Здавалка
Главная | Обратная связь

Благочестивая Хадиджа



Великий Аллах хотел, чтобы будущий Пророк имел в земной жизни надежную опору и поддержку в лице достойного человека. И для этой роли Он избрал женщину. При этом в течение 25 лет по Воле Всевышнего Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) теряет одного за другим самых близких родственников. Отец умирает до его рождения. По традициям того общества мальчика отдают кормилице. Когда Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) исполняется 6 лет, покидает этот мир мать. Затем умирают его попечители – дед и дядя. До женитьбы на благородной Хадидже (радыяллаху анха) Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) проходит жесткую школу сиротства.

Процесс подготовки избранного Богом человека к Пророчеству длился сорок лет. Шлифовалось сердце будущего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), очищалась его душа. Последние 45 дней до начала Откровения Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) пребывал в пещере в особом состоянии, в состоянии готовности запечатлеть в своем сердце слова Аллаха, адресованные всему человечеству. И Хадиджа, немолодая уже женщина, проходила километры, чтобы принести ему еду. Казалось бы, ничего особенного в этом нет: так поступила бы любая любящая жена. И все же есть небольшая разница. Чтобы не потревожить Пророка, не помешать своим приходом его тонкому душевному состоянию, Хадиджа часами, а иногда и днями, ждала за скалой подходящего момента. Архангел Джабраил о ее преданности и любви говорил: «О Расулюллах! Я вижу Хадиджу. Она несет тебе еду. Что это за любовь? Она сносит рядом с тобой все трудности. В деле твоей защиты на нее возложены самые сложные обязанности».

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) начал слышать таинственные звуки, которые сопровождали его всюду, и видения... Он был напуган. Он боялся попасть в руки джиннов и стать колдуном. Все его существо переживало эти странные изменения в самом себе. Однажды он прибежал домой, сотрясаясь всем телом от внутренней дрожи: «Укройте меня, укройте меня», – попросил он. Придя в себя, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) увидел возле себя заботливую супругу: «О Хадиджа! Что происходит со мной? Признаться, мне очень страшно».

У Хадиджы было внутреннее знание того, что все происходящее с ее мужем дано ему во благо и имеет некую великую цель. Она со всей уверенностью ответила: «Ты слишком чист, чтобы Аллах мог таким образом наказывать тебя. Ты правдив, любишь свою семью, помогаешь своим родственникам, делаешь людям добро, держишь слово. Все будет хорошо».

И снова Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приходил к Хадидже и встревоженно спрашивал: «Так кто же мне поверит?». Хатиджа спокойно и искренне отвечала: «Я поверю тебе».

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в последующие годы после ее смерти не забывал о ней. Тонкость ее души, чуткость, глубина чувств, преданность навсегда оставили в его душе неизгладимый след. Во время праздников он отсылал ее родственикам подарки, часто вспоминал о ней. Она поддерживала во все моменты его жизни, она была матерью его детей. Самые лучшие дни своей молодости он прожил с Хадиджей (радиаллаху анху). Это очень важный момент. Ответ всем тем, кто в последующем многоженстве Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) видит повод для вольных толков. После ухода из жизни любимой жены Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял себе в супруги тех женщин-мусульманок из своего окружения, которые нуждались в опеке и защите. Все его супруги, за исключением Айши (радияллаху анха), были вдовами и были в возрасте. В том, что выбор пал на Айшу (радияллаху анху), для всей мусульманской уммы есть большое благо. Айша обладала великолепной памятью, блестящей эрудицией, смелостью, живостью, все уроки, данные ей Пророком, усваивала мгновенно. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) при жизни говорил: «Обучайтесь вере у Айши!». Она обладала исключительными способностями просто объяснять сложные, запутанные вещи. Она на протяжении всей своей жизни обучала женщин тонкостям веры и Шариата – Исламского законодательства. Кроме этого, Айша (радияллаху анха) была дочерью Абу Бакра (радияллаху анху), самого близкого друга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

* * *

Итак, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), проведя свою жизнь в счастье и благополучии, рядом со своими детьми и любимой супругой Хадиджей (радиаллаху анха), по достижении сороколетнего возраста был избран Пророком Аллаха. За полгода до этого, в пещере, куда он уединился, Всевышний начал его обучение. Там ему давались знания, касающиеся вопросов этого мира и вопросов вечности. Там ему был ниспослан самый первый аят Корана: «Читай именем Господа, который создал тебя» (Аляк, 1), которым Всевышний возвестил о начале Пророчества. Первый период пророчества ознаменовался тем, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) начал видеть вещие сны, содержание которых сбывалось в течение дня. То, что происходило тогда в пещере Хира, что происходило во внутреннем мире Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), можно сравнить с тем, что происходит с семенем, брошенным в землю, какие превращения, стадии оно претерпевает, прежде чем превратится в росток, пересиливая груз земли, устремляясь к небу, и успеть за это время излить в мир неповторимое благоухание, радуя жителей мира необыкновенной гармонией цвета и формы. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) уединился в пещере, потому что не мог более выносить заблуждение и невежество, в котором находились люди. Одновременно в этой пещере происходила духовная подготовка Пророка. Его готовили к тому, чтобы он смог принять и передать людям Истину их сотворения и жизни. Чтобы он смог во всей чистоте воспринять положения Корана. Все, что происходило в пещере – сокровенная тайна между Творцом и Его любимым созданием. Груз Божественных посланий не под силу приподнять обыкновенному сердцу.

Начало Пророчества

Когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) начал призывать людей к истине, за этим с тревогой наблюдал весь Аравийский полуостров. Люди находились под властью красноречия Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Ушли в прошлое поэтические турниры и состязания в ораторском искусстве. После ниспослания Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) первых аятов Корана ни один из поэтов не осмеливался вывешивать на стенах Каабы свои стихи. Обычаи отцов и дедов были забыты. Коран воздействовал на людей так, что даже дочь известного поэта Имрулькайса, услышав несколько коранических аятов, воскликнула:«Эти слова человек сочинить не в силах! Если на свете существуют подобные стихи, то стихи моего отца должны быть сняты со стен Каабы. Снимите их и повесьте аяты Корана».

Коран имел исключительное влияние на людей. Даже самые непримиримые враги Ислама признавались себе в том, что смысл Корана глубок и дает отдохновение сердцу.

Жил в ту пору известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув на всякий случай уши ватой. Однажды поэт встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек, то, наверное, смогу сам отличить правду от лжи». Туфайль стал слушать, и Коран настолько захватил поэта, что он ушел от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.

Мушрик Валид бин Мугира не мог не сказать о необыкновенном языке и красноречии Корана: «Валлахи, то, что я слышал недавно от Мухаммада, – это не слова человека, не слова джинна. Эти слова изумительны и сладостны. Смысл их, словно обильные плоды в зеленой долине, где текут реки... Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не стихи, это выше стихов. Такую словесную, смысловую и звуковую гармонию мне еще не приходилось слышать». И тут же, оправдываясь перед мушриками, он заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения...» Мирские интересы мешали многобожникам воспринять аяты Небесной Книги, потому что тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного и устоявшегося.

Мекка была в то время центром бурной торговли, а многобожники – успешными торговцами. Если бы они признали Единственность Аллаха, то им нужно было бы прекратить выгодную торговлю идолами. В Коране также шла речь о равенстве людей перед Аллахом, а это означало, что хозяева будут равны со своими рабами и следует забыть о своем положении в обществе. Но больше всего пугало мушриков то, что Коран призывал к ответственности. В Священной Книге говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всем, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были против совести: они относились к рабам хуже, чем к животным, у женщин не было никаких прав, они считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь определенную дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики действовали грубыми методами: избивали и убивали тех, кто читал Коран, шумели во время его чтения, пускали слух о том, что это колдовство, запугивали им приходящих в Мекку караванщиков. Затем, если они слышали, что мусульмане где-то читали Коран, то выпускали на площадь известных ораторов, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Священному Писанию.

Курайшиты, поняв, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, отправились за советом к иудеям Медины. Иудейским ученым было известно о рождении Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, значит он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошел все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Пророк (саллялаху алейхи ва саллям), когда ему задали эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ». Откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчен. Но вскоре к нему явился архангел Джабраил (алейхиссалям) с новыми откровениями. Аллах Та’аля предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чем никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)» (Сура «Кехф», 83)

Аллах Тааля в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах, обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. Многобожники не нашли, что ответить...

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришел завоевывать не земли, а сердца. За небольшой промежуток времени ценой малых жертв ему удалось подчинить себе почти всю Аравию, обеспечить там безопасность и мир, установить справедливость. Можно ли было добиться этого силой оружия? Нет. Все это было проявлением Милости Всевышнего, следствием осуществления Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) своей пророческой и посланнической миссии, свидетельством его мудрости и милосердия.

Люди собирались вокруг Чистого Источника Божественных Откровений, вокруг Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), который говорил: «Это правда, я вам как отец. Я вас воспитаю, очищу и обучу вас знанию, в котором вы нуждаетесь» (Абу Давуд, Тахарат, 4).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) чувствовал ответственность перед Всевышним в том, что касается передачи людям знания. Один из мушриков (многобожников) сказал как-то с издевкой сподвижнику Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Салману Фарси (радыяллаху анху): «Вижу я, как ваш друг Мухаммад всему вас обучает, даже тому, как ходить в туалет». Салман со всей серьезностью ответил: «Да, это на самом деле так», - после чего рассказал о культуре совершения туалета, которой научил их Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) (Муслим, Тахарат, 57,58).

Большинство мусульман того времени приняли Ислам только потому, что искренне любили Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и верили, что все им сказанное – правда. Некоторые люди приходили к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с целью убить его, но отказывались от своих планов и возрождались к новой жизни. Так было и с Умаром (радыяллаху анху), который впоследствии стал вторым после Абу Бакра (радыяллаху анху) халифом исламского государства.

Существует множество примеров того, как неверующие пытались убить первых исламских наставников. Приведем один из них. Учитель Мусаиб (радыяллаху анху) пришел в Медину с намерением рассказать людям об Исламе. Усайд, глава одного из мединских племен, пригрозил ему смертью, потребовав, чтобы Мусаиб оставил их город. Учитель с достоинством и уверенностью, которые не могли не произвести впечатления на собеседника, сказал: «Ты умный и проницательный человек! Если все, что я скажу, тебе понравится, прими это, если нет, я покину вас». Усайд опустил оружие. Слушая вдохновенную речь Учителя об Исламе, он был не в силах противостоять воздействию Божественного слова, после чего вернулся к своему племени умиротворенный и переполненный новыми для него ощущениями. Глава другого племени разгневался, обвинил Усайда в мягкости и сам пошел к Учителю. Но и тому человеку было предопределено испить из Райского Источника Веры. О людях, под влиянием которых окружающие принимали Ислам, один поэт говорил: «Ты не раб кому или чему-либо. Ты раб Аллаха. Ты живи в Исламе так, чтобы пришедшие убить тебя в тебе обретали жизнь».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.