Здавалка
Главная | Обратная связь

О том, как говорил Пророк



(салляллаху алейхи ва саллям)

 

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил красиво, его речи были ясными. Он никогда не говорил ничего лишнего, но и не было в его речах никаких недоговоренностей. Он говорил, произнося ясно каждое слово, и речь его была текучей. Он использовал емкие по смыслу слова и обороты речи. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда говорил относительно будущего «Иншаллах», что означает «совершится, если Аллах захочет». И самые важные вещи, которые было необходимо донести до людей, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повторял по три раза. Важные слова он выделял интонационным ударением или же говорил: «Обратите внимание». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мне Всевышний Аллах в шести вещах дал преимущество по сравнению с другими Пророками: 1) мне была изначально дарована способность вкладывать много смысла в немногие слова; 2) мне была дана способность вселять страх в сердца врагов на расстояние месячного пути; 3) вся Земля была дана мне как место совершения поклонения Аллаху; и каждый из моей уммы, когда наступит время молитвы, пусть сразу встает на намаз; 4) трофеи, военная добыча были мне дозволены, сделаны «халяль» - разрешенными; 5) мне было дано право заступничества в Судный день за моих последователей (шафаат); 6) Пророки до меня были посланы к отдельным племенам, я же послан ко всем людям и мной завершена чреда Пророков» (Багави, Масабих, 2, 168). Когда внук Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Хасан (радияллаху анху) спросил у своего дяди по материнской линии Хинд бин Абу Хала (сына благочестивой Хадиджа (радияллаху анха) от первого брака) о том, как разговаривал его дед, тот рассказал следующее: «Расулюллах, прежде чем что-либо сказать, сначала думал, размышлял. Его молчание длилось дольше его говорения. Он не говорил впустую, или бесполезно, или в неподходящее время. Он начинал и завершал свою речь с именем Аллаха. Говорил короткими, но с точки зрения смысла полными и завершенными фразами и предложениями. Слова его были правдивы и употреблены в нужном месте. Он никогда не произносил пустых слов. В каждом слове таилась мудрость. Никто не слышал, чтобы Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) злословил или сплетничал. С каждым разговаривал в зависимости от уровня его духовного развития.

Он никого не обижал и никого не видел ниже себя. Даже самому малому благу радовался и не говорил плохого. И хвалил что-то не из-за того, что ему понравилось, и не критиковал за то, что ему не понравилось. И не сердился за мирские дела. Однако если где-то видел несправедливость, то ничто не могло остановить его гнева до тех пор, пока он все не приводил в порядок. Если что-то касалось его личности, он не сердился. Когда на что–то указывал, ни в коем случае не показывал на это указательным пальцем, а указывал всей рукой. Когда он говорил, то делал движения руками: большим пальцем периодически тыкал в раскрытую ладонь левой руки. Когда он на что-то сердился, то сразу оправлялся и не показывал, что он сердит. Когда ему было весело и спокойно, он закрывал глаза. Самое большее, что он делал, не смеялся, а улыбался. И когда он улыбался, его зубы были видны как жемчужины».

Другой внук Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Хусейн (радияллаху анху) спрашивал у своего отца хазрата Али, как относился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) к тем, кто приходил на его уроки и беседы. Али (радияллаху анху) отвечал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) со всеми, кто приходил в мечеть, был приветливым. Был мягок в обращении. Он относился ко всем с большим сочувствием и прощением. Он не был жестокосердным и не говорил тяжелых обидных слов. Он никого не осуждал. Ни с кем не спорил. Не кричал. Не ругался. Не говорил плохих слов. Не был и жадным. Старался поддержать тех, кто питал на что-то надежду, не обезнадеживал. Не обращал внимания на то, что ему не нравилось. И то, что ему не понравилось, обходил молчанием. Он поставил себе за правило: ни с кем не вступать в спор, мало говорить и не заниматься пустыми, бесполезными делами. И людям предоставлял право быть такими, какие они есть: не искал ни в ком недостатки, не говорил о ком-то то, что могло быть для него не благом и не имело бы саваба для него».

Здесь стоит отметить, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), где было необходимо, мог проявить твердость и высказать свое отношение в довольно-таки строгой форме. Приведенная ниже ситуация яркий тому пример. Супруга одного из знаменитых арабов племени Курайш совершила кражу. И дело было передано на рассмотрение судей. Богатая семья, опасаясь дурной славы и позора, через посредников пыталась закрыть дело. Родственники женщины решились через любимца сахабов и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Усаму бин Зайда просить об этом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) изменился в лице, когда услышал просьбу Усамы, и, обратившись к нему, строго произнес: «Усама! Ты просишь заступничества за преступление, о котором Аллах вынес категорическое решение!». И Усама, поняв, что играет с огнем, просил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) простить его. Вечером того дня Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выступил перед людьми и в строгой форме сказал: «О, люди! Племена, бывшие до вас были истреблены из-за того, что, имея знатное происхождение, защищали преступников из своего рода, но неизменно наказывали бедняков. Я хочу, чтобы вы знали: если бы воровство совершила моя дочь Фатыма, валлахи, я бы отрезал ее руку!» (Бухари, Сахих, 8, 16; Несаи, Суннан, 8, 71).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил со всеми на том уровне, на котором его мог понять его собеседник. Как передает Ибн Аббас (радыяллаху анхума) асхабы - кирам спросили у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):

– О, Пророк Аллаха! Нужно ли рассказывать людям все то, что мы слышали от тебя?

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Да. Однако есть такие общества, которые могут не понять некоторые вещи сразу, говорите только так, как им будет понятно, чтобы не способствовать появлению раздора в обществе.

После этого Ибн Аббас (радияллаху анху), говоря что-либо о некоторых вещах, был осторожен (Али Аль Муттаки, 10, 307). Есть некоторые положения, при разговоре о которых с неподготовленным слушателем нужно учитывать уровень восприятия и уровень потребности в тех или иных знаниях. Например, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в зависимости от уровня восприятия говорил об Исламе и его положениях, беря за критерий способности того или иного ученика. Если приходил к нему житель пустыни бадави, который был далек от культуры, и спрашивал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) об Исламе, и если тот же вопрос ему задавал его воспитанник, ответы, безусловно, были различными. Как передает Абу Хурайра (радияллаху анху), однажды один из бадави пришел к Пророку и спросил: «О, Пророк Аллаха! Расскажи мне о таком деянии, совершив которое я войду в рай». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Будь рабом Аллаха, никого не приписывай Ему в сотоварищи. Совершай обязательные намазы, давай обязательный закят, постись в месяц Рамадан». На что бадави сказал: «Клянусь Аллахом, к тому, что ты сказал, я ничего не прибавлю». Когда человек ушел, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к собеседникам: «Если кто хочет порадоваться тому, что видел того, кто окажется в Раю, пусть посмотрит на этого человека» (Бухари, Закят, 1; Муслим, Иман, 15).

Сахабу Муазу бин Джабалю, который освоил науку исламского законоведения (фикх), умеющему красиво читать Коран и объяснять его содержание, отличавшемуся щедростью и благонравием, постоянно находящемуся рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), на похожий вопрос Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил несколько по-иному.

Муаз бин Джабаль спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):

– О, Расулюллах! Скажи мне об одном деянии, которое приведет меня в Рай и отдалит от Ада.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Ты просишь меня о большом деле, о многом. Однако для того, кому Аллах поможет это совершить, поистине, будет несложно. Если, не придавая сотоварищей, будешь верным рабом Аллаха. Будешь совершать намаз совершенным образом. Будешь давать закят. Будешь держать пост в месяц Рамадан. Если будет возможность и силы, совершишь Хадж.

После этого он продолжил свою речь:

– Указать ли теперь тебе на врата блага? Пост – это щит. Садака погасит наказание за грех, как вода гасит огонь. А намаз, совершенный в последней трети ночи, сотрет грех.

После этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал ему 16 и 17 аяты из суры «Саджда», в которых говорится, что веруют те, тела которых приподнимаются с ложа, чтобы взывать к Аллаху в страхе и надежде, и которые раздают милостыню (садака) из того, что дарует Аллах, и что ни одна душа не знает, сколько для нее скрыто утешения в награду за дела ее.

После прочтения аятов Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) так сказал:

– А сообщить ли тебе об основе любого дела, об его опоре и о вершине?

Муаз ибн Джабаль сказал:

– Да, о, Расулюллах, скажи!

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

– В основе всего Ислам, его опора – намаз, вершина – джихад.

И продолжил:

– А сказать ли тебе о главной артерии, о том главном, что доводит их до высокого уровня?

Муаз бин Джабаль сказал:

– Да, Расулюллах, скажи мне.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) тогда указал на язык и сказал:

– Береги это!

Муаз бин Джабаль спросил:

– О, Расулюллах, разве мы будем спрошены за все, что говорим?

– О, Муаз! Не ожидал от тебя такого вопроса! Людей приводит в Ад лишь то, что выходит из уст их (Тирмизи, Иман, 8).

По словам Абдуллаха бин Амра, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не употреблял скверных слов, которые были в лексиконе арабов того времени. Как-то по этому случаю Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Деликатность, вежливость, душевная тонкость – это те качества, которые в этом мире могут не особенно цениться людьми, но в день Суда они будут играть огромную роль» (Тирмизи, Бирр, 61). Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) со всей ответственностью выполнял нелегкую миссию Пророчества. В этом отношении он был настолько терпелив и целеустремлен, что иногда, чтобы не погубить себя, нуждался в Божественном предупреждении.

Эта высокая добродетель Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), его готовность к самопожертвованию ради счастья людей, в Коране описана следующим образом:

«Ты готов лишить себя жизни за то, что они не веруют!» (Сура Аш – Шуара,3). Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) из-за любви и милосердия к людям желал спасения каждого жителя нашей планеты от огня Ада, желал, чтобы каждый уверовал в Аллаха и обрел счастье в обоих мирах. Он говорил: «Я воспитываю вас, не обличая и не указывая на ваши ошибки. Я воспитываю вас безмолвно». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не указывал на ошибки людей в грубой форме. Его методы воспитания отличались утонченностью и деликатностью. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Что со мной происходит, что я вижу вас такими!». Говоря это, он словно брал на себя вину за то, что был свидетелем недостойных поступков, совершаемых людьми. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был снисходителен к людям и относился к каждому человеку с большим уважением, признавая в нем личность. Он произносил свои речи так, как будто боялся обидеть собеседника своими наставлениями. Доброта и любовь наполняли Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он был словно поток живительной воды, орошающий иссушенные поля. Никто не уходил от него голодным или измученным жаждой, никто не уходил от него не получив ответа.

Того, кто внезапно встречался с ним, охватывало чувство почтения и уважения. После нескольких минут доверительного разговора собеседник уходил влюбленным в него.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) часто был грустен и всегда размышлял о смысле создания этого мира. Без необходимости не разговаривал. Большую часть времени проводил в молчании. Если начинал говорить о чем-то, то всегда говорил до конца, не прерываясь на полуслове. Старался говорить коротко, но выразительно. Говорил внятно, словно нанизывал каждое слово.

На грубость людей никогда не отвечал. И людей, выражающихся грубо, никогда не попрекал. Его внутреннее состояние и его чувства отражались на его благословенном лице, и поэтому его окружение в высшей степени внимательно следило за своими речами и за своим поведением, дабы не огорчать любимого пророка.

В хадисе сказано: «Грубое слово не принесет ничего, кроме осуждения. А стыдливость и адаб только украсят то место, где они проявляются» (Муслим, Бирр,78, Ебу Давуд, Джихад,1).

 

 

Об одежде Пророка(салляллаху алейхи ва саллям)

 

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что чистота одеяния мусульманина говорит о его положении перед Аллахом. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не советовал одеваться таким образом, чтобы одежды вызывала чувство гордости. Он не любил излишества в одежде, предпочитая, чтобы одежда была скромной, не привлекающей внимания людей, не вызывающей у них зависть и в то же время была подобрана со вкусом. Однажды, увидев неопрятно одетого человека.,. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил: «Есть ли у тебя деньги? Располагаешь ли ты временем?» Услышав положительный ответ, он продолжил: «Если Аллах дал тебе блага, то пусть они будут видны на тебе!» (Насаи, Зинат, 54; Ахмад бин Ханбал, 2\ 182). По другому случаю Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллаху нравится видеть во внешнем облике Своих рабов блага, Им дарованные» (Ахмад бин Ханбал, 4\ 182).

Ашас бин Сулейм (радияллаху анху) рассказывал: «Мне рассказала моя тетка. Ей же рассказал ее дядя: “Однажды я шел по улице Медины, и полы моей одежды волочились по земле. В это время я услышал за собой голос:

– Приподними подол изара! Это поможет тебе сохранить одежду в чистоте. И она будет долго служить тебе.

Когда я оглянулся, увидел, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) мне говорил эти слова.

Я отвечал ему, оправдываясь:

– О, Пророк Аллаха! Это всего лишь халат из грубой, не имеющей ценности ткани.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) тогда сказал мне:

– Разве ты не хочешь взять себе меня в пример и в отношении одежды, как берешь пример во всех отношениях.

И когда я взглянул на Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то увидел, что полы его одежды были до щиколоток, но не касались земли”» (Абу Давуд, Либас, 3).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что одежда является выражением характера человека, его отношения с Богом, показывает в какой-то мере уровень его веры. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не приветствовал того, чтобы мужчины одевались, как женщины, а женщины, как мужчины. Он говорил: «Не из нас те женщины, которые одеваются, как мужчины, и те мужчины, которые одеваются как женщины» (Бухари, Джамиус-сахих, 7, 55). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) носил одежду из хлопка и шерсти. И его одежды были различного цвета: белого, зеленого, черного, желтого и красного. Однако он рекомендовал в зависимости от возможностей носить одежды белого цвета, потому что белый является символом целомудрия и чистоты. Он рекомендовал хоронить мусульман, заворачивая в белый саван. Как рассказывает Али (радияллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) однажды взял в правую руку шелковую ткань, в левую руку – золото и сказал следующее: «Эти две вещи для мужчин моей Уммы однозначно являются харамом (запрещенным)» (Абу Давуд, Либас, 11).

В Коране описано, как Лукман (алейхиссалям) наставлял сына: «Не показывай пренебрежения людям (не унижай их) и не ходи по земле спесиво, Аллах не любит гордых и тщеславных... ходи шагом умеренным» (31, Лукман, 18-19). В суре «Эсра», в 37 аяте Аллах Тааля говорит: «Не ходи гордо по земле, потому что ты не в состоянии сравняться ростом с горами, и нет в тебе сил разделить землю надвое (слаб ты)». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ходил быстро, словно земля сама двигалась ему навстречу. Сахабы говорили, что не видели человека, который бы ходил быстрее Пророка. При этом его походка была полна благородства и спокойствия, то есть была величава и лишена суеты (Абу Хурайра). Во время ходьбы он слегка наклонялся вперед и шел с достоинством. Он двигался легко, словно спускался с холма, и не смотрел по сторонам. Когда обращались к нему, он поворачивался всем телом. Шаги его были короткими и частыми. Он наступал на землю всей ступней.

Мусульманину, приобретшему новую одежду, чтобы избежать проявления гордыни и не забывать того, что все даруется ему Аллахом, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал читать следующее дуа:

«Я восхваляю Аллаха, Который одел меня в эти одежды, так как у меня нет для этого возможностей и сил. О Аллах! Я прошу, чтобы эта одежда была благом для меня. Я прибегаю к Твоей защите от проступков, которые будут совершены в этой одежде!» (Абу Давуд, Либас, 29). Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) часто предупреждал верующих, что того, кто носит одежды, кичась ими перед людьми, в Судный день ждут одежды унижений и страданий.

Ибн Масуд (радияллаху анху) сообщал, что однажды Посланник Аллаха сказал:

– Не войдет в Рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зернышко.

Кто - то из людей, услышав это, возразил:

– Но ведь человек хочет, чтобы одежда его была красивой и чтобы сандалии его были красивыми.

На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Поистине, Аллах прекрасен и Он любит прекрасное. Но что касается высокомерия, то это - отрицание Истины и презрительное отношение к людям (намерение их унизить) (Муслим, Иман, 147).

Джундуб бин Макис (радияллаху анху) рассказывал:

– Когда к посланнику Аллаха прибывала делегация (от кого- нибудь племени), он одевал свои лучшие одежды, советуя своим ближайшим сподвижникам поступать так же. И я видел, что в тот день, когда к посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прибыла делегация от племени Кинда, на нем были йеменские одежды, и таким же образом были одеты Абу Бакр и Умар (радыяллаху анхума) (Ибн Саад, Табакат, 4 \ 346).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) часто повторял: «Аллах прекрасен и Он любит прекрасное», «Поистине, Аллах любит, когда по рабу Его видно, что Он оказал ему Свою милость» (Ахмад бин Ханбал, 2\ 182).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.