Здавалка
Главная | Обратная связь

Пример для бедных богатыx



 

Казалось бы, жизнь человека бедного не может быть примером для изнеженного богача. В то же время, жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – пример как для бедных, так и для богатых. В разные периоды материальное положение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) было различным. В укладе его жизни нельзя найти ничего, кроме совершенства и безукоризненности, ибо опекал и воспитывал Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) сам Великий Создатель.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был и остается прекрасным примером щедрости. Все, что у него было, он расходовал на Пути Аллаха. Убайдуллах бин Зайд рассказывал: «Как-то раз ко мне подошел Абу Зарр (радыяллаху анху) и сказал: «О сын моего брата. Я расскажу тебе о встрече с Пророком. Однажды я находился рядом с Пророком. Он взял мою руку и сказал: «Абу Зарр! Если у меня было бы золота и серебра с гору Ухуд, я бы все израсходовал на пути Аллаха, и не хочу, чтобы от этого богатства в день моей смерти остался хотя бы один кират». Я переспросил: «О Расулюллах, не осталось ни одного кирата или кинтара?» «О Абу Зарр, я снижаю до малого, ты же думаешь о большем. Я хочу жизни вечной, а ты земной. Я бы не оставил ни одного кирата! Ни одного кирата! Ни одного кирата!» -трижды повторил Пророк(салляллаху алейхи ва саллям)».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал сахабов: «Бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным» (Муслим).

Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) говорил благочестивому Билялю (радыяллаху анху): «О Биляль, не бойся, что из-за привычки отдавать людям Владыка Арша уменьшит твое богатство». В Коране сообщается, что потраченное нами на благое возместит Аллах, ведь Он дарует средства к жизни («Саба», 39). После ниспослания аята о необходимости делать пожертвования сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) собрали все, что у них было, и принесли Мухаммаду (салляллаху алейхи ва салллям), чтобы он распределил нуждающимся. Мусульмане тех времен реально ощущали, что садака дается не людям, а Всевышнему. «...Ваши пожертвования (милостыни) принимает Аллах, и Он, Всевышний, прощает тех, кто раскаялся и милостив к рабам своим» («Тауба», 104).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своей супруге, благочестивой Айше (радыяллаху анха): «О Айша! Люби бедных! Держи их поближе к себе, чтобы Аллах в Судный день приблизил к себе тебя! О Айша! Никогда не отпускай просящего с пустыми руками. Пусть это даже будет половина финика, но старайся хоть таким образом уберечь себя от адского огня!» (Тирмизи, Зухд, 37).

Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху анху), что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рука дающего лучше, чем рука просящего. Начинай с тех, кого ты обязан содержать, а лучшей милостыней является та, что подается от достатка. Того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведет к воздержанности, а того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит от необходимости обращаться за помощью к другим» (Бухари). Абу Надир сообщает, что слышал, как Айша (радыяллаху анха) рассказывала следующее: «Как-то мы сидели вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Мой отец Абу Бакр угостил нас куском баранины. В темноте мы стали разделывать мясо и вдруг слышим возглас:

– Неужели у вас нет лампы, в которую вы бы могли залить масло, и она бы светила вам?

– Если бы у нас было масло, чтобы залить в лампаду, то мы лучше употребили бы его в пищу, - ответила я» (Ибн Саад, Табакатут- Кубра, 1/405).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отказался войти в дом своей дочери Фатимы, которая решила украсить комнаты. Свой отказ он объяснил так: «Нам нельзя входить в изысканные места!» (Асри-Саадат, 2/90).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал своих сподвижников: «Будьте внимательны! Пусть ваше желание обретать прелести ближней жизни не принудит вас забыть о смерти! В противном случае ваши сердца очерствеют. Будьте осторожны! Несомненно, смерть, воскрешение и Судный день очень близки!» (Ибн Мадже, Мукаддима,7).

Салман Фарси (радыяллаху анху), находясь под впечатлением от этих слов, глубоко запавших в его душу, говорил: «Три вещи заставляют смеяться, три - заставляют плакать. То, что вынуждает смеяться, - это далеко идущие планы, хотя смерть поджидает нас на каждом шагу».

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был щедр к бедным, всячески стремился поддержать их. Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) рассказывал: «Как-то Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вошел в мечеть. Малоимущие сидели в это время в стороне. Чтобы ободрить бедных, он обратился к ним со следующей речью: «Радостная весть для бедных переселенцев! Они войдут в райские сады на сорок лет раньше богатых. Так как у них нет имущества, то допрос и отчет пройдут для них очень быстро» (Тирмизи, Зухд, 37; Дарими, Рикак, 118).

Из страха перед отчетом в Судный день Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) часто молил Аллаха: «О Аллах! Окажи мне милость быть бедным, дай мне кончину бедного, в той жизни оживи меня вместе с бедными!» (Тирмизи, Зухд, 37; Ибн Маджа, Зухд,7).

Хотя всем Пророкам гарантирован рай, но за данные им блага и возложенные на них пророческие обязанности они станут держать ответ перед Аллахом. В суре «А’раф» сообщается о том, что и Пророки будут повергнуты отчету: «Мы спросим с тех, кому были посланы Пророки, Мы спросим с самих посланных» (сура «Аль-Араф», 6). О Пророке Сулеймане (алейхиссалям) известно, что он самым последним из Пророков войдет в рай: вследствие его огромного богатства и власти, отчет Сулеймана (алейхиссалям) будет продолжаться очень долго.

Среди сподвижников Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) были очень состоятельные люди, которые удостоились одобрения Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) за то, что они расходовали на пути Аллаха свое имущество и жизни. Кроме этого, именно о них говорится в Коране: «Аллах купил у верующих их имущество и их самих, чтобы дать взамен им рай» (сура «Покаяние», 111).

Самый близкий товарищ Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр (радыяллаху анху), о котором в Коране говорится, как о «втором из двоих», был одним из богатейших среди курайшитов людей. Несмотря на все это, он вел простой и скромный образ жизни. По словам Айши (радыяллаху анха), после себя Абу Бакр (радияллаху анху) не оставил ни дирхема. Абу Бакр расходовал свое состояние на пути Аллаха и Его Пророка. В самые тяжелые для Ислама дни он покупал и освобождал из неволи рабов, избавляя их тем самым от мучений и пыток.

Скромные, известные своей щедростью состоятельные люди и терпеливо переносящие трудности люди неимущие равны в достоинстве как перед Аллахом, так и перед людьми. Неисчислимые блага ожидают щедрых и милосердных в Судный день. Будут по достоинству вознаграждены те, которые спасали нуждающихся от земных невзгод. Большая радость ожидает неимущих, терпеливо сносивших трудности. В день Страшного суда им обещана Божественная защита.

В следующем хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится о том, что при любых ситуациях, в различные периоды жизни, чтобы достичь духовного совершенства, необходимо возносить благодарность Аллаху и проявлять терпение в невзгодах:

«Я преклоняюсь перед верующим, вся жизнь которого состоит из трудностей. Нет на свете никого лучше, чем он. Когда в его руки попадает какое-либо благо, он сразу возносит благодарность Аллаху. Когда с ним случается несчастье, он терпеливо сносит его» (Муслим, Зухд, 64).

Как-то в Медине к Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) пришли представители одного бедного племени. Они являли собой жалкую картину: были босы и от голода едва стояли на ногах. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был потрясен увиденным. Повелев Билялу прочесть призыв к молитве, он собрал сподвижников, которые сделали богатые пожертвования в пользу этих несчастных.

Цель этой жизни – делая добро, раздавать блага, данные Аллахом, опять-таки ради Аллаха, проявлять терпение в невзгодах и трудностях. Абдурахман бин Ауф (радыяллаху анху), Абу Бакр (радыяллаху анху) и другие были из числа благодарных богатых. Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху анху), Абу Дарда (радыяллаху анху) и другие – из числа терпеливых бедных. Обе группы вели похожий образ жизни и на этот мир смотрели по принципу: «Все принадлежит Аллаху».

По этой причине в Исламе не осуждаются ни богатые, ни бедные. Наоборот, при любом стечении обстоятельств гарантией будущей жизни служит проявление благодарности Аллаху.

Ради сирых и убогих, благодаря их молитвам Аллах оказывает Свою милость щедрым, увеличивая их благосостояние. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) по этому поводу сказал: «Аллах помогает людям благодаря молитвам бедных и благодаря искренности их богослужений» (Насаи, Джихад, 43).

Согласно этому хадису, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) всегда начинал сражения с молитв бедных сподвижников, ожидая ниспослания победы. Видя тяжелое положение асхабов ас-суффа, он сказал им: «Если бы вы знали о тех благах, которые уготованы вам на том свете, то вы бы желали увеличения бед и лишений». Тем самым он одобрил их положение и показал им значимость бедности.

Возможно, имея в виду экономическое положение мусульман того времени, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) также сказал: «Человек ни на что другое не имеет права, кроме как на крышу над головой, одежду, прикрывающую тело, и воду, чтобы утолить жажду» (Тирмизи, Зухд, 39). Хадисы, сообщающие о том, что в Судный день первыми из озера Кяусар будут пить бедные мухаджиры, что Аллах любит честолюбивых бедняков, подчеркивают полезность добродетели, терпения и упования на Аллаха (Тирмизи, Кыямат, 15).

Согласно другому хадису Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Среди вас есть люди с растрепанными волосами, невзрачные на вид, но стоит им, подняв руки, дать слово ради Аллаха, как Аллах тут же услышит их, и не пустит их слова на ветер, и выполнит их просьбы. То есть это такие люди, что если они сильно чего-то пожелают и помолятся Аллаху, дав при этом слово, то Аллах обязательно ответит на молитвы своих друзей. Бара бин Малик из таких людей» (Тирмизи, Манакиб, 54).

Интересна история о том, как однажды бедняк по имени Аббад бин Шурахбил, изнывая от голода, вошел в чужой сад. Там он положил в рот несколько фиников, еще несколько штук он засунул в карман. В это время проснулся хозяин сада. Схватив бедняка, он избил его. Аббад пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы выразить свою обиду. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), пригласив хозяина сада, сказал: «Разве ты не знаешь, что он невежда? Он не осознает своего проступка. Разве ты не сделал ему наставления? К тому же он был голоден. Лучше бы ты накормил его!» (Насаи, Абдул Каза, 21; Абу Давуд, Джихад, 85).Владелец сада раскаялся в содеянном и в придачу к хурме дал Аббаду мешок муки.

Эта история показывает, что огромное внимание в Исламе уделяется не укрывательству преступника, а изысканию и исправлению причин, толкающих людей на преступления.

* * *

Абдуррахман ибн Абдуллах рассказывал, что слышал от своего отца Абдуррахмана следующее: «Однажды мы были с Пророком Аллаха в одном из походов. И как-то он отдалился от нас по необходимости. В это время мы увидели птичку по имени хуммара, и у нее было два птенчика. Птицу спугнули, а маленьких птенчиков мы взяли в руки. И птица стала кружится над нами, тревожно взмахивая крыльями. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришел к нам, то сразу спросил:

– Кто взял птенчиков этой бедняжки и заставляет ее страдать? Верните ее птенчиков.

Однажды был еще такой случай. Мы сожгли муравейник.

Это произвело сильное впечатление на Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и он в глубоком недовольстве спросил:

– Кто это сделал?

– Мы, - ответили некоторые из нас.

И он тогда сказал:

– Наказывать огнем может Тот, Кто создал огонь» (Абу Давуд, Джихад, 112\ 2675, Адаб, 163- 164\ 5268).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вышел из Медины, одевшись в ихрам, чтобы пойти в Мекку. Дойдя до местечка, называемого Юсайя, которое находилось между Рувайса и Арджем, он увидел, что неподалеку от них расположилась в тени на песке лань и сладко дремала. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) передал через одного человека для всей группы, чтобы остановились и переждали, пока животное не проснется (Муватта, Хадж, 79; Насаи, Хадж, 78).

 

 

Отношение Пророка

(салляллаху алейхи ва саллям) к детям

 

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятия по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра. Он разрешал имамам сокращать время молитвы, т.е. можно было читать в ракяатах более короткие суры, чем обычно, если среди молящихся были женщины с маленькими детьми. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и часто играл с ними. Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку пришел один из жителей пустыни и спросил:

– О Расулюллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем их.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Что я могу поделать, если Аллах лишил вас милосердия и любви (Бухари, Aдаб, 22).

Как-то Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усаму бин Зайда, а на другое внука Хасана, прижал обоих к груди и обратился с молитвой к Аллаху: «Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» (Бухари, Aдаб, 18).

Аллах Тааля говорит: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с семьями вашими огня адского, топливом для которого служат люди и камни...» («Тахрим», 6). После ниспослания этого аята хазрат Умар (радиаллаху анх) обратился к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): « О Расулюллах! Мы знаем, что можем спастись, следуя повелениям Аллаха и наставлениям Его Пророка. Однако мы не знаем, как защитить жен наших и детей». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если вы передадите для них повеления и запреты Аллаха, такое поведение послужит для вас защитой от огня Ада» (« Елмалылы», 7, 5122 и др.).

После этого благочестивый Умар (радияллаху анху) с огромным вниманием стал относиться к правам родителей и детей. Однажды к нему пришел человек с жалобой на сына. Несчастный отец сокрушался, что его отпрыск растет высокомерным, не уважает родителей и во всем им противоречит. Умар (радияллаху анху) призвал к себе юношу, чтобы выяснить причины его поведения и дать наставления в том, как должно мусульманину относиться к своим родителям.

Представ перед халифом, юноша спросил: « О, эмир мусульман! Есть ли у родителей обязательства перед детьми?» « Да, не только дети, но и родители имеют обязательства», - ответил справедливый халиф. Тогда молодой человек попросил перечислить свои права «Во – первых, будущий отец должен избрать для своего ребенка благочестивую мать. Во – вторых, родители обязаны дать ему хорошее, благородное имя. В – третьих, мать и отец прежде всего должны позаботиться не о материальном благополучии своего ребенка, а о знаниях, полезных для его души. Они должны научить его жить, соизмеряя свои действия с Книгой Аллаха – Священным Кораном, - так отвечал халиф, уважаемый своим народом за честность. Юноша, внимательно выслушав халифа, произнес: «О халиф мусульман! Мой отец ни одного из указанных вами обязательств передо мной не выполнил. Моя мать – огнепоклонница, мне дали имя Джуал, что означает «черный таракан», а из книги Аллаха меня не научили ни одной букве». Услышав этот горький рассказ, халиф обратился к несчастному отцу юноши со словами: «Эх, человек! Ты жалуешься на сына, тогда как сам поступаешь по отношению к нему безответственно. И его отношение к тебе отражает твое отношение к нему...»...

За благие деяния детей родители получают саваб. Благочестивые дети наполняют баракатом не только земную жизнь родителей, но и будущую: «Когда же к тем, кто уверовал (в Аллаха и пребывает в Раю) прибудут их потомки с верой, сведем Мы их с предками вместе и одарим, не ущемив ни чем. Ведь каждому вождается по заслугам» (« Тур», 21).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что благо и баракат для людей скрыты в трех вещах. Когда человек оставит этот мир, книга его деяний закроется. Но из-за того, что он оставил за собой садака, знания, полезные для людей и благочестивых детей, его книга не закроется, и в нее будут записываться вознаграждения («Тирмизи» « Ахкам», 36).

Родители должны быть для детей воплощением нравственных принципов и сами показывать пример уважительного отношения к собственным родителям: «Заповедовали Мы человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит ребенка в чреве в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев... О Аллах! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую оказал Ты мне и моим родителям. Внуши, чтобы творил я добро, угодное Тебе. И пусть мое потомство будет праведным. Воистину, я обращаюсь с покаянием к Тебе, и я из числа тех, кто предался Аллаху» («Ахкаф», 15).

Особое отношение должно быть к матери. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Рай находится под ногами матерей, и радовал матерей благой вестью: «Та женщина, которая занята в своем доме воспитанием детей, в Раю будет вместе со мной»(«Джамиус сагыр», харф). Для того чтобы воспитывать детей собственным примером, прежде всего нужно очистить свой нафс. Стараться выполнять повеления всевышнего Аллаха, чтобы быть достойными Его рабами, быть правдивым, деятельным, иметь честный заработок, избегать грехов, не употреблять алкоголь, избегать азартных игр. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ни один родитель не может дать своим детям ничего лучшего, чем пример благонравия» («Машкатуль – Масабих», 4977). В этом мире истинно счастлив лишь тот, кто не преступает Законы Аллаха, кто пребывает в состоянии «таква» - благочестия и богобоязненности.

В Коране Аллах показывает, каким путем родители должны стать примером своим домочадцам: «И вели семейству твоему совершать молитву, и сам будь постоянен в ней» («Таха», 132). После ниспослания этого аята Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в течение месяца приходил к дому своей благочестивой дочери и напоминал о том, что наступило время намаза. (Бухари). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) служил примером для своей Уммы, выполняя все Божественные повеления самым совершенным образом. Он относился к детям с любовью и воспитывал их через любовь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда находил для них время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он играл с детьми, старался первым приветствовать их при встрече. Когда разговаривал с детьми, наклонялся, чтобы при общении смотреть им в глаза. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал: «Играйте с детьми, будьте как они, дружите со своими детьми». «Относитесь к детям милосердно и щедро, помогайте и делитесь с ними искренне, потому что они для вас подарок от Аллаха», - говорил он («Мафсуа атрафиль хадис» 2 \ 133).

 

Отношение Пророкa (салляллаху алейхи ва саллям)

К женщинам

 

Аллах Тааля в суре «Ниса», в 19 аяте, сказал: «Хорошо относитесь к своим женщинам», предупреждая мужчин и желая, чтобы они ценили своих супруг. В обществе, где образцом стала жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), женщины обрели такую значимость, о которой раньше и не могли мечтать, они обрели особый социальный статус. Об этом наглядно свидетельствует хадис благочестивого Умара (радыйаллаху анху): «Мы, курайшиты, имели неопровержимую власть над своими женщинами. Но когда мы переселились в Медину, увидели, что женщины имеют власть над мужчинами. Наши женщины, взяв с них пример, стали тоже к нам так относиться. Один раз я разгневался на свою супругу. И не тут-то было, смотрю, она дала мне отпор. Я нашел это неправильным и, рассердившись еще больше, обругал ее. На что она ответила мне:

– За что ты меня ругаешь? Валлахи, даже супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отвечают ему, открыто проявляют недовольство. И если нужно, они обижаются на него, и целый день могут с ним не разговаривать.

Я тут же пошел к своей дочери Хафсе, супруге Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и спросил:

– И ты противоречишь Пророку, выражаешь ему свое неудовольствие?

– Да,- ответила она.

Я продолжал спрашивать:

– Из вас кто-то, если обидится на него, не подходит к нему в течение дня?

– Да, бывает такое, - ответила Хафса.

– Если вы так будете поступать, будете в явном убытке. Кто из вас может быть уверенным в том, что Аллах не накажет вас за то, что вы обидите Его Пророка.

И, обращаясь к дочери, я продолжил:

– Смотри, не противоречь Расулюллаху! Требуя от него земных богатств, не заставляй переживать его. Если тебе что-то нужно, проси у меня» (Муслим, Талак, 34).

Как видно из этого примера, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) уважительно относился к женщинам, ценил их мнение, давал им право голоса. И женщины начали осознавать, что они являются существами благородными, ценными, нужными. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подавал конкретные примеры хорошего, уважительного, почтительного отношения к женщинам: он говорил им об их хороших качествах, о достоинствах, выражал им свою любовь, сажал их рядом с собой на верблюда, поддерживал, когда они садились на верблюда, а когда видел плачущую супругу, успокаивал ее, вытирая слезы своими руками.

Невежественные мужья непочтительно обращались с женщинами в то время, когда у них был хайд (месячные). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) боролся с подобным отношением, и сам относился к женщине в это время с пониманием. Супруге, которая боялась подать ему молитвенный коврик, когда у нее были месячные, он мягко говорил: «Не бойся. Твое состояние не перешло же на руки...» (Муслим, Хаиз, 2, 13). Считая хайд естественным состоянием женского организма, Пророк просил супругу в эти дни мыть ему голову и, даже прислоняясь к ней, читал Коран (Бухари, Хайз, 2, 13).

Подобное отношение Пророка к женщинам было не случайным, временным явлением. Почтительное поведение с женщинами проявлялось во всем образе жизни Пророка.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) после полуденного намаза по очереди посещал каждую из супруг, справлялся об их здоровье, спрашивал, нет ли проблем (Бухари, Талак, 8; Муслим, Талак, 20). И не пропускал ни одного дня, чтобы не посетить своих жен. Даже в тот день, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) женился на Зайнаб бин Джахш, он посетил всех жен. Начиная с благочестивой Айши (радияллаху анху), зашел в каждую комнату, обращаясь со словами: «Да будет над вами Милость и благословение Аллаха, о, Ахли Байт (то есть жители моего дома, мои домашние)», и справился о состоянии их дел.

И каждая из жен отвечала ему: «Да будет милость, мир, благословение от Аллаха, о, Пророк Аллаха! Как твоя новая супруга? Пусть Аллах благословит ее и тебя», и все поздравляли его (Бухари, Тафсир, 33\8).

Благочестивая Айша (радияллаху анху) рассказывала о том, насколько глубоким было уважение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) к женщинам: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) после совершения сунны утреннего намаза, если я проснулась, разговаривал со мной, если я не встала еще, ложился рядом и ждал, когда прочитают икамат в мечети» (Бухари, Тахаджуд, 24; Муслим, Мусафирун, 133).

Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), чтобы его супруги отдохнули и развеялись, вместе с ними присутствовал на праздничных торжествах. Айша (радияллаху анхa) так рассказывает: «Был один из праздничных дней. Негры в мечети (в то время мечети были многофункциональны: там устраивались игры, праздновались свадьбы, отмечались различные торжества) устроили состязание. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обратившись ко мне, спросил:

– Ты хотела бы посмотреть?

Я ответила:

– Конечно, хотела бы...

Он тогда встал, и я за ним и стали с ним смотреть на празднество, касаясь друг друга щеками.

Наби Экрам говорил:

– О, сыновья Эрфида! Ну-ка, покажите себя!

Когда я немного устала, он сказал мне:

– Достаточно тебе?

– Я ответила:

– Да.

– Если так, то можешь идти, - сказал мне Пророк» (Бухари, Ыйдейн, 3; Муслим, Ыйдейн, 19).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) большое значение уделял воспитанию и образованию женщин, и прежде всего он старался эти знания дать в своем доме, своим супругам, потому что именно они обучали Исламу других женщин. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обучение проводил в форме беседы или дружеского наставления. Для мусульманина самое главное знание – это знание основ веры и Божественного Закона – Шариата. Именно об этом заботился Пророк Ислама.

 

 

Отношение Пророка

(салляллаху алейхи ва саллям)

К сиротам

 

В хадисах от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Самый прекрасный дом тот, где хорошо относятся к сиротам. Самый отвратительный дом тот, где плохо обходятся с сиротами!» «Для мусульман самый благородный дом тот, где есть место сироте, к которому хорошо относятся. Для мусульман самый плохой дом тот, где к сироте, который там находится, относятся плохо» (Ибн Маджа, Адаб, 6).

Согласно Исламу, за сиротами важно не только хорошо следить, но и хорошо к ним относиться. Отсутствие как материальной, так и моральной их поддержки будет расцениваться как насилие. В другом хадисе сказано, что для того, кто хорошо относится к сироте, открыты двери в Рай. «Если кто-либо из мусульман возьмет к себе домой сироту, будет кормить и заботиться о нем и если не совершит грехов, которые не могут быть прощены, то Аллах Тааля обязательно поместит его в Рай» (Тирмизи, Бирр, 14). Под выражением «грехи, которые не могут быть прощены» следует понимать два греха: ширк, то есть помимо Аллаха поклоняться еще чему или кому-либо, и пользование тем, на что не имеется разрешения владельца, то есть нарушение чужих прав.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обрадовал благой вестью тех, кто воспитал в любви и доброте сирот: они будут в Раю соседями Пророков (Ибн Маджа, Адаб, 6). Войти в Рай, без сомнения, самая большая честь для человека и самое большое счастье. А быть в Раю соседом Пророка – удел избранных. Тот, Кто создал Рай, уготовал в нем места для творивших добро, и среди них те, кто смотрел за сиротами.

Еще в одном хадисе этоположение подытоживается следующим образом: «С тем, кто воспитает и защитит своего сироту и сироту, который принадлежит другому, мы будем в Раю на таком расстоянии, как два этих пальца». Малик бин Анас, тот, кто передал этот хадис, повторил жест Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), показавшего два соединенных пальца, указательный и средний (Муслим, Зухд, 42)

Как становится очевидным из этого хадиса, различают сирот своих и чужих. Свой сирота - внук, ребенок брата или сестры, родной или сводный брат, пасынок или близкий родственник.

В Коране много аятов, в которых верующим повелевается хорошо относиться к сиротам, например: «Не употребляй насилия против сироты!» (Духа», 9).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно спрашивал у сподвижников: «Вы сегодня погладили по голове сироту? Вы сегодня посетили больного? Вы сегодня выразили соболезнование?» (Tабарани, Cахибуль- Джами, 80).Он советовал неуклонно выполнять эти важные обязанности, являющиеся частью человеческого существования.

Один из сподвижников обратился к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с жалобой на черствость одного своего знакомого. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в качестве действенного средства для излечения подобного духовного недуга посоветовал: «Пусть погладит по головкам сирот и накормит бедных!» (Aхмад бин Xанбал, 2, 263).

Еще в одном хадисе говорится: «Если кто-либо с намерением, чтобы Аллах был им доволен, погдладит сироту по голове, Аллах Тааля даст ему столько саваба, сколько есть волос на голове этого сироты» (Ибн Ханбал, 5, 250).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) на этом и на том свете сам заслужил внимание и почет, оказываемые сиротам, так как пришел в этот мир сиротой.

Стихи Мехмеда Аслана прекрасно описывают положение сирот:

Владыка сироты - Сам Аллах!

Обижать сироту - большой грех!

Не считай сироту бессильным!

Слезы – его оружие!

Согласно Исламу, сиротами называют не достигших совершеннолетия детей, которые потеряли отца. В одном из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) по этому поводу сказано: «При достижении совершеннолетия сиротство заканчивается...» (Абу Давуд, Васая, 9). В доисламский период, когда постоянно велись войны и довольно просто совершались разводы, сирот было много. Над ними надсмехались и не соблюдали их прав. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вырос сиротой и знал, как относится к ним его племя. Неслучайно Аллах Тааля, обращаясь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), говорил: «Разве он не воспитал тебя сиротой?» («Духа»,6) Он Сам заботился о своем любимом Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) и воспитывал его. «Если так, то хорошо относись к сироте», - говорится в 9 аяте этой же суры. Всевышний словно наставляет Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям): «Я тебя защитил, так и ты позаботься о моих рабах, сиротах, займись их проблемами, возьми их под свою защиту».

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) начал уделять внимание правам сирот уже в самом начале ниспослания ему миссии Пророчества. Глава мусульман, совершивших первую хиджру в Йемен, Джафар бин Абу Талиб, представ перед королем Наджаши, в речи о мусульманах и об Исламе так сказал о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям):

«Он всегда рядом с теми, кто слаб и нуждается, и он запретил использовать имущество сирот и отнимать у них их имущество» (Ибн Хишам, 1, 359).

В одном из аятов о тех, кто покушается на имущество сирот сказано, что те, кто покушаются на имущество сирот, пожирают огонь, который сожжет их утробы («Ниса», 4\10).

 

 

Cоседи

 

После нашей семьи мы несем ответственность за тех, кто живет рядом с нами, за наших соседей. Мы обращаемся к ним за помощью, делим беды и радости, поэтому Ислам призывает поддерживать отношения добрососедства. В Коране сказано, что после того, как укрепилась вера в Аллаха и человеку было запрещено совершать ширк, Всевышний повелел хорошо относиться к родителям, близким и дальним родственникам, соседям («Ниса», 36).

В хадисах можно встретить большое количество упоминаний о правах соседей. «Джабраиль мне так много говорил о правах соседей, что я подумал: если умру, то должен буду оставить им наследство», - произнес Пророк(салляллахуалейхи ва саллям) (Муслим, «Бирр», 140). Или: «Джабраил мне так много говорил о необходимости хорошего отношения к соседям, что я подумал: он сделает соседей наследниками друг другу» (Бухари, «Адаб», 28; Муслим, «Бирр», 140-141).

В этом хадисе подчеркивается, что добрососедские отношения и соблюдение прав соседей значимы настолько, что ставятся в один ряд с родственными узами. Поэтому мы должны питать к соседям, даже если они и не исповедуют Ислам, чувства сродни тем, которые мы питаем к родственникам. В еще одном из хадисов говорится, что с точки зрения прав, которые они имеют на нас, соседи делятся на три группы. Первая группа – это соседи-немусульмане. Они обладают правами только соседей. Вторая группа – это соседи-мусульмане. Они имеют права как соседи и как братья по вере. Третья группа – это соседи-мусульмане-родственники. Они имеют права как соседи, родственники и братья по вере (Хайсами, 8, 164).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно напоминал сахабам о соблюдении прав соседей. «Мой друг Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) завещал мне: «Когда ты готовишь суп, налей больше воды. Потом окинь внутренним взором своих соседей, и если ты увидишь, что кому-то нужна помощь, деликатно предложи ее», - передал Абу Зарр (радыяллаху анху) (Муслим, «Бирр», 143). В хадисе говорится, что важно уметь делиться даже малым, не говоря уже о достаточных запасах пищи. К тому же, если разбавить суп водой, он станет менее вкусным. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) словно наставляет нас: «Когда вокруг тебя много голодных людей, охотиться за различными вкусовыми ощущениями неуместно. Ты мусульманин и дожен заботиться о тех, кто нуждается и кто голоден». Так в одном из хадисов от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Кто ложится спать сытым, в то время как сосед его голоден, не (истинный) мусульманин» (Хаким, 2, 15). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) так обращался к женщинам-сахабам: «О мусульманки! Пусть соседки не пренебрегают угощать друг друга. Даже если то, что вы предложите другим, будет очень малым (часть от овцы)» (Бухари, «Адаб», 30; Муслим, «Закят», 90). В то же время, все предложенное вам соседями следует принять с благодарностью, поскольку Всевышним зачитывается даже проявление уважения. Соблюдение прав соседей – один из важных элементов служения Аллаху. Сахабы, которые стремились во всем быть похожими на своего любимого наставника, неизменно соблюдали этот принцип. Однажды Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) зарезал барана. Позже он с тревогой спросил свою супругу: «Оставили ли вы (часть) для нашего соседа-иудея?» По его словам, он слышал от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), что Джабраил постоянно напоминал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) о хорошем отношении к соседям. Абдуллах бин Амр передал этот известный хадис» (Абу Давуд, «Адаб», 122-123; Тирмизи, «Бирр», 28). Ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал, что в некоей местности было семь дворов. Как-то раз одному из жителей (все они были сподвижниками Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)) прислали в качестве садака голову барана. Он передал ее семье своего соседа, решив, что та больше нуждается в пище, чем его собственная. Второй сосед передал третьему. Третий сосед подумал о четвертом. Так садака, обойдя все дворы, вновь вернулась в первый (Хаким, 2, 526).

Благочестивая Айша (радыяллаху анху) однажды обратилась к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с вопросом, кому из двух соседей прежде всего следует дать садака. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дай тому, чья дверь ближе всех к твоей двери» (Бухари, «Адаб», 32). Как правило, о ближайших соседях известно больше всего, можно почувствовать даже запах из их кухни, поэтому нам следует внимательно относиться к своим правам и правам ближнего, тем более, что зачастую мы обращаемся к своим соседям за помощью и поддержкой.

В хадисах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится о том, как надо строить отношения с соседями:

1. Если сосед просит, следует дать ему взаймы.

2. Если с соседом приключается несчастье, спешить ему на выручку.

3. Если он испытывает материальные трудности, помочь ему.

4. Делить с ним горе и радость.

5. Если до соседа доносится запах, распространяющийся из вашей кухни, отнести ему часть приготовленной пищи.

6. Без разрешения соседа нельзя что-либо строить, если это строение закрывает обзор соседа.

7. Если сосед болеет, следует навещать его.

8. В случае смерти соседа участвовать в похоронах, помочь отнести его тело на кладбище (Хайсами, 8 - 165).

Наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), касающиеся отношений добрососедства, не ограничиваются перечисленными. Соблюдение прав соседей – это часть всеобщих норм поведения. Людям следует быть доброжелательными, помогать друг другу, защищать, не помнить обид и т.д. Вот нормы, которые диктует мусульманам Ислам.

По словам Абу Хурайры (радыяллаху анху), некий человек пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с вопросом: « О Пророк Аллаха! Про одну женщину говорят, что она держит много дополнительных постов (нафиль), совершает много дополнительных намазов, много дает садака, однако при этом она своим языком изводит соседей. Что ты скажешь об этой женщине?» «Она попадет в Ад»,- ответил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). «О Пророк Аллаха! – опять задал вопрос мужчина. - Если про одну женщину говорят, что она не держит дополнительные посты, не совершает много дополнительных молитв, в качестве садака может дать только нежирный сыр, но при этом хорошо относится к своим соседям (не беспокоит их своим языком), что вы скажете о ней?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Она будет в Раю» (Ибн Ханбал, 2, 440). Вера обязывает человека хорошо относиться к соседям, не причинять им вреда ни языком, ни поведением.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть угощает своего соседа...» (Муслим, «Иман», 74). Или: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть хорошо относится к своему соседу» (Бухари, «Рикак», 23; Муслим, «Иман», 75).

В хадисе, переданном Абу Хурейрой (радыяллаху анху) рассказывается о том что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поклялся трижды: «Клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, клянусь Аллахом, он не уверовал». Сахабы спросили: «О Расулюллах, кто не уверовал?» Пророк ответил: «Тот, чей сосед не уверен в том, что сосед ему не принесет вреда» (Бухари, «Адаб», 29).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал также: «Тот, чей сосед не ощущает себя от него в безопасности, не сможет войти в Рай» (Муслим, «Иман», 73).

Вера требует от мусульманина поддерживать отношения добрососедства, однако наша жизнь далека от этих принципов. Большинство из нас не знают друг друга, не здороваются, хотя годами живут на одной лестничной площадке или на одной улице, о взаимопомощи и говорить не приходится. Между тем, мусульмане по мере своих возможностей должны поддерживать отношения с соседями, избегать конфликтных ситуаций, например, при разговоре стараться не повышать голос, не включать громко радио, телевизор, другую технику.

Мусульманин ни в коем случае не должен наносить вреда всему тому, что принадлежит его соседу: дому, саду, имуществу; он должен стараться хранить тайны соседа, не выставлять напоказ его недостатки и ошибки. Посягать на имущество и честь соседа для мусульманина недопустимо. Обязанность верующего – налаживание контактов с окружающими людьми и соседями. В отношении же людей, которые безответственно подходят к своим соседским обязанностям, нарушают покой ближних, нужно проявлять терпение, читать им дуа, наставлять их, делать добро. Результаты не заставят себя ждать. Укба бин Амир (радыяллаху анху) пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с просьбой рассказать о том, как ему следует себя вести, чтобы заслужить расположение Аллаха и людей. Пророк произнес: «Не порывай отношений с тем, кто порвал их с тобой. Давай тому, кто не дает тебе. Прости тому, кто делает и желает тебе плохое» (Ибн Ханбал, 4, 148).

Отношение Пророка

(салляллаху алейхи ва саллям)

К животным

 

В своей жизни человек во многом нуждается. Среди всех его потребностей особое место занимают животные, благодаря которым человек обеспечивает себя едой, одеждой, тягловой силой. Животные украшают его жизнь. В Коране говорится: «Он (Аллах) создал домашних животных, они дают вам одежду, служат вам для пользы и для пищи… Он дал вам лошадей, мулов и ослов, чтобы они служили вам для езды и украшения. Он создает то, чего вы не знаете» («Нахль»,5,8). Согласно Корану способность животных давать молоко может служить наставлением для верующих: «Поистине, вы имеете пример в животных; Мы напояем вас тем, что находится между переваренной пищей и кровью, чистым молоком, приятным для пьющих» («Нахль»,66).

Некоторые коранические суры названы именами животных («Бакара» - «Корова», «Нахль» - «Пчелы», «Анкябут» - «Паук», «Намль» - «Муравей»).

О том, что животные, подобно людям, образуют целые сообщества, в Коране говорится: «Нет животного на земле, ни птицы, летающей с помощью своих крыльев, которые бы не составляли народов, подобно вам...» («Ан’ам», 38). Заслуживает внимания, что в исламской традиции слово умма в значении «сообщество, коллектив» употребляется и в отношении животных.

Бесспорна роль животных в поддержании на земле экологического равновесия. Кроме того, животные, как, впрочем, все в жизни человека, даны ему на хранение и во временное пользование. Используя этот аманат от Всевышнего, человек не вправе вести себя по отношению к ним высокомерно и жестоко. Из наставлений Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) верующим следует, что ни в коем случае нельзя лишать животных жизни ради развлечения и без основательной на то причины. По словам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), за убитого без причины воробья придется ответить в Судный День. В еще одном хадисе говорится, что воробей будет жаловаться Всевышнему на своего обидчика: «О Аллах, такой-то такой-то убил меня просто так, для развлечения, а не с какой-либо пользой для себя» (Насаи, Дахая, 42).

Животные созданы для того, чтобы приносить человеку пользу, и недостойное отношение к ним расценивается в Исламе как насилие. Неудивительно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал людей не пренебрегать соблюдением прав, например, уммы муравьев, в которой постоянно читается зикр Аллаху (Бухари, Джихад, 152; Муслим, Салям, 148).

Человек, живущий по исламским принципам, остро ощущает боль как человека, так и всего мира созданных. Как-то раз Баязид Бистами, пообедав под деревом, продолжил свой путь. Когда он оказался уже довольно далеко от места стоянки, то обнаружил муравья, который суетился на поверхности его сумки. Огорчившись, Учитель произнес: «Я разлучил это крохотное создание с его родиной», - и тут же пустился в обратный путь, чтобы вернуть муравья в отчий дом. Воспитанные Исламом сердца приобретают способность смотреть на мир через призму Божественной Любви.

Гордость Вселенной Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) призывал людей с добротой относиться к животным и их детенышам и всегда вставал на их защиту. Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) вспоминал: «Однажды, когда мы находились в пути вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), он покинул нас по необходимости. В это время мы увидели птицу с двумя птенцами. Мы взяли птенцов, и птица стала проявлять беспокойство и кружить вокруг нас. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся, он произнес: «Кто заставил страдать эту птицу, отняв у нее птенцов? Верните их обратно» (Абу Давуд, Джихад, 112; Адаб, 163-164).

Однажды Айша (радыяллаху анху) оседлала непослушного верблюда. Пытаясь его успокоить, рассерженная, она принуждала верблюда двигаться то вперед, то назад. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обратившись к Айше, сказал: «Обращайся с животным мягко, потому что там, где есть мягкость, все становится прекрасным, а там, где ее нет, все некрасиво» (Муслим, Бирр, 78-79).

О еще одном примере того, как нужно относиться к животным, вспоминает воспитанник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) хазрат Анас (радыяллаху анху): «Когда мы останавливались на привал, то не начинали молитвы, не освободив от тяжелой поклажи наших верблюдов» (Абу Давуд, Джихад, 44).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил тем, кто долго, без движения разговаривал, сидя в седле: «Не используйте спины ваших животных как минбары, потому что Аллах создал животных для того, чтобы облегчить вам путь, который вы с трудом сможете пройти в одиночку. И землю Он создал для того, чтобы вы стояли на ней. Поэтому все, что вам нужно, обсуждайте, стоя на земле» (Абу Давуд, Джихад, 55).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) особое внимание обращал на то, как животных режут на мясо. В одном из хадисов говорится: «Всемогущий Аллах повелел к каждому творению относиться по-доброму. Если вам по необходимости нужно лишить животное жизни, делайте это самым подобающим образом. Когда вы режете животное, делайте это, не чиня над ним насилия. Тот, кто будет это делать, пусть остро наточит нож и не заставит животное страдать» (Муслим, Сайд, 57; Тирмизи, Дияд, 14).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) увидел, как один человек уложил овцу на землю, чтобы ее зарезать, а затем стал точить нож. Видя подобное жестокосердие, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произнес: «Ты что, хочешь мучить так бедное животное? Нельзя ли было сначала наточить нож, а затем уложить животное на землю?» (Хаким, 4, 257-260).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что не стоит держать в доме собак без необходимости. Эти животные нужны человеку для охраны дома, земли, других животных, а также для охоты. В ином случае, саваб (вознаграждение от Всевышнего) того, кто содержит собаку, день ото дня будет уменьшаться (Бухари, Арз, 3, Забаих, 6). Считается, что в доме, где находится собака, не живут ангелы (Бухари, Бадуль-хальк, 7, 17; Муслим, Либас, 84). Это относится к случаям, когда собак заводят для развлечения. Если знать, что собаки больше других животных склонны к тому, чтобы заболеть бешенством или быть носителем этого заболевания, а собачьи шерсть, слюна, экскременты содержат множество болезнетворных микроорганизмов, становится понятным, почему наша религия запрещает держать собак у себя дома. Еще одна из причин запрета – то, что собака вселяет страх в окружающих, может искусать и покалечить. Одновременно Ислам, который призывает хорошо относиться ко всем без исключения животным, не делает исключения и для собак.

В свою очередь кошка не считается наджаса, нечистой, и воспринимается как член семьи. Однажды сахабу Абу Катада (радыяллаху анху) его племянница Кабша принесла воду для омовения. В это время к нему подошла изнывавшая от жажды кошка. Абу Катада наклонил перед ней сосуд с водой, и кошка принялась пить. Обратившись к женщине, сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) произнес:

– О дочь моего брата, тебе это показалось странным, не так ли?

– Да, - ответила она.

На что Абу Катада привел слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который говорил: «Кошка не грязное животное. Это животное, которое постоянно крутится рядом с вами» (Абу Давуд, Тахара, 38; Тирмизи, Тахара, 69).

Во времена джахилии (невежества) люди обращались с животными очень жестоко: срезали с живых куски мяса, обрубали хвосты. Между животными устраивались поединки, отголоском чего являются собачьи, петушиные и тому подобные бои наших дней. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) положил конец этим проявлениям дикости среди мусульман.

Как-то раз Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) очень расстроился, увидев осла, морда которого была обезображена клеймом. От огорчения он воскликнул: «Да будет проклятие Аллаха над тем, кто обезобразил это животное» (Бухари, Забаих, 25).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал клеймить животных лишь при необходимости, не причиняя им боли.

Увидев, как один из его сподвижников вынул из гнезда яйца, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал тому выговор, сказав: «Из этого яйца должен вылупиться птенец, поэтому положи его обратно!»

Заметив как-то верблюда, ребра которого были обтянуты кожей, он сказал его хозяину: «Бойся отчета перед Аллахом за свое отношение к бессловесным животным (т.е. не оставляй их голодными)! Бойся Аллаха за этих бессловесных животных! Пусть они будут сытыми, когда ты используешь их в работе, пусть они будут упитанными, когда ты режешь их на мясо» (Абу Давуд, Джихад, 44).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) настаивал, что животные, находящиеся в распоряжении человека, должны быть вовремя накормлены, поклажа должна быть им по силам и они должны иметь необходимое время для отдыха.

О том, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) занимался разрешением проблем животных, Абдуллах бин Джабир (радыяллаху анху) рассказывал: «Как-то Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришел в сад некоего своего сподвижника. Один из находившихся там верблюдов, увидев Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), замычал, и из глаз его покатились слезы. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поглаживанием успокоил его, и верблюд перестал плакать. Найдя его хозяина, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разве ты не боишься Аллаха, который дал тебе власть над этим верблюдом? Он пожаловался, что ты жестоко избил его».

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Рассказать ли вам о человеке, который находится далеко от ада, и ад далек от него? Это душевный, чистый, милосердный и добродушный человек» (Ахмад бин Ханбал,1/415).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) приводил такие примеры людей милосердных и людей черствых: «Одна грешница увидела в пустыне собаку, которая от жажды лизала песок. Добрая женщина зачерпнула туфлей воду из колодца и напоила собаку. Аллах простил за это все ее прегрешения. Другая женщина оставила кошечку умирать с голоду (не разрешила ей даже поесть насекомых). В конце концов кошечка умерла, а женщина по причине своей жестокости встала на путь, ведущий в преисподнюю» (Бухари, Анбия, 54; Муслим, Салам, 151, 154; Бирр, 133; Насаи, Кусуф, 14).

Мусульманин должен проявлять милосердие и к диким животным. Согласно исламским предписаниям, даже таких ядовитых существ, как змеи и скорпионы, нужно убивать одним ударом, не заставляя их мучиться. В книге Газали «Алхимия счастья» говорится: «Убивший ядовитое насекомое двумя ударами получит мало пользы, убивший тремя ударами – еще меньше».

В Исламе запрещается произносить проклятия в адрес животных. Известно, что во время одного из военных походов некий ансар, садясь на верблюда, покрыл его проклятиями. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), ссаживая этого человека с верблюда, сказал: «После этого удались от нас вместе со своим проклятым верблюдом. Будьте внимательны! Не проклинайте детей, не проклинайте себя и своих животных» (Муслим, Зухд, 74).

Баязид Бистами, которого называли Султануль-Арифин, был образцом высокой нравственности. Он впитал в себя нравственность Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), благодаря чему достиг вершин духовности. Проходя как-то по рынку, Учитель увидел человека, который самым жестоким образом избивал осла. Животное истекало кровью. Баязид Бистами, который стал невольным свидетелем этой сцены, глубоко переживал за осла, мучения которого передались ему самому, и по телу Учителя потекла кровь.

Отличительная черта мусульманина – милосердие ко всему живому. Любое свое дело он начинает словами Бисмилляхир-рахманир-рахим, что означает «Именем Бога, Милостивого и Милосердного». Вспоминая каждый раз о милосердии Создателя, мусульманин и сам становится милосердным. Духовное состояние одного из приближенных к Аллаху Фудаиля бин Ияда - прекрасный образец для подражания. Окружающие, увидев, что он плачет, спросили, почему он это делает. «Я плачу от огорчения за верующего, который меня обидел. Я горюю оттого, что беспокоюсь за его положение в Судный день».

Все поступки мусульман – прекрасный образец того, чего может достичь человек, благодаря воспитанию в себе духовности.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Будьте милосердны ко всем, живущим на земле, и небеса будут милостивы к вам! (Тирмизи, Бирр,16).

 

 

Если Вы...

 

Если Вы унижены и оскорблены, то возьмите себе в пример терпение и стойкость Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который жил под властью жестоких мекканских мушриков – угнетателей.

Если Вы великий победитель, возьмите себе в пример благородство и покорность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который одержал победу при неравных условиях в тяжелых сражениях при Бадре и Хунайне.

Пусть Аллах защитит Вас, но если Вы оказались в поражении и разбиты, то вспомните сражение при Ухуде и то, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) находясь среди шахидов, покорился судьбе и во всем положился на Аллаха.

Если Вы ученый человек, то представьте Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который переливал в души и сердца своих учеников асхабов - суффа в тонкой, утонченной форме феиз – поток чистой духовной энергии, нравственной чистоты, укрепляя в их внутреннем умиротворение и знание Божественных повелений, и при этом давая им знания, необходимые в практической жизни.

Если Вы ученик, то вообразите Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), сидящего перед ангелом Джабраилем, принесшим откровение от Аллаха.

Если Вы обладаете красноречием и имеете воздействие на людей, то прислушайтесь сердцем к проникновенным речам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который в Мечети Набави раскрывал сокровенный смысл бытия, мудрость сотворения своим ученикам... какой ясной и понятной, приятной, мягкой и текучей была речь его.

Если Вы узнали Истину и ощутили себя ответственным за ее распространение, и нет рядом с Вами ни одного человека, который бы в этом деле поддержал Вас, то посмотрите на жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который в Мекке, терпя насилие и унижения от самых активных противников Ислама, не переставал призывать людей обратить свои сердца к Аллаху.

Если Вы всех и вся победили и, пересилив упорное сопротивление противостоящих вам сил, достигли окончательной победы, разбили все лживые теории и идеи, и провозгласили Истину, то оживите в памяти поведение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который без единой крови взял Мекку, вошел в нее во всем величии своей скромности. Он вошел в Мекку сидя на верблюде не в гордом положении победителя, а склонив голову в нескончаемой благодарности Воле и Милости Аллаха.

Если Вы владеете землей и хотите, чтобы Ваши дела улучшились, обратитесь к примеру Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который обширные необработанные земли Бани Надир, Хайбар, Федек отдал в руки тех, кто был в земледелии профессионалом.

Если Вы сирота, то подумайте о самом благословенном человеке этого мира – сироте Абдуллаха и Амины – Пророке Мухаммаде (салляллаху алейхи ва саллям).

Если Вы молодой человек, то обратите внимание на то, как многому научился будущий Пророк Ислама, будучи простым пастухом отары своего дяди Абу Талиба.

Если Вы человек дела и успешный торговец, возьмите себе в пример поведение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который в дальний и тяжелый путь вел караваны, и проявил себя как столь правдивый и терпеливый человек, что его душевные качества и ответственность обнадежили людей тем, что есть среди них честный человек, знающий свое дело.

Если Вы судья или человек, который может своим решением повлиять на жизнь и судьбы людей, то помните о взвешенном мудром предложении Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), посоветовавшим соплеменникам, которые готовы были излить друг на друга гнев, установить на место Хаджар и- Исвет Черный Камень в Каабе, приподняв его всем вместе и держа за разные концы ткани.

И снова перелистайте века и духовным оком посмотрите на Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), находящегося в Медине в Мечети Пророка, который помогал и видел как равных и впавшего в бедность и нужду человека и богатого, не судил людей, относился ко всем с доброжелательностью и справедливостью.

Если Вы супруг или супруга, то узнайте какими были благочестивые женщины Хадиджа (радияллаху анху) и Айша (радияллаху анху), как светлы были эти женщины, посмотрите, как относился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) к своим супругам, как прекрасны были их отношения и их образ жизни. Как был справедлив и предупредителен со своими близкими Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Ни в Коране, ни в хадисах нет ни одного примера того, чтобы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обидел или просто расстроил кого-либо, он относился ко всем мягко, дружелюбно и с пониманием.

Если Вы родители, узнайте, с какой любовью, уважением и внимательностью Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) относился к своим детям и внукам. Он чувствовал себя ответственным за их души и жизни перед Аллахом и воспринимал их как аманат от Него.

И кем бы Вы ни были, и в каком бы состоянии ни жили, утром и вечером, каждое мгновение знайте, что в лице Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Вы можете найти самого лучшего и мудрого наставника, самый совершенный пример для своей жизни.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) – духовный наставник человечества; направляя свою жизнь по Сунне Пророка (его пути), можете исправить любые ошибки в своей жизни, поправить дела, с помощью его руководства освободиться от цепей своей жизни, спастись от одиночества и обрести истинное спокойствие и счастье.

Если Вы увидите такое общество, где люди помогают друг другу и занимаются проблемами других, если есть любовь между ними, и она связывает сердца их состраданием и сочувствием, если сильные защищают слабых, если здоровые помогают больным, если богатые помогают сиротам, то знайте, без сомнения, это общество тех людей, в жизни которых достоинства Пророков и их слова, действия оставили след. Что это общество людей, которые восприняли влияние тех, кто шел за Пророками и их последователями.

 

 

Последний год

 

После прощального посещения Каабы, Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) был ниспослан последний аят Корана, в котором Аллах сообщал о том, что Ислам достиг своего совершенства как религия. Одновременно этим аятом Аллах Тааля сообщал о завершении великой миссии пророчества, которая была возложена на Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Наступило время возвращения Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) к своему Создателю. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обратившись к своим последователям, три раза задал один и тот же вопрос:

– О, мои сподвижники!

Выполнил ли я свою миссию?

Выполнил ли я свою миссию?

Выполнил ли я свою миссию?

Услышав утвердительный от своих верных сахабов, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), воздев руки, взмолился:

– О, Аллах! Будь свидетелем!

– О, Аллах! Будь свидетелем!

– О, Аллах! Будь свидетелем!

Таким образом, Коран, который ниспосылался в течение 23 лет, был отдан на хранение последователям Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), что стало для них особой Милостью Аллаха. После взятия (открытия) Мекки, сподвижники говорили следующее:

– Аллах открыл врата Мекки для Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Теперь он, наверное, останется в родном городе и не вернется в Медину.

Хотя сподвижники говорили об этом тайно, только между собой, Аллах дал знать Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) об их опасениях. Потупив головы от стыда, сподвижники рассказали Пророку о своих предположениях. В ответ на это, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал своим верным соратникам:

– Я прибегаю к защите Аллаха от такого поступка! Моя жизнь и смерть пройдут среди вас, –показав тем самым пример верности и преданности.

После того, как для мусульман открылись врата Мекки, Ислам укрепился в сердцах людей и по воле Аллаха достиг совершенства:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою Милость, и удовлетворился для вас Исламом, как религией» (Cура «Tрапеза» 4/3).

Незадолго до своего возвращения к Аллаху, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) посетил кладбище Медины, называемое «Джаннатул баки». Он попросил за усопших:

– О, Великий Аллах! Прости прегрешения лежащим здесь!

Вот так он попрощался с друзьями, ушедшими в мир иной. После возвращения с кладбища очередь прощания дошла и до верных сподвижников. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к ним с последним напутствием:

– Великий Аллах дал людям право выбора между прелестями ближней жизни и благами вечности, оставив право выбора за Своими рабами. Праведный человек раб, выбравший жизнь вечную!

Во время этого выступления Абу Бакр (радияллаху анху), который обладал чувствительным сердцем и нежной душой, почувствовал, что это прощальная речь Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Его охватила глубокая печаль. Сквозь слезы Абу Бакр воскликнул:

– О, Расулюллах! Мы готовы пожертвовать за тебя отцами, матерями, жизнями и имуществом.

Среди собравшихся никто, кроме Абу Бакра не смог понять в полной мере тонкую натуру и глубину чувств Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), никто не смог понять невысказанную им мысль, потому что в Коране только про Абу Бакра написано «второй из двоих». И Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) про Абу Бакра (радияллаху анху) говорил:

Все, что есть в моем сердце, я передал Абу Бакру!

Сподвижники Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), увидев состояние почтенного спутника Пророка, с удивлением сказали друг другу:

– Расулуллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о праведном человеке, который предпочел возвращение к Господу, но разве вас не поражают слезы этого человека?

Да, Абу Бакр своей сверхчувствительной душой и тонкой интуицией почувствовал великое расставание и от горечи будущей разлуки не смог удержать рыдания.

Благородная Фатима, дочь пророка, женщина, которой уготовано место в раю, от предстоящей разлуки с отцом настолько расстроилась, что не смогла сдержаться от восклицания:

«Уход Пророка перевернул мой мир, все его краски поблекли. Если бы мое горе пришло ночью, то ночная тьма изменила бы свой цвет».

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) оставил нам два маяка в этом безбрежном океане жизни – Коран и Сунну, которые указуют людям пути обретения истинного умиротворения и покоя, счастья в мире вечном и преходящем. Сунна – это путь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

По возращению в Медину, в 11 году по Хиджре (в понедельник, приходящийся на 12 день месяца Рабиул- Аввал), после тяжелой болезни, длившейся тринадцать дней, перед Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) приподнялись завесы, прикрывающие красоту вечной жизни. Его душа вознеслась, ликуя от скорой встречи с Господом миров.

У Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) между двух лопаток находился особый божественный знак пророчества. Многие сподвижники горели желанием увидеть и поцеловать эту примету. Имам Байхаки передает следующее:

«После перехода души Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в вечную жизнь на лице его не было даже малейших изменений, указывающих на смерть, по причине чего многие сподвижники засомневались в его уходе. Благородная Асма (радияллаху анху) стала искать знак пророчества на спине Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Не найдя приметы, она поняла, что душа его действительно вознеслась на небеса».

Религия достигла совершенства, сподвижники подтвердили выполнение миссии пророчества и призвали свидетелем Самого Всевышнего Аллаха. После чего «радость миров», покинув этот мир, устремился к той, вечной жизни, где он будет ожидать своих последователей на месте Страшного суда, на мосту «Сират» и у озера Кавсар.

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обратившись к Абдуллаху ибн Масуду, которого Аллах наделил красивым голосом и искренним сердцем, сказал:

– Почитай мне Коран.

Абдуллах ибн Масуд рассказывает, что на просьбу Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) он ответил следующим образом:

– О, Пророк Аллаха! Как я могу читать тебе Коран, когда он ниспосылается тебе!

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Поистине, я очень люблю слушать Коран, когда его читают другие.

Абдуллах ибн Масуд начал читать ему суру «Ниса» - «Женщины», и когда дошел до 41 аята, в котором говорится:

«Но что будет тогда, когда мы призовем тебя (о, Мухаммад) свидетельствовать над ними?», Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произнес:

– На этом достаточно!

Когда сподвижник Пророка (саллял







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.