Здавалка
Главная | Обратная связь

Эффективность инновационной экономики, создание которой объявлено стратегическим направлением развития Беларуси, напрямую зависит от качества инновационной инфраструктуры.



На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

На сегодняшний день в республике действуют следующие элементы инновационной инфраструктуры:

1 Парк высоких технологий (специализация – IT индустрия и сопутствующие отрасли)

2 Научно – технологические парки (технопарки)

3 Белорусский инновационный фонд

4 Бизнес инкубаторы (в том числе специализирующиеся на поддержке инновационных предприятий)

5 Центры трансфера технологий (включая Республиканский центр трансфера технологий и его региональные представительства, а также организации, с которыми заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве)

6 Инновационные центры – 8

7 Научно-производственные (научно-практические) центры

8 Информационные и маркетинговые центры

9 Научно-технические библиотеки (включая заводские

В городе Минске сосредоточен основной инновационный потенциал республики, представленный учреждениями Национальной академии наук Беларуси, большинством ведущих вузов, отраслевых НИИ, высокотехнологичных предприятий, соответствующий кадровый и технологический потенциал.

В Могилевской области создан и успешно действует единственный в республике технопарк, созданный в соответствии с европейскими стандартами - ЗАО «Технологический парк Могилев». Его основные задачи связаны с обеспечением продвижения результатов научно-технической деятельности в экономику Могилевской области и созданием благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства.

По­давляющая часть указанных организаций яв­ляется государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а вли­яние на развитие частного бизнеса, не гово­ря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало. Слабость институтов финансовой поддержки, неразвитость предприниматель­ства в научно-инновационной сфере - ос­новные причины отставания страны в раз­витии высокотехнологического сектора эко­номики.

Внутренние затраты на исследования и разработки к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП.

 

3 Информационно-технологический потенциал

 

Обеспеченность информационно-технологического комплек­са всеми видами ресурсов, создание условий для его функцио­нирования и развития отражает понятие информационно-тех­нологического потенциала. Его компоненты и параметры в ди­намике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

• информационные ресурсы, методы обеспечения их накоп­ления, сохранности и эффективного использования;

• информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

• автоматизированные информационные системы и меха­низмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис инфор­мационной индустрии, включая программное (операционные системы, системы программирования) и аппаратное обеспече­ние (архитектуру компьютеров, элементную базу вычислитель­ной техники);

• система компьютерного образования и подготовки кадров;

• система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продук­тов и услуг.

Оценка производится на базе следующих параметров: — плотность телефонных сетей (в Республике Беларусь 30 на 100 жителей, и развитых странах 40);

- охват кабельными сетями потенциальных пользовате­лей (в Республике Беларусь 3 % от количества потенциальных пользователей, в развитых странах 10 %>;

- доступность Интернета для граждан (с точки зрения стоимости) (в Республике Беларусь Интернет доступен 10% населения, в развитых странах 100 %);

- степень конкуренции в области предоставления доступа в Интернет (в Республике Беларусь монополия);

- обеспеченность школ доступом в Интернет (в Республике Беларусь 4 % школ имеют доступ, но он закрыт вне времени занятий, в развитых странах 100 % школ);

- доля занятого населения, регулярно работающего в Интернет-среде (в Республике Беларусь 3 %, в развитых странах 10 %);

- представительство правительственных организаций в Интернет (в Республике Беларусь 55 правительственных сайтов, в развитых странах 100 % представительство в Интернет);

- и др.

Еще одной характеристикой информационно-технологического потенциала страны является структура используемых технологий.

В Республике Беларусь в области технологического уклада на­блюдается следующая картина: 23,9 % используемых технологий соответствуют I—III технологическому укладу, 68,7 % — IV технологическому укладу и 7,7 % - V—VI технологическому укладу.

По степени прогрессивности используемых технологий прослеживается следующая ситуация: 79 % - традиционные технологии, 15,8 % — новые технологии и 5,2 % - высокие технологии.

Правительством Республики Беларусь утверждены Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года и Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы.

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий ин­формационной безопасности и защиты данных; единство орга­низационных, технических и технологических принципов пост­роения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны - это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные виртуальные рынки, взять на вооружение самые передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная информационно-коммуникационная инфраструктура (далее — ИКИ), позволяющая оказывать новые информационные услуги и услуги электросвязи на основе технологий широкополосного доступа. На протяжении последних 10 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем. Республиканские органы государственного управления, большинство местных исполнительных и распорядительных органов представлены в глобальной компьютерной сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, что является одним из необходимых условий конкурентоспособности экономики. Национальная информационная индустрия, не ограничиваясь только прямым вкладом в валовой внутренний продукт, обеспечивает эффективное использование ИКТ в государственном управлении, социальной сфере, во всех отраслях экономики, повседневной жизни населения.

Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается рядом факторов. Для их устранения необходимо:

- ускорить создание инфраструктуры для предоставления государственными органами электронных услуг с использованием средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП);

- развивать экспортно-ориентированную отрасль услуг в области информационных технологий (ИТ-индустрия);

- расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет;

- принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом;

- обеспечить эффективное применение современных возможностей ИКТ при решении задач в сфере занятости населения;

- совершенствовать систему взаимодействия государства и бизнеса в сфере информатизации.

 

 

4 Производственный потенциал

 

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики представляет собой совокупность всех видов ресур­сов и условий осуществления общественного производства или производства товаров и производства услуг. Он является важ­нейшим компонентом совокупного экономического потенциа­ла, характеризующим производительные силы страны, реаль­ного сектора экономики. Экономикс определяет производствен­ный потенциал как реальный объем продукции (ВНП), кото­рый экономика в состоянии произвести при полном использова­нии имеющихся ресурсов.

Основными составляющими производственного потенциала являются:

- совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;

-материально-техническая и технологическая база произ­водства;

- действующий кадровый потенциал;

- объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;

- производственная инфраструктура;

- система организации управления, институционально-пра­вовая база регулирования производства.

Для измерения, анализа и оценки производственного потен­циала и его составляющих используются как качественные, так и количественные показатели (индикаторы):

- количество предприятий и организаций, занятых в произ­водстве товаров и услуг (по отраслям, комплексам и экономике в целом);

- численность работающих на этих предприятиях и в орга­низациях по профессиональному и квалификационному при­знакам (рабочие, ИТР, служащие и др.);

- объем производства товаров и услуг — валовой внутренний продукт на макроуровне и объемы добавленной стоимости, про­изведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;

-основные средства (основной капитал, основные фонды);

- качество товаров и услуг (соответствие ГОСТам, стандар­там Евросоюза и мирового рынка);

- технологический уровень производства (соотношение тра­диционных, новых и новейших наукоемких технологий) в эко­номике и ее отраслях;

- ресурсоемкость производства (материало-, энергоемкость ВВП, доли этих затрат по отраслям);

- характеристика систем управления и типа хозяйствова­ния (соотношение административных и рыночных механизмов, государственной, частной и других видов собственности).

Необходимость реструктуризации в Республике Беларусь обусловлена следующими проблемами, составляющими угрозу производственной безопасности:

1) износ, физическое и моральное старение основных про­изводственных фондов. Именно с основными фондами связано понятие производственной мощности как способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 63,5%), строительстве (48,1%), сельском хозяйстве (57,6%), на транспорте (52,3%). Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции.

2) существенное отставание технологического и технического уровня экономики Беларуси по своим качественным характеристикам от уровня высокоразвитых государств;

3) высокая энерго- и материалоемкость производства, зави­симость от внешних поставок топливно-энергетических и мате­риально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;

4) неустойчивое финансовое положение предприятий, дефи­цит оборотных средств;

5) наличие устаревших технологий;

6) высокий уровень монополизации в производственной сфе­ре, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;

7) сохранение сложившейся структуры производства без уче­та спроса на выпускаемую продукцию

На современном этапе развитие про­мышленности ориентировано на использование имеющихся преимуществ, среди которых технологические разработки по отдельным направлениям современного и новейшего техноло­гического укладов; свободные производственные мощности, по­зволяющие при относительно невысоких издержках производ­ства увеличивать выпуск соответствующих видов продукции.

Однако в целом технологическая база промышленности зна­чительно устарела. На большинстве предприятий она представ­ляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V-VI уклады. Износ активной части основных фондов достиг 80%, то есть намного превысил критический уровень.

В промышленности Республики Беларусь наряду с достаточно очевидными последствиями финансового кризиса - уменьшением выпуска продукции, рос­том товарных запасов и увеличением дебиторской задолженности - наблюда­лось снижение уровня рентабельности реализованной продукции и рост доли неденежных форм прекращения обязательств.

В настоящее время предприятиям республики необходимо реструктуризация. Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствие с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.

Реструктуризация направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, а также на улучшение их инвестиционной привлекательности.

Формами финансового оздоровления предприятий и экономики выступают: институт банкротства, реструктуризация, международная межфирменная интеграция, привлечение инвестиций, создание финансово-промышленных групп.

 

 

5 Инвестиционный потенциал, инвестиционные ресурсы, инвестиционная деятельность.

 

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед Республикой Беларусь, являет­ся привлечение капиталов в реальный сектор экономики. Основным источником для этого могут выступать иностранные инвестиции. В условиях экономического кризи­са и резкого сокращения внутренних инвестиционных ресурсов обращение к зару­бежным источникам финансирования становится одним из способов выживания.

Инвестиционный потенциал страны – это её способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение реконструкция действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.

Другой формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным.

Основными инвесторами организаций республики являются субъекты хозяйствования России (42,7% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (19,8%), Нидерландов (11%), Кипра (6,1%), Австрии (3,6%), Германии (2,4%).

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были в 2014 г. направлены в организации торговли (43,7% от всех прямых инвестиций), транспорта (34,8%), промышленности (12,4%).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (50,7% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 25,5% валового объема прямых инвестиций, Кипра — 6,7%, Германии — 3,2%.

За I полугодие текущего года наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации Минска (75,9%). На организации Минской области приходилось 6,3% валового поступления иностранных инвестиций, Витебской — 6%, Гомельской — 5,9%.

Государство в целях привлечения иностранных инвестиций, передовой иностранной техники, оборудования, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала создают особые зоны. В литературе их называют свободными экономическим зонами. Свободная экономическая зона (СЭЗ) — часть территории су­веренной страны с точно определенными границами и специаль­ным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны способствуют развитию кон­кретного региона, увеличению занятости населения, внедрению современных технологий, новых форм и методов предпринима­тельской деятельности. Белорусские свободные экономические зоны представляют собой территории со специальными налого­выми, таможенными и регистрационными режимами.

В период с 1996 по 2002 г. в Республи­ке Беларусь созданы 6 свободных экономи­ческих зон. СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» имеют опыт работы от 7 до 10 лет, зоны «Могилев» и «Гродноинвест» функционируют более 4 лет.

Привлечение иностранных и отечествен­ных инвестиций позволяет задействовать ра­нее пустующие и неэффективно используе­мые производственные площади, организо­вать дополнительные рабочие места, внедрять современные технологии и импортозамеща­ющие производства, что обеспечивает рост объемов продукции и экспорта товаров из СЭЗ.

Существующие на сегодняшний день проблемы функционирования СЭЗ можно условно разделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К глобальным проблемам, требующим определенного решения, можно отнести следующие.

1 Недостаточное внимание уделяется разработке механизма функционирования каждой конкретной СЭЗ, без чего достижение поставленных перед СЭЗ целей и задач невозможно. В большинстве случаев преобладает мнение, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы для привлечения новых объемов иностранного капитала, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом.

2 Отсутствует программа создания и развития СЭЗ в Беларуси, в которой, помимо перечня создаваемых СЭЗ, для каждой из них четко указывались бы задачи и цели, приоритетные отрасли.

3 Необходимо внедрение методики расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ, которая должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений и объемов экспортно-импортных операций, а также объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), расчет показателей эффективности.

4 Недостаточное доверие международных деловых кру­гов к тому, что будут обеспечены неиз­менность и безусловное выполнение го­сударственных гарантий правового ста­туса СЭЗ, прежде всего льгот и преференций, предоставляемых иност­ранным инвесторам;

5 Недостаточность республиканских и ре­гиональных финансовых ресурсов для создания и развития инфраструктуры территории СЭЗ.

Главной целью развития СЭЗ на перспективу является создание усло­вий для привлечения иностранных инвестиций и новейших зарубежных технологий и оборудования для высоко­технологичных, ориентированных на экспорт, а также импортозамещающих про­изводств, для углубления кооперации с пред­приятиями республики, широкого использо­вания местных сырьевых ресурсов, создания новых рабочих мест. Решающую роль в развитии внешнеэкономического потенциала страны должна сохранить промышленность за счет приоритетного развития наукоемких производств, а также вступление в ВТО.

Важнейшими направлениями государственной инвести­ционной политики являются следующие:

Обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвес­тиций в реальный сектор

Создание благоприятных экономических условий

Сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологичес­ких программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, не привлекательных для частных инвесторов.

Оказание государственной поддержки в реализации при­оритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых про­граммах.

Государственная поддержка высокоэффективных инвес­тиционных проектов, в первую очередь, в сфере новых и вы­соких технологий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

Государственная поддержка талого и среднего бизнеса.

Расширение самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собствен­ных средств.

Развитие рынка ценных бумаг с целью привлечения ре­сурсов для финансирования инвестиций.

Усиление инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономи­ки.

С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Инвестиционный кодекс предусматривает недискриминационный режим иностранных инвестиций.Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельно­сти иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имуще­ственных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В конце 2009 г. вступили в силу декрет №10 о создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Беларуси и указ №413 от 25 мая 2010, которым введен институт инвестиционного агента. Основным предметом деятельности Агентства является обеспечение привлечения инвестиций в Республику Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества

Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.

В Инвестиционном кодексе Ре­спублики Беларусь (ИК РБ) и в других актах национального инве­стиционного законодательства нет четких формулировок относитель­но режима, распространяющегося на иностранных инвесторов.

 

6 Внешнеэкономический потенциал

 

Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической дея­тельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или про­даются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.

Важнейшими экономическими показателями внешнеэконо­мического потенциала, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенци­ал имеет особое значение, так как по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 ва­лового внутреннего продукта.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для раз­вития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это прежде всего:

• выгодное экономико-географическое положение;

• развитые система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• научный и инновационный потенциалы;

• достаточно мощная строительная база;

• значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

• высокий общеобразовательный уровень населения и сло­жившаяся система подготовки специалистов;

• многовекторные внешнеэкономические связи, способству­ющие расширению внешних рынков.

Все виды внешнеэкономических связей республики находят отражение в платежном балансе страны, который составляется Национальным банком Республики Беларусь по методологии Международного валютного фонда.

Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение. Платежный баланс — балансовый счет международ­ных операций, соотношение валютных поступлений из-за гра­ницы и платежей, произведенных данной страной другим стра­нам. Это стоимостное выражение всего комплекса международ­ных связей страны в форме соотношений показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Платежный баланс представ­ляет количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций стра­ны, ее участия в мировом хозяйстве. Он складывается под влия­нием воспроизводственных процессов, но и сам оказывает вли­яние на золотовалютные резервы, валютное положение страны, размеры государственного долга, направления экономической (в том числе валютной) политики.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров.

Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами Европейского союза (ЕС). Торговля со странами – членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.

Главными торговыми партнерами Беларуси из стран ЕС являются Германия и Великобритания. Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Определилась тенденция сокращения отрицательного сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.

Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференции ЕС. Благодаря этому около 80% белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.

Расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступления на европейский рынок сельскохозяйственной продукции.

По итогам 2013 года зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций Беларуси со 197 странами мира (в 2001 году – 161 государством, в 2005 году – 175). В условиях обострения конкуренции на внешних рынках Республике Беларусь удалось укрепить свои позиции в мировом экспорте товаров: ее доля повысилась с 0,1 процента в 2000 году до 0,15 в 2005 году и 0,2 процентов в 2013 году.

Высокая потребность белорусской экономики в импорте затрудняет достижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса, что является сегодня одним из приоритетов государственной экономической политики.

Сегодня в белорусском экспорте преобладает продукция с высокой долей импорта в материальных затратах и в стоимости: нефть и нефтепродукты; машины, оборудование и продукты металлообработки; продукция химической и нефтехимической промышленности; продукция пищевой промышленности; черные металлы; услуги транспорта.

Импорт товаров осуществлялся из 159 стран. Основным поставщиком товаров оставалась Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 52,8 %.

В существующей структуре производства и экспорта преобладают отрасли, характеризующиеся высокой зависимостью от поставок промежуточной продукции из-за рубежа и значительной долей импорта в цене собственной готовой продукции. Это делает экономику республики уязвимой к колебаниям импортных цен и валютных курсов, изменениям условий поставок, политическим потрясениям, способным негативно повлиять на международную торговлю. Кроме того, ведущие отрасли экономики слабо связаны с другими сферами как вследствие технологически обусловленного использования в производстве значительного количества продукции этой же отрасли, так и в силу высокой доли импорта в затратах на производство продукции.

К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар

Основу импорта составляют энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.

Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция.

Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Вьетнамом.

В последние годы заметно возросли объемы торговли с Индонезией и Нигерией.

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь.

К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги.

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

 

 

7 Природно-ресурсный потенциал

 

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокуп­ность природных ресурсов данной территории, природных усло­вий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при дан­ных технических и социально-экономических возможностях об­щества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов от­дельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лес­ных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых количество имеющихся в стране природных ре­сурсов, их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пла­стов и т.д.), возможность комплексного использования.

Земельные ресурсы.Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использо­вания. Они создают основу для сельскохозяйственного произ­водства, ведения лесного хозяйства, а также для городской за­стройки, расселения сельского населения, размещения про­мышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь стра­ны, составляющая 20759,8 тыс. га. В Европе по данному пока­зателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большин­ство европейских государств обладают гораздо меньшими зе­мельными ресурсами.

Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресур­сов, систематически обрабатываемая и используемая под посе­вы сельскохозяйственных культур.

Негативные тенденции:

- сокращение площади с/х угодий;

- уменьшилась обеспеченность каждого жителя (исключение из оборота Земель, пострадавших в ЧАЭС);

- нерациональное использование земель.

Механизм управления земельными ресурсами и регулирова­ния земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

• совершенствование законодательной базы, формализую­щей государственную земельную политику и обеспечивающей нормативно-правовое регулирование земельных преобразований;

• развитие структуры органов государственного управле­ния в области регулирования земельных отношений, использо­вания и охраны земель;

• проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики;

• ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблю­дения земельного законодательства в условиях реформирова­ния земельных отношений;

• создание и ведение современного государственного зе­мельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами.

Водные ресурсы.Включают все пригодные для хозяйствен­ного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммар­ным стоком в средний по водности год и оцениваются по Бела­руси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны.

Водоемкость ВВП

где W — водоемкость валового внутреннего продукта, м3/р.; R1 — годовое потребление свежей воды, м3;

R2— годовой объем оборотного водоснабже­ния, м3; V — стоимость годового валового внутреннего продукта, р.

Главным резервом повышения эффективности использова­ния водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокраще­ние потребления в основных водопотребляющих отраслях.

Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения; выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащит­ные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, кото­рые могут использоваться с целью сохранения, воспроизвод­ства и повышения продуктивности лесов.

Лесной фондБеларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покры­тые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства.

В соответствии с на­роднохозяйственным значением леса разделены на две группы. Первую группу составляют леса, выполняющие преимущес­твенно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; вторую представляют эксплуата­ционные леса, также выполняющие водоохранные, защитные и климаторегулирующие функции. По группам возраста насаж­дения распределяются следующим образом: молодняки, сред­невозрастные, приспевающие, спелые и перестойные.

Режим лесопользования в первую очередь определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека — это норма ежегодных объемов рубок леса или количество готовой продук­ции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизвод­ства для заготовки лесоматериалов. Она рассчитывается исхо­дя из наличия спелой древесины и потребности в ней, характера воспроизводства, а также соблюдения принципа непрерывного и неистощимого пользования лесом. Эксплуатация леса в пре­делах расчетной лесосеки является необходимым условием эф­фективного использования лесных ресурсов.

Рациональное лесопользование предполагает как вырубку, так и восстановление лесов. Современное воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается благодаря проведению в необ­ходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посад­ке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питомников.

Минерально-сырьевые ресурсы.Основой развития совре­менной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ре­сурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы — это при­родные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. При определении эффективности месторождений им дается количественная и ка­чественная оценка. Количественная оценка минеральных ресур­сов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. На ее основании устанавливается размер предпри­ятий добывающей промышленности и сроки их функциониро­вания. Качественная оценка месторождений осуществляется путем сопоставления показателей, характеризующих глубину залегания, содержание полезных компонентов, возможности внедрения прогрессивной технологии добычи и т.д.

Запасы полезных ископаемых подразделяют по их пригод­ности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, кото­рые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым — запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных — геологических за­пасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.