Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация труда и отношения с заказчиками



Стребков и Шевчук в своем исследовании говорято том что Удаленная работа.Удаленный характер работы - то, что отличает "электронного фрилансера" от его традиционно занятого коллеги. Важнейшими предпосылками полноценной "телеработы" является наличие компьютерной техники и широкополосного Интернета (для передачи больших объемов информации), а также навыки работы с ними.

Очевидно, что по уровню технической оснащенности и компьютерной грамотности электронные фрилансеры представляют один из передовых отрядов работников. Примечательно, что, описываяпреимущества работы дома, каждый второй респондент отметил, что здесь он лучше обеспечен необходимой для работы техникой и материалами (и лишь 12% утверждают обратное). Это подтверждает известный тезис теоретиков постиндустриального общества о том, что расширяющаяся доступность и портативность современных средств производства (компьютерной техники) разрушает традиционную для капитализма зависимость непосредственного производителя (информационного работника) от работодателя.

Около 87% фрилансеров уверены, что не смогли бы полноценно выполнять свою работу без Интернета. Девять из десяти посредством Интернета поддерживают связь с заказчиком, получают от него задания, пересылают результаты и ищут материалы для работы, 77% находят самих заказчиков, а 59% получают оплату с помощью электронных платежных систем. Для 37% Интернет сам по себе является местом работы, так как они занимаются администрированием сайтов. Кроме того, Интернет выступает важным средством профессионального общения (70%). Естественно наибольшей виртуализации подвергается деятельность, напрямую связанная с Интернетом (разработка и поддержание веб-сайтов, программирование, тексты и копирайтинг). Представители традиционных профессий (дизайн, фото, видео, аудио, деловые услуги) в силу различных ограничений используют Интернет в несколько меньшей степени.

Рабочее время. Существует стереотип, что фрилансерами становятся люди, которых пугает нормированный рабочий день, которым лень рано вставать по утрам, словом, преимущественно, лодыри и бездельники.

Однако результаты исследования демонстрируют прямо противоположную картину: трудовой день фрилансеров в среднем длится даже дольше, чем у офисных работников. Разумеется, здесь мы имеем дело с самооценкой респондентами своего рабочего времени, проверить достоверность этих данных не представляется возможным. Остаётся лишь надеяться на то, что люди не сильно стремились приукрасить тяготы и невзгоды своей жизни, хотя часть опрошенных, вероятно, все-таки преувеличила испытываемую трудовую нагрузку.

В целом же треть всех фрилансеров (33%) утверждают, что не имеют выходных совсем, почти столько же (30%) работают шесть дней в неделю, и четверть (24%) - как и все "нормальные" люди - пять дней в неделю. И лишь 13% опрошенных трудится менее пяти дней в неделю. Как правило, к последней группе относятся в основном студенты вузов, совмещающие фриланс с учебой.

В среднем фрилансеры работают по 9 часов в день, причем "штатные работники" и "предприниматели", чтобы всё успевать, вынуждены трудиться еще больше - по 10 часов в день. "Чистые" фрилансеры могут позволить себе иметь 8-часовой рабочий день, а домохозяйкам и студентам удается посвящать работе лишь по 6,5 - 7 часов в день. Интересные выводы позволяет сделать анализ тех конкретных часов в течение суток, когда фрилансеры занимаются своей работой, ведь именно гибкий график занимает первое место в ряду достоинств фриланса по сравнению с другими формами занятости. Действительно ли фрилансеры в полной мере используют это своё преимущество? Результаты опроса показывают, что, несомненно, так оно и есть.

Задавая вопрос респондентам, мы разбили сутки на восемь трехчасовых интервалов и попросили отметить те из них, в которые они обычно работают в качестве фрилансера. Оказалось, что самое популярное время, когда больше всего людей любит трудиться - с 21.00 до 24.00.

Более двух третей опрошенных посвящают их не чтению книг, просмотру телепередач или играм на компьютере, а своей трудовой деятельности, причем это время удобно для всех групп фрилансеров. Его используют от 64% среди "чистых" фрилансеров и "домохозяек" до 73% среди студентов вузов.

Второй по популярности временной интервал - с 18.00 до 21.00. Эти часы посвящают работе 59% фрилансеров. По 40 - 46% предпочитают работать с 12.00 до 18.00 и / или с 0.00 до 3.00. И сравнительно немного оказалось тех, кто вступает на трудовую вахту в предрассветные и утренние часы: 14% делают это с 3.00 до 6.00; 10% - с 6.00 до 9.00 и 29% - с 9.00 до 12.00.

Таким образом, очевидно, что для фрилансеров характерно явное отклонение оптимального периода занятости от традиционного рабочего графика, установленного на большинстве предприятий с 9.00 до 18.00.

Только 9% опрошенных работают исключительно в этот период. Около половины всех респондентов занимаются выполнением проектов и в дневное, и в вечернее (ночное) время. Особенно это характерно для "чистых" фрилансеров, 74% из которых предпочитают такой "комбинированный" рабочий день. Но самое интересное, что более 40% фрилансеров чаще всего совсем не работают днём. Их трудовая деятельность сосредоточена за пределами традиционного рабочего времени. Конечно, среди них преобладают штатные сотрудники и студенты вузов, которые физически не могут заниматься в это самое время, однако и в других группах таких людей тоже немало: от 15% среди "чистых" фрилансеров до 27% среди предпринимателей.

 

Что касается стран запада в этом вопросе - при взаимоотношениях с заказчиком остро стоит проблема доверия, поскольку нередки случаи нарушения условий сделки со стороны клиента. Как отмечается в исследованиях, чтобы решить данную проблему, могут быть предприняты разнообразные шаги: усиление юридического контроля сделок, усиление надзора за соблюдением авторских прав. Так, для журналистов особенно актуально справедливое вознаграждение за многократные публикации (переиздания), а также установление минимальных размеров оплаты на различные виды труда.

Фрилансеры борются с нечестным отношением со стороны заказчиков и собственными методами. Так, например, довольно распространенная практика — проверка заказчика: фрилансер, перед тем как заключить сделку, старается получить максимум информации о клиенте и о том, насколько он честен.

Как показало исследование американских копирайтеров [Racette 2007], так делают 90% самозанятых в данной отрасли в США. Однако 15% отмечают, что испытывают трудности с такого рода «проверками», поскольку сложно оценить адекватность и правдивость собранной информации, если её вообще удалось получить. Единственным средством борьбы с нечестными «черными овцами» авторы видят создание собственной сети по обмену информацией о заказчиках. Попытки создания подобных систем обмена информацией уже существуют на онлайн биржах, где фрилансеры и заказчики присуждают друг другу баллы, составляя рейтинг.

В то же время заказчики также чувствуют себя незащищёнными, заключая сделки с фрилансерами. Так, например, компании, работающие с интеллектуальной собственностью, остерегаются делиться своими данными со «случайными людьми» (см.: [Рыженков 2007]). Однако есть и такие, которые наоборот предпочитают нанимать фрилансеров для выполнения своих задач, а не держать штатных сотрудников. Согласно исследованию проведенному фриланс-биржей Sologig.com [Freelance and Contract Opportunities… 2007], к примеру, 36% компаний в IT отрасли предпочитают труд фрилансеров. Также к ним относятся 13% консалтинговых компаний, 10% финансовых, 7% дизайнерских студий, 6% маркетинговых компаний, 6% рекрутинговых фирм, административный персонал и секретариат — 6%, продавцы — 5%. Реальная структура клиентов самозанятых в IT сфере в Великобритании представлена в статье Б. Гудуина по материалам исследования в данной сфере, проведённого компанией Giant Group в начале 2006 г. Основным клиентом для фрилансеров в IT сфере в данной стране является правительство (27%), эта цифра увеличилась вдвое за 2004–2005гг. На втором месте финансовый сектор — 24% [Goodwin 2006].

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.