Здавалка
Главная | Обратная связь

Соціальне партнерство та передумови його виникнення



"Социальное партнерство" относительно сферы регулирования СТО в общем плане и исходя из смыслового значения этого понятия — это общая деятельность правительств, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего в социальной и производственной деятельности людей.

Социальное партнерство выполняет три функции:

•организационную-гласность и четко определенный порядок заключения соглашений, их стандартизация;

•защитную-выравнивание шансов работников, недопущение изменения условий труда не в пользу работника;

•"миротворческую"-на период действия соглашения не допускаются трудовые конфликты, не выдвигаются новые условия.

Направлениями социального партнерства являются:

-привлечение работников к участию в управлении производством;

-заключение систем соглашений и коллективных договоров;

-проведение переговоров на национальном, региональном и местном уровнях.

Предпосылками становления системы социального партнерства являются:

1.экономические:

•наличие среднего класса из зажиточных "синих " и "белых" воротничков. Участие крепкого среднего класса в переговорах побуждает собственников к диалогу "на равных";

•наличие цивилизованного класса собственников с высоким гражданским сознанием и чувством ответственности перед обществом;

•наличие хорошо структурированных органов, которые представляют интересы субъектов социального партнерства;

2.социальные:

•гуманитарные основы общества, цивилизационные ценности народа, законодательное регулирование отношений в обществе, доверие населения к власти, национальный суверенитет государства.

Рассмотрим наличие таких предпосылок в Украине. Становление среднего класса, затруднено кризисом, который разрушил экономическую основу формирования среднего класса.

По оценкам ученых НИИ труда и занятости становление среднего класса в Украине выходит за пределы 2011 года.

В формировании цивилизованного класса собственников в Украине имеются сложности, вызванных следующими факторами:

неоднородность целей работодателей. На этапе первоначального накопления новые собственники беспокоятся, прежде всего, о наращении своих капиталов по возможности в короткие сроки и нередко любым способом, а о социальной безопасности беспокоятся в последнюю очередь;

- отсутствие опыта решения социально-экономических проблем путем компромисса;

- процессы криминализации хозяйственной деятельности усиливают диктат сильной стороны над слабой.

Относительно третьей предпосылки социального партнерства, следует отметить, что процесс формирования предпринимательских структур как полноценных субъектов социального партнерства в Украине является продолжительным и сложным. Одна из главных проблем институционного представительства интересов работодателей связана с тем, что последних нельзя рассматривать как единую прослойку. Разными являются источники формирования предпринимательских структур, значительно дифференцированными, а нередко и противоположными есть их интересы.

Зарубежный опыт свидетельствует, что степень развития социального партнерства зависит от таких факторов:

1)степени демократизации управления производством, наличия партисипативных методов управления;

2)уровня жизни и степени дифференциации доходов.

Чем ниже уровень жизни и выше дифференциация доходов, тем более популярным является призыв к свержению существующей власти и перераспределения собственности.

Основная цель социального партнерства в обществе - это достижение общего блага, которое может быть отображено в таких показателях:

- рост производительности труда более высокими темпами, чем рост заработной платы;

- постоянное увеличение ВВП;

- беспрерывное усовершенствование техники, технологии, внедрение НТП в производство;

- постоянное повышение уровня жизни населения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.