Здавалка
Главная | Обратная связь

Стыдливость Пророка



(салляллаху алейхи ва саллям)

 

Стыдливость – это способность испытывать смущение от сознания предосудительности поступка. Различают природную стыдливость, данную человеку Аллахом, которая проявляется в том, что человек стыдится собственной наготы, и стыдливость, которая вырабатывается в результате воспитания, она является следствием веры и защищает мусульманина от плохих поступков и пустых дел. По словам Ибн Масуда (радыяллаху анху), однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам: «Стыдитесь Аллаха, как это следует». Те ответили: «О Пророк Аллаха, мы, Альхамдулиллях, стыдимся Аллаха». Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произнес: «Я имел в виду не ту стыдливость, о которой вы подумали. Воистину, стыдиться Аллаха значит защищать голову и все, что в ней находится, тело и все его органы, затем помнить о смерти и о том, что ваше тело будет подвержено гниению. Тот, кто хочет Ахирата, должен отвергнуть прелести этой жизни, должен предпочти не эту, земную жизнь, а жизнь вечную. Кто соблюдет то, что сказано, будет истинно стыдиться Аллаха» (Тирмизи, Кыямат, 24).

Основной целью всех Пророков было рассказать людям о Единобожии и построить совершенное общество. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), который был послан к людям как образец прекрасной нравственности, без сомнения, был среди них самым стыдливым. Он говорил, что «стыдливость есть ни что иное, как благо» (Муслим, Иман, 61).

Имам Маварди выделял три степени стыда: стыд перед Аллахом, стыд перед людьми и стыд перед самим собой. Самое похвальное - когда человек и внешне, и внутренне стыдится Аллаха. По Маварди, стыдиться Всевышнего означает соблюдать все Его повеления и отстраняться от всего Им запрещенного, то есть постоянно ощущать, что Он нас видит. Стыдливость, чувство, присущее исключительно человеку, является неотъемлемой частью состояния таква - богобоязненности. Не будет стыдливости - не будет и богобоязненности.

Стыдливость тесно связана с иманом, верой. Как говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям): «Стыдливость – от веры» (Бухари, Иман, 3). В одном из вариантов этого хадиса есть продолжение: «Если уменьшится одно, то и второе исчезнет» (Хаким, 1, 73). Недостаточная стыдливость – признак того, что вера человека не окрепла. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Аллах Тааля любит стыдливых. Ашадж аль-Асари вспоминал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал ему следующее: «Поистине, в тебе есть два качества, которые любит Аллах: хильм (мягкость) и хайя (стыдливость)» (Ибн Маджа, Зухд, 18).

Тех, кто бесстыден, кто хочет, чтобы бесстыдство распространилось в обществе, Аллах Тааля предупреждает следующим образом: «Стремящиеся распространять среди верующих фухуш (бесстыдство) получат тяжкое наказание и в этом мире, и в мире будущем» («Нур»,19). Те, кто распространяет бесстыдство, пострадают в первую очередь сами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что бесстыдство общества – причина его гибели. Без сомнения, если Аллах Тааля захочет кому-либо смерти, Он избавит его от стыда. Бесстыдный человек лишается милости Аллаха, и ему перестают доверять (Ибн Маджа, Фитан, 27).

Стыдливость придает человеку благородство. Однако в жизни бывают ситуации, когда необходимо чувство стыда пересилить, например, ради получения религиозных знаний. Так, верующие женщины Медины приходили к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) в том числе и с исключительно женскими вопросами. Айша (радыяллаху анху) говорила: «Эти женщины замечательны тем, что их стыдливость не помешала им получить необходимые знания по религии» (Муслим, Хаид, 61). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), будучи стыдливым, никогда не смотрел на человека в упор (Мунави, 5, 224). В его поведении не было ничего предосудительного даже тогда, когда он оставался в одиночестве. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал своих сподвижников быть стыдливыми и скрывать наготу. «Аллах – Тот, стыдиться Которого есть самое достойное дело» (Абу Давуд, Хаммам, 2). «Будьте осторожны, старайтесь не оголяться. Рядом с вами находятся ангелы, которые с вами не расстаются. Они покидают вас, только когда вы идете по нужде и приближаетесь к женам. Стыдитесь их и хорошо к ним относитесь» (Тирмизи, Адаб, 42).

Из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) известно, что он всегда жил в состоянии ихсана и стыдился Аллаха. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманам быть стыдливыми каждое мгновение жизни. Ислам стремится подвести человека к такому возвышенному состоянию духа, чтобы он постоянно жил в состоянии ихсана, результатом чего станет открытое и скрытое проявление чувства стыда перед Всевышним. Тот, кто осознает, что Аллаху Тааля известно все, всегда будет соблюдать исламские предписания и избавит себя от ошибочных действий. Это и есть вершина стыдливости.

Однажды Алкама бин Уласа пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и попросил: «О Расулюллах! Дай мне наставление». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произнес: «Стыдись Аллаха, как стыдился бы самых авторитетных людей своего племени». Аллах всегда видит все свои создания. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ихсан – это состояние, когда будто бы видишь Аллаха. Ты Аллаха не видишь, но Аллах видит тебя» (Бухари, Иман, 37). Без сомнения, тот человек, который осознает, что Аллах все видит, устыдится Его и будет стремиться выполнить все Его повеления и запреты. «Поистине, в каждой религии своя нравственность. Нравственность Ислама – это хайя (стыдливость)» (Ибн Маджа, Зухд, 17).

О стыде перед людьми Маварди говорит: «Стыдиться людей – значит не делать им зла и не причинять неудобства». Известен хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто боится Аллаха, не будет причинять людям зла».

Стыдиться самого себя – значит быть честным, добропорядочным и не совершать грехов, оставшись наедине с самим собой. Возможно это лишь тогда, когда человек достиг духовной зрелости. Таким образом, ощущая стыд перед Аллахом, людьми и самим собой, человек избавит себя от затруднительных ситуаций.

Согласно Кушайри, есть множество причин для того, чтобы испытать стыд. Случившееся с Пророком Адамом (алейхиссалям) является примером того, как человек стыдится совершенного им проступка. Когда Адам (алейхиссалям) коснулся запретного плода, он понял, что сделал нечто непозволительное. Осознав свою наготу, Адам (алейхиссалям) стал искать, куда бы ему скрыться. Тогда Аллах Тааля спросил его: «Ты убегаешь от Меня?» Адам (алейхиссалям) ответил: «Нет, я знаю, что не могу спрятаться от Тебя. Мне стыдно перед Тобой». Стыд по причине несовершенного служения Аллаху – наивысшее проявление благородного чувства стыдливости Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), который говорил, обращаясь к Нему: «Прости меня за несовершенство моего служения Тебе».

О том, что чувство стыда было известно людям со времен Пророка Адама (алейхиссалям), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил так: «Начиная с первого Пророка, память людей запечатлела следующие слова: «Если не испытываешь стыд, можешь делать все, что угодно» (Бухари, Анбия, 54; Адаб, 78). Смысл этих слов передается из поколения в поколение. Отсутствие чувства стыда может привести человека к совершению плохих поступков. Если же человек умеет стыдиться вообще, стыдиться Аллаха и людей, это значит, что он далек от греховного. Человек всегда должен помнить и знать: что бы он ни делал, наступит время, когда ему придется ответить за свои поступки. По этой причине он должен хорошо подумать, прежде чем начать что-либо делать. Поступок или дело, которые не надо скрывать от людей и которых не надо стыдиться, совершаются человеком с открытой душой и с удовольствием. Если же поступок или дело заставляют человека испытывать перед людьми чувство стыда, то от них нужно непременно отказаться. В словах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) пример того, как нужно поступать. Следовать всему тому, что он говорил – самый короткий и самый надежный путь для достижения мира и счастья, поскольку Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) является для людей воплощением стыдливости и наставником на жизненном пути.

Ученые – алимы так характеризовали высокую нравственность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):

– Богобоязненность.Трепетное, чуткое отношение ко всем словам и повелениям Всевышнего.

– Справедливость. В самые благостные, радостные моменты жизни или в состоянии гнева и опасностей не терять чувства справедливости.

– Умеренность. В богатстве и бедности соблюдать меру и вести хозяйство экономно, быть бережливым.

– Поддержание родственных отношений. Если даже родственники порвали отношения, то стремится поддерживать отношения в одностороннем порядке.

– Умение прощать.

– Размышлять. Предпочтение молчания словам.

– Зикр. Любой разговор его был зикром, поминанием Аллаха.

– Умение смотреть и видеть. Его взгляд воспитывал.

– Стыдливость...

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.