Соціальне партнерство та передумови його виникнення
"Социальное партнерство" относительно сферы регулирования СТО в общем плане и исходя из смыслового значения этого понятия — это общая деятельность правительств, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем, прежде всего в социальной и производственной деятельности людей. Социальное партнерство выполняет три функции: •организационную-гласность и четко определенный порядок заключения соглашений, их стандартизация; •защитную-выравнивание шансов работников, недопущение изменения условий труда не в пользу работника; •"миротворческую"-на период действия соглашения не допускаются трудовые конфликты, не выдвигаются новые условия. Направлениями социального партнерства являются: -привлечение работников к участию в управлении производством; -заключение систем соглашений и коллективных договоров; -проведение переговоров на национальном, региональном и местном уровнях. Предпосылками становления системы социального партнерства являются: 1.экономические: •наличие среднего класса из зажиточных "синих " и "белых" воротничков. Участие крепкого среднего класса в переговорах побуждает собственников к диалогу "на равных"; •наличие цивилизованного класса собственников с высоким гражданским сознанием и чувством ответственности перед обществом; •наличие хорошо структурированных органов, которые представляют интересы субъектов социального партнерства; 2.социальные: •гуманитарные основы общества, цивилизационные ценности народа, законодательное регулирование отношений в обществе, доверие населения к власти, национальный суверенитет государства. Рассмотрим наличие таких предпосылок в Украине. Становление среднего класса, затруднено кризисом, который разрушил экономическую основу формирования среднего класса. По оценкам ученых НИИ труда и занятости становление среднего класса в Украине выходит за пределы 2011 года. В формировании цивилизованного класса собственников в Украине имеются сложности, вызванных следующими факторами: неоднородность целей работодателей. На этапе первоначального накопления новые собственники беспокоятся, прежде всего, о наращении своих капиталов по возможности в короткие сроки и нередко любым способом, а о социальной безопасности беспокоятся в последнюю очередь; - отсутствие опыта решения социально-экономических проблем путем компромисса; - процессы криминализации хозяйственной деятельности усиливают диктат сильной стороны над слабой. Относительно третьей предпосылки социального партнерства, следует отметить, что процесс формирования предпринимательских структур как полноценных субъектов социального партнерства в Украине является продолжительным и сложным. Одна из главных проблем институционного представительства интересов работодателей связана с тем, что последних нельзя рассматривать как единую прослойку. Разными являются источники формирования предпринимательских структур, значительно дифференцированными, а нередко и противоположными есть их интересы. Зарубежный опыт свидетельствует, что степень развития социального партнерства зависит от таких факторов: 1)степени демократизации управления производством, наличия партисипативных методов управления; 2)уровня жизни и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и выше дифференциация доходов, тем более популярным является призыв к свержению существующей власти и перераспределения собственности. Основная цель социального партнерства в обществе - это достижение общего блага, которое может быть отображено в таких показателях: - рост производительности труда более высокими темпами, чем рост заработной платы; - постоянное увеличение ВВП; - беспрерывное усовершенствование техники, технологии, внедрение НТП в производство; - постоянное повышение уровня жизни населения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|