Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательный процесс Федерального Собрания РФ.



Законодательный процесс- это совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

К основным стадиям законодательного процесса относятся:

1) законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;

2) рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;

3) рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

4) подписание и обнародование законов Президентом РФ.

К факультативным (необязательным) стадиям относятся:

1) повторное рассмотрение ГД законов, отклоненных СФ;

2) повторное рассмотрение ГД законов, отклоненных Президентом РФ;

3) повторное рассмотрение СФ законов, отклоненных Президентом РФ.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.

1. Согласно ч. 1, ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятий новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Необходимым условием внесения законопроекта является:

1) представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе текста законопроекта;

2) обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия;

3) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др.

Законопроекты, внесенные, в ГД, подлежат регистрации Думой.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний в месячный срок.

Обсуждение законопроекта в комитетах ГД происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Гос. Думы для внесения на рассмотрение палаты.

2. Принятие ФЗ. Рассмотрение законопроектов в ГД осуществляется в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или принять закон.

Законопроект, принятый в первом чтении, в течение 5 дней направляется для сведения в СФ.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, поступают в соответствующий комитет ГД. В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

На голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

Если же законопроект за основу не принят, то на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении.

При третьем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Принятый закон в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ.

В случаях если принятый ГД федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 или ст. 108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ, то в течение 5 дней данный ФЗ направляется ГД Президенту РФ для подписания и обнародования.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. Думой федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты Гос. границы РФ;

6) войны и мира.

Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона в 14-дневный срок большинством голосов от общего состава.

Одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом постановления в 5-дневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в 14-дневный срок, на 15-ый день со дня поступления его из ГД направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Советом Федерации, ГД принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет СФ подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, ГД приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому ГД и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона.

Особенности рассмотрения палатами федеральных конституционных законов. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. Однако в остальном прохождение законопроекта в палатах в основном производится в порядке, установленном их Регламентами для федеральных законов.

4. Порядок обнародования законов. Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС». В соответствии с этим Законом на территории РФ применяются только те фед. констит. законы, фед. законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Фед. конст. законы, фед. законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием фед. конст. закона, фед. закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "РГ" или "СЗ РФ". При этом законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования Председателем соответствующей палаты или его заместителем. Фед. конст. законы, фед. законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Закон устанавливает порядок вступления в силу фед. конст. законов, фед. законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. "СЗ РФ" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются фед. конст. законы, фед. законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, ГД, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. При публикации фед. конст. закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) ГД и СФ, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, рег. №.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.