A b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
Паскаль не различает строчные и прописные буквы. К категории букв относится и символ подчеркивания _ . Для написания комментариев и вывода текста может быть использована кириллица. Ко второй категории – цифрам – относятся десять арабских цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 Третьей категорией – специальными знаками – являются следующие символы, расположенные на клавиатуре: + плюс ^ карат - минус пробел (не имеет обозначения) * звездочка # знак номера / дробная черта @ эт < меньше & амперсанд > больше $ знак доллара = равно ‘ апостроф . точка , запятая ; точка с запятой : двоеточие () круглые скобки [] квадратные скобки {} фигурные скобки Служебные (ключевые) слова Программа на Паскале состоит из последовательности операторов – команд, определяющих действия компьютера. Все операторы Паскаля, кроме оператора присваивания, начинаются со служебного слова, которое дает команду компьютеру на выполнение определенного действия: ввести, вывести, закрыть и т.д. В качестве служебных слов используются слова английского языка, отражающие смысл выполняемого действия: And и Record запись Array массив Repeat повторять Begin начало Set набор Case вариант String строка Const константа Then то (тогда) Div деление нацело Text текст Do выполнять To к DownTo уменьшая до Type тип Else иначе Uses использует End конец Until до File файл Var переменная For для While пока Function функция With с If если In в Label метка Mod модуль Nil пустой адрес Not не Of из Or или Procedure процедура Program программа Кроме служебных слов, в Паскале имеются стандартные имена, используемые при записи: стандартных типов данных: Integer целый Real вещественный Boolean логический Char символьный стандартных констант: True истина False ложь MaxInt наибольшее целое Pi число π = 3,14159265358979 стандартных процедур: Read читать ReadLn читать строку ReSet восстановить ReWrite переписать Write писать WriteLn писать строку Константы Знакомые по школьному курсу константы – это числа: ускорение свободного падения, число π и т.д. В Паскале это не только числа, но и символы. Константы представляют собой величины, которые не изменяются в процессе выполнения программы, то есть их значения фиксированы. Внимание! Речь идет не о поименованных или типизированных константах. В Паскале используются константы пяти стандартных типов: 1. целые – целые числа
2. вещественные – числа с дробной частью
3. логические – Boolean – константы, имеющие только два значения True – истина False – ложь 4. символьные – Char – все символы алфавита Паскаля, заключенные в апострофы: ‘a’ ‘b’ ‘c’ ‘0’ ‘9’ ‘#’ ‘_’ 5. текстовые – String – набор символов, заключенный в апострофы: ‘hello’ – не длиннее 255 символов. Запись чисел 1. Целые константы (целые числа) записываются как обычно: 5 -2 0 2. Вещественные константы могут быть записаны в двух формах: · форме с фиксированной запятой – в виде десятичной дроби, только вместо десятичной запятой ставится точка. Число не должно начинаться или заканчиваться десятичной точкой. В памяти компьютера сохраняются 11-12 цифр дробной части: 3.1415926535898 -2.13 5.0 0.5 Ошибки: 5. .1 - отсутствуют дробная или целая части · форме с плавающей запятой – в виде мантиссы с последующим десятичным порядком (экспоненциальная форма записи): -2.3e-12 0.41E+5 -6.23e15 Показатель степени записывается после буквы е (Е), причем знак плюс не обязателен. Внимание! В записи числа пробелы и знаки умножения недопустимы!
Переменные В математике с понятием переменной связывают некоторый поименованный объект, который может принимать одно значение из допустимого множества значений. В программировании термин переменная означает ячейку оперативной памяти, в которой находится текущее значение какого-то объекта программы. Имя переменной рассматривается как наименование или адрес такой ячейки памяти. Знание этого адреса дает возможность программисту изменять значение переменной в процессе выполнения программы. Константам тоже выделяются необходимые ячейки памяти, однако их адреса программисту недоступны, поэтому значения констант нельзя изменить в процессе выполнения программы. Таким образом, понятие переменной употребляется для обозначения поименованной величины, которая может принимать одно из допустимого диапазона значений. Обращение к переменной осуществляется по ее имени, которое программист выбирает сам, руководствуясь следующими правилами: · имя переменной должно отражать ее назначение, то есть оно должно нести определенный смысл, · имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр и знаков подчеркивания, · имя должно начинаться с буквы или знака подчеркивания, · не допускается совпадение имени со служебными словами, именем программы, именами подпрограмм или функций. Как и константы, переменные могут быть пяти стандартных типов: целые, вещественные, символьные, логические и строковые. Тип переменной определяет диапазон ее изменения. Кроме стандартных типов, программист может использовать интервальные и перечисляемые типы. Таким образом, любая переменная характеризуется уникальным именем, типом и конкретным значением из диапазона, определяемого ее типом. Типы данных Именование констант и переменных в программировании очень похоже на использование символических выражений в алгебре, однако для того, чтобы компилятор смог их обрабатывать, нужно снабдить его некоторой дополнительной информацией – выполнить описание. В этой информации сообщается о типе каждой именованной величины. Идея типов берет свое начало в математике и логике и призвана предотвращать двусмысленные и ошибочные конструкции языка программирования. Человек, решающий какую-либо задачу вручную, обладает интуитивной способностью быстро разобраться в типах данных и тех операциях, которые для каждого типа справедливы. Например, нельзя извлечь квадратный корень из слова или написать число с заглавной буквы. Одна из причин, позволяющих легко провести такое распознавание, состоит в том, что слова, числа, даты, время и другие данные для человека выглядят по-разному. Однако для компьютера все типы данных сводятся, в конечном счете, к последовательности битов, образующих байты – содержимому ячеек памяти. Поэтому в программах различие в типах следует делать явным. Паскаль, как и другие языки программирования высокого уровня, позволяет отвлечься от представления данных в виде последовательности бит – двоичных разрядов, наилучшего с точки зрения компьютера. При написании программы программист может использовать понятия, соответствующие терминам решаемой задачи: целое и вещественное число, массив, запись, файл, множество. Это существенно упрощает решение. Естественно, что, в конце концов они отображаются на конкретное битовое представление. Таким образом, тип определяет множество значений, которые могут принимать объекты программы (константы, переменные), а также совокупностьопераций, допустимых над этими значениями. Как уже было сказано, в Паскале имеется пять стандартных: 1. целый, 2. вещественный, 3. символьный, 4. логический 5. строковый и два нестандартных: 1. интервальный 2. перечисляемый типов данных. Введение концепции типов данных в Паскале привело к следующему: · каждая единица языка программирования (константа, переменная, выражение, функция) имеет только один тип. Тип определяет множество значений, которое может принимать это данное, · явное введение типов позволяет четко установить тип каждой программной единицы перед выполнением самой программы, · между каждым типом и некоторым ограниченным подмножеством операций существует однозначная связь, то есть для каждого типа определен свой ограниченный набор операций, · использование типов вносит избыточность в сам язык, но это существенно помогает при обнаружении ошибок в структуре алгоритма, реализованного в программе.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|