Здавалка
Главная | Обратная связь

Справедливость Пророка



(салляллаху алейхи ва саллям)

 

Со дня Пророчества Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) нет никого, кто не признал бы высокую нравственность Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Иудеи, непримиримые враги Ислама, при возникновении между ними каких-либо недоразумений, шли к Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы он рассудил их. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда решал судебные дела по справедливости. Он был справедлив ко всем, не делая различий между иудеями и христианами.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) по поводу соблюдения справедливости говорил Али (радияллаху анху ):

– Не принимай решений, не выслушав обе стороны! Верное решение можно принять лишь после того, как выслушаешь доводы обеих сторон! (Ахмад бин Ханбал, 1/90).

Когда Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) из-за нескончаемых притеснений противников Ислама, был вынужден переселиться из Мекки в Медину, то для возвращения владельцам драгоценностей и сокровищ, данных ему на хранение, он оставил вместо себя, в Мекке, Али (радияллаху анху). Даже его враги были поражены такой честностью.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) до наступления своей Пророческой Миссии в обществе был известен, и уважаем, как человек надежный, честный, верный данному слову, его так и именовали Эмин, Садык – « надежный, преданный». До начала духовного наставничества он снискал любовь и уважение своего окружения. Примечательно, что когда курайшиты, во время ремонтных работ в Каабе, не могли прийти к единому мнению, кто же из них более всех достоин, установить Хаджер – и Эсвед (Черный камень) на прежнее место, они все, единогласно, с облегчением и благодарностью приняли предложение Мухаммадa (салляллаху алейхи ва саллям) посоветовавшего положить камень на широкую ткань и всем вместе, придерживая ее с разных концов, установить камень на прежнее место. Самые ярые враги Ислама и противники Пророка – мекканские мушрики – оставляли на хранение свои вещи Мухаммаду салляллаху алейхи ва саллям, поскольку он был самым ответственным и надежным человеком общества того времени.

О Пророке Мухаммаде (салляллаху алейхи ва саллям) Айша (радияллаху анха) – рассказывала: « Он никогда никого не осуждал и не обвинял, не отвечал грубостью на грубость, действовал по доброте своей и доброжелательности, отдалялся от плохого. Он никогда не сердился, когда несправедливость касалась его лично, но не терпел нарушения прав других. Ко всему живому проявлял уважение. Не было случая, чтобы он отказал просящему помощи».

Ислам наделяет мусульман ответственностью за то, чтобы порядок и гармония были достигнуты и всемерно поддерживались. Приведем пример из истории. Неверующие жестоко убили 70 хафизов (знатоков Корана) и ученых. Пророка Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) глубоко огорчился. После этого случая было решено приставить к ученым вооруженную охрану, причем Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запретил использовать оружие без крайней на то необходимости. Однако Халид бин Валид не принял во внимание этого запрета. Узнав об этом, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился ко Всевышнему со словами: « О Аллах! Халид проявил своеволие! Я не одобряю его поступка!» После молитвы он направил в ту местность Али (радиаллаху анху), чтобы тот заплатил пострадавшим денежное возмещение не только за человека, но и за животных, в том числе собак (аль – Бухари, Ахкам,35).

 

 

Искусство прощения

 

Аллах любит прощать прегрешения Своим рабам. Если раб, искренне раскаявшись в содеянных грехах, от души попросит прощения, то Аллах, несомненно, помилует его. В Коране Аллах дает нам знать о том, что является Всепрощающим, и поэтому от своих рабов Он тоже требует быть снисходительными и прощающими.

Необходимое условие для прощения – раскаяние и выполнение всех повелений Аллаха, отказ от харама (запретного). Самый прекрасный пример всепрощения – это сама жизнь Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Женщину по имени Хинд, которая после битвы при Ухуде от ярости у всех на виду вынула печень из тела любимого дяди Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Хамзы (радияллаху анху) и стала рвать ее зубами, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) простил в первый день завоевания Мекки, когда она объявила о том, что искренне приняла Ислам. Стоя за спиной Пророка она спросила:

– О, Расулуллах! Ты узнал меня?

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) показал ей, что, хотя и прошло восемь лет, он не забыл ее голоса и звуков, которые она издавала в честь победы над мусульманами. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

Разве я могу забыть твои возгласы?

Однако Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) простил Хинд.

С другой стороны, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у жителей Мекки, со страхом ожидавших последствий завоевания:

– Эй, народ Курайша! Как вы думаете, как я поступлю с вами?

– Мы, надеясь на твое милосердие, сказали бы «Ты совершишь только добро». Ты - наш добрый и милосердный брат! Ты - сын брата, обладателя милосердия и доброты!

На это Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил так:

– Я отвечу так же, как ответил своим братьям Юсуф: «Нет для вас сегодня ни осуждения, ни порицания!» Идите! Вы свободны!

Сын Абу Джахля, Икрима, был самым неистовым врагом мусульман. После завоевания Мекки мусульманами он скрылся в Йемене. Его супруга, сделав его мусульманином, привела его к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), который встретил его с огромной радостью, простил ему все его злодеяния, сказав:

– О, странствующий всадник!! Добро пожаловать!

Хабир бин Асад был также одним из злейших врагов Ислама. В тяжелое для мусульман время дочь Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), Зайнаб, совершала Хиджру из Мекки в Медину. Настигнув Зайнаб, которая к тому же была в положении, Хабир столкнул ее с верблюда. Зайнаб во время падения поранилась, и у нее случился выкидыш. Хабир, кроме этого, совершил еще множество отвратительных проступков. После взятия Мекки мусульманами, он пытался бежать, но безуспешно. Уже приняв Ислам, Хабир предстал перед Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), который простил и его.

Посланник Аллаха часто просил:

– О, Аллах! Прости прегрешения моих последователей, так как они поступают так по незнанию! (Ибн Mадже, Mанасик, 56; Aхмад бин X’анбал, 4/14).

Человек по имени Хамама после принятия Ислама прервал все торговые отношения с курайшитами, которые, опешив, обратились к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) написал Хамаме письмо, в котором попросил поддерживать торговые отношения с язычниками. Несмотря на это, эти неверные в течение трех лет причиняли всевозможные мучения мусульманам, страдающим от голода. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) простил этих людей. Все эти неверные не устояли перед проявлением подобного милосердия и в последующем приняли Ислам.

В один из тяжелых для Ислама дней были задержаны восемьдесят человек, прибывших с целью покушения на Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Но Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) помиловал и их.

После битвы при Хайбар женщина-еврейка, подмешав яд в кушанье, поднесла блюдо Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), который, положив в рот кусок мяса, мгновенно об этом догадался. Хотя эта женщина призналась в содеянном проступке, она была прощена, так как в Коране содержится повеление:

«Прощай людям, суди по справедливости и удаляйся от невежд!» (сура Араф, 199).

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был послан, как милость мирам, поэтому он являл собой образец милосердия и любви. Как-то его попросили произнести проклятие, на что он ответил:

– Я послан в этот мир не для проклятий. Я – Пророк милосердия! (Муслим, Фадаил, 126; Тирмизи, Дават, 118).

Когда он пошел в Таиф проповедовать и призывать людей к новой вере, невежественные жители, поклоняющиеся идолам, закидали его камнями. К Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) явился Джабраил, который сказал:

– Если пожелаешь, я могу уничтожить всех жителей этого города, взяв и ударив друг о друга эти две горы.

В ответ на предложение Джабраила, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) вознес молитву за народ, который забросал его камнями:

– О Аллах! Наставь этот народ на истинный путь! Я желаю, чтобы потомки этого народа были настоящими мусульманами!

 

 

Добрo и благo

 

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) огорчался при виде трудностей, испытываемых людьми, и всегда желал им удачи и успехов. В Коране об этой черте Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сообщается следующее: «К вам пришел Пророк из среды вашей. Ваши грехи тяготят его, он пламенно желает видеть вас видеть верующими. Он полон добра и милосердия» («Tayбa», 128).

В этом аяте Аллах представляет Своего Посланника, как воплощение таких Прекрасных имен, как «Рауф» и «Рахим» - «Милосердный».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), когда видел совершающих благородные поступки и следующих его наставлениям, радовался и старался поощрять деяния таких людей.

Он был не просто лидером, который проповедовал Истину, призывал людей к добру и милосердию, он был воспитателем, духовным наставником всех своих последователей и духовным наставником всех последующих поколений мусульман.

Один из сподвижников как-то спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о том, как можно узнать о степени своего духовного развития. На этот вопрос Мухаммад, салляллаху алейхи ва саллям, ответил:

– Если выполнение какого-либо дела, связанного с жизнью вечной, дается тебе легко, а совершение дел, связанных с миром, становится трудным для тебя, знай, что у тебя прекрасное духовное состояние! Но если выполнение каких-либо действий, связанных с Ахиратом, дается тяжело, а выполнению мирских дел ты посвящаешь всего себя, и это не вызывает у тебя затруднений, знай, что твое духовное состояние нельзя назвать хорошим!

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) со всей ответственностью выполнял нелегкую миссию пророчества. В этом отношении он был настолько терпелив, целеустремлен, что иногда, чтобы не погубить себя, нуждался в Божественном предупреждении.

Эта высокая добродетель Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) его готовность к самопожертвованию ради счастья людей в Коране описана следующим образом:

«Ты готов лишить себя жизни за то, что они не веруют!»

Мухаммад ( салляллаху алейхи ва саллям) из-за любви и милосердия к людям, желал спасения каждого жителя нашей планеты от адского огня, желал, чтобы каждый уверовал в Аллаха и обрел счастье в обоих мирах.

В одном из хадисов сообщается:

– Я воспитываю вас, не обличая и не указывая на ваши ошибки. Я воспитываю вас безмолвно.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не указывал на ошибки людей в грубой форме. Его методы воспитания отличались утонченностью и деликатностью. Он говорил: «Что со мной происходит, что я вижу вас такими!». Говоря это, он словно брал на себя вину за то, что был свидетелем недостойных поступков, совершаемых людьми.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был снисходителен к людям и относился к каждому человеку с большим уважением, признавая в нем личность. Он с особой душевной тонкостью произносил свои речи и боялся обидеть собеседника даже своими наставлениями. Вот одна из речей Пророка, принесшего в этот мир свет Истины:

– О, уверовавшие! Да сохранит вас Аллах от невзгод! Да пусть он оберегает вас от напастей! Да сохранит вас от бедствий! Да поможет Он вам! Да возвысит вас! Да наставит вас на правильный путь! Да обережет вас! Да упасет от любых несчастий и сохранит вашу веру!

Доброта и любовь переполняли его душу, он был словно поток живительной воды, орошающий иссушенные поля. Никто не уходил от него голодным или измученным жаждой, никто не уходил от него, не получив ответа.

Он оказывал людям уважение и почтение. Очень часто устраивал угощения близким родственникам. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) относился к другим людям так же почтительно, как и к членам своей семьи. Хорошо относился к своим работникам. Одевал их в то же, во что одевался сам, и кормил их тем же, чем питался сам. Он был щедрым, милосердным, но когда требовалось быть смелым, он был смелым; когда было необходимо, был ласковым и добрым. Придя домой, делил свое время на три части. Одну часть посвящал поминанию Аллаха, вторую часть отдавал семье, а третью часть уделял себе. В это время, не делая никаких различий между людьми, каждому уделял внимание, и каждый уходил от него удовлетворенным. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) мгновенно завоевывал души людей.

Посланник Аллаха сильно огорчался при виде людей, не знающих про грехи, вознаграждения, повеления и запреты. Без устали он обходил дома людей, стучал в двери, которые иногда закрывались перед ним. Но причиной его сокрушений были не грубые поступки людей, а невежество и темнота, в которых эти люди пребывали. Таким людям он говорил: «Я не прошу у вас за это награды» (сура «Сад», 86).

* * *

Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) тонко чувствовал все движения в человеческой душе, в мироздании, его беспокоила судьба всех творений Аллаха. Так же и те, кто шел по его пути, обладили чутким сердцем, безграничным милосердием и состраданием. Как прекрасно передает это духовное состояние случай, произошедший с одним из мусульман. В один из летних дней Учитель Уфтаде решил провести урок со своими учениками – мюридами на природе, среди буйства луговых цветов. Ученики получили задание собрать букеты. Каждый ученик старался порадовать Учителя самым большим и роскошным букетом. Только один из мюридов, к удивлению остальных, принес в руках тонкий иссохший цветок. И неуверенно протянул его учителю. Учитель спросил его: «Сын мой! Почему ты не собрал букет как все остальные, а принес мне увядший цветок». Ученик ответил, уважительно склонив голову: «О, мой Учитель, чтобы я не принес, все было не вполне достойным Вас... Когда я протягивал руку, чтобы сорвать цветок, то слышал шепот цветов и всех растений, они шептали: « Аллах, Аллах, Аллах». Моя рука не поднималась их сорвать, и моя душа страдала, оттого, что прервется их тайный шепот, остановится зикр. Так я был вынужден принести Вам этот бедный цветок, который не в силах продолжать зикр своему Творцу». Этим полным глубокого смысла ответом Учитель остался доволен и произнес: «Сын мой, после этого мы будем называть тебя Хюдаи – тот, кто на Истинном пути. Ты понял смысл нашей прогулки, тебе было суждено постичь тему сегодняшнего урока». С этого момента ученику стали открываться тайны мироздания. Вселенная превратилась для него в живую книгу, из которой он начал черпать знания.

 

 

Бесстрашие Пророка

 

Невозможно представить человека, бесстрашие которого можно поставить в один ряд с храбростью Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Страху и трепету не было места в душе Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В любых ситуациях он сохранял самообладание, не впадал в панику и смятение. Не спеша принимал решения. Когда противники пришли с намерением лишить его жизни, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) без страха, уверенно прошел между ними, читая следующие аяты из суры Корана «Ясин»:

«Мы наложили на шеи их цепи, которые сдавливают подбородки их, и они не могут опустить головы.

Мы наложили им тяжесть спереди и сзади и закрыли глаза их покрывалом; они ничего не видят» (сура «Ясин», 8-9).

Али (радияллаху анху ) рассказывал:

– В день сражения при Бадре мы иногда прятались от страха за спину Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он был самым бесстрашным среди нас и находился в самых передних рядах.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) всегда находился в передних рядах сражений - за возвышение и восхваление имени Аллаха. Во время сражения за Хунайн армия мусульман, не выдержав натиска противника, стала отходить назад. И в это время Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), не теряя присутствия духа, бросился вперед и оказался в центре вражеских рядов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), пришпорив своего коня и устремясь вперед, вдохновил своих сподвижников, тем самым спасая от поражения мусульман. Благодаря самоотверженности Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) вражеские ряды были рассеяны и разбиты. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда утверждал:

– Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа. Я желал бы быть убитым на поле сражения, ожить и снова быть убитым.

Все свойственные характеру Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) черты, которые мы попытались описать словами - это лишь капли, оросившие наше сознание. Чтобы стать ближе к Аллаху, нужно сначала понять цель и смысл Корана, следовать Сунне Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям); нужно искренне, с чистыми намерениями, изучать его высокую нравственность, любить любимцев Аллаха. Ключ к секрету развития таких же высоких нравственных качеств, как у Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), таится в любви к нему.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.