Здавалка
Главная | Обратная связь

Слово в день Собора святого архистратига Михаила



Православие.Ru, 18 ноября 2011 г. http://www.pravoslavie.ru/put/49943.htm Святитель Филарет Московский
Архангел Михаил

Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?

 

Евр. I, 14.

Торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному; собрался собор человеков воспеть хвалы Собору Ангелов. Для чего? Не все ли они, говорит Апостол, изъясняя высокое превосходство Сына Божия пред Ангелами, не все ли они суть служебные духи? Для чего же Церковь, которая часто изъявляет желание вместе с Ангелами служить Богу и славословить Его благость, теперь, так сказать, остается позади их, и совершает род служения в честь их самих? Сие тем более требует исследования, что и древний закон, вчиненный Ангелами (Гал. III, 19), не представляет никакого торжественного установления в честь Ангелов.

Самое обыкновенное основание священных установлений, – говоря сие, мы не колеблем других оснований, глубоких и таинственных, – самое, говорю, обыкновенное основание церковных установлений есть благочестивое напоминание. Помни день субботний (Исх. XX, 8), говорит заповедь. Будет вам день сей в память (Исх. XII, 14), говорит закон Пасхи. Сие творите в Мое воспоминание (Лук. XXII, 19), говорит Сам Иисус Христос, установляя таинство Тела и Крови Своей. На сем основании древний закон не мог основать особенного церковного установления в честь Святых Ангелов в такие времена, когда человеки наклонны были воздавать служебным силам честь Божескую, и когда всего более нужно было напоминать о подобающем служении единому Богу. Ныне, под законом Христовым, совсем иные времена. Единство Божие как солнце, озаряет умы, но как звезды неприметны при солнце, так при занятии любомудрствующего ума одною великою мыслию о Свете несотворенном, некоторые уже не примечают светов сотворенных, малых конечно перед Оным, впрочем чистых и благодетельных, не примечают служебных духов, посылаемых от Бога в служение для тех, которые должны наследовать спасение; а, не примечая их, устраняются от их благодетельного сообщества и помощи. Для таких времен прозорливо и премудро установила Церковь торжествовать в честь Собора Небесных Сил, дабы мы немощные земнородные получали назидательное напоминание о сих споспешниках нашего спасения.

Удивительно, что забвение о Небесных Силах в некоторых из христиан простирается до того, что сомневаются даже о существовании невидимого мира. Если бы не имели мы о сем свидетельства в книге

Откровения, мы могли бы найти оное в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира, чрез рассматривание тварей, есть видимо (Рим. I, 20). Но как не все видимое может отнесено быть непосредственно к невидимой силе Божией, то, на основании Апостольского изречения, можно видеть мир невидимый, сквозь мир переходящих образов – мир постоянных Сил, посредством которых вседетельная сила Божия держит, носит (Евр. I, 3), движет, управляет и сохраняет все видимое. Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться; а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые потолику совершеннее одна другой, поколику более открывается в них действие невидимого; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лествице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать твари, в которых видимое совершенно поглощено, – существа, чисто невидимые, духовные?

Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимого. Но зато в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимого, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там Херувим стережет путь древа жизни (Быт. III, 24); здесь Ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. XVI, 7–12); в другом месте Ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. XVIII); Ангелы спасают Лота из погибающего Содома (Быт. XIX); Ангел сохраняет жизнь умирающему от жажды Измаилу (Быт. XXI, 17–19); Ангел и, может быть, более, нежели Ангел по существу, однако же Ангел по явлению и по наименованию в священном бытописании, удерживает руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака и осыпает его благословениями (Быт. XXII, 15. 17); Ангела обещает Авраам в руководство рабу своему (Быт. XXIV, 7), и сей раб дивно руководствуется в обретении Ревекки. Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12), то бдящий встречается с полками Ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению Израильтян из Египта. Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян (Исх. XIV, 19), сопровождает чрез Чермное (Красное) море и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне. Под распоряжением Ангелов приемлют (Деян. VII, 53) Израильтяне закон Моисеев. Архистратиг силы Господни является Иисусу Навину (Иис. Нав. V, 14) и распоряжает чудесное завоевание Иерихона. Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место его явления именем Плача (Суд. II, 1–6), Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения (Суд. VI, 11); Ангел двукратно посещает родителей Сампсона, предсказывает необыкновенное рождение, и научает воздержанием матери охранять плод чрева (Суд. XIII). Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида (2 Цар. XXIV, 16) и Ассириан за гордость Сеннахирима (4 Цар. XIX, 35). Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом (3 Цар. XIX, 5; 4 Цар. I, 15); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству (4 Цар. VI, 17). Исаия видит Серафимов, окружающих Престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Иса. VI); Иезекииль среди отверстых небес созерцает четыре Богоносных животных и одушевленные колеса (Иез. 1); Даниил зрит тысящи тысящь служащих Ветхому деньми, и тмы тем предстоящих Ему (Дан. VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более, нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (Дан. X, 13. 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы Небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие!

Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Иоан. I, 51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и бессеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу Рождества Спасителева (Лук. II, 13), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (Матф. XVIII, 10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Матф. XXVI, 53), Ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), Ангелов, отверзающих гроб Его (Матф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Иоан. XX, 12), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11), Ангелов, разрешающих узы (Деян. XII, 7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. V, 19); наконец Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян. X, 3–6).

Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела, и мы без помощи?

Но чем несомненнее удостоверяемся мы о близости к нам святых Ангелов и об их готовности на помощь нам, тем с большею заботливостью мы должны помыслить о том, от чего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том. Или нет при нас Ангелов, или мы не примечаем их, или удаляем от себя. Что их нет, то не правда, как мы видели. Следственно, правда то, что мы или не примечаем их, или даже удаляем от себя.

Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человеков, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению Пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей Ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.

Если мы, человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник наконец отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или пестун от воспитанника, отвергающего руководство; если самый отец удаляет от себя непокорливого сына, то как не удалиться наконец от нас святым Ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям, и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, когда мы предаемся токмо земному? Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и в желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?

Чада Церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как Матерь ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших? Не отвергнем блага, о которых она столько для нас подвизается. Презрим земное и приблизимся к Небесному. Очистим чувствия, и узрим сверхчувственное. Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее бесплотные Силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (Псал. LXXXIII, 8), и сотворит в нем Себе обитель (Иоан. XIV, 23).

Аминь.

Произнесено в Архангельском кафедральном соборе, 1821 год

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я, как и всегда, был в Свято-Успенском соборе. На сей раз, к моему удивлению, службу возглавлял правящий архиерей, Владыка Феогност, в сослужении всего духовенства храма. Служилось всенощное бдение, без литии и благословения хлебов, но зато читались паремии. Вместо ушедшего в отпуск диакона о.Евгения Габова в службе принимал участие служащий в Крымске протодиакон Евгений Горин, бывший когда-то клириком храма Новомучеников в нашем городе. В службе участвовали два штатных хора собора.

Книга Иисуса Навина [Глава 5.]: Бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и воззрев очима своима, виде человека стояща пред ним, и меч его обнажен в руце его. И пришед Иисус, рече ему: наш ли еси, или от сопротивных наших? Он же рече ему: аз архистратиг силы Господни, ныне приидох семо. И Иисус паде лицем своим на землю, и рече ему: владыко, что повелеваеши твоему рабу. И рече архистратиг Господень ко Иисусу: разреши сапог твой от ног твоих, место бо, на немже ты стоиши, свято есть. И сотвори Иисус тако.
По-русски: 10И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; 11и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; 12а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

13Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

14Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

15Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

16Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.

Книга Судей Израилевых [Глава 6.]: Бысть во дни оны, укрепися Мадиам на сыны Израилевы, и тии

возопиша ко Господу Богу: и се ангел Господень прииде, и седе под дубом, иже во Евфрафе, в земли Иоаса, отца Езримова, и Гедеон сын его млатяше пшеницу на гумне, еже бежати с нею от лица Мадиамля. И явися ему ангел Господень, и рече к нему: Господь с тобою сильный крепостию. И рече к нему Гедеон: во мне, господи мой, и аще есть Господь с нами, и чесо ради обретоша ны вся злая сия? И где суть вся чудеса Его, елика поведаша нам отцы наши, глаголюще: не из Египта ли изведе нас Господь? И ныне отверже ны Господь, и предаде ны в руку Мадиамлю. И воззре на него ангел Господень, и рече ему: иди в крепости твоей сей, и спасеши Израиля от руки Мадиамли: и се послах тя. И рече к нему Гедеон: во мне, Господи, в чесом спасу Израиля? Се тысяща моя хуждша в Манассии, и аз есмь мний в дому отца моего. И рече к нему Господь: понеже Аз буду с тобою, и избиеши Мадиама яко мужа единаго. И рече к Нему Гедеон: и аще обретох благодать пред очима Твоима, и да сотвориши мне днесь знамение, яко Ты глаголеши со мною. Не отыди отсюду, дондеже приити мне к Тебе, и принесу жертву мою, и пожру пред Тобою. И рече к нему ангел Господень: аз есмь, и премедлю, дондеже обратишися ты. Гедеон же вниде, и сотвори козлище от коз, и четверть муки опресноков, и вложи с мясом в кошницу, и юху влия в горнец и изнесе к нему под дуб, и поклонися. И рече к нему ангел Господень: возми мяса и хлебы пресныя, и положи у камене онаго, и юху излий, и сотвори тако. И простре ангел Господень конец жезла, сущаго в руце его: и коснеся мясом и хлебом пресным, и возгореся огнь из камене, и пояде мяса и опресноки, и ангел Господень отыде от очей его. И виде Гедеон, яко ангел есть Господень, и рече Гедеон: увы мне Господи, Господи, яко видех ангела Господня лицем к лицу. И рече ему Господь: мир тебе, не бойся, не умреши. И созда тамо Гедеон жертвенник Господу, и назва его, Мир Господень, даже до дне сего.
По-русски: 6И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу.

7И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, 8послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; 9избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, 10и сказал вам: "Я - Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете"; но вы не послушали гласа Моего.

11И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

12И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!

13Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

14Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

15[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.

16И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

17[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: 18не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.

19Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.

20И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.

21Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.

22И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.

23Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.

24И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Мир Господень, Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.

Книга пророка Исаии [Глава 14.]: Тако глаголет Господь: вся земля да вопиет с веселием. И древа Ливанова да возвеселятся о тебе, и кедри ливановы рекут: отнележе ты уснул еси, не взыде секий нас. Ад доле огорчися сретив тебе, грядущу ти воздвиже на тя исполины вся начальствовавшия землею. Аще востали быша от престол своих вси царие язычестии, вси отвещают, и рекут тебе: и ты пленен еси якоже и мы, с нами же причтался еси. Сниде во ад слава твоя, и многое твое веселие: под тобою постелют гнилость, и покров твой черви. Како спаде с Небесе денница, заутра возсиявающая? Сокрушися на землю, посылаяй ко всем языком. Ты бо рекл еси в помышлении твоем: на Небо взыду, верху звезд небесных поставлю престол мой: И сяду на горе высоцей, на горах высоких сущих к северу. И взыду вышше облаков, и буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, во основания земли, и видевшии тя почудятся, и рекут о тебе: сей человек смущаяй землю, потрясаяй цари: положивый вселенную всю пусту, и грады ея низложи, и плененных не разреши в домы их. Вси царие язычестии успоша в чести, человек в дому своем: ты же отвержен будеши в горах, яко мертвец возгнушен со многими мертвецы, избодеными мечем, низходящими во ад. Имже образом риза кровию намочена, не будет чиста, сице ниже ты будеши чист: зане землю Мою погубил еси, и люди Моя поразил еси, и не пребудеши в вечное время.

По-русски: 7Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; 8и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас".

9Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

10Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!

11В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.

12Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе' в сонме богов, на краю севера; 14взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

15Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?".

18Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; 19а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы,- ты, как попираемый труп, 20не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю мою, убил народ мой: во веки не помянется племя злодеев.

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через

пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Более чем красноречивый текст с повествованием о страшном суде, где подлежащие славе уподоблены пшенице, из которой будет испечено нечто новое, то есть, хлеб, а подлежащие осуждению по делам их уподоблены сорнякам, годным лишь на сожжение. «Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром….» - пишет апостол Павел. Никто не может принести плода без помощи Божией и лишь с Его помощью способен принести добрый плод, обратившись в сосуд Духа Господня, став, по слову священномученика Игнатия Богоносца, пшеницей Господней… Да не уподобимся сорнякам, подлежащим сожжению. Боже, помилуй нас!

Службу Владыка возглавлял до конца и он же произносил отпуст в конце. После же первого часа он произнес проповедь на тему нынешнего праздника. Ныне мы чествуем Ангельский чин, некоторые из которого охраняют каждого из людей, иные хранят храмы Господни, иные же – целые народы и страны. Будучи же чисты и святы, они, подражая человеколюбию Божию, помогают людям, своим неразумным собратьям. Здесь он подробно рассказывал обо всех, описанных в Священном Писании, случаях являения Ангелов: о том, как Господь через Ангелов вразумлял Моисея и сынов Израилевых, как впервые оказавшись близ Земли Обетованной, посланные Моисеем посланники, призванные узнать – какова эта земля, и придя, увидев ее богатство (тогда еще не было той пустыни, коей является весь Ближний Восток), испугались, что им придется возделывать ее, но сначала – воевать за нее, начали лгать, что земля плохая. За это Бог повелел евреям еще много лет странствовать по пустыни, дабы умерли все, кто вышел из Египта. После этого говорил он и о завоевании Земли Обетованной – как народ еврейский пришел в Палестину, но местные народы не захотели жить с пришельцами в мире, а встретили их крайне агрессивно. И здесь, у стен Иерихона, Иисус Навин увидел архангела Михаила, укрепившего его в войне с местными народами. После этого после семидневного обхождения стен Иерихонских стены эти падут, а город этот вместе со всем населением будет стерт, кроме семьи блудницы Раав, принявшей лазутчиков от евреев и скрывшей их от властей. Лишь немногие народы, решившиеся договориться с пришельцами, будут сохранены, поскольку они не питали к ним вражды (те же хананеи – представители срийских семитских народов, тех же финикийцев, позднее одна из них будет фигурировать в Евангелии – ее дочь исцелит Христос по вере ее). Потом евреи поклянутся в верности Богу, но сразу же по смерти Иисуса Навина начнут уклоняться в культы финикийских богов – Ваалу и Астарте (Иштар) и тогда Господь предает их в руки язычников. Успех и победы оставляю евреев и наступает эпоха бедствий. Много лет на Израиль нападали враги и опустошали землю Израилеву. Тогда многие оставляли нечестие и возвращались к Богу и Бог давал им судей – вождей, правящих Израилем по повелению Божию (то, что ныне называется «теократией», хоть, вообще-то, греческая буква «θ» .дает не звук «т», а межзубный звук «ф», как в английском языке). Судей в книге упоминается много, но здесь приводится отрывок из повествовании о призвании Судии Гедеона, которому является тот же архангел Михали и Гедеон в страхе думает, что ему надлежит умереть, но Ангел укрепляет его и затем Бог призывает его на войну с мадиамитянами – одними из кочевников, грабивших и разорявших Израиль. По повелению Божию Гедеон собирает малый отряд и он ночью нападает на лагерь врага и это вызывает в его стане панику, так что огромное войско обращается бегство, а собравшиеся с силами евреи догоняют его и громят, пленив, а затем убив его вождей. Таковы эти примеры из Ветхого Завета, частью. приведенные из паремий, частью просто в качестве примеров. Так Ангелы Божии по повелению Бога Вышнего хранят людей верных, даже доныне, посему и мы, чествуя их, молим их о помощи и защите! Поэтому и на Руси построено много храмов. Архангел Михаил изображен на гербе древнего Киева и соборы в честь него построены во многих городах Руси, в том числе, Москве….

Пожелав всем помощи Божией и благословив, он под пение многолетия (пел верхний хор) вышел из храма. В притворе с него снимается мантия и забирается богослужебный жезл и так он выходит из храма. Завтра – престольный праздник в Свято-Михаило-Архангельском храме.

Литургия.

В сам день в соборе, где я был, служил один о.Роман Хотков при пении одного бокового хора. Народа при этом в храме было не очень много.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.

6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Апостол вразумляет паству, уклонившуюся в иудейство, считая, что прежде следования Закону Христову, надо соблюдать нормы Закона Моисеева, от чего апостолами язычники уже были освобождены. И здесь в иудейство уклонились не евреи, но Галаты – потомки пришедших с Запада кельтских племен, поселившихся в центре Малой Азии, коим принадлежала и древняя Анкира – нынешняя Анкара - столица Турции. Но удивительно это, ведь если бы в Законе Моисеевом было нечто спасающее, то зачем было приходить Христу? Этому, собственно, посвящено все это послание апостола…

Евангелие (от Луки): 1Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

3И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

6Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Еще во время своего земного служения Господь уже посылает своих учеников проповедовать впереди себя. тогда они еще не понимали слов Его, но видели силу, которая являлась им, ибо и никаких припасов съестных Он не велел брать, но идя в путь, они ни в чем не нуждались, ибо все недостатки их восполнялись. Вряд ли их проповедь в этот период сопровождалась такими гонениями, как это будет после Сошествия на них Духа Господня, но уже тогда они видели явление Силы Господней. Но человек плоти, как зритель в цирке, ищет чудес и фокусов, в то время как человек веры ищет учения. Уже потом Дух Господень восполнит их недостатки и наставив на всякую истину, сделает неутомимыми проповедниками Евангелия…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к евреям: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их сделал совершенным через страдания.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

О славе человека, первоначально предназначенной ему. Согрешив, человек лишен этой славы, но во Христе – вновь обретает ее и даже более – природа человечсеская воссела на престоле Божества одесную Отца….

Евангелие: 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

По окончании службы о.Роман поздравил всех с праздником и поблагодарил за общую молитву, отметив, что это день чествования Небесных сил, оставшихся верными Богу после того, как треть Ангельского воинства отпала от Бога, последовав за одним из высших Ангелов, возгордившимся (тогда Ангелы, в высшей степени способные к развитию, еще были способны грешить) и возомнившим себя равным Богу. Тогда же архангел Михаил по повелению Божию низверг этих бунтовщиков с небес, явив любовь к Создателю своему. Бунтовщики же эти стали демонами и будучи бессмертными и оставшись с теми огромными силами, которые дал им Бог, ожесточились и сделались неспособными к обращению и покаянию, в отличие от нас, людей, смертных и лишенных большей части способностей, которые имели первые люди. Увы, искушенное сатаной, человечество пало. Добро в нас перемешано с привнесенным извне злом, так что гнев, гордость и всевозможные низменные похоти, изначально бывшие состоянием демонов, вошли и в человеческое естество. Страшнейшая из них – гордость, это мертвящее дыхание сатаны, которому, тем не менее, мы все подвержены. Но гордость ослепляет человека, делает его неспособным к покаянию, прибощая к демонскому миру. Поэтому именно с ней и надлежит всем нам, ставящих себя в центр нашего пантеона, бороться, прежде всего, именно с ней, так как именно ей диавол ведет людей по пути погибельному, как изначально он обещал Еве, что «вы будете, как боги, знающие добро и зло»…

Произнеся это слово, он обратился ко всем, напомнив о том, что при храме действует служба сестер милосердия, а затем призвал желающих присоединиться к их труду во славу Господню и во благо ближних.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.