Здавалка
Главная | Обратная связь

Священномученик Константин Алексеевич Голубев



Дни памяти Собор Новомучеников Российских, 19 Сентября / 2 Октября

Священномученик Константин Алексеевич Голубев, Богородский протоиерей родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика, и во святом Крещении был наречён именем благоверного князя Константина Ярославского, Чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Отец его отошёл ко Господу, когда мальчику исполнилось 9 лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда Константину исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Он вступает в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев. Константин Алексеевич был уверен, что отход от Церкви происходит только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Первым делом он основал церковно-приходскую школу. Помогал молодому миссионеру настоятель местного храма М. Васильев, поддерживало его и Вольское земство.

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся — по благословению преосвященного Тихона он назначается в 1876 году учителем русско-славянского языка Вольского Духовного училища и миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем просветительской библиотеки в городе Вольский. Ещё через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначает его противораскольничим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). 4 / 17 марта 1895 года он определяет Константина Голубева в Богородск[44] на протоиерейскую вакансию. 12 / 25 марта 1895 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и православных старообрядцев. В том же году отец Константин вошёл в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах Комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключённых — так, он совершил богослужение в тюремном храме, покуда туда не был определён постоянный священник. За свою деятельность по обращении из старообрядчества и сектантства отец Константин был награждён наперсным крестом. Весной 1896 года его назначают председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году отец Константин Голубев избирается на три года членом попечительного совета Богородской женской протогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, считал батюшка, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья у него была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строго православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил М.Д.А. и позднее был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок священномученику протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа / 5 сентября), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Государя Императора Николая II был участником торжественных молебнов в Кремле. После совершённого государственными преступниками переворота 1917 года начались жестокие гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого Богородска. Хотя новая богоборческая власть ещё не вполне была установлена в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали. Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян ему было объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный Крест и служебник.

О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаём из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 годов В. П. Шеина, впоследствии новомученика архимандрита Сергия (память 31 июля), расстрелянного в 1922 году вместе со священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским, память 31 июля / 13 августа). Возможно, что мученический подвиг отца Константина и многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову явился примером для архимандрита Сергия свидетельства за истину «даже до крови». В докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым».

Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров. По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привёл в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял её за расстрелянного священника и, выстрелив, убил её, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина на опушке соснового бора за городским стадионом г. Богородска почиталось благочестивыми жителями, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампаду, служили панихиды по убиенному протоиерею.

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени. В конце 1995 года были открыты нетленные мощи отца Константина, а также останки убиенных с ним воина и мученицы.

Канонизован священномученик протоиерей Константин Голубев как местночтимый святой Московской епархии в 1996 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

О дне сем.

Чтения дня. Отрывок из второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

3Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

4Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

5Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

6Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 7ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- 9не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Против безделия и тунеядства….

Евангелие (от Луки): 1Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Продолжение приведенного выше отрывка. Господь призывает стеречься фарисейского лицемерия и тут же говорит о том, что все тайное откроется и все, что сделано втайне – явится миру. И всякое лицемерие откроется. Если же человек лишь внешне благочестив, скрывая страстную натуру, то ханжество рано или поздно явится и нет большей хулы на Бога, чем греховная жизнь мнимых верных Божиих. И тут же Господь призывает к верности Богу, доверии Ему, как дитя, забравшееся на высокое дерево и боящееся само слезть, отдается в руки отца, желающего помочь. Человек лучше всякой твари, которой также Бог заботится. Но если живая тварь живет лишь здесь, в тленном мире, то человеку уготована вечность и от этой жизни человека зависит и жизнь будущая. Увы, грех тянет человека в объятия духов тьмы и отражением этого являются скорби. Самой страшной из них являются гонения на веру, и об этом говорит Господь. Человек, не стяжавший Царство здесь, на земле, не вкусит его и в вечности и если он стыдится даже говорить о вере или исповедовать его, то о какой верности Богу идет речь? Разумеется, верность Богу даже до смерти – выше сил человека, но с Богом возможно все, как и все заповеди, данные ему, выше сил пораженного греховными влечениями человека, но предавшийся Богу становится способным их выполнять и потому они не отменяются. Впрочем, Господь – не судья какой-нибудь земной, а будучи знающим каждого из нас, дает по силам каждого и спросит по силам его. От нас ныне не требуется под пытками хранить верность, но хотя бы не отрекаться перед лицом спрашивающих о вере, но быть свидетельством, впрочем, в первую очередь – делами, а по ним окружающие и судят о вере нашей и если они злы, то, как ни скрывай, а они откроются в любом случае.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.