Здавалка
Главная | Обратная связь

Среди стран СН по численности населения республика находится на 5 месте после России, Украины, Узбекистана и Казахстана.



Тема 3 Понятие, состав и структура потенциалов национальной экономики Республики Беларусь

 

1 Демографический и трудовой потенциалы

2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

3 Информационно-технологический потенциал.

4 Производственный потенциал.

5 Инвестиционный потенциал, инвестиционные ресурсы, инвестиционная деятельность.

6 Внешнеэкономический потенциал

7 Природно-ресурсный потенциал

 

1 Демографический и трудовой потенциалы

 

Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применитель­но к экономике означает источники, возможности, средства, за­пасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под сово­купным экономическим потенциалом понимается максималь­но возможная способность национальной экономики произво­дить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отрас­лях национальной экономики, а также накопленные и распола­гаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и ду­ховные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризу­ют уровень развития совокупного экономического потенциала страны. Основными факторами, определяющими экономический по­тенциал, являются производственные мощности промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструкту­ры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечи­вать его реализацию в сфере производства и потребления.

 

Демографический потенциал. Имеет основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важ­нейшими показателями являются численность и продолжи­тельность жизни населения, рождаемость и смертность, поло­возрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к кото­рым ежегодно добавляется количество родившихся и прибыв­ших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Среди стран СН по численности населения республика находится на 5 месте после России, Украины, Узбекистана и Казахстана.

Численность населения Республики Беларусь на 2014 года составила 9 388,5 тыс. человек. По этому показателю Беларусь может сравниться с такими странами, как Швеция и Венгрия.

Среди стран СНГ Беларусь занимает пятое место после России, Украины, Узбекистана и Казахстана

Население Беларуси сокращается, и очень быстро (прим. 50 тысяч ежегодно).

В стране проживает более 4,4 млн. мужчин (46,5% от общей численности населения республики) и около 5,1 млн. женщин (53,5%). На 1 000 мужчин в республике приходится 1 152 женщины.

Более 16% от общей численности населения – дети до 15 лет, примерно 61% – доля населения в трудоспособном возрасте, около 22% – в возрасте старше трудоспособного.

Демографическая ситуация в Беларуси характеризуется устойчивой тенденцией депопуляции, обусловленной превышением смертности над рождаемостью, прогрессирующим старением, неблагоприятной структурой населения по полу и возрасту.

Ситуация в Беларуси не является исключением. Эта тенденция характерна для всех развитых стран мира. За 20 лет в разных странах убыль населения составила: в Латвии – 15,7%, Эстонии – 14,7, Болгарии – 13,6, Украине – 11,7, Литве – 9,9, Румынии и Хорватии – 7,5, Беларуси – 7%.

Сложившаяся демографическая ситуация, представляющая угрозу национальной безопасности страны, определила необходимость вмешательства государства в данную проблему.

В Беларуси проживают представители ок. 140 национальностей и народностей. Белорусы – 84%, русские – 8%, поляки – 3%.

Численность городского населения 74%, сельского – 26%.

Население сельской местности за межпереписной период уменьшилось на 21%. Наибольшими темпами снижалась численность населения в Могилевской области (на 26,6 процентного пункта), в Витебской (на 26,4 процентного пункта) и в Гродненской (на 25,2 процентного пункта).

Отток сельского населения постоянно увеличивается. Так, если в 1989-1998 годах сельское население ежегодно сокращалось на 42,7 тыс. человек, то в этот десятилетний интервал - в 1,5 раза больше.

Численность женщин в республике 54% общей численности населения. В городах и городских поселениях проживает 75% женщин, в сельских населенных пунктах – 25%.

На 1000 мужчин в среднем приходится 1151 женщина, в том числе в городской местности – 1162 женщины, в сельской местности – 1116 женщин.

Превышение численности мужчин по сравнению с численностью женщин среди городского населения наблюдается в возрастах до 28 лет, среди сельского населения – до 57 лет. Прежде всего, это связано с отъездом молодых женщин из сельской местности в городскую для продолжения образования и трудоустройства, а также с более высоким уровнем смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.

Наибольшая гендерная диспропорция наблюдается в пожилых возрастах. Число женщин в возрасте 60-69 лет на 1000 мужчин составляет в городах и городских поселениях 1430 человек, в сельской местности – 1359 человек, а в возрасте 70 лет и старше число женщин превышает число мужчин в городской местности в 2,2 раза, в сельской – в 2,4 раза.

На половозрастную структуру населения большое влияние оказывает ожидаемая продолжительность жизни,которая составялет у мужчин 64,7 года, у женщин – 76,7 года.

Одним из факторов умень­шения численности населения выступает со­хранение естественного прироста в отрица­тельных параметрах, что не обеспечивает нор­мального его воспроизводства. Идет дефор­мация возрастной структуры населения, сокращение трудового потенциала, что может привести к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям.

В соответствии с классификацией Э. Россета, общество находится в фазе демографической старости, если данный параметр равен 12%.

В Республике Беларусь доля населения в возрасте старше трудоспособного – 23%. Численность населения старше тру­доспособного возраста составила 2,3 млн человек в 2014 г.. Доля лиц этой возрастной категории приобрела устойчи­вую тенденцию к увеличению на ближай­шую перспективу. Доля стареющего населения в республи­ке продолжает увеличиваться. В соответ­ствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрас­те старше 65 лет в нем составляет 7%.

Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м — 48,6.

В качестве факторов, которые вызвали ухудшение демографической ситуации в стра­не, можно выделить следующие. Во-первых, осуществление рыночных преобразований и экономический спад в начале трансформаци­онного периода спровоцировали высокий уро­вень безработицы и падение жизненного уров­ня населения. Во-вторых, снижение объемов производства привело к падению цены труда, что заставило людей отложить вопросы рож­даемости на последующий срок.

Существенным образом на демографическую ситуацию в стране повлияла авария на ЧАЭС, которая привела к росту смертности и заболеваемости населения.

Демографическое развитие Республи­ки Беларусь осложняется вследствие со­хранения относительно высокого уровня смертности, прежде всего, среди лиц тру­доспособного возраста, отказа части семей от рождения детей, что приводит к сокра­щению рождаемости до уровня, не обеспе­чивающего простого замещения родитель­ских поколений, деформации возрастной структуры городского и сельского населе­ния. Перечисленные факторы усиливают демографическое старение населения.

Риски и возможные угрозы:

– дальнейший процесс старения населения и рост демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 чел. нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособных граждан в 2030 году);

– неблагоприятные тенденции в области внешней миграции: нелегальная трудовая миграция и угроза потери интеллектуального потенциала в условиях растущей конкуренции за высококвалифицированные кадры (в 2013 году отток трудоспособных граждан по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,3 процента, при этом отток высококвалифицированных специалистов увеличился более чем на 24,1 процента. В то же время приток трудоспособного населения сократился на 1,6 процента);

– несоответствие структуры подготовки кадров потребностям инновационного развития экономики;

– недостаточная общественная активность граждан, неразвитость институтов гражданского общества;

– ухудшение качества здоровья граждан, в том числе проживающих в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, риск появления новых видов заболеваний (по отчетам ВОЗ, вновь возникающие болезни регистрируются с частотой по одной и более в год) и рост эпидемических очагов;

– риск сохранения неравенства в доступе граждан к социальным благам и услугам (медицинским, образовательным и др.).

 

В этих условиях демографические пер­спективы республики во многом зависят от мер социальной защиты населения, а от решения демографической проблемы – устойчивость и конкурентоспособность экономики, социальное развитие.

Для решения демографических проблем утверждена и реализуется «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Программа включает ряд мер, направ­ленных на стимулирование рождаемости, социально-экономическую поддержку и сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.

Она состоит из 3 подпрограмм, которые посвящены ключевым направлениям обе­спечения демографической безопасности.

1 Социальная поддержка рождаемости.

2 Укрепление здоровья населения и уве­личение ожидаемой продолжительности жизни.

3 Внешняя миграция в интересах разви­тия Республики Беларусь.

Трудовой потенциал. Определяется количеством и качест­вом трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благо­даря совокупности физических способностей, специальных знанийи опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп; неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспо­собного возраста, занятые в экономике.

Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в за­висимости от продолжительности жизни, природно-климати­ческих и социально-экономических условий страны.

В Республике Беларусь, как в Российской Федерации и Ук­раине, к населению трудоспособного возраста относятся муж­чины в возрасте от 16 до 60 и женщины — от 16 до 55 лет. В Ве­ликобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возраста для мужчин является 65 лет, жен­щин — 60 лет; в Италии — соответственно 62 и 57; Кыргызста­не — 63 и 58 лет; Португалии — 65 и 62 года. Во многих стра­нах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет, например, в Да­нии, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Фин­ляндии, Швеции, Канаде, США — 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года; Китае и Франции — 60 лет.

Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и без­работные, зарегистрированные в органах государственной служ­бы занятости.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть жителей страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения.

К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.

В экономике республики занято 4,6 млн. человек, из них 81% работали в городах и поселках городского типа, 19% — в сельских населенных пунктах.

В целом отраслевая структура занятости характеризуется перераспределением численности занятого населения из от­раслей, производящих товары, в сферу услуг. Доля занятых в промышленности, строительстве, сельском и лесном хозяй­стве, прочих видах деятельности по производству товаров со­кратилась с 55% в 1995 году до 46% в 2009 году, а доля работа­ющих в сфере услуг увеличилась с 45% до 54%.

В важнейшей для республики отрасли экономики — про­мышленности — работает 26% от общей численности занятых, в торговле и общественном питании — 14%, сельском хозяй­стве и образовании — по 10%, строительстве — 9%, на транс­порте — 6%.В настоящее время средний возраст работников организа­ций в республике составляет 40,1 года (в 1995 году — 39,1 года).

Почти каждый четвертый работник в республике — в воз­расте до 30 лет. Для молодежи приоритетными являются такие отрасли экономики, как строительство, финансовая деятель­ность, торговля и общественное питание, информационно-вы­числительное обслуживание, где удельный вес молодежи со­ставляет 30-36% от общей численности работающих.

Самым «молодым» регионом является город Минск, средний возраст населения которого составил 38 лет, самым «старым» – Витебская область (41,1 год).

Одним из важнейших показателей качественного состава кадров является уровень образования. Высшее образование имеют 24% работающих в экономике, среднее специальное — 23%, профессионально-техническое — 20%.

Об устойчивой тенденции повышения образовательного уровня работающих свидетельствует постоянное увеличение численности работников с высшим и средним специальным об­разованием. В целом по республике на 1000 работающих при­ходится 465 работников с высшим и средним специальным об­разованием (в 1995 году — 364 человека).

Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2015 г. составил 0,9 процента к численности экономически активного населения (на конец октября 2014 г. – 0,5 процента).

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился. На 01.11.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 30,2 тыс. вакансий, что составило 62 процента к уровню 2014 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 57,5 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (75,6 процента на 01.11.2014).

Коэффициент напряженности на рынке труда республики увеличился с 0,5 на 1 ноября 2014 г. до 1,4 безработных на одну вакансию на 1 ноября 2015 г.

В январе-июне 2015 г. средний период трудоустройства увеличился на 0,3 месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,7 месяца. В то же время у женщин он более длительный – 1,9 месяца (у мужчин и молодежи – 1,5 месяца).

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия как «индекс развития человеческого потенциала» и «человече­ский капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специалистами Про­граммы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных госу­дарств по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общеприз­нанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. В по­казателе учитывается значимость как экономических, так и со­циальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни — индекса ожида­емой продолжительности жизни при рождении, индекса уров­ня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способ­ности (ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уров­нем; менее 0,500 — низким уровнем развития человеческого потенциала.

Ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси возросла с 69 лет в 2000 году до 72,6 лет в 2013 году.

В Беларуси ВВП на душу населения по паритету покупательной способности по сравнению с 2000 годом увеличился в 3,7 раза (с 4,7 до 17,6 тыс. долл. США в 2013 году).

В мировом масштабе по показателю ВВП на душу населения десятью наиболее богатыми странами являются: Катар – 83,841 тыс. долл., Люксембург – 78,395 тыс., Норвегия – 52,561 тыс. долл., Сингапур – 50,523 тыс. долл., Бруней-Даруссалам – 49,110 тыс. долл., США – 46,381 тыс. долл., Швейцария – 43,007 тыс. долл., Гонконг – 42,748 тыс. долл., Нидерланды – 39,938 тыс. долл. и Ирландия – 39,468 тыс. долл.

ВВП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США. Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным обменным курсам.

Третья составляющая индекса человеческого развития – высокий образовательный уровень населения. По индексу уровня образования Республика Беларусь сопоставима с наиболее развитыми странами Европы (0,97). Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения в Беларуси увеличилась с 41,2 в 2000 году до 50 процентов в 2012 году.

По индексу развития человеческого потенциала за 2013 год Беларусь занимает 53-е место. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ.

 

 

2 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

 

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Макропараметром научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых.

Наукоемкость ВВП — это та его часть, которая направляется на проведение научных исследований. Только при значении выше 0,9% можно рассчитывать на какое-то влияние науки на экономическое развитие. В Европейском союзе критической считается наукоемкость ВВП в 2%.

Существуют разные методики его определения. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), принято сравнивать количество внутренних затрат на НИР с объемом ВВП страны. В странах СНГ же используется другой подход: здесь оценивается соотношение выполненного объема работ и валового внутреннего продукта. Таким образом, зная объем ВВП Беларуси в 2011 году (274,3 трлн бел. руб.) и другие вышеупомянутые показатели, можно рассчитать наукоемкость ВВП. Согласно методике стран ОЭСР в 2011 она составила 0,76% и остается такой же в настоящее время.

К сведению, в 1990 году в Беларуси наукоемкость ВВП составляла 1,47%.

Затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2013 году в расчете на одного исследователя составили 25 тыс. долл. США, что ниже аналогичного показателя для стран СНГ (2012 год – 67,9 тыс. долл. США). В расчете на 1 млн. жителей число белорусских исследователей составляет 1938, что почти на треть ниже средних значений по ЕС. Доля отгруженной инновационной продукции в 2013 году находится ниже порога научно-технологической безопасности – 20 процентов, определенного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Доля инновационно новой для мирового рынка белорусской продукции является незначительной.

Среди стран СНГ по уровню наукоемкости ВВП Беларусь уступает России и Украине.

Сегодня в постиндустриальных странах китами, несущими экономику, выступают четыре наукоемких отрасли: аэрокосмическая, телекоммуникационная, производство компьютеров и офисного оборудования, фармацевтика.

Для сравнения: абсолютным лидерами по этому показателю сегодня являются Израиль, Швеция и Япония, направляющие на нужды НИР от 3,5 до 4,5% от ВВП ежегодно. В 2014 году в США на научно-исследовательские работы было направлено 405,3 млрд долл., что составило 2,7% от ВВП. Страны ЕС стремятся поддерживать наукоемкость науки на уровне не ниже 2%. Китай тратит на научно-исследовательские задачи от 1,3 до 1,8% от ВВП каждый год, стремительно наращивая расходы по этому направлению в долларовом эквиваленте - так, в прошлом году в китайскую науку было вложено 136 млрд долл., или 1,83% от ВВП. В России данный показатель колеблется в районе 1%.

Пока страны Триады (ЕС, США, Япония) занимают почти половину глобального рынка высокотехнологичных товаров. Там 85% прироста ВВП приходится на долю high-tech.

Только одно сравнение. В США в целях сохранения конкурентоспособности продукции оборудование подлежит замене каждые 5 лет. В Беларуси, по данным Института экономики Министерства экономики Беларуси, период использования технологий в производственной сфере составляет от 20 до 30 лет.

Из-за отсутствия средств у белорусских предприятий ежегодно обновляется не более 2-3 % сельскохозяйственной и промышленной продукции, в то время как, для того чтобы она была конкурентоспособной, сегодня необходимо обновлять минимум 15%.

Практика показывает, что проблемы инновационной деятельности во многом связаны с проблемами в сфере инвестиционной.

Негосударственные, иностранные и совместные предприятия "не вносят существенного вклада в технологическое развитие экономики из-за отсутствия необходимой научно- технологической базы". Инновационные программы на 48% финансируются из бюджета. Статистика свидетельствует: только 13% промышленных предприятий Беларуси осуществляют инновационные затраты, в то время как в странах ЕС этот показатель достигает 50%.

Причины недостаточной эффективности инвестиций в инновационную сферу в Беларуси:

1 Отсутствие практических действий по устранению объективных недостатков системы организации науки в стране.

2. Гипертрофированное количество финансируемых из бюджета научно-технических программ различного уровня, детерминирующих де-факто процессы инновационного развития национальной экономики.

3. Односторонняя ориентация рынка научно-технической продукции на предложение. Недостаточность использования принципа целеполагания при проведении научных исследований.

4. Излишняя зарегулированность механизмов финансирования научной сферы.

Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Однако в научно-технической сфере перед Республикой Беларусь стоят следующие угрозы: сброс в республику технологий «второго сорта», «технологическая инфляция», выезд из страны высококвалифицированных специалистов.

В результате сокращения научно-технического пространства после распада СССР возникли серьезные диспропорции в научно-техническом потенциале, так как из его структуры в республике выпали целые научные направления и школы. Эти потери не были компенсированы оживлением международного научно-технического сотрудничества в период реформирования. Более того, в результате отсутствия такого сотрудничества не был получен опыт по обеспечению безопасности научно-технического комплекса страны. Такая ситуация в условиях «утечки умов» за рубеж и отсутствия у республики необходимых средств для обеспечения должного уровня финансирования науки и передового производства создает угрозу резкого снижения научно-технического потенциала в дальнейшем.

Сегодня техническая база белорусской экономики переживает трагический момент в своем развитии: в ряде основных структурообразующих отраслей темпы выбытия производственных мощностей, по некоторым оценкам, в 10 раз и более превышают темпы производственных инвестиций.

Многие проблемы международного научно-технического сотрудничества не решаются, а интересы государства нарушаются из-за правовой незащищенности интеллектуальной собственности и авторских прав. Это сдерживает не только международный обмен технологиями, но и приток в страну инвестиций и новых технологий, что ведет к безвозмездной утрате значительной части интеллектуальной собственности, потере позиций на мировом рынке, создает прямую угрозу научно-технической безопасности страны, ставит преграды развитию основанного на интеллектуальной собственности предпринимательства.

 

Несмотря на это, ситуация для нашей республики остается довольно благоприятной. Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными.

Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики — это способность и стремле­ниепредприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобрете­ний.

В стране активно переоснащаются предприятия нефтехимической отрасли и машиностроения, модернизируется энергетическая сфера. Решен вопрос о строительстве атомной электростанции. Развиваются торговая сеть, гостиничный бизнес. Создается сеть торгово-логистических центров. Инновационное обновление экономики, создающее условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг, является не только одним из основных путей выхода из кризиса, но и главным фактором, обеспечивающим успешное развитие страны в посткризисный период.

В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с другими органами государственного управления разработан проект Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Основной целью Государственной программы определеносоздание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие республики и повышение качества жизни белорусского народа.

В результате технологических инноваций изменения про­изошли в таких областях, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение тради­ционных рынков сбыта, сокращение энергетических и матери­альных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

В Республике Беларусь финансирова­ние научной и инновационной деятельности осуществляется:

1) за счет средств республиканского и местных бюджетов;

2) внебюджетных источников;

3) собственных средств предприятий и организаций, осу­ществляющих инновационную деятельность;

4) средств специальных инновационных фондов;

5) отечественных и зарубежных инвестиций;

Важным показателем, характеризующим инновационный потенциал страны является доля затрат на образование от ВВП. Развитые страны тратят свыше 10% от ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития – от 4 до 7%. В Беларуси данный показатель составляет 6,1% от ВВП.

В Бе­ларуси лишь 21,7% предприятий являются ин­новационно активными.

Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это одна из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).

Низкий уровень коммерциализации инноваци­онных проектов в Республике Беларусь объясня­ется низкой степенью заинтересованности пред­приятий в адаптации инноваций, отсутствием средств для качественно новой модернизации, слабым менеджментом, а также отсутствием сформированного рынка венчурного капитала, наиболее эффективного для финансирования высокорисковых инновационных проектов, кото­рый находится лишь на этапе становления

В стране создана орга­низационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей Государственной научной организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Принципы формирования научно-технической политики го­сударства определены в Законе Республики Беларусь «Об осно­вах государственной научно-технической политики». В их чис­ло входят:

-государственная поддержка фундаментальных и приклад­ных исследований;

- выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка на­учных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития рес­публики;

- ориентация научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

- непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием и подготовкой на­учных кадров;

- обеспечение свободы научной, научно-технической и ин­новационной деятельности, правовая защита интеллектуаль­ной собственности;

- равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение конкурсности и конкуренции между ними;

- повышение престижа научного труда и технического твор­чества;

- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших техноло­гий и новых видов продукции;

- поддержка развития инновационной инфраструктуры и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.