочия Президента РФ. Конст-ный статус главы государства, прежде всего, предполагает наличие специф. для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах гос-ва. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента РФ:

1) определять в соответствии с Конституцией РФ и фед. законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ),

2) принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и гос. целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ),

3) приостанавливать действие актов органов исполнит. власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и фед. законам, междунар. обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответст-щим судом (ч.2 ст.85).

4) Президент выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, решает вопросы рос. гражданства и предоставления политического убежища, награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

5) назначает выборы в ГД,

6) распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ,

7) предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

8) может использовать согласительные процедуры для решения тех или иных разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

9) Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст.86 Конституции РФ).

10) Право законодательной инициативы в ГД, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ, с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями.

1. по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнительной власти. Президент руководит Правительством при наличии главы Правительства - Председателя. Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею. Смещение федеральных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия ГД. Причем, если ГД троекратно отклонит представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить ГД и назначить новые выборы (ст. 111 Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

2. по контролю за деятельностью Правительства. Указом Президента РФ установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, фед. законами.

Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

3. по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную Мобилизацию (ст: 83, 87 Конституций РФ).

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ.

Президенту предоставлено право вводить на всей территории РФ или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и ГД.

Проводниками контрольных функций Президента РФ в сфере исполнительной власти являются полномочные представители Президента РФ как в регионах, так и в высших государственных органах.

Акты Президента РФ.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Они относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие.

Индивидуальные указы - это решения Пре-зидента, касающиеся вопросов гражданства, предоставления полит. убежища, награждения гос. наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов фед. исполнит. власти.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения - это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, заданий, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Распоряжения - это решения "по оперативным, организ. и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции РФ). Ежегодные послания Президента РФ Фед. Собранию представляют собой офиц. документ большой полит. значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в "СЗ РФ".

Прекращение полномочий Президентом РФ. Конституция РФ предусматривает 3 случая досрочного прекращения полномочий Президентом РФ:

1) его отставка;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешение от должности.

Формой констит. ответственности Президента РФ является возможность его отрешения от должности. Эта процедура предусматривается ст. 93 Конституции РФ и яв-ляется весьма сложной и формализованной.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Гос. Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД и при наличии заключения спец. комиссии, образованной ГД.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в 3-хмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Во всех случаях, когда Президент не в сос-тоянии осуществлять свои обяз-сти, их вре-менно исполняет Председатель рос. Правительства до новых выборов Президента.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.