Здавалка
Главная | Обратная связь

Священномученик Александр Петропавловский. Пресвитер.



День памяти: 4 /17 ноября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Александр Петропавловский пресвитер (1937).
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/svyashhennomuchenik-aleksandr-petropavlovskij-presviter.html

Священномученик Александр Петропавловский родился в 1884 году в Ярославле в семье дворянина, государственного чиновника. В шестилетнем возрасте мальчик лишился отца, и семья оказалась в тяжелом материальном положении. В школе Саша выделялся красивым голосом и хорошим музыкальным слухом. Благодаря этому он был принят в церковный хор, где получал по три рубля в месяц. Закончив городское училище, Александр решил посвятить свою жизнь церковному служению и поступил в Семинарию. До 1917 года он служил псаломщиком. В 1929 году он был рукоположен в сан диакона и затем иерея. Служить отец Александр был направлен в церковь села Брейтово в Ярославской области. По приезде семьи священника в село, сотрудники ОГПУ сразу отобрали у них вещи, включая одежду, белье и постельные принадлежности. В доме осталась одна табуретка и стопка книг. Спали на холодном полу. В это время у отца Александра было четверо детей. Двое младших вскоре заболели пневмонией. Врачи отказались лечить детей священника, и на Пасху два ребенка умерли.

В конце 1930-х годов отца Александра перевели в село Прозорово. Семья поселилась в церковной сторожке. Имущества не имели никакого, кроме библиотеки. Вскоре отца Александра высели из сторожки, а книги с собой взять не разрешили. На его место поселили стрелка из Волголага, который книгами топил печь, пока не сжег все. За время служения в селе Прозорово семье священника пришлось сменить более 10 мест проживания. Жили в большой нужде и трудах, за это время в семье родилось еще двое детей. В школе учителя издевались над «поповскими» детьми. Однако многие крестьяне обращались к священнику за советом и с разными просьбами.

В это время родной брат отца Александра стал коммунистом. Он и другие родственники настаивали на том, чтобы священник снял сан и перестал служить ради сохранения своей жизни и жизни своих детей. Но отец Александр был непреклонен. Своему брату он говорил: «Не будет у нас духовенства — некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют совсем трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего…»

В 1937 году священника арестовали и приговорили к расстрелу за «контрреволюционную агитацию». На 22-й день после ареста отца Александра расстреляли. Семью сразу же выгнали из дома, забрали скудное имущество, даже с младенца сняли одеяло. На руках матушки осталось четверо детей, старшему было 12 лет, младшему — год. Семье священника тайно помогали бывшие прихожане, это спасло их от неминуемой гибели.

О дне сем.

Чтения дня. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 7а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с

нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

11Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 12да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Глава 2.

1Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

3Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 4противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

6И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.

7Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

8И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 9того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

13Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол продолжает похвалы своей пастве и призывает к твердости в вере, чтобы не колебаться от ветра всевозможных учений и толкований, коих было много и тогда. Далее речь пойдет о последних временах, но для нас сейчас важнее эти призывы к твердости…

Евангелие (от Луки): 33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

42Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

47Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Что есть этот свет, если не дела человека? Как бы ни хотел он скрыть их, но они являются пред людьми. Последователи же Христа призваны быть светом для окружающим, не словами, но больше делами являться проповедниками Слова Божия, как это было в первые века…. Но не есть ли тьма то, что ты считаешь в себе светом? Всякое же зло в человеке явится пред людьми хулой его веры и мешает проповеди, так что, по слову кого-то из Отцов, если бы все мы соблюдали все то, что нам заповедовал Господь, то на земле бы не осталось и хулителей веры нашей, ибо видя добрый пример, люди бы шли за нами. Но если сам ум христианина замутнен земным и отвращен от видения пути Господня, а блуждает невесть где, то и примером он быть не может. Увы нам…! Мы с вами и правда слишком часто ходим по путям темным….

.И чтения праздника преподобного Иоанникия. Обычный, читаемый в праздники преподобных, отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа….. Разумеется, когда говорится о любви, то мы с мирскими людьми говорим о разном. Мирские глаголят о плотской похоти, пристрастии, мы же – о духовном родстве. Давая определение любви, апостол в своем послании к Коринфянам (13 Глава) пишет: 4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. 8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится,что не относится к этому – не есть любовь, но страсть, похоть. Притом, любовь эта духовная, как пишется, не делит людей на своих и чужих, «хороших» и «плохих». Для этой любви все люди – творение Божие. Увы нам! До такого нам с вами далеко. А еще радость. Но это не то, что мы иногда испытываем, что сменяется печалью или гневом или страхом, но радость истинная, которая пребывает, несмотря ни на какую беду, несмотря ни на что. По действию Духа Божия, в самой страшной беде человек пребывает в покое и даже других укрепляет. Так было в жизни многих святых, в том числе, Новомучеников, кои не утратили эту радость даже в страшных условиях советских лагерей, среди ненавидящих «попов» охранников и надсмотрщиков и уголовников, которые за издевательства над «политическими» имели даже определенные преференции от лагерного начальства. В этой радости преподобный Серафим Саровский приветствовал каждого, приходящего к нему: «Радость моя! Христос Воскресе!» И такая радость о Господе дает человеку силу претерпевать все, когда мы с вами унываем и даже ропщем. Также эти же любовь и радость придает человеку особую доброту и милосердие к ближним, которой мы лишены. По действию Духа праведный Иоанн Кронштадтский готов был отдать нищему сапоги, в которых был обут сам и потом прийти домой босиком. Это – плоды Духа Божия и этот рассказ дает нам знать то, как мы от этого далеки…..

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства. В моих описаниях я многократно писал о них. Стоит ли писать снова? Но кому-то повторение одного и того же покажется нудным, то здесь это важно, ибо речь идет о требованиях в духовной жизни человека. Слова первые – «нищие духом» является поводом для злословий многих людей мира сего, но человек, мнящий себя богатым и видящий себя праведным – далек от спасения, ибо не видя своих грехов, не видя своих злых дел, он глух к слову научения и особенно обличения. Напротив, видящий свои грехи, свою немощь пред Богом о особенно, пробуя бороться с грехом и сознавая, что сам он не может это делать, он понимают свою нищету пред Богом. «Блаженны видящие свою нищету пред Богом» - так вернее можно было бы сформулировать. Но еще у Отцов есть и другое толкование – они еще пишут об отвержении сомнительного богатства злых дел, коих человек совершает много. Видящий же свою нищету и слабость пред Богом и исповедующий ее, несомненно, желает очищения, желает от греха перейти к праведной жизни тяготится висящим на его душе злом. Совершение на нем оправдания Божия и восшествие в Царство становится его мечтой (от этого мы с вами далеки и очень, ибо подчас делаем зло с охотой) и видя, как он по влечению плоти и действию демонскому совершает зло, он не может не оплакивать свой грех, впрочем, трезво оценивая себя и не впадая в уныние, видя поврежденность плоти своей. Он совершает покаяние, жаждая очищения. Такой же человек не может не стяжать и кротость, то есть, освобождается от действий страстей гнева и злобы. Плодом же этого является и милосердие, ибо возненавидевший гнев и борющийся с ним, не может не воздавать милость и ближним по слову Господню «будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден». А плодом этого является чистота, без которой никто не может приблизиться к Богу. Без помощи Божией совершиться это не может, но идущий по этому пути с верой достигнет этого. И плодом этого будет мир, мирное состояние и покой души, который уже на земле не сможет нарушить ничто и человек в узах, в мучениях и везде будет хранить его. Но это уже плод Духа Господня, уже коснувшегося человека и очистившего его, уже частичка Царства небесного внутри человека. А как апостолы, присутствовавшие при Преображении Господнем, не хотели расставаться с осенившей их Благодатью, так и человек этот уже не захочет расставаться с этим Царством, поселившимся в нем и ради пребывания в нем будет готов претерпеть любые мучения, которые выпадут на его долю, любые гонения. Все эти заповеди, словно ступени, ведь взойти на девятую никто не сможет, не пройдя первую и последующую. Как ни было б неудобно писать, но пожалуй, мне самому это написанное должно послужить назиданию. О, если б самому делать то, о чем я сам пишу.

Среда 18 ноября.

Праздников в этот день также не очень много. Одним из них является учрежденный в 2007 году праздник в память об избрании святителя Тихона первым после Синодального периода Патриархом Московским и Всея Руси. Но сначала опишу и другие праздники дня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.