Ходжа Юсуфа Хамадани.
Наиболее ранние и достоверные сведения о жизни и деятельности Ходжа Юсуфа изложены в “Китаб ул-ансаб” Самаани, и они же пересказаны с некоторыми добавлениями в книге “Вафаят ул-ааян” Ибн Халликана. Кстати, Самаани лично встречался с Ходжа Юсуфом в его ханака в Мерве и имел с ним продолжительные беседы и даже собственноручно записал с его слов более двадцати хадисов. Ибн Асакир в книге “ Арбаинат” тоже утверждает, что в 531г.х./… году в Мерве он удостоился чести беседовать с ним. Согласно сведениям близких к его эпохе источников полное имя его звучало так: Имам Абу Якуб Юсуф ибн Айюб ибн Юсуф ибн Хусейн ибн Вахра Бузанджирди Хамадани. В антологии “Тазкират уш-шуара” Давлатшаха Самарканди, в том месте, где речь идет о биографии Санаи, имя Ходжа Юсуфа ошибочно дано как “Абу Юсуф” и эта ошибка повторилась во всех последующих антологиях,1 откуда перешла и в работы современных исследователей. Ходжа Юсуф Хамадани появился на свет в 440 или 441/году в селении Бузанджирд области Хамадан.2 Бузанджирд или Бузинджирд располагается у подножья горы Сафидкух на расстоянии одного перехода от Хамадана на пути между городами Сова и Рей,3 но сегодня, как говорят, селения с таким названием в этом месте не существует, хотя до начала монгольского нашествия оно было весьма обжитым и Газанхан возвел там большую ханака с высокими зданиями, придав ей в вакф много имущества, и в месяце мухаррам 702г.х./1303г. года даже провел там несколько дней. В возрасте восемнадцати лет юный Ходжа Юсуф отправился в 458г.х./1066г. или 459г.х./1067году в целях получения образования из Бузанджирда в Багдад - центр Халифата и исламской культуры,4 где, присоединившись к членам учебного кружка Абу Исхака Ширази (ум.в 476/1084г.), известного шафиитского богослова, преподавателя и ректора багдадской “Низамия”, приступил к изучению богословия, хадисов и калама и, благодаря уму и исключительным способностям, превзошел в учебе своих сверстников и стал одним из лучших его учеников. Научная атмосфера в Багдаде времен юности и учебы нашего Юсуфа была насыщена бесконечными дискуссиями и жаркими прениями, а площадки для уроков, где происходили горячие диспуты, полемические обсуждения и скандалы между богословами различных течений, особенно ханбалитами и шафиитами, уподоблялись полю брани. Поскольку наставником и покровителем Ходжа Юсуфа был сам Абу Исхак Ширази, считавшийся самым авторитетным и самым именитым шафиитским богословом, к тому же руководившим крупнейшей школой “Низамия” в Багдаде и владевшим правом решающего голоса в этих спорах, то и самый близкий к нему ученик не мог стоять в стороне от них. Вполне возможно, что именно поэтому в его биографиях писали, что он был искусен в науке о противоречиях ( илм-е хилаф, то есть калам и джадал) и влияние этого полемического стиля мы увидим впоследствии даже в его единственном сохранившемся произведении. О том, сколько же лет он проучился в Багдаде и в каком году его покинул, мы ничего не знаем. Однако некоторые источники пишут, что в дальнейшем он изучал хадисы у выдающихся знатоков науки о хадисах своего времени в Ираке, Хорасане, Исфахане, Самарканде и Бухаре. Спустя много лет, в 506г.х./1143 году, будучи уже в пожилом возрасте (по всей вероятности, когда ему было 65 лет), он вновь побывал в Багдаде, но уже в качестве широко известного проповедника и суфия. В том же медресе ”Низамия”, где сам некогда учился, Ходжа Юсуф собрал кружок учеников, перед которыми выступал с лекциями, снискавшими ему всеобщее уважение и почет. Но здесь же с ним приключилась история, вошедшая в ряд важнейших исторических событий, непременно упоминаемых в вызывающих доверие хрониках того периода.5 Однажды во время лекции со своего места поднялся некий слушатель, богослов по имени Ибн ас-Сакка и, задав вопрос по какой-то теме, позволил себе оскорбительный выпад и грубость по отношению к Ходжа Юсуфу, чем сильно обидел его. На это Ходжа Юсуф сказал: “Сядь! От твоих слов несет запахом безбожия и я ощущаю в них скверну богохульства. Вижу я, что не умереть тебе мусульманином.” Некоторое время спустя в Багдад из Константинополя прибыл некий посол и Ибн ас-Сакка нанялся к нему в услужение и, даже приняв христианство, уехал с ним в Константинополь, где впоследствии и умер христианином. Весть об этом быстро распространилась по всему исламскому миру и стала причиной еще большего возрастания авторитета и славы проповедника и суфия Ходжа Юсуфа. Именно это событие имеет ввиду знаменитый поэт Хакани, когда говорит:
Бадал сазам бе зуннару бе борнус Ридаву тайласан чун пур-е Сакка.
Сменю я, наконец, на зуннар и бурнус Свою накидку и чалму, как сын Сакка. Позднее даже авторы различных словарей стали предполагать, что Ибн Сакка и есть тот самый шейх Санаан, изображенный в “Мантик ут-тайр” Фарид уд-дина Аттара.6
Учителя Ходжа Юсуфа Таким образом, ступая по пути шариата, Ходжа Юсуф достиг тариката. Осев в Мерве, он углубился в бдения и самопознание ( риёзат ва муджахадат), построил там ханака, равного которому, по словам Ибн Халликана, не было, а по утверждению Давлатшаха, “ из-за величественности и громадности называли “хорасанской Каабой”. Поэт Санаи Газневи избрал ее на некоторое время обителью своего уединения и покоя.7 Абдуррахман Джами пишет: ”Общеизвестно, что в суфизме он следовал шейху Абу Али Фармади, но был близок также к шейху Абдулла Джувейни8 и шейху Хасану Симнани9. В “Рашахат айн ул-хаят” говорится: ”Некоторое время он проживал в Кухзаре и был удостоен власяницы с плеч шейха Абдулла Джувейни. В суфизме он следовал шейху Абдулла Джувейни, шейху Хасану Симнани и шейху Абу Али Фармади”. Перечень имен наставников и сподвижников Ходжа Юсуфа приведен в трактате “ Мизан ахл ут-тарика”10, принадлежащем перу Абу Джафара Мухаммада Самирами, ученика и последователя Ходжа Юсуфа, жившего в конце эпохи и до середины седьмого века хиджры, и сведения которого отличаются достоверностью: Шейх, имам, муфтий, худжат ул-ислам Абу Якуб Юсуф ибн Айюб ал-Хамадани Абу Ахмад Абдулла ибн Али ибн Муса ал-Джувейни Ахмад ибн Фаззала Анмани Абулхасан Али Серахси Абу Мухаммад Джафар Хулди Джунайд Багдади. На мой взгляд, исходя из изложенных рассказов и событий, а также основываясь на идеях, высказанных им самим в “Рутбат ул- хаят”, более логичным было бы считать Ходжа Юсуфа ученым, сполна впитавшим в себя учение видного суфия Абу Али Фармади(ум.477г.х./1085), являющегося одним из основоположников теоретического и мистического суфизма и тариката, зиждившегося на почве шариата. К нему же склонялся и Мухаммад Газзали. А поскольку каждый суфий мог пользоваться близостью и слушать лекции не одного, а нескольких наставников и пастырей, то вполне естественно, что он был близок и к двум другим известным, но ныне забытым, суфиям: Абдулла Джувейни и Хасан Симнани. Об идеологической позиции Ходжа Юсуфа в книге «Фасл ул-хитаб» говорится, что « он придерживался учения величайшего имама Абу Ханифы». Это заявление автора книги Ходжа Мухаммада Парса как будто сделано для того, чтобы устранить какие бы то ни было сомнения в том, что Ходжа Юсуф был учеником шафиитского богослова Абу Исхака Ширази и был уроженцем западной области Ирана, где большинство жителей были шафиитами. Если верно то, что утверждает Мухаммад Парса, то можно предположить, что именно по этой причине Ходжа Юсуф, покинув Хамадан и запад Ирана, избрал местом своего жительства Мерв и Герат на востоке Ирана, где господствовал ханафитский толк Последние годы своей жизни Ходжа Юсуф провел в двух крупнейших центрах Хорасана того времени- Мерве и Герате. Последний раз, когда он жил в Герате, жители Мерва обратились к нему с просьбой вернуться к ним. На пути в Мерв этот умудренный жизнью седовласый старец в возрасте девяноста с небольшим лет скончался в 535г.х. /1141 в городке Бамияйн - центре области Бадгис между Гератом и Багшуром11. Там его тело было предано земле. Однако через некоторое время один из преданных его учеников по имени Ибн ан-Наджар перенес его прах в Мерв и теперь его могила находится в местечке Байрам Али в тридцати километрах к северу от сегодняшнего Мерва. Гробница очень посещаема и является местом поклонения мусульман12. Ученики Ходжа Юсуфа. Согласно рассказу Авхад уд - дина Кирмани, о котором речь пойдет ниже, более шестидесяти лет Ходжа Юсуф восседал на троне наставника и возведенное им прочное здание учения с его смертью нисколько не поколебалось, а четыре его верных мюрида один за другим взвалили на себя бремя воспитания новых учеников и последователей. Это - Ходжа Абдулла Бараки Хорезми13, Ходжа Хасан Андаки Бухараи14 (ум.552г.х./1157г. ), Ходжа Ахмад Яссави (ум.562г.х. /1167), считающийся у тюрков легендарным духовным старцем и наставником, которого подразумевает Аттар в “Мантик ут-тайр”, называя его “старцем Туркестана”:15
Дад аз худ пир-е Туркистан хабар, Гуфт: ман ду чиз дорам досттар.16
И дал старец Туркестана весточку о себе, Сказав:”Больше всего я люблю две вещи….” Тюркоязычные исследователи считают Ахмада Яссави основоположником суфийского учения у своих народов. Например, Фуад Кюпрюллу убежден в том, что Яссави оказал весьма значительное воздействие на возникновение и распространение течения “бекташия”17 в Турции. Согласно его предположению, под влиянием шиитов Мавераннахра, которых в пятом и шестом веках хиджры (X1-X11вв.) там было достаточно, Яссави, увлекшись этим течением, стал переносить его идеи и положения в течение “бекташия”. Но, как представляется мне, близость “ бекташия” с шиизмом, скорее всего, обусловлена идеологическим наследием исмаилизма в этой стране. Четвертым наместником Ходжа Юсуфа был Ходжа Абдулхалик Гиждувани (ум.575г.х./1180г.) считающийся главой тариката ходжей и накшбандия. Ему приписывают и небольшой трактат о духовных степенях Ходжа Юсуфа,18 хотя на мой взгляд, это весьма сомнительно, но ниже мы еще вернемся к этой теме. Давлатшах причисляет к последователям Ходжа Юсуфа в тарикате и поэта Санаи Газневи, однако в произведениях самого Санаи нет даже намека на это. Семирами, автор семи трактатов по мистицизму, благодаря которым он прославился в последующую эпоху, тоже является одним из учеников Ходжа Юсуфа.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|