Здавалка
Главная | Обратная связь

Память 3/ 16 ноября, Собор Новомучеников и исповедников Российских



Во время гонений на Русскую Православную Церковь бывало, что воинствующие безбожники арестовывали не только священника, но и весь клир, а также членов церковного совета из числа наиболее активных мирян, как это произошло в селе Быково Раменского района. Здесь были арестованы священники Иоанн Кесарийский и Петр Косминков, диакон Симеон Кречков, староста храма Евдокия Сафронова, а также члены церковного совета Петр Пискарев-Молоков и Александр, Елизавета и Димитрий Чиликины.
Они были арестованы в течение трех дней — с 1 по 3 ноября 1937 года, и заключены в Таганскую тюрьму в Москве.

Священномученик Иоанн родился 30 января / 12 февраля 1878 года в селе Одишево Кинешемского уезда Костромской губернии в семье священника Никанора Кесарийского. Окончил Духовную семинарию и в 1903 году — Московскую Духовную академию. В 1904 году он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, в последнее время — в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково.
Допросы начались в день ареста. Следователь спрашивал, с кем священник знаком. Отец Иоанн отвечал, что знает служащего с ним священника и диакона, старосту храма и некоторых членов церковного совета, с которыми если встречался и беседовал, то исключительно на церковные темы.
Следователь не удовлетворился этим ответом, и допрос продолжился на следующий день.
— Вы один из организаторов церковной группы в селе Быково, — обратился следователь к священнику, имея в виду то, что тот был настоятелем храма, — назовите, кто входит в состав данной группы.
— Это мне неизвестно, и организатором группы я не являюсь, — ответил священник.
— Где происходили нелегальные собрания контрреволюционной группы церковников села Быково?
— Это мне неизвестно, так как на нелегальных собраниях я не присутствовал.
Следователь потребовал от священника, чтобы тот признал себя виновным в том, будто он обсуждал вопрос о совершении террористического акта по отношению к председателю колхоза. Священник это обвинение отверг.
— Известно, — продолжал спрашивать следователь, — что вы распространяли клевету о советской власти и колхозах. Подтверждаете вы это?
— Контрреволюционной клеветы о советской власти я никогда не высказывал и не распространял. Меня могли неправильно понять, когда я однажды в церковной сторожке за чаем рассказывал случай, о котором было напечатано в газете, как в один колхоз приехал председатель райисполкома, зашел на конюшню, увидел худой хомут, надел его на шею колхознику и сказал: «Вы раньше ходили в хомуте и теперь будете ходить в хомуте». Причем этот случай я рассказал как случившийся факт, без всякой клеветы на колхозы.
— Дайте показания о контрреволюционной деятельности каждого участника контрреволюционной группы церковников села Быково, — потребовал следователь.
— О контрреволюционной деятельности церковников села Быково мне неизвестно, и участников данной группы я не знаю, — ответил священник.
На этом допрос был закончен.

Священномученик Петр родился 4 / 17 января 1887 года в селе Пахрино Подольского уезда Московской губернии в семье Василия Петровича Косминкова, служившего псаломщиком в Троицкой церкви в этом селе. Петр Васильевич в 1901 году окончил Перервинское духовное училище, в 1907 году — Московскую Духовную семинарию и был направлен работать учителем. В 1910 году он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, с 1918 года — в храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково.
— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте показания по этому вопросу, — потребовал следователь.
— Никогда контрреволюционной деятельности я не вел и вести не мог, — ответил священник.
— Вы один из организаторов контрреволюционной группы церковников, назовите ее участников.
— Никаким организатором контрреволюционной группы я не являюсь и участников никого не знаю.
— Где проводились нелегальные собрания контрреволюционной группы церковников?
— Нелегальных собраний контрреволюционной группы никогда не было, и мне неизвестно о ее существовании, но члены церковного совета собирались, собирались они главным образом в церкви.
— Какие вопросы обсуждались на нелегальном собрании церковников?
— Собрания актива церковников, проводимые в церкви, были всегда легальными, и вопросы на них обсуждались исключительно хозяйственного значения, касающиеся церкви.
— Следствию известно, что на нелегальном собрании контрреволюционной группы церковников обсуждался вопрос о совершении террористического акта против председателя колхоза... Подтверждаете вы это?
— Не подтверждаю.
— Дайте показания о контрреволюционной деятельности каждого участника группы церковников.
— Я уже показал, что о существовании контрреволюционной группы церковников мне неизвестно, а потому мне неизвестно и о контрреволюционной деятельности каждого участника.

Священномученик Симеон родился в 1876 году в селе Понизовье Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Кречкова. Образование получил в Перервинском духовном училище, а затем в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1900 году. Сначала работал учителем, а в 1903 году был рукоположен в сан диакона ко храму Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково, где и служил до ареста в 1937 году.
— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания по этому поводу.
— Я никакой контрреволюционной деятельности не вел и не веду, а поэтому показаний дать не могу.
— Вы участник контрреволюционной группировки в селе Быково. Назовите всех ее участников.
— Я не состою ни в какой контрреволюционной группировке и не знаю такой.
— Кто организатор ее?
— Не знаю как о самой организации, так и о ее организаторах.
— Где собирались нелегальные собрания контрреволюционной группировки церковников?
— Не знаю я ничего о собраниях и контрреволюционной группировке, — ответил диакон, не согласившись оклеветать себя или других.

Мученица Евдокия родилась в 1878 году в селе Лучинском Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Григория Сафронова. В двенадцать лет ее отдали в прислуги в Москву в семью земского начальника. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, она вышла замуж за крестьянина села Быково. В 1930 году она стала старостой храма, за что тут же лишилась гражданских прав, которые ей удалось восстановить лишь после многих хлопот. На первом после ареста допросе она подписала протокол, составленный следователем, но уже через день категорически отказалась от возводимых на нее обвинений.

15 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священников Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова и диакона Симеона Кречкова к расстрелу. Они были расстреляны 16 ноября 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Евдокия Сафронова умерла в заключении 25 августа 1938 года и была

Сщмч. Николай Даневский

погребена в безвестной могиле.

* * *

По материалу: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь. 2002. Кн.6. С.280-288.

источник: pstgu.ru







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.