Здавалка
Главная | Обратная связь

Во всем видеть только благо



 

Гордость Вселенной Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) верил и знал, что все происходит только лишь по Воле Аллаха. Во всем он видел благо и любую ситуацию толковал положительно. В его образцовой жизни не было места безнадежности, безысходности. Он не верил в несчастливые приметы. Понимание Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) жизни соответствовало тому, о чем говорится в хадисе-кудси (священном хадисе): «Я таков, как обо Мне думает Мой раб. Если он думает обо Мне хорошо, то и Я отнесусь к нему по-доброму. Если же он думает обо Мне плохо, то и Я отвечу ему этим же» (Ибн Ханбал, II, 391). Призывая свою умму положительно оценивать все происходящее, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Положение раба-мумина требует восхищения. Каждое его дело исполнено благом (хайром). Эта черта есть только у мусульманина. Если что-либо радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим, «Зухд», 64). Как передал Анас (радыяллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Несчастья нет. Я предпочитаю видеть в ситуациях только благо». Сахабы тогда спросили его, что значит «все растолковывать как благо». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: « Это доброе слово» (Бухари, «Тыб», 19).

Урва бин Амир (радыяллаху анху) рассказывал: «В присутствии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стали говорить о плохих приметах, дурных предзнаменованиях, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заметил: «Самое лучшее – все истолковывать как благо, как хорошее предзнаменование. Пусть ни одна дурная примета не остановит мусульманина в совершении благого дела. Если кто-либо из вас окажется в неприятной ситуации (или перед приметой, якобы приносящей несчастье), пусть прочитает следующее дуа: «О мой Аллах! Благое даешь только Ты, избавиться от плохого поможешь только Ты. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя» (Абу Давуд, «Тыб», 24).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, чтобы о сильных ветрах, бурях и других явлениях природы, которые вызывают в человеке страх и негативные эмоции, не судили плохо. Напротив, с целью оградить себя от их плохого воздействия, он советовал читать дуа Аллаху (Муслим, «Истиска», 15).

Совет Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не растолковывать происходящие события как предвестники несчастья, а видеть в них хорошее предзнаменование - это для мусульман самый верный путь. Например, следует говорить больному: «Ма ша Аллах, ты прекрасно выглядишь», - имея в виду при этом, что больной в скором времени будет здоров. Обращаться к мусульманину, который еще не был в хадже, со словом «хаджи», - это значит желать как можно быстрее выполнить возложенный на него фард богослужения, имея в виду, что в скором времени он будет «хаджи». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в ходе затяжного периода переговоров, когда увидел, что к мусульманам от имени мушриков пришел Сухайль бин Амр, сказал: «Ваше дело облегчилось», - намекая на то, что имя Сухайль означает «облегчение» (Бухари, «Шурут», 15). То, что запретил делать Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), а именно отрицательное толкование, может привести человека к внутренней пустоте, к пессимизму, к тому, что у него опустятся руки. Положительное толкование, даже если благое пока не свершилось, придаст человеку уверенности, наделит его жизнь смыслом. Если человек видит во всем только хорошее, значит Аллах желает ему добра. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил думать о происходящем плохо, поскольку в основе этого лежит предположение, что Аллах может пожелать своему рабу плохого. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) дает нам своеобразный эталон: мы должны в своей жизни постоянно думать о людях и об Аллахе только хорошее. Если мы позволяем себе негативные предположения, за это с нас спросится. Если же мы думаем о хорошем, пусть даже ошибаемся при этом, Аллах Тааля с нас не взыщет. В суре «Худжурат» Всевышний сначала запретил плохие предположения, а затем сплетни, потому что плохие предположения дают повод к сплетням, как прямо, так и косвенно. Несбывшееся плохое предположение вынуждает человека на самозащиту: чтобы не выглядеть смешным, он способен прибегнуть к клевете и прочим непозволительным методам. Если же человек во всем будет видеть хорошее, пути к совершению грехов языка будут закрыты.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) придерживался правила толковать все к лучшему и при разъяснении снов. Однажды к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришла супруга его дяди Аббаса (радыяллаху анху) Уммуль-Фадль и сказала: «Сегодня ночью я видела сон». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил: «И что же тебе приснилось?» – «Очень страшный и мучительный сон, - произнесла женщина. - Я видела, как от твоего тела была оторвана часть и помещена в мой дом». На это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ин ша Аллах, ты увидела благо. Фатима родит ребенка. И ты будешь кормить его своим молоком наравне с сыном Кусамом». Через некоторое время родился Хусейн. Так Уммуль-Фадль стала его молочной матерью» (Хаким, 3, 194; Ибн Сад, 8, 278-279).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял мусульман, чтобы они толковали свои сны только к лучшему: «Сны бывают трех видов. Первый – благая весть от Аллаха. Второй – наущения нафса. Третий – наваждение от шайтана, страх, который он насылает на человека. Если кто-то видел хороший сон, пусть расскажет его. Если же видел страшный сон, пусть никому об этом не рассказывает, а встанет и прочитает намаз» (Ибн Мадж, «Табир», 3). Все намерения и желания человека – в какой-то степени дуа, просьбы, обращенные к Всевышнему. По этой причине размышления о благом, созерцание благого приносят человеку покой, вселяют в него умиротворение. Благие мысли влияют на происходящие события, направляя их в положительное русло.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.