Здавалка
Главная | Обратная связь

A b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z



Паскаль не различает строчные и прописные буквы. К категории букв относится и символ подчеркивания _ .

Для написания комментариев и вывода текста может быть использована кириллица.

Ко второй категории – цифрам – относятся десять арабских цифр:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Третьей категорией – специальными знаками – являются следующие символы, расположенные на клавиатуре:

+ плюс ^ карат

- минус пробел (не имеет обозначения)

* звездочка # знак номера

/ дробная черта @ эт

< меньше & амперсанд

> больше $ знак доллара

= равно апостроф

. точка

, запятая

; точка с запятой

: двоеточие

() круглые скобки

[] квадратные скобки

{} фигурные скобки

Служебные (ключевые) слова

Программа на Паскале состоит из последовательности операторов – команд, определяющих действия компьютера.

Все операторы Паскаля, кроме оператора присваивания, начинаются со служебного слова, которое дает команду компьютеру на выполнение определенного действия: ввести, вывести, закрыть и т.д.

В качестве служебных слов используются слова английского языка, отражающие смысл выполняемого действия:

And и Record запись

Array массив Repeat повторять

Begin начало Set набор

Case вариант String строка

Const константа Then то (тогда)

Div деление нацело Text текст

Do выполнять To к

DownTo уменьшая до Type тип

Else иначе Uses использует

End конец Until до

File файл Var переменная

For для While пока

Function функция With с

If если

In в

Label метка

Mod модуль

Nil пустой адрес

Not не

Of из

Or или

Procedure процедура

Program программа

Кроме служебных слов, в Паскале имеются стандартные имена, используемые при записи:

стандартных типов данных:

Integer целый

Real вещественный

Boolean логический

Char символьный

стандартных констант:

True истина

False ложь

MaxInt наибольшее целое

Pi число π = 3,14159265358979

стандартных процедур:

Read читать

ReadLn читать строку

ReSet восстановить

ReWrite переписать

Write писать

WriteLn писать строку

Константы

Знакомые по школьному курсу константы – это числа: ускорение свободного падения, число π и т.д.

В Паскале это не только числа, но и символы.

Константы представляют собой величины, которые не изменяются в процессе выполнения программы, то есть их значения фиксированы.

Внимание! Речь идет не о поименованных или типизированных константах.
О них разговор пойдет дальше.

В Паскале используются константы пяти стандартных типов:

1. целые – целые числа

Тип Диапазон Формат
ShortInt – короткое целое -128 … 127 1 байт со знаком
Integer - целое -32768 …+32767 2 байта со знаком
LongInt – длинное целое -2 147 483 648 … 2 147 483 647 4 байта со знаком
Byte – длиной в байт 0 … 255 1 байт без знака
Word – длиной в слово 0 … 65535 2 байта без знака

2. вещественные – числа с дробной частью

Тип Диапазон Точность Формат
Real - вещественный ± 2,9 × 10-39 … ±1,7 × 1038 11 – 12 знаков 6 байт
Single – с одинарной точностью ± 1,5 × 10-45 … ±3,4 × 1038 7 – 8 знаков 4 байта
Double – с двойной точностью ± 5,0 × 10-324 … ±1,7 × 10308 15 – 16 знаков 8 байт
Extended – повышенной точности ± 1,9 × 10-4951 … ±1,1 × 104932 19 – 20 знаков 10 байт
Comp - сложный -2 × 1063 +1… 2 × 1063 -1 19 – 20 знаков 8 байт

3. логическиеBoolean – константы, имеющие только два значения

True – истина

False – ложь

4. символьныеChar – все символы алфавита Паскаля, заключенные в апострофы:

‘a’ ‘b’ ‘c’ ‘0’ ‘9’ ‘#’ ‘_’

5. текстовыеString – набор символов, заключенный в апострофы:

‘hello’ – не длиннее 255 символов.

Запись чисел

1. Целые константы (целые числа) записываются как обычно:

5 -2 0

2. Вещественные константы могут быть записаны в двух формах:

· форме с фиксированной запятой – в виде десятичной дроби, только вместо десятичной запятой ставится точка. Число не должно начинаться или заканчиваться десятичной точкой. В памяти компьютера сохраняются 11-12 цифр дробной части:

3.1415926535898 -2.13 5.0 0.5

Ошибки: 5. .1 - отсутствуют дробная или целая части

· форме с плавающей запятой – в виде мантиссы с последующим десятичным порядком (экспоненциальная форма записи):

-2.3e-12 0.41E+5 -6.23e15

Показатель степени записывается после буквы е (Е), причем знак плюс не обязателен.

Внимание! В записи числа пробелы и знаки умножения недопустимы!

 

Переменные

В математике с понятием переменной связывают некоторый поименованный объект, который может принимать одно значение из допустимого множества значений.

В программировании термин переменная означает ячейку оперативной памяти, в которой находится текущее значение какого-то объекта программы. Имя переменной рассматривается как наименование или адрес такой ячейки памяти. Знание этого адреса дает возможность программисту изменять значение переменной в процессе выполнения программы.

Константам тоже выделяются необходимые ячейки памяти, однако их адреса программисту недоступны, поэтому значения констант нельзя изменить в процессе выполнения программы.

Таким образом, понятие переменной употребляется для обозначения поименованной величины, которая может принимать одно из допустимого диапазона значений. Обращение к переменной осуществляется по ее имени, которое программист выбирает сам, руководствуясь следующими правилами:

· имя переменной должно отражать ее назначение, то есть оно должно нести определенный смысл,

· имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр и знаков подчеркивания,

· имя должно начинаться с буквы или знака подчеркивания,

· не допускается совпадение имени со служебными словами, именем программы, именами подпрограмм или функций.

Как и константы, переменные могут быть пяти стандартных типов: целые, вещественные, символьные, логические и строковые. Тип переменной определяет диапазон ее изменения.

Кроме стандартных типов, программист может использовать интервальные и перечисляемые типы.

Таким образом, любая переменная характеризуется уникальным именем, типом и конкретным значением из диапазона, определяемого ее типом.

Типы данных

Именование констант и переменных в программировании очень похоже на использование символических выражений в алгебре, однако для того, чтобы компилятор смог их обрабатывать, нужно снабдить его некоторой дополнительной информацией – выполнить описание. В этой информации сообщается о типе каждой именованной величины.

Идея типов берет свое начало в математике и логике и призвана предотвращать двусмысленные и ошибочные конструкции языка программирования.

Человек, решающий какую-либо задачу вручную, обладает интуитивной способностью быстро разобраться в типах данных и тех операциях, которые для каждого типа справедливы. Например, нельзя извлечь квадратный корень из слова или написать число с заглавной буквы. Одна из причин, позволяющих легко провести такое распознавание, состоит в том, что слова, числа, даты, время и другие данные для человека выглядят по-разному. Однако для компьютера все типы данных сводятся, в конечном счете, к последовательности битов, образующих байты – содержимому ячеек памяти. Поэтому в программах различие в типах следует делать явным.

Паскаль, как и другие языки программирования высокого уровня, позволяет отвлечься от представления данных в виде последовательности бит – двоичных разрядов, наилучшего с точки зрения компьютера. При написании программы программист может использовать понятия, соответствующие терминам решаемой задачи: целое и вещественное число, массив, запись, файл, множество. Это существенно упрощает решение. Естественно, что, в конце концов они отображаются на конкретное битовое представление.

Таким образом, тип определяет множество значений, которые могут принимать объекты программы (константы, переменные), а также совокупностьопераций, допустимых над этими значениями.

Как уже было сказано, в Паскале имеется пять стандартных:

1. целый,

2. вещественный,

3. символьный,

4. логический

5. строковый

и два нестандартных:

1. интервальный

2. перечисляемый

типов данных.

Введение концепции типов данных в Паскале привело к следующему:

· каждая единица языка программирования (константа, переменная, выражение, функция) имеет только один тип. Тип определяет множество значений, которое может принимать это данное,

· явное введение типов позволяет четко установить тип каждой программной единицы перед выполнением самой программы,

· между каждым типом и некоторым ограниченным подмножеством операций существует однозначная связь, то есть для каждого типа определен свой ограниченный набор операций,

· использование типов вносит избыточность в сам язык, но это существенно помогает при обнаружении ошибок в структуре алгоритма, реализованного в программе.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.